Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов как ресурс развития инклюзии в вузе

309

Аннотация

В статье анализируется деятельность ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — РУМЦ) в университете, на базе которого он создан. Приводятся данные мониторинговых исследований и анкетирования, проведенных РУМЦ в 2017–2018 гг. по параметрам, которые сегодня являются ключевыми в оценке состояния высшего инклюзивного образования в любом вузе Российской Федерации. Проведен анализ состояния основных направлений деятельности РУМЦ в вузе. На основе обобщения и систематизации данных определяется специфика работы центра внутри университета. Выявленные в результате проведения мониторинговых исследований и анкетирования проблемы позволили определить основные траектории дальнейшей деятельности РУМЦ в университете. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью является важнейшим фактором активизации ресурсов всех субъектов образовательного процесса, в том числе и структурных подразделений университета, которые сопровождают процесс обучения данной категории обучающихся. Обобщение реализованных в 2016–2018 годы видов работ и выполнение мониторинговых исследований Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МГППУ позволяет говорить о значительной роли данного центра в развитии инклюзивной образовательной среды вуза.

Общая информация

Ключевые слова: высшее образование студентов с инвалидностью, ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110305

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования всех исполнителей Государственного задания за 2017, 2018 годы.

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Саитгалиева Г.Г., Васина Л.Г., Гутерман Л.А. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов как ресурс развития инклюзии в вузе [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 57–71. DOI: 10.17759/psyedu.2019110305

Фрагмент статьи

Как и любая система, деятельность РУМЦ на базе образовательных организаций высшего образования есть полифункциональное и многоуровневое образование, находящееся в сложных связях с теми явлениями и процессами, которые протекают внутри университета. В структуре деятельности РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья можно выделить три плана изучения.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. С. 29–41. doi:10.17759/pse.2018230204
  2. В Москве поддержат организации, предоставляющие работу людям с инвалидностью [Электронный ресурс] // URL: https://www.asi.org.ru/news/2017/06/23/subsidii-biznesu-trudoustrojstvo-invalidov/ (дата обращения: 02.09.2019).
  3. Инвалиды в России: без барьеров и ограничений [Электронный ресурс] // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9253 (дата обращения: 02.09.2019).
  4. Инклюзивное образовательное пространство в учреждениях высшего образования: монография / Г.З. Ефимова и др. Тюменский государственный университет. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2017. С. 6–9.
  5. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] // URL: http://ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf (дата обращения: 05.09.2019).
  6. Куравский Л.С., Васина Л.Г., Соколов В.В. Практические результаты работы модельного образца специальных образовательных условий для студентов с нарушениями зрения в МГППУ // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. С. 89–102. doi:10.17759/pse.2018230210
  7. Работодатели смогут получить гранты мэра Москвы за трудоустройство людей с инвалидностью [Электронный ресурс] // URL: https://www.asi.org.ru/news/2018/05/04/trudoustrojstvo-invalidov-granty/ (дата обращения: 02.09.2019).
  8. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция создания проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации// Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 10–17. doi:10.17759/pse.2017220103
  9. Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Международный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 88–97. doi:10.17759/pse.2017220111
  10. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн) [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 05.09.2019).
  11. Министр Максим Топилин: Уровень трудоустройства инвалидов при содействии службы занятости существенно увеличился [Электронный ресурс] // URL: https://rosmintrud.ru/employment/resettlement/9 (дата обращения: 02.09.2019).
  12. Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально-психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта работы Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 140–149. doi:10.17759/pse.2017220116
  13. Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 605.
  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  15. Шаяхметова Н.Н., Ишембитова З.Б., Саитгалиева Г.Г. Профессиональная ориентация и социальная адаптация обучающихся с инвалидностью в условиях инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 7 (68). С. 152–155.
  16. Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошаков // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 69–79.

Информация об авторах

Саитгалиева Гузель Газимовна, кандидат социологических наук, доцент, директор центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0216-4167, e-mail: ggg2910@mail.ru

Васина Людмила Григорьевна, специалист по учебно-методической работе в учебно-производственной лаборатории «Технические и программные средства обучения студентов с ограниченными двигательными функциями» факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9902-2511, e-mail: festivalnt@mail.ru

Гутерман Лариса Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики, директор Центра инклюзивного образования, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: Lara57@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 861
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 309
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1