Психолого-педагогические исследования
2019. Том 11. № 1. С. 57–69
doi:10.17759/psyedu.2019110105
ISSN: 2587-6139 (online)
Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: познавательная активность, креативность, образовательная среда, интеллектуально одаренные младшие школьники
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110105
Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования выпускницу магистерской программы ФГБОУ ВО МГППУ «Психология развития» Алхимову Е.Е.
Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений
Для цитаты: Шумакова Н.Б. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 57–69. DOI: 10.17759/psyedu.2019110105
Подкаст
Шумакова Н.Б. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 57–69. doi:10.17759/psyedu.2019110105
Фрагмент статьи
Вопрос об эффективности той или иной образовательной среды для развития интеллектуально одаренных детей остается открытым по данным как зарубежных, так и отечественных исследователей. Несколько десятилетий активных исследований в области обучения одаренных детей, выполненных главным образом в американской психологии, фактически свидетельствуют о ее кризисе.
Литература
-
Бабич Н. Развитие вопросов у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 67–74.
-
Баева И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды: монография. М.: МГППУ, 2008. 310 с.
-
Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5—8 лет // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 45–55.
-
Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. М.: Издательство Юрайт, 2018. 328 с.
-
Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / Под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. Москва–Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2007. 288 с.
-
Панов В.И. Понятие «образовательная среда»: от Л.С. Выготского к психодидактике // Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов: Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 87–102.
-
Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 101 с.
-
Панов В.И., Капцов А.В., Белова С.В., Панькин А.Б., Зотова Н.Г., Тихомиров М.Ю., Хохлова Е.В. Ценностный потенциал взаимодействия в образовательной среде. Волгоград, 2016. 128 с.
-
Холодная М.А. Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности как ресурсный фактор интеллектуального развития // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: материалы третьего международного симпозиума /Под ред. М.А. Холодной, Г.В. Ожигановой. М., 2016. С. 26–32.
-
Холодная М.А., Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н. Психологические основы конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания) // Психологический журнал. 1993. Т. 1. № 6. С. 35–45.
-
Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. Москва, 2016. 200 с.
-
Шумакова Н.Б. Исследовательская активность как основа выявления и развития творческой одаренности детей // Психологический институт в современном научно-психологическом пространстве: Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л.Г. Щукиной (1914–2014). Москва, 22–23 апреля 2014 года / Альманах Научного архива Психологического института / Под ред. В.В. Рубцова. М.: Алькор Паблишер, 2014. Вып. 7, юбилейный. С. 442–448.
-
Шумакова Н.Б. Гендерные особенности в развитии исследовательской позиции одаренных школьников // Вопросы психологии. 2010. №2. С. 56–64.
-
Шумакова Н.Б. Особенности креативности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 108–117. doi:10.17759/psyedu.2017090411
-
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебное пособие. М.: Просвещение, 2004. 119 с.
-
Юшков А.Н. Психологические особенности становления детской вопросительности на уроках-диалогах в начальной школе. Красноярск: Платино, 1997. 163 с.
-
Bara S.A., Plucker J.A. Smart people or smart contexts? Talent development in an age of situated approaches to learning and thinking // Educational Psychologist. 2002. Vol. 37. P. 165–182.
-
Besançon M., Lubart T., Barbot B. Creative giftedness and educational opportunities // Educational and Child Psychology. 2013. 30(2). P. 79–88.
-
Besançon M. Creativity, Giftedness and Education // Gifted and talented International Journal, Taylor and Francis. 2013. 28 (1&2). Р. 149–161.
-
Biddulph F., Symington D., Osborne R. The Place of Children's Questions in Primary Science Education // Research in Science & Technological Education. 2006. P. 77–88.
-
Kim M.A Meta-Analysis of the Effects of Enrichment Programs on Gifted Students // Gifted Child Quarterly. 2016. Vol. 60(2). P. 102–116.
-
Plucker J., Callahan C.M. Research on Giftedness and Gifted Education: Status of the Field and Considerations for the Future // Exceptional Children. 2014. Vol. 80(4). P. 390–406.
-
Top 20 principles from psychology for preK–12 creative, talented, and gifted students’ teaching and learning. Center for Psychology in Schools and Education. 2017. URL: http://www.apa.org/ed/schools/teaching-learning/top-twenty-principles.aspx (дата обращения: 6.11.2018).
-
Toward a Global Vision of Gifted Education: An Interview With Michael S. Matthews // Roeper Review. 2014. Vol. 39(2). P. 80–86.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров HTML-версии за весь период: 2256
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 27
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 11
Скачиваний PDF-версии за весь период: 957
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 4
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 5