Организация сетевого взаимодействия ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов с вузами-партнерами

810

Аннотация

Рассматривается проблема доступности и качества высшего образования студентов с инвалидностью. Представлен опыт организации сетевого взаимодействия ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов, созданного на базе МГППУ в 2016—2017 гг., с вузами-партнерами на «закрепленных территориях». Необходимость выстраивания сотрудничества и сетевого взаимодействия объясняется высокой востребованностью объединения усилий ведущих специалистов, ученых, методистов и практиков в целях повышения качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью. Подчеркивается роль РУМЦ, который консультирует представителей вузов-партнеров, организует повышение квалификации педагогов, сотрудников, отвечающих за организацию обучения лиц с инвалидностью, предоставляет во временное пользование свое специализированное оборудование. Обращается внимание на актуальность реализации сетевого взаимодействия с вузами и социальными партнерами в целях обеспечения доступности высшего образования для студентов с инвалидностью.

Общая информация

Ключевые слова: высшее образование студентов с инвалидностью, ресурсные учебно-методические центры, сетевое взаимодействие ресурсных учебно-методических центров при обучении студентов с инвалидностью, социальные партнеры

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230202

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Сергеева В.С. Организация сетевого взаимодействия ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов с вузами-партнерами // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 7–18. DOI: 10.17759/pse.2018230202

Полный текст

 

По решению Минобрнауки РФ в 2016 г. в Московском государственном психолого­педагогическом университете создан ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов (РУМЦ). Значимость его создания объясняется новыми вызовами по отношению к системе образования, которые сформулированы в государственных и ведомственных целевых программах и проектах, законе «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ ст. 15, 16), а также в приказах утверждающих федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, регламенты запуска и сопровождения экспериментальной, инновационной педагогической деятельности по обучению лиц с инвалидностью. Выполнение новых задач высшего инклюзивного образования предполагает объединение усилий, интеллектуальных, кадровых, методических и технико-технологических ресурсов вузов. Актуальность взаимовыгодного сотрудничества профессорско-преподавательского состава, управленцев, методистов вузов с теми, кто имеет успешный и многолетний опыт обучения студентов с инвалидностью обусловлена необходимостью обеспечения доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Взаимодействие РУМЦ МГППУ и вузов- партнеров организуется на добровольной основе, в сетевом формате, удерживается общей проблематикой и интересами, является результатом проектного замысла. Участники сети должны взаимодействовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Основными направлениями взаимодействия являются: профориентация лиц с инвалидностью и ОВЗ, обеспечение доступности обучения и комплексного сопровождения студентов с инвалидностью, содействие трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью.

Основные задачи сетевого взаимодействия:

— концентрация и трансляция инновационных научных знаний, учебно-методических разработок и технологий;

— создание специальных условий, направленных на обеспечение доступности высшего образования для инвалидов с различными нозологиями;

— консультирование работников образовательных организаций высшего образования по вопросам обеспечения доступности высшего образования для лиц с инвалидностью;

— повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и учебно­вспомогательного персонала вузов по вопросам, связанным с обучением и сопровождением студентов с инвалидностью;

— развитие открытой информационно-образовательной среды инклюзивного образования;

— взаимовыгодное сотрудничество с органами государственной и региональной власти, общественными и коммерческими организациями, учреждениями и отдельными специалистами, заинтересованными в решении проблем лиц с инвалидностью.

РУМЦ оказывает помощь вузам-партнерам по учебно-методическому, организационному сопровождению обучения инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования, проводит работу по организации эффективного взаимодействия с участниками (потребителями) услуг, задействованными в системе организации обучения, и органами государственной власти федерального уровня, органами государственной власти регионального уровня, образовательными организациями высшего образования. В рамках данного взаимодействия РУМЦ отвечает за следующие виды работ:

— анализ, обобщение, систематизация и тиражирование передового опыта региональных вузов по обучению студентов с инвалидностью;

— разработка нормативных, организационных документов для построения сетевого взаимодействия;

— координация межвузовского взаимодействия, в том числе для организации профориентационной деятельности, повышения доступности и непрерывности процесса образования инвалидов;

— разработка учебно-методических материалов, необходимых для успешной реализации адаптированных образовательных программ высшего образования для обучения студентов с инвалидностью;

— формирование Федеральной библиотеки научных и методических материалов по вопросам обучения и психолого-педагогиче- ского сопровождения студентов с инвалидностью, профессиональной ориентации, оказания помощи в трудоустройстве;

— разработка, апробация, тиражирование методик применения средств электронных, информационно-коммуникационных технологий в образовании студентов-инвалидов;

— разработка и реализация программ курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала по вопросам инклюзивного высшего образования;

— адаптация существующих методик и программно-методического обеспечения в области социализации студентов-инвалидов, включения их во внеучебную деятельность в сфере творчества, туризма, науки, физкультуры и спорта;

— создание и наполнение системы дистанционного обучения, доступной для студентов с инвалидностью, независимо от места их проживания, дистанционными учебными курсами, в том числе массовыми открытыми онлайн курсами;

— разработка, приобретение электронных образовательных ресурсов, адаптированных для использования студентами с инвалидностью различных нозологий.

Применение учебно-методических материалов в вузах-партнерах потребует от РУМЦ организации профессионального взаимодействия педагогов между собой и педагогов со студентами, разработки и передачи методики их использования, педагогических технологий, онлайн-курсов. Совместная деятельность РУМЦ и вузов-партнеров способствует обеспечению возможности разработки и реализации сетевых образовательных программ для обучающихся с инвалидностью.

Следует отметить, что региональные вузы испытывают огромный дефицит ресурсов (информационных, кадровых, финансовых, аппаратно-технических и др.), без которых невозможно создание специальных образовательных условий для обучения студентов с инвалидностью всех нозологических групп. Сетевое взаимодействие РУМЦ с региональными вузами-партнерами предполагает восполнение ресурсного дефицита. РУМЦ выполняет роль единого «Сетевого интегратора ресурсов» по обучению лиц с инвалидностью для вузов-партнеров, основная задача которого — наиболее рациональное использование этих ресурсов для обеспечения высшего образования лицам с инвалидностью и оказание помощи студентам, преподавателям, различным подразделениям вузов региона, занимающихся организацией инклюзивно­го образования и социальной поддержкой студентов-инвалидов. РУМЦ МГППУ имеет необходимое техническое, методическое, информационное обеспечение (рис. 1).

В 2017 г. в рамках выполнения Государственного задания сотрудниками РУМЦ МГППУ были заключены соглашения о сотрудничестве на территории г. Москвы, Костромской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Владимирской областей. Были подписаны соглашения со следующими вузами-партне- рами: ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», ОЧУ ВО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», ГОУ ВО «Московский государственный областной университет», ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (РАНХиГС), ГБОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», ФГБОУ ВО «Рязанский государственный радиотехнический университет», ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых».

Рис. 1. Ресурсное обеспечение сетевого взаимодействия РУМЦ с вузами-партнерами

Сотрудничество РУМЦ МГППУ с вузам- партнерами предусматривало совместную разработку дорожных карт (планов мероприятий) по созданию доступной среды для обучения студентов с инвалидностью. Вузам- партнерам предоставлены консультационные услуги по широкому спектру вопросов: проведения профориентационных мероприятий с лицами с инвалидностью, поступления абитуриентов с инвалидностью в вуз, обучения и сопровождения студентов с инвалидностью на этапе получения высшего образования, а также по проблемам трудоустройства выпускников с инвалидностью и их сопровождения в течение первых двух лет трудовой деятельности. Вузы-партнеры получили возможность познакомиться и получить консультации по вопросам использования специальных технических средств Центра коллективного пользования РУМЦ МГППУ.

С целью организации профориентационной работы с потенциальными абитуриентами были проведены практико-ориентированные мероприятия с приглашением школьников с различной нозологией. Особый интерес вызвали «Дни открытых дверей» вуза, выездные семинары в коррекционные школы-интернаты и инклюзивные школы.

Педагогическому сообществу вузов-пар- тнеров были предложены: программа повышения квалификации, направленная на формирование дополнительных профессиональных компетенций, необходимых для обучения студентов с инвалидностью, и участие в вебинарах, информирующих о технологиях создания специальных условий обучения данной категории обучающихся. Более 240 человек профессорско-преподавательского состава вузов-партнеров повысили свою квалификацию в области инклюзивного высшего образования.

Сотрудники CALL-центра РУМЦ МГППУ предоставляли консультации для представителей вузов-партнеров по различным вопро­
сам, связанным с обучением и сопровождением студентов с инвалидностью. Анализ обращений показал, что актуальными для профессорско-преподавательского сообщества остаются следующие вопросы: адаптация образовательных программ высшего образования; включение в рабочие программы дисциплин разделов, содержащих специальные условия обучения; использование специальных технических средств в учебном процессе; алгоритм и содержание психолого-педагоги- ческого сопровождения обучения студентов с инвалидностью в вузе; индивидуальное консультирование психолога по вопросам профориентации; информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями).


Рис. 2. Модель многоуровневого сетевого взаимодействия при организации инклюзивного образования студентов с инвалидностью

Практика показывает, что организация сетевого взаимодействия РУМЦ с вузами- партнерами нередко связана с расширением сети для повышения эффективности решения поставленных задач. Авторами статьи использована модель многоуровневого сетевого взаимодействия при организации инклюзив­ного образования студентов с инвалидностью. Модель предусматривает выстраивание отношений не только с вузами, но и с социальными партнерами (субъектами) (рис. 2).

В сетевую коалицию входят «Партнеры», которые, как и вузы, выполняют совершенно определенные роли в таком взаимодействии. К «Партнерам» сети можно отнести:

— инклюзивные центры по сопровождению обучения инвалидов, созданные на базе СПО;

— иные высшие учебные заведения, осуществляющие свою деятельность на данной территории;

— органы власти (федеральные, региональные, муниципальные);

— общественные организации инвалидов;

— центры занятости населения;

—  специализированные библиотеки и т. д.

Деятельность участников сети носит разносторонний, разноплановый характер. При этом, чем больше контактов, в том числе и с новыми участниками, тем выше устойчивость и целостность сети. РУМЦ МГППУ осуществляет координирующую роль по взаимодействию с социальными партнерами.

На протяжении 2017 г. представителями РУМЦ МГППУ совместно с вузами-партнера- ми на территории Костромской, Смоленской и Рязанской областей были проведены мероприятия по развитию инклюзивного высшего образования. В обсуждении принимали участие представители государственных и региональных органов власти и социальной защиты, образовательных организаций среднего и высшего образования региона, служб занятости, реабилитационных центров, работодатели, общественные организации инвалидов, родительские НКО. По мнению участников, проведенные мероприятия дали импульс формированию сообщества социальных партнеров по развитию инклюзивной образовательной среды в регионах.

В ходе обсуждения коллеги высказали свое мнение о том, что федеральные и региональные органы власти играют важнейшую роль гаранта развития инклюзивного высшего образования для инвалидов, как с точки зрения обеспечения правовой защиты, так и с точки зрения финансовой поддержки инклю­зивного высшего образования. Важнейшей частью партнерства с органами власти является организационная поддержка в использовании региональных ресурсов, непосредственно не принадлежащих вузам (реабилитационных центров, санаториев, всевозможных культурных и образовательных центров и пр.), для реализации вузовских программ медико-реабилитационной и социально-психологической помощи студентам-инвалидам.

Центры занятости населения играют роль «Аналитика-информатора» в части, касающейся востребованности тех или иных направлений подготовки, которые осуществляют вузы, и в части возможного трудоустройства лиц с различными нарушениями развития. Центры занятости анализируют имеющиеся на рынке труда вакансии на предприятиях и в организациях, а также возможности трудоустройства лиц с инвалидностью. Аналитические обзоры и данные центров занятости играют огромную роль не только для профориентационной работы вузов среди абитуриентов-инвалидов и среди будущих выпускников вузов при выборе профессии, но и для организации производственных практик для инвалидов, для приглашения возможных работодателей к подбору для их учреждений высококвалифицированных кадров из числа выпускников вузов с инвалидностью.

Особое внимание на совместных мероприятиях уделяется вопросам обеспечения условий организации процесса содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью, например, методам вовлечения потенциальных работодателей в процесс обучения, организацию стажировок студентов, мероприятий, направленных на формирование устойчивых партнерских отношений между организациями высшего образования и работодателями.

Основная роль общественных организаций по делам инвалидов — роль «Консультанта» в вопросах социальной, медицинской, психологической реабилитации и абилитации студентов-инвалидов различных нозологических групп. Такие консультанты могут оказать неоценимую помощь вузам в организации профориентационной работы среди инвалидов, в трудоустройстве лиц с инвалидностью, получивших высшее образование, в подборе тех или иных технических средств для организации обучения, в проведении реабилитационных и абилитационных мероприятий той или иной направленности, а также в выборе тех или иных технологий и методик обучения инвалидов с различными нозологиями. Их опыт работы является необходимым также в организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по вопросам особенностей работы с инвалидами различных нозологических групп.

Следует отметить, что в реализации данной модели РУМЦ МГППУ в 2016—2017 гг. демонстрирует высокую востребованность предоставляемых услуг среди сотрудников вузов-партнеров, студентов, абитуриентов с инвалидностью и их родителей.

Особый интерес представляет работа РУМЦ МГППУ над созданием электронных образовательных ресурсов (видео и аудио­
лекций, тестов, заданий, анимационных роликов и пр.), дистанционных учебных курсов, которыми могут воспользоваться студенты с различными ограничениями здоровья, обучающиеся в вузах-партнерах.

Рис. 3. Содержание единой информационно-образовательной среды инклюзивного высшего образования.

Ресурсы единой информационной среды инклюзивного высшего образования могут быть использованы и при организации дистанционного обучения студентов с инвалидностью (рис. 3). Однако следует помнить, что педагогическое взаимодействие в этом случае будет происходить в особой образовательной среде, которая должна отличаться понятным и дружественным интерфейсом, эффективным педагогическим взаимодействием. Механизмы взаимодействия в данном случае определяются, главным образом, спецификой дистанционного обучения, поскольку отсутствует непосредственный очный контакт преподавателя со студентами. В связи с этим определенные требования предъявляются к качеству предоставляемой информации, электронных образовательных ресурсов и к организации непрерывной обратной связи между студентом и преподавателем.

Основными направлениями работы по созданию единой информационной среды по обучению лиц с инвалидностью с учетом различных нозологий являются:

— обобщение передового опыта по разработке учебных и учебно-методических материалов для обучения лиц с инвалидностью;

— разработка методических рекомендаций по подготовке учебных и учебно-методических материалов для обучения студентов с инвалидностью;

— создание единой базы учебных материалов. МГППУ размещает на платформе электронной библиотеки данные материалы и предоставляет всем желающим свободный доступ к ним.

Подводя итоги, отметим, что развитие форм сетевого взаимодействия участников в организации обучения студентов с инвалидностью носит адаптационный характер и является отражением изменения условий реализации современной образовательной деятельности. Эти изменения связаны со значительным ускорением инноваций, внедряемых в образование, расширившимися
коммуникационными возможностями, возникшими в результате развития транспортной инфраструктуры и информационных технологий, что значительно облегчает процесс взаимодействия между субъектами системы образования.

Все выше отмеченное позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Начавшееся и стремительно развивающееся инклюзивное высшее образование студентов с инвалидностью в нашей стране ставит много сложных и трудных задач перед профессорско-преподавательским сообществом, предъявляя высокие требования к организации и содержанию образовательного процесса в высшей школе.

2. Реальная инклюзивная практика в системе высшего образования содержит в себе факторы и силы, с одной стороны, создающие препятствия в организации образовательного процесса, а с другой стороны,, наоборот, расширяющие перспективы и возможности преподавателя, участвующего в обучении студентов с инвалидностью

3. Практика создания на базе образовательных организаций высшего образования ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов в Российской Федерации еще совсем молода, однако уже сегодня уверенно демонстрирует высокую востребованность услуг, предоставляемых данными центрами, и свидетельствует о необходимости дальнейшего развития этого процесса.

4. К позитивным результатам внедрения сетевого взаимодействия как ресурса развития инклюзивного высшего образования можно отнести;

— во-первых, то, что сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любой образовательной организации за счет ресурсов других организаций, вовлеченных в сеть. Сотрудничество профессионалов, трансфер опыта и новых знаний, методик и технологий обучения студентов с инвалидностью помогает расширить перечень образовательных услуг для студентов, в том числе посредством реализации образовательных программ в сетевой форме, с использованием дистанционных образовательных технологий;

— во-вторых, то, что сеть — это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получения дополнительного финансирования.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Опыт разработки и апробации модели учебно-методического центра дистанционного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ // Научно-образовательная информационная среда XXI века: Материалы IX Всероссийской научно- практической конференции / Отв. ред. Н.С. Рузанова. Петразоводск: Петразоводский государственный университет, 2015. С. 6—12.
  2. Денисова О.А. Леханова О.Л. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 119—129.
  3. Кукушкина О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования. М.: Полиграф-сервис, 2005. 327 с.
  4. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция создания проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 10—17.
  5. Мартынова Е.А. Структура и содержание адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www. science-education.ru/127-21370 (дата обращения: 19.08.2015).
  6. Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Международный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 88—97.
  7. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: http://legalacts. ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-dlja/ (дата обращения: 15.03.18).
  8. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Пер. с англ. И. Аникеева и Н. Борисовой. М.: РООИ «Перспектива», 2011. 138 с.
  9. Модельный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» (принят 07.12.2002 постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) [Электронный ресурс] // Гарант.ru — информационно- правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2569414/ (дата обращения: 15.03.2018).
  10. Научно-методическое обеспечение учебного процесса для студентов с нарушениями опорно- двигательного аппарата. М.: МГППУ, 2015. 266 с.
  11. Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально-психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта работы Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 140—149.
  12. Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Сергеева В.С. Сетевое взаимодействие вузов как важнейший фактор обеспечения высшего образования для людей с инвалидностью // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2017. С. 405—412.
  13. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова, 1999.
  14. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. № 1. Т. 21. С. 87—93.
  15. Рубцов В.В. Социальная и образовательная инклюзия детей с особыми потребностями: подход научной школы Л.С. Выготского // Психическое здоровье человека ХХI века. Сборник научных статей по материалам Конгресса. М.: Издательский дом «Городец», 2016. С. 75—78.
  16. Сергеева В.С. Принципы сетевого взаимодействия вузов при организации инклюзивного образования студентов с инвалидностью // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сб. науч. тр.: Всероссийская научно- практическая конференция по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Нижний Новгород, Мининский университет, 2017. С. 113—119.
  17. Сетевое взаимодействие в системе образования: Технологии организации инновационной деятельности: учебник / Под ред. А.М. Соломатина, Р.Г. Чураковой. М.: Академкнига, 2014. 88 с. (Серия «Библиотека руководителя и методиста. Введение ФГОС».
  18. СП 59.13330.2012. Доступность образовательных учреждений для инвалидов.
  19. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  20. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/2974 (дата обращения: 09.03.2018).
  21. Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129200/ (дата обращения: 09.03.2018).
  22. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140087/ (дата обращения: 19. 03.2018).
  23. Шаяхметова Н.Н. Ишембитова З.Б., Саитгалиева Г.Г. Профессиональная ориентация и социальная адаптация обучающихся с инвалидностью в условиях инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2-015. № 7 (68). С. 152—155.
  24. Webster F. «The Changing Role of Marketingin the Corporation» // Journal of Marketing. Vol. 56. October.

Информация об авторах

Панюкова Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, профессор,, заместитель директор РУМЦ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: s.panyukova@mail.ru

Саитгалиева Гузель Газимовна, кандидат социологических наук, доцент, директор центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0216-4167, e-mail: ggg2910@mail.ru

Сергеева Вероника Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий аналитик, ресурсный учебно-методический центр обучения инвалидов, Московский государственный педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: Vss58@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1738
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 810
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1