Академическая мобильность для всех: между видением и реальностью

423

Аннотация

Академическая мобильность студентов с инвалидностью является одним из малоизученных аспектов инклюзии в высшем образовании. Между тем она выступает эффективным ресурсом формирования идентичности, социализации и профессионализации. Поэтому включение инвалидов в различные формы академической мобильности важно для их успешности и социальной включенности. Целью исследования является выявление связи между инвалидностью и нозологией и вовлеченностью в академическую мобильность, научные и социальные проекты и сети. Исследование опиралось на гипотезу о прямой связи между состоянием здоровья и вовлеченностью в академическую мобильность. Выборка включала 1142 студента университетов Тюменской области, в том числе 50 человек — с инвалидностью, 1092 студента — без инвалидности. Сравнительный анализ компонентов академической мобильности студентов с инвалидностью и без инвалидности выявил более высокий уровень готовности и включенности студентов с инвалидностью в академическую мобильность и сети. При этом мы акцентируем, что 92% студентов с инвалидностью не принимают участие в программах академической мобильности, 68% никогда не участвовали в конкурсной деятельности (проекты, гранты), 44% не входят в студенческие сообщества, 20% не поддерживают системных связей со студентами других вузов. Но эти показатели еще ниже у студентов без инвалидности. Выявлен разрыв между готовностью студентов к академической мобильности и дефицитом ее инфраструктуры. Проведенный анализ теоретических подходов позволил выявить существенные пробелы в описании академической мобильности студентов с инвалидностью, ее масштабов, динамики, лучших практик, ее психологических факторов и влияния на развитие субъектности, социализации и профессионализации. Сеть ресурсных учебно-методических центров, созданных в 2017 году, призвана сделать инклюзивный прорыв в высшем образовании через формирование комфортной инфраструктуры академический мобильности как органической части инклюзивной культуры в высшем образовании, обеспечивающих включенность всех.

Общая информация

Ключевые слова: академическая мобильность, студенты с инвалидностью, высшее образование, инклюзивное образование, субъектность, социализация и профессионализация

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110303

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-013-00373 «Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования».

Для цитаты: Волосникова Л.М., Федина Л.В., Кукуев Е.А., Патрушева И.В., Огороднова О.В. Академическая мобильность для всех: между видением и реальностью [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 26–43. DOI: 10.17759/psyedu.2019110303

Фрагмент статьи

В глобальном и стремительно меняющемся пространстве высшего образования академическая мобильность (АМ) становится важным элементом культуры поддержания разнообразия, органическим элементом учебного плана (curriculum), связывающего академическую жизнь с более широким миром культур, обществ, смыслов. Академическая мобильность является важным фактором формирования ключевых навыков XXI века, поддерживается на национальных и транснациональных уровнях и должна стать нормой, а не исключением.

Литература

  1. Виневская А.В. Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. № 9. С. 26–30.
  2. Волосникова Л.М., Ефимова Г.З. Инклюзия в вузе: опыт регионального исследования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Т. 2. № 2. С. 30–43. doi:10.21684/2411-7897-2016-2-2-30-43
  3. Галичин В.А. «Академическая мобильность» в условиях интернационализации образования. М.: Университетская книга, 2009. 460 с.
  4. Дмитриева Н.К. Академическая мобильность как личностное качество субъектов образовательного процесса [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4. С. 58–65. doi:10.15393/j5.art.2013.2165
  5. Зновенко Л.В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2008. 23 с.
  6. Кузьмин А.В. Управление академической мобильностью как фактор развития международной интеграции в образовании: Автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб., 2007. 26 c.
  7. Одинцова М.А., Куляцкая М.Г. Психологическое благополучие студентов с инвалидностью в инклюзивной среде смешанного обучения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 2. C. 30–42. doi: 10.17759/psyedu.2019110204
  8. Программа «Глобальное образование 2014–2018» [Электронный ресурс] // URL: http://educationglobal.ru/fileadmin/downloads/GO_2018.pdf (дата обращения: 06.06.2019).
  9. Токмовцева М.В. Проблемы академической мобильности в свете принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Социально-экономические и психологические проблемы управления. 2013. URL: https://psyjournals.ru/social_economical_psychological_/issue/63145.shtml (дата обращения: 06.06.2019).
  10. Baron S., Phillips R., Stalker K. Barriers to training for disabled social work students // Disability & Society. 1996. Vol. 11. № 3. P. 361–377.
  11. Beech S. International student mobility: the role of social networks // Social & Cultural Geography. 2015. Vol. 1. № 3. P. 332–350. doi:10.1080/14649365.2014.983961
  12. Berggren U.J., Rowan D., Bergbäck E., Blomberg B. Disabled students’ experiences of higher education in Sweden, the Czech Republic, and the United States — a comparative institutional analysis // Disability & Society. 2016. Vol. 31. № 3. P. 339–356. doi:10.1080/09687599.2016.1174103
  13. Broderick A. Equality of What? The Capability Approach and the Right to Education for Persons with Disabilities // Social Inclusion. 2018. Vol. 6. № 1. P. 29–39. doi:https://doi.org/10.17645/si.v6i1.1193
  14. Brooks R., Waters J. Student Mobilities, Migration and the Internationalization of Higher Education // Palgrave Macmillan UK. 2011. IX. 196 p.
  15. Castro P., Woodin J.A., Lundgren U. et al. Student mobility and internationalisation in higher education: perspectives from practitioners // Language and Intercultural Communication. 2016. Vol. 16. № 3. P. 418–436. doi: https://doi.org/10.1080/14708477.2016.1168052
  16. Collins F.L. Researching mobility and emplacement: Examining transience and transnationality in international student lives // Area. 2012. Vol. 44. № 3. P. 296–304.
  17. Didisse J., Thanh Tam Nguyen-Huu, Thi Anh-Dao Tran. The Long Walk to Knowledge: On the Determinants of Higher Education Mobility to Europe// The Journal of Development Studies. 2019. Vol. 55. № 6. P. 1099–1120. doi:10.1080/00220388.2018.1475647
  18. Erasmus+ annual report 2017 [Electronic resource] // URL: https://www.europeansources.info/record/erasmus-annual-report-2017/ (Accessed 06.06.2019).
  19. Expert groups says: Make periods of learning abroad a rule, rather than the exception. Brussels. 2008 [Electronic resource] // URL: http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=IP/08/1126&format=HTML&aged =0&language=EN&guiLanguage=fr (Accessed 06.06.2019).
  20. Fuller M., Bradley A., Hall T.R., Healey M.J. Barriers to learning: a systematic study of the experience of disabled students in one university // Studies in Higher Education. 2004. Vol. 29. № 3. P. 303–318.
  21. Gilmanov S.A., Mishchenko V.A., Brattseva O.A., Bulatova O.V., Lobova V. A., Mironov A.V. Social Activity Of Education As A Means Of Increasing Professional Mobility Of Students With Disabilities // Modern Journal of Language Teaching Methods. October 2018. Vol. 8. № 10. P. 22–30.
  22. Global Flow of Tertiary-Level Students. UIS data on the mobility of students from Russia (2015) [Electronic resource] // URL: http://uis.unesco.org/ (Accessed 06.06.2019).
  23. Lawrie G., Marquis E., Fuller E., Newman T., Qui M., Nomikoudis M., Roelofs F., van Dam, L. Moving towards inclusive learning and teaching: A synthesis of recent literature // Teaching & Learning In quiry. 2017. Vol. 5, № 1. doi:https://doi.org/10.20343/teachlearninqu.5.1.3
  24. Milic B.M., Dowling M. Social support, the presence of barriers and ideas for the future from students with disabilities in the higher education system in Croatia // Disability & Society. 2015. Vol. 30. №. 4. P. 614–629. doi:10.1080/09687599.2015.1037949
  25. Moriña A. ‘We aren’t heroes, we’re survivors’: higher education as an opportunity for students with disabilities to reinvent an identity // Journal of Further and Higher Education. 2017. Vol. 41. № 2. P. 215–226. doi:10.1080/0309877X.2015.1070402
  26. Osborne T. Not lazy, not faking: teaching and learning experiences of university students with disabilities // Disability & Society. 2019. Vol. 34. № 2. P. 228–252. doi:10.1080/09687599.2018.1515724
  27. Papatsiba V. Studentmobility in Europe: an academic, cultural and mental journey? Some conceptual reflections and empirical findings // International Relations. International Perspectives on Higher Education Research. 2005. Vol. 3. P. 29–65.
  28. Petz A., Miesenberger K. Success through Exchange: The Higher Education Accessibility Guide (HEAG) // Computers Helping People with Special Needs. ICCHP 2010. Lecture Notes in Computer Science / In Miesenberger K., Klaus J., Zagler W., Karshmer A. (eds). Springer, Berlin, Heidelberg, 2010. Vol. 6179. P. 531–536. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-642-14097-6_85
  29. Recommendation No. R (95) 8 of the Committee of Ministers to member States on academic mobility (Adopted by the Committee of Ministers on 2 March 1995 at the 531st meeting of the Ministers' Deputies) // URL: https://rm.coe.int/16804e4d00 (Accessed 06.06.2019).
  30. Report of the 2012-2015 BFUG Working Group on Mobility and Internationalization // URL: http://www.ehea.info/page-mobility (Accessed 06.06.2019).
  31. Ruiz-Corbella M., Álvarez-González B. Virtual Mobility as an Inclusion Strategy in Higher Education: Research on Distance Education Master Degrees in Europe, Latin America and Asia // Research in Comparative and International Education. 2014. Vol. 9. № 2. P. 165–180. doi: https://doi.org/10.2304/rcie.2014.9.2.165
  32. Sakhieva R., Semenova L., Muskhanova Is., Yakhyaeva Am., Iskhakova R., Makarova El., Shafigullina L. Academic Mobility of High School Students: Concept, Principles, Structural Components and Stages of Implementation // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8. № 3. P. 256–262.
  33. Sakız H., Sarıcalı M. Including Students with Visual Difficulty within Higher Education: Necessary Steps // Exceptionality. 2018. Vol. 26. № 4. P. 266–282. doi:10.1080/09362835.2017.1283627
  34. Sukhai M., Mohler C. Creating a Culture of Accessibility in the Sciences. Publisher: Elsevier, 2016. P. 348.
  35. Vlachou A., Papananou I. Experiences and Perspectives of Greek Higher Education Students with Disabilities // Educational Research. 2018. Vol. 60. № 2. P. 206–221. doi:10.1080/00131881.2018.1453752

Информация об авторах

Волосникова Людмила Михайловна, кандидат исторических наук, директор Института психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4774-3720, e-mail: l.m.volosnikova@utmn.ru

Федина Людмила Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства, Институт психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2822-0692, e-mail: l.v.fedina@utmn.ru

Кукуев Евгений Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства Института психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2226-8679, e-mail: e.a.kukuev@utmn.ru

Патрушева Инга Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Институт психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7121-4223, e-mail: inga-p@mail.ru

Огороднова Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики детства Института психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, e-mail: o.v.ogorodnova@utmn.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1489
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 423
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 9