Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов как ресурс развития инклюзии в вузе

342

Аннотация

В статье анализируется деятельность ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — РУМЦ) в университете, на базе которого он создан. Приводятся данные мониторинговых исследований и анкетирования, проведенных РУМЦ в 2017–2018 гг. по параметрам, которые сегодня являются ключевыми в оценке состояния высшего инклюзивного образования в любом вузе Российской Федерации. Проведен анализ состояния основных направлений деятельности РУМЦ в вузе. На основе обобщения и систематизации данных определяется специфика работы центра внутри университета. Выявленные в результате проведения мониторинговых исследований и анкетирования проблемы позволили определить основные траектории дальнейшей деятельности РУМЦ в университете. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью является важнейшим фактором активизации ресурсов всех субъектов образовательного процесса, в том числе и структурных подразделений университета, которые сопровождают процесс обучения данной категории обучающихся. Обобщение реализованных в 2016–2018 годы видов работ и выполнение мониторинговых исследований Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МГППУ позволяет говорить о значительной роли данного центра в развитии инклюзивной образовательной среды вуза.

Общая информация

Ключевые слова: высшее образование студентов с инвалидностью, ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110305

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования всех исполнителей Государственного задания за 2017, 2018 годы.

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Саитгалиева Г.Г., Васина Л.Г., Гутерман Л.А. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов как ресурс развития инклюзии в вузе [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 57–71. DOI: 10.17759/psyedu.2019110305

Полный текст

 

В статье анализируется деятельность ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — РУМЦ) в университете, на базе которого он создан. Приводятся данные мониторинговых исследований и анкетирования, проведенных РУМЦ в 2017-2018 гг. по параметрам, которые сегодня являются ключевыми в оценке состояния высшего инклюзивного образования в любом вузе Российской Федерации. Проведен анализ состояния основных направлений деятельности РУМЦ в вузе. На основе обобщения и систематизации данных определяется специфика работы центра внутри университета. Выявленные в результате проведения мониторинговых исследований и анкетирования проблемы позволили определить основные траектории дальнейшей деятельности РУМЦ в университете. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью является важнейшим фактором активизации ресурсов всех субъектов образовательного процесса, в том числе и структурных подразделений университета, которые сопровождают процесс обучения данной категории обучающихся. Обобщение реализованных в 2016-2018 годы видов работ и выполнение мониторинговых исследований Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МГППУ позволяет говорить о значительной роли данного центра в развитии инклюзивной образовательной среды вуза.

Актуальность проблемы

Инклюзивные процессы в образовании становятся широко распространенным явлением на всех его уровнях, что, несомненно, является результатом тех преобразований, которые происходят в социальной структуре общества, а именно изменение отношения общества и государства к людям с инвалидностью. Государство, создавая ресурсные учебно­методические центры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций высшего образования в 2016-2017 годах, ставило задачу выстраивания комплексной системы, которая будет обеспечивать доступность и качество высшего образования людям с инвалидностью [3; 5; 8]. Сегодня в России действует 21 ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, подведомственный органам исполнительной власти в области образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, сельского хозяйства.

Согласно Примерному положению о деятельности РУМЦ, рекомендованному Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, определено два основных вектора функционирования данных центров: первый — высшие учебные заведения, которые находятся на «закрепленной территории», второй — образовательные организации высшего образования, на базе которых они созданы.

Основными направлениями деятельности РУМЦ сегодня являются: профессиональная ориентация лиц с инвалидностью, сопровождение получения высшего образования, содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и их постдипломное сопровождение. Системная работа РУМЦ предполагает деятельность со студентами с инвалидностью, с преподавателями и сотрудниками внутри вуза, где создан центр.

Основная часть

Как и любая система, деятельность РУМЦ на базе образовательных организаций высшего образования есть полифункциональное и многоуровневое образование, находящееся в сложных связях с теми явлениями и процессами, которые протекают внутри университета. В структуре деятельности РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья можно выделить три плана изучения.

Первый характеризует констатирующие элементы, системообразующим основанием которых выступает цель деятельности. Структурные компоненты деятельности РУМЦ зафиксированы в таких функциональных блоках, как «задачи», «объекты», «процесс», «результат». Данные компоненты находятся в теснейшей взаимосвязи и представляют собой отдельные направления деятельности РУМЦ. В функциональной структуре деятельности данного центра можно выделить учебно-методическое, консультативное, проектное и контрольно-оценочное звенья, каждое из которых представлено соответствующими действиями. Полноценное осуществление деятельности ресурсным центром возможно, если специалисты, входящие в его состав, понимают, в чем цель деятельности такого центра, владеют необходимыми технологиями работы с объектами деятельности, обладают профессиональными компетенциями для осуществления взаимодействия с профессорско-преподавательским составом вуза и обучающимися, которые имеют различные виды нарушений в состоянии здоровья.

Второй аспект представлен основными функциями деятельности РУМЦ, которые отражают все многообразие отношений специалистов центра с его потенциальными объектами. На наш взгляд, вполне логичным в данном случае может быть конкретизация функционального содержания деятельности центра по следующим основаниям:

по содержанию — преобразовательная деятельность, которая направлена на изменение таких компонентов образовательной среды, как учебный план, методы обучения (использование специальных образовательных технологий), преобразование деятельности преподавателей и специалистов, работающих с обучающимися с инвалидностью;

по форме — коммуникативная деятельность, включающая все разнообразие существующих технологий коммуникативного взаимодействия (непосредственное и опосредованное) между преподавателями, специалистами и обучающимися с инвалидностью;

 по структуре — ценностно-ориентационная деятельность, направленная на создание и поддержку тех ценностных установок, которых требует инклюзивная образовательная среда вуза.

Основная цель деятельности РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузе — формирование единого образовательного пространства, в котором взаимодействуют все структурные подразделения университета по вопросам обучения и сопровождения обучающихся с инвалидностью. Цель РУМЦ определяется как особая миссия приобщения человека с инвалидностью к полноценному образованию, социальному взаимодействию, к ценностям культуры, принятым в образовательной организации.

Третий аспект характеризуется разнообразием деятельности специалистов РУМЦ, которая весьма динамична по своей сути и содержанию, ставит новые задачи и требует постоянной творческой активности этих людей. Творческая активность специалистов ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья соединяет в себя универсальные свойства и уникальные черты, которые обусловлены тем, что находясь в постоянно изменяющихся условиях, они решают новые задачи, используя при этом новые способы и средства достижения.

Деятельность ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья кроме практической должна иметь и научно-исследовательскую составляющую, поскольку специалисты, входящие в состав такого центра, являются научно-педагогическими работниками образовательной организации высшего образования, обладают учеными степенями и учеными званиями.

Деятельность РУМЦ на базе вуза становится процессом, который позволяет развертывать новую составляющую образовательного процесса, направленную на признание человека с инвалидностью полноценным участником образовательных отношений и формирование «включающей» среды, в которой каждому обучающемуся есть свое место.

Остановимся более подробно на том, какую роль выполняет РУМЦ в развитии инклюзивной образовательной среды в университете, на базе которого он создан. В публикациях зарубежных и отечественных исследователей инклюзивное образование трактуется как «создание беспрепятственной среды обучения, приспособление образовательной среды к нуждам людей с инвалидностью и обеспечение необходимой поддержки в целях совместного получения образования здоровых людей и людей с инвалидностью» [1; 4; 6; 9; 12; 15; 16]. На сегодняшний день состояние высшего инклюзивного образования в любом вузе Российской Федерации анализируется по следующим параметрам:

  1. организационная доступность;
  2. кадровая доступность;
  3.  инженерно-архитектурная доступность;
  4. материально-техническая доступность.

Охарактеризуем вышеуказанные параметры инклюзивной образовательной среды.

1.                         Организационная доступность

Организационная доступность вуза обеспечивается:

наличием специального структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования студентами с ОВЗ и инвалидностью (при его отсутствии — наличие приказа о назначении ответственных лиц за работу с лицами с инвалидностью и ОВЗ);

наличием нормативно-правовой документации и локальных актов, а именно:

    наличием на сайте вуза специального раздела для лиц с инвалидностью и положения, регламентирующего работу с ними;

наличием утвержденных паспортов доступности зданий, плана мероприятий

по развитию инклюзивного образования в вузе, планов мероприятий по развитию профориентации и трудоустройству лиц с инвалидностью;

1. численностью студентов с инвалидностью на текущий год (особое внимание следует обратить на студентов с нарушением слуха, с нарушением зрения, с нарушением ОДА);

2. численностью выпускников с инвалидностью на последний завершенный учебный год (в том числе с нарушением слуха, с нарушением зрения и с нарушением ОДА);

3.   наличием волонтерских  проектов, направленных на организацию сопровождения обучающихся с инвалидностью.

2.                         Кадровая доступность

 численность специалистов в штате вуза, обеспечивающих сопровождение

студентов с инвалидностью (педагог-психолог, социальный педагог (социальный работник), специалист по техническим и программным средствам, сурдопедагог, переводчик русского жестового языка (сурдопереводчик), тифлопедагог);

 численность ППС и специалистов в вузе, прошедших повышение квалификации в области обучения лиц с инвалидностью.

3.                         Архитектурная доступность

Количество аудиторий, оснащенных специальным оборудованием (в том числе для лиц с нарушением слуха, с нарушением зрения, с нарушением ОДА).

4.                         Материально-техническая доступность

1.наличие специализированного оборудования для аудиторий, предназначенных для лиц с нарушением слуха (в том числе индукционных петель, акустических систем, радиоклассов, индивидуальных FM-систем, FM-систем коллективного пользования);

2. наличие специализированного оборудования для аудиторий, предназначенных для лиц с нарушением зрения (в том числе видеоувеличителей стационарных, видеоувеличителей портативных, дисплеев Брайля, программного обеспечения для невизуального доступа к информации, принтеров Брайля, читающих машин, нагревателей для рельефной печати, информационных терминалов);

3. наличие специализированного оборудования для аудиторий, предназначенных для лиц с нарушением опорно-двигательной активности (в том числе специальных клавиатур, специального оборудования для занятий физической культурой) [8; 10; 13; 14].

Прежде всего, отметим, что РУМЦ на базе МГППУ был создан приказом Минобрнауки России от 05.09.2016. Кадровый состав ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья представлен специалистами, имеющими опыт работы со студентами с инвалидностью с различными видами нарушений более 10 лет. Большая часть штатных сотрудников центра (60%) имеют ученую степень доктора/кандидата наук и ученые звания профессора/доцента; постоянно повышают свою квалификацию по дополнительным профессиональным программам в области обучения и сопровождения инклюзивного высшего образования. К реализации основных направлений деятельности РУМЦ привлекаются ведущие преподаватели и специалисты университета, которые обладают соответствующими компетенциями и имеют опыт работы в условиях инклюзивного высшего образования.

По состоянию на 1 сентября 2019/2020 учебного года в МГППУ обучается 201 студент с инвалидностью. Деятельность ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья также способствовала росту численности обучающихся с инвалидностью, которая на сегодняшний день составляет 4,5% от общего контингента студентов. Динамика численности обучающихся студентов с инвалидностью в МГППУ за период 2015-2019 гг. представлена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика контингента студентов с инвалидностью МГППУ за 2015-2019 гг. (по состоянию на 1 сентября 2019 года)

 

Данные рис. 1 свидетельствуют, что рост численности обучающихся с инвалидностью в университете происходил до 2017 года. Некоторое снижение численности обучающихся с инвалидностью в 2018 году связано с реализацией основной задачи РУМЦ МГППУ по развитию инклюзивного высшего образования на «закрепленной территории», что предполагает рост численности поступающих с инвалидностью в вузы-партнеры, расположенные в том числе и на территории г. Москвы. По данным мониторинга поступления лиц с инвалидностью в вузы-партнеры РУМЦ МГППУ, в 2018 году прослеживается положительная динамика, количество поступивших в вузы Москвы абитуриентов с инвалидностью возросло от 153 до 205. В 2019 году количество обучающихся с инвалидностью увеличилось, положительная динамика в контингенте обучающихся с инвалидностью в МГППУ сохраняется.

По структуре нарушений у студентов с инвалидностью, обучающихся в университете, преобладают лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 64 человека, с нарушениями зрения — 46 человек, с нарушениями слуха — 4, с соматическими заболеваниями — 45, другие заболевания — 29, студентов, не указавших вид нарушений — 13.

С целью совершенствования содержания нормативной документации и локальных актов, связанных с обучением студентов с инвалидностью в МГППУ, сотрудниками РУМЦ была проделана работа по приведению в соответствие текстов рассматриваемых документов. Специальный раздел для лиц с инвалидностью официального сайта университета был дополнен необходимой информацией в соответствии с требованиями контрольно-надзорных органов.

Следующим важным шагом участия РУМЦ в развитии инклюзивной образовательной среды внутри университета стало вхождение представителей центра в состав Совета по доступности, который был организован приказом ректора в 2018 году. Основным содержанием работы специалистов в данном Совете стала оценка доступности архитектурной среды учебных корпусов университета и предоставляемых образовательных услуг студентам с инвалидностью. Сотрудники центра за 2017-2019 гг. приняли участие в обследовании состояния доступности учебных корпусов и разработали проекты по созданию безбарьерной среды, оборудованию полифункциональных аудиторий, предусматривающих специальные рабочие места для студентов с инвалидностью, в том числе для лиц с нарушением слуха, зрения, ОДА.

Одна из наиболее острых проблем современного этапа развития высшего инклюзивного образования — это нехватка компетентных сотрудников и преподавателей. В результате анализа данного критерия выяснилось, что профессорско-преподавательский состав университета ежегодно участвует в курсах повышения квалификации. В 2018 году слушателями дополнительной профессиональной программы курсов повышения квалификации, реализуемой РУМЦ МГППУ, стали 126 преподавателей и сотрудников университета. Следует также отметить, что с 2016 года в вузе разработаны и успешно апробированы 2 дополнительные профессиональные программы повышения квалификации — «Технологии инклюзивного образования в вузе» и «Инклюзия в вузе». Для формирования необходимых компетенций у слушателей по работе с обучающимися с инвалидностью в рамках реализации дополнительной профессиональной программы были использованы следующие формы и методы обучения: интерактивные лекции, организация практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий, организация практики (стажировки) в режиме очного участия, практических занятий в форме деловых игр, мастер-классов, дискуссий по заданным тематическим направлениям.

Сотрудники и преподаватели университета имеют возможность получения консультативных услуг, которые предоставляются специалистами РУМЦ МГППУ. В Call- центр поступают различные запросы относительно профориентации, обучения, трудоустройства, социализации, сопровождения студентов с инвалидностью, а также иные вопросы, связанные с реализацией и организацией инклюзивного образования обучающихся конкретных нозологических групп.

Анализ задаваемых вопросов и ответов на них позволил выявить следующие тематические направления, являющиеся наиболее актуальными для клиентов Call-центра (табл. 1).

Таблица 1

Структура проведенных консультаций для клиентов Call-центра 

Направления консультации

Процент от общего количества проведенных консультаций

1

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования

6%

2

Довузовская подготовка

1%

3

Профориентация в системе довузовской подготовки

3%

4

Условия доступности высшего образования

11%

5

Трудоустройство выпускников

1%

6

Адаптированные образовательные программы

17%

7

Организация обучения

14%

8

Сопровождение и поддержка обучающихся

23%

9

Внеучебная и волонтерская деятельность

10%

10

Постдипломное сопровождение выпускников

1%

11

Организация и содержание практики обучающихся

1%

12

Мониторинг качества и доступности высшего образования

5%

13

Нарушение прав инвалидов при поступлении

1%

14

Льготы при поступлении (поступление в рамках «особой квоты»)

1%

15

Организация вступительных испытаний для абитуриентов

1%

16

Перечень документов, необходимых для предоставления в приемную комиссию

1%

17

Порядок зачисления инвалидов

1%

18

Заселение в общежитие

1%

19

Порядок предоставления документов для получения социальной стипендии

1%

 

 

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что наибольшую актуальность имеют вопросы, связанные с сопровождением и поддержкой обучающихся с инвалидностью (23%), на 2-м месте — разработка адаптированных образовательных программ высшего образования с учетом специфики нозологий студентов (17%), на 3-м — организация обучения студентов с различными видами нарушений (58%), на 4-м — условия доступности высшего образования для студентов с инвалидностью. Наименее актуальными были вопросы о порядке зачисления инвалидов и лиц с ОВЗ, предоставлении необходимых документов в приемную комиссию, условиях льготного поступления в вуз. Сравнительно низкая актуальность указанных тематических направлений несет в себе положительный контекст, связанный с достаточной информированностью лиц с инвалидностью об условиях поступления. Деятельность Call-центра РУМЦ МГППУ за 2016-2018 годы демонстрирует высокую востребованность предоставляемых услуг как у сотрудников университета, на базе которого он создан, так и у студентов и абитуриентов с инвалидностью.

Согласно официальным данным, «ежегодно до 20-30% студентов с инвалидностью отчисляются из образовательных организаций высшего образования, не закончив обучение» [4]. Главной причиной отчисления данной категории обучающихся является «состояние здоровья студента с инвалидностью; на втором месте — осознание студентом с инвалидностью того, что выбрал не то направление подготовки, не ту специальность, по которой сможет работать в дальнейшем» [4]. Представленные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы с абитуриентами с инвалидностью по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению. В этой связи Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов МГППУ был проведен ряд профориентационных мероприятий с потенциальными абитуриентами, планирующими поступление в МГППУ, главным содержанием которых явилось: информирование абитуриентов о направлениях и профилях подготовки, реализуемых в вузе, а также о перспективах дальнейшего трудоустройства после получения образования по выбранной профессии. Интервьюирование абитуриентов с инвалидностью сотрудниками РУМЦ в рамках приемной кампании университета подтверждает тезис о том, что значительный процент лиц с инвалидностью выбирает вуз, максимально приближенный к месту проживания (86% опрошенных). Мнение близких родственников, прежде всего родителей, является приоритетным при выборе профессии и вуза для обучения (64% респондентов). Вопрос о возможности обучения по адаптированным образовательным программам в вузе вызвал поддержку значительной части абитуриентов (73%).

Важным аспектом работы РУМЦ в развитии инклюзивной образовательной среды, формировании инклюзивной культуры в учреждении является развитие волонтерских проектов в вузе, направленных на организацию и сопровождение обучающихся с инвалидностью. Развитие волонтерского движения в вузе призвано стать связующим элементом реализации задачи инклюзивного образования и основанием для развития и становления самих волонтеров активными членами гражданского общества. В 2018 году специалистами РУМЦ была разработана и реализована дополнительная образовательная программа подготовки волонтеров «Формирование навыков сопровождения людей с инвалидностью». По данной программе подготовлено 40 студентов университета, готовых к сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями. С октября 2019 года в МГППУ готовится к реализации проект «Доверенные студенты», целью которого является оперативное реагирование волонтеров на запросы студентов с инвалидностью по оказанию им необходимой помощи в сопровождении.

Одной из важных функций деятельности РУМЦ внутри университета является содействие в трудоустройстве выпускников с инвалидностью. Активное и всестороннее взаимодействие сотрудников центра с отделом трудоустройства студентов в данном направлении основывается на проведении мероприятий, способствующих трудоустройству выпускников с инвалидностью, оказанию обратившимся консультационной помощи по вопросам труда и занятости, предоставлению сведений о состоянии рынка труда, наличии вакантных рабочих мест и т.д.

Практика работы служб содействия трудоустройству лиц с инвалидностью предлагает перечень следующих основных мероприятий, обеспечивающих трудоустройство лиц с инвалидностью и ОВЗ:

  • разработка индивидуального маршрута профессиональной карьеры выпускника с инвалидностью;
  • - ранняя включенность в трудовую деятельность в учебном процессе (использование проектной методики, проблемных подходов, решение практико-ориентированных задач и заданий), в ходе производственной практики, волонтерской работы; 
  • создание банка данных о лицах с инвалидностью, обучающихся в вузах региона, и формирование информации об их профессионально-личностных предпочтениях;
  • формирование реестра данных о потенциальных работодателях, заинтересованных в трудоустройстве лиц с инвалидностью, и количестве рабочих мест в организациях;
  • непрерывность процесса профориентации: круглые столы, встречи с работодателями, ярмарки вакансий, дни открытых дверей, фестивали, дискуссионные клубы, семинары и конкурсы;
  • обучение студентов методам самопрезентации, эффективного поведения на рынке труда;
  • формирование профессиональных интересов и склонностей, пригодности к той или иной профессии и потребностям работодателей;
  • проведение специалистами по профессиональной ориентации встреч инвалидов с потенциальными работодателями;
  • проведение рефлексивной коррекции будущего выбора места работы;
  • организация экскурсий на предприятия, которые готовы принять на работу инвалидов;
  • правовая и информационная поддержка молодых специалистов с инвалидностью на этапе профессионального развития;
  •  приобщение студентов с инвалидностью к решению социально-экономических проблем, а также активному решению проблем своей профессиональной карьеры; 
  • проведение консультаций о состоянии специализированного рынка труда инвалидов и его характеристиках, а также профессиональное консультирование по подбору мест для трудоустройства инвалидов;
  • реализация пролонгированной экспертизы результативности и эффективности трудоустройства выпускника с инвалидностью в течение 5 лет после окончания вуза.

Напомним, что с целью обеспечения равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности лиц с инвалидностью в регионах России реализуются соответствующие региональные программы. Так, например, в г. Москве в 2018 году была завершена программа «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы». В соответствии с данными отчета о достижении показателей государственной программы г. Москвы, к 2016 г. доля трудоустроенных лиц с инвалидностью, имеющих рекомендации к трудоустройству, достигла 85% [2; 3; 5; 7; 11].

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения[2], каждый четвертый опрошенный (25%) считает, что у людей с инвалидностью возникают сложности с трудоустройством: те, у кого нет знакомых с инвалидностью, говорят об этом чаще (27%), тогда как сами инвалиды реже испытывают такие трудности (21%).

В 2018 году Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МГППУ был проведен анализ состояния трудоустройства выпускников с инвалидностью. На момент проведения анализа контингент выпускников с инвалидностью в МГППУ составил 45 человек. По данным отдела трудоустройства студентов, численность выпускников с инвалидностью, трудоустроившихся в течение календарного года, составила 27 человек (60%), количество выпускников, которые продолжили обучение — 12 (26,6%). Всего трудоустроенных и продолживших обучение выпускников с инвалидностью — 39 человек (86,6%). Выпускники с инвалидностью приняли участие в проведении мониторинга трудоустройства, проводимого РУМЦ при выполнении Государственного задания за 2017, 2018 годы.

Результаты исследования демонстрируют зависимость уровня трудоустройства выпускников от степени тяжести их заболевания — если среди респондентов с третьей группой инвалидности преобладают трудоустроенные выпускники, то практически все участники опроса, имеющие первую группу инвалидности, на период исследования не работали. Зависимость уровня трудоустройства от группы инвалидности представлена в табл. 2.

Таблица 2

Зависимость уровня трудоустройства от группы инвалидности (человек)

Уровень трудоустройства

Группа инвалидности

Всего

1

2

3

Т рудоустрое нные выпускники

1

6

32

39

Нетрудоустроенные выпускники

4

1

1

6

 

Анализ актуального уровня трудоустройства лиц с инвалидностью не будет полным без рассмотрения факторов, доминирующих при поиске работы выпускниками данной категории. По данным исследования, самым значимым фактором, влияющим на поиск места работы, является достойная заработная плата — 68%. Вторым по значимости фактором является соответствие специальности, полученной в вузе (50%). По нашему мнению, это связано с тем, что выбор специальности и вуза лицами с инвалидностью был вполне осознанным, с учетом своих способностей и перспектив возможного трудоустройства после окончания вуза.

Согласно полученным данным, факторы, отмеченные выпускниками с инвалидностью при поиске работы, совпадают с теми, что и у условно здоровых респондентов, а позиции, которые традиционно считаются важными для людей с инвалидностью (в том числе и в представлениях работодателей), являются для них менее значимыми. Факторы, наиболее важные для выпускников с инвалидностью при поиске работы, представлены на рис. 2.

 

 
Рис. 2. Распределение факторов, наиболее важных для выпускников с инвалидностью при поиске работы (в %) 

Более половины участников опроса (58% опрошенных) сталкивались с рядом проблем в процессе трудоустройства. Полученные данные свидетельствуют, что среди вариантов ответа на вопрос «Что затрудняет Ваше трудоустройство?» респондентами был выбран вариант «Другая причина» (рис. 2). Опрошенные выпускники с инвалидностью объясняли выбор этого ответа желанием продолжить обучение в магистратуре. Полученные данные демонстрируют существующие ограничения в жизнедеятельности выпускника с инвалидностью, которые не позволяют респондентам совмещать учебу с работой.

Значимым фактором, затрудняющим трудоустройство данной категории выпускников, является отсутствие подходящих вакансий (43% опрошенных). Список специальностей, по которым обучались выпускники, выбравшие данный вариант ответа, достаточно разнообразен: социология, экономика, психология, режиссура кино и телевидения. Четверо из шести принявших участие в опросе выпускников с 1 группой инвалидности указали на отсутствие подходящих вакансий для их трудоустройства.

В качестве немаловажных, хотя и менее распространенных факторов, участники опроса отметили «наличие ограничений по состоянию здоровья», а также «низкую заработную плату существующих вакансий» (по 20%). Часть респондентов (17%) указывали, что не обладают достаточной квалификацией для трудоустройства на желаемое место работы, что свидетельствует о существовании у них запроса на повышение квалификации, прохождение дополнительных учебных курсов. Такое же количество опрошенных указали в качестве фактора, затрудняющего их трудоустройство, существующие барьеры при передвижении до работы и обратно.

Анализ мониторинговых исследований свидетельствует, что чаще всего выпускники, принявшие участие в опросе, указывали на необходимость участия РУМЦ в подборе вакансий (41%) и подготовке к собеседованию с работодателем (37%). Для 16% респондентов важна информационная функция РУМЦ — как источника получения информации о ярмарках вакансий для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Часть опрошенных (14%) заинтересована в помощи в предоставлении соответствующих услуг региональной службой занятости. В данном случае РУМЦ выступает посредником в осуществлении коммуникации между выпускником университета и службой занятости. Относительно высока доля тех респондентов, которые выбрали вариант «другое», указывая на необходимость в содействии поиска мест стажировок, предполагающих последующее трудоустройство.

Выводы и предложения

Высшее образование лиц с инвалидностью выстраивается сегодня на платформе образовательных организаций, обладающих профессиональным опытом обучения данной категории обучающихся. Инклюзивная среда университета есть полифункциональная и многоуровневая система, которая направлена на признание человека с инвалидностью полноценным участников образовательных отношений. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью является важнейшим фактором активизации ресурсов всех субъектов образовательного процесса, в том числе и структурных подразделений университета, которые сопровождают процесс обучения данной категории обучающихся.

Обобщение реализованных в 2016-2018 годы видов работ и выполнение мониторинговых исследований Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МГППУ позволяют говорить о значительной роли данного центра в развитии инклюзивной образовательной среды вуза.

Дальнейшая деятельность РУМЦ, основанная на взаимодействии со всеми заинтересованными структурными подразделениями университета, будет способствовать:

1. Позиционированию РУМЦ как университетского центра, основного интегратора ресурсов, необходимых для развития инклюзивного образования студентов с инвалидностью.

2. Обеспечению инклюзивного образовательного процесса специалистами и преподавателями, которые обладают необходимыми компетенциями по обучению студентов с инвалидностью.

3. Качественному организационно-нормативному оформлению инклюзивной образовательной среды вуза.

4. Консолидации усилий структурных подразделений университета по развитию доступности высшего образования для лиц с инвалидностью.

Благодарности

Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования всех исполнителей Государственного задания за 2017, 2018 годы.




1 В статье использованы результаты мониторинговых исследований, проведенных в рамках выполнения Государственного задания РУМЦ МГППУ за 2017, 2018 гг.
[2] Опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 6 августа 2018 г. по заказу Всероссийского общества инвалидов (объем выборки — 1600 респондентов).

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. С. 29–41. doi:10.17759/pse.2018230204
  2. В Москве поддержат организации, предоставляющие работу людям с инвалидностью [Электронный ресурс] // URL: https://www.asi.org.ru/news/2017/06/23/subsidii-biznesu-trudoustrojstvo-invalidov/ (дата обращения: 02.09.2019).
  3. Инвалиды в России: без барьеров и ограничений [Электронный ресурс] // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9253 (дата обращения: 02.09.2019).
  4. Инклюзивное образовательное пространство в учреждениях высшего образования: монография / Г.З. Ефимова и др. Тюменский государственный университет. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2017. С. 6–9.
  5. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] // URL: http://ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf (дата обращения: 05.09.2019).
  6. Куравский Л.С., Васина Л.Г., Соколов В.В. Практические результаты работы модельного образца специальных образовательных условий для студентов с нарушениями зрения в МГППУ // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. С. 89–102. doi:10.17759/pse.2018230210
  7. Работодатели смогут получить гранты мэра Москвы за трудоустройство людей с инвалидностью [Электронный ресурс] // URL: https://www.asi.org.ru/news/2018/05/04/trudoustrojstvo-invalidov-granty/ (дата обращения: 02.09.2019).
  8. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция создания проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации// Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 10–17. doi:10.17759/pse.2017220103
  9. Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Международный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 88–97. doi:10.17759/pse.2017220111
  10. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн) [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 05.09.2019).
  11. Министр Максим Топилин: Уровень трудоустройства инвалидов при содействии службы занятости существенно увеличился [Электронный ресурс] // URL: https://rosmintrud.ru/employment/resettlement/9 (дата обращения: 02.09.2019).
  12. Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально-психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта работы Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 140–149. doi:10.17759/pse.2017220116
  13. Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 605.
  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  15. Шаяхметова Н.Н., Ишембитова З.Б., Саитгалиева Г.Г. Профессиональная ориентация и социальная адаптация обучающихся с инвалидностью в условиях инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 7 (68). С. 152–155.
  16. Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошаков // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 69–79.

Информация об авторах

Саитгалиева Гузель Газимовна, кандидат социологических наук, доцент, директор центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0216-4167, e-mail: ggg2910@mail.ru

Васина Людмила Григорьевна, специалист по учебно-методической работе в учебно-производственной лаборатории «Технические и программные средства обучения студентов с ограниченными двигательными функциями» факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9902-2511, e-mail: festivalnt@mail.ru

Гутерман Лариса Александровна, кандидат биологических наук, руководитель Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6294-4910, e-mail: laguterman@sfedu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 953
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 342
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3