Детская площадка. Место прогулки или пространство развития?

954

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы соответствия современных игровых сред и их частного случая — детских площадок — задачам психического и физического развития ребенка, а также современные подходы к экспертизе детских уличных игровых сред. Исторический анализ изменения отечественных и зарубежных представлений о том, какая площадка нужна детям, полученные в эмпирических исследованиях факты о поведении детей в разных игровых средах позволяют выделить основные линии психолого-педагогического анализа игровой среды. Появление новых нормативов в области воспитания и развития, а также в области проектирования образовательной среды, запрос педагогов-практиков и проектировщиков (архитекторов, инженеров) делают актуальным методологическое и методическое сопровождение процессов создания игровых сред. Междисциплинарный подход и диалог в этой области позволят решить задачу создания игровых сред, отвечающих задачам психического и физического развития ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: детская площадка, игра, игровая среда, ребенок, экспертиза игровой среды

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110403

Для цитаты: Котляр И.А., Соколова М.В. Детская площадка. Место прогулки или пространство развития? [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 36–48. DOI: 10.17759/psyedu.2019110403

Фрагмент статьи

Название статьи не случайно сформулировано провокативно. Цель нашего сообщения — обсудить, что делает детскую площадку пространством для полноценного физического и психического развития ребенка, а что представляет собой лишь ее видимость, иногда красиво и эффектно оформленную.

Литература

  1. Ильин В.Г. Современная социоурбанистика: Смена парадигмы // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. № 3. С. 36–44.
  2. Корепанова-Котляр И.А., Соколова М.В. Детская площадка как феномен детской субкультуры // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 153–166.
  3. Котляр И.А., Соколова М.В. Подходы к психолого-педагогической экспертизе игровых детских площадок [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 1. С. 5–15. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2016/n1/81121.shtml (дата обращения: 08.08.2019). doi:10.17759/jmfp.2016050101
  4. Лаппо Г.М. География городов: Учебное пособие для географических факультетов вузов М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 480 с.
  5. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии 1996. № 5. С. 30–38.
  6. Организация предметно-игрового пространства. Методическое пособие / Под ред. Е.О. Смирновой. М.: АРКТИ, 2013. 120 с.
  7. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240 с.
  8. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек / Е.О. Смирнова, Н.Г. Салмина, Е.А. Абдулаева и др. // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 16–25.
  9. Смирнова Е.О., Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 269–279. doi:10.17759/chp.2016120316
  10. ФГОС дошкольного образования [Электронный̆ ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.07.2019).
  11. Шмис Т.Г. Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7. С. 50–53.
  12. Юдина Е.Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7. С. 22–27.
  13. Beltzig G. Kinderspielplätze: mit hohem Spielwert: planen, bauen und erhalten. Augsburg: Augustus Verlag, 1990. 110 p.
  14. Bourke T.M., Sargisson R.J. A Behavioral Investigation of Preference in a Newly Designed New Zealand Playground // American Journal of Play. 2014. Vol. 6. № 3. pp. 370–391.
  15. Broto C. The Complete Book of Playgrounds Design. Links International, 2012. 512 p.
  16. Cosco N.G., Moore R.C., Islam M.Z. Behavior mapping: A method for linking preschool physical activity and outdoor design [Электронный ресурс] // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2010. Vol. 42. № 3. pp. 513–519. URL: http://journals.lww.com/acsm-msse/pages/articleviewer.aspx?year=2010&issue=03000&article=00016&type=abstract (дата обращения: 15.07.2019).
  17. DIN 18034:2012-09 Spielplätze und Freiräume zum Spielen - Anforderungen für Planung, Bau und Betrieb [Электронный ресурс] Beuth// URL: https://www.beuth.de/de/norm/din-18034/155682106 (дата обращения: 15.07.2019).
  18. Gehl J. Life Between Buildings: Using public space. New York: Van Nostrand Reinhold, 1987. 202 p.
  19. Urban Playground Spaces. Trans-Atlantic Publications, 2011. 96 p.
  20. 7Cs: An Informational Guide to Young Children’s Outdoor Play Spaces [Электронный ресурс] Library of The University of British Columbia // URL: https://sala.ubc.ca/sites/sala.ubc.ca/files/documents/7Cs.pdf (дата обращения: 05.08.2019).
  21. Schwarz R. Draußen spielen und bewegen – optimale Faktoren für ein naturnahes Außengelände// KiTa BW. 2013. № 1. pp. 5–10.
  22. Schwarz R. Optimierter Aussengelände- und Spielplatzbau für bessere Bildungsförderung [Электронный ресурс] // Playground Landscape. URL: https://playground-landscape.com/de/article/view/1790-optimierter-aussengelaende-spielplatzbau-fuer-bessere-bildungsfoerderung.html (дата обращения: 01.08.2019).
  23. The Playground Projekt. The Playground Project. Architektur für Kinder architectures for children [Электронный ресурс] // The Playground Projekt. URL: http://architekturfuerkinder.ch (дата обращения: 15.07.2019).
  24. Urban Playground Spaces. Trans-Atlantic Publications, 2011. 96 p.
  25. WHO guidelines on physical activity, sedentary behaviour and sleep for children under 5 years of age [Электронный ресурс] // WHO URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/311664/9789241550536-eng.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 15.07.2019).
  26. Yıldızcı A. Historical process of transformation of playground concepts // Материалы 19-го международного конгресса IPA (Стамбул, Турция). Istambul: IPA, 2014. pp. 433–434.

Информация об авторах

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Соколова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, старший научный сотрудник, Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, методист, Центр игры и игрушки ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sokolovamw@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1693
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 954
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4