Котляр И.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия e-mail: iakorepanova@gmail.com
Соколова М.В. кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, старший научный сотрудник, Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: sokolovamw@mail.ru
Статья посвящена проблеме игровых сред – детских площадок. Обсуждается история появления детских площадок, проводится анализ различных методологических подходов к их экспертизе: экологический подход, социально-когнитивный подход, субъективный или личностный подход, деятельностный подход. На основе анализа современных зарубежных исследований рассматриваются факты о связи типа площадки, размещенного на нем оборудования и характера поведения детей. Представлены основные критерии экспертной оценки игровой среды: игровая ценность объекта или среды в целом, ландшафтные характеристики площадки, наличие элементов, инициирующих рискованное поведение и др. В заключении делается вывод о том, что площадка должна оцениваться с точки зрения её соответствия потребностям ребенка и возрастным задачам развития.
Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т.
1. М.: Смысл: Академия, 2006. 448 с.
Габидулина С. Э. Психология городской среды. М.: Смысл, 2012. 152 с.
Гибсон Дж. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс,
1988. 464 с.
История дошкольной педагогики / М.Ф. Шабаева, В.А. Ротенберг, И.В. Чувашев;
под ред. Л. Н. Литвина. М.: Просвещение, 1989. 352 с.
Корепанова И.А., Соколова М.В. Детская площадка как предмет
психологического исследования // У истоков развития: сборник научных статей /
ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Котляр. М.: МГППУ, 2013. С. 145–159.
Котляр И.А., Соколова М.В. Площадка приключений как пример реализации права
ребенка на игру [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
psyedu.ru. 2014. Т.6. №2. С .81–90. URL:
http://psyedu.ru/journal/2014/2/Kotlyar_Sokolova.phtml (дата обращения:
07.02.2016).
Котляр И.А., Соколова М.В. Привлекательность детской уличной площадки. Опыт
эмпирического исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование. 2014. Т. 19. №4. С.54–63. URL:
https://psyjournals.ru/psyedu/2014/n4/73250.shtml (дата обращения:
15.01.2016).
Котляр И.А., Соколова М.В., Фронтов А.Ю. К проблеме
психолого-педагогического проектирования детских сред: на примере
проектирования детских площадок [Электронный ресурс] // Психологический журнал
Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2014. №
3. C. 11–26. URL: http://psyanima.su/journal/2014/3/2014n3a2/2014n3a2.pdf (дата
обращения: 15.01.2016).
Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Психолого-педагогические принципы
проектирования детской площадки на территории детского сада // Детский сад:
теория и практика. 2015. № 10. С. 92–101.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Московского
университета, 1981. 584 с.
Леонтьев А.Н., Розенблюм А.Н. Психологическое исследование деятельности и
интересов посетителей Центрального парка культуры и отдыха имени Горького
(Предварительное сообщение) // Традиции и перспективы деятельностного подхода в
психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К.
Тихомирова. М., 1999. С. 370–425.
Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек / Смирнова Е.О.,
Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А. и др. // Вопросы психологии. 2008. № 1. С.
16–25.
Соколова М.В. Новые приключения площадок приключений [Электронный ресурс]
// Центр игры и игрушки: Детские психологи рекомендуют. 2015. URL:
http://psytoys.ru/articles/novye-priklyucheniya-ploshchadok-priklyucheniy (дата
обращения: 15.01.2016).
Ball D., Gill T., Spiegal B. Managing Risk in Play Provision:
Implementation guide. [Annesley]: DCSF Publications, 2008. 122 p.
Beltzig G. Kinderspielplätze: mit hohem Spielwert: planen, bauen und
erhalten. Augsburg: Augustus Verlag, 1990. 110 s.
Bourke T.M., Sargisson R. J.A Behavioral Investigation of Preference in a
Newly Designed New Zealand Playground // American Journal of Play. 2014. Vol.
6, №. 3. P. 370-391.
Cosco N.G., Moore R.C., Islam M.Z. Behavior mapping: A method for linking
preschool physical activity and outdoor design [Электронный ресурс] =
[Картирование поведения: метод установления связи между физической активностью
дошкольников и уличным дизайном] / Nilda G. Cosco, Robin C. Moore, Mohammed Z.
Islam // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2010. Vol. 42. № 3.
P. 513–519. – URL:
http://journals.lww.com/acsm-msse/pages/articleviewer.aspx?year=2010&issue=03000&article=00016&type=abstract
(дата обращения: 15.01.2016).
Czalczynska-Podolska M. The impact of playground spatial features on
children’s play and activity forms: An evaluation of contemporary playgrounds’
play and social value // Journal of Enviromental Psychology. 2014. Vol. 38. P.
132-142. doi: 10.1016/j.jenvp.2014.01.006
Dahl Refshauge А. Design-recommendations for Public Playgrounds Based on a
Danish Study // IPA World Conference 2014. Стамбул, Турция. 20-23 мая
2014.
Frost J. L. A History of Children’s Play and Play Environments: Toward a
Contemporary Child-Saving Movement. New York, NY: Taylor & Francis
eLlibrary, 2009. 320 p.
Gehl J. Life Between Buildings: Using public space. New York: Van Nostrand
Reinhold, 1987. 202 p.
Greenfield C. Outdoor play: The case for risks and challenges in children's
learning and development. Safekids News. 2003. Vol. 21. № 5. P. 5.
Hart R. Children's Participation: The Theory and Practice of Involving
Young Citizens in Community Development and Environmental Care. London:
Earthscan, 1997. 208. p.
Niermann J. Der Kinderspielplatz. DuMont Buchverlag Köln. NOHL, W., 1984.
255 s.
Österreicher H. Städte- und Gemeinderat. 2001. Jg. 55. Heft 9. S.
18–20.
Prieske B., Withagen R., Smith J., Zaal F. Affordances in a simple
playscape: Are children attracted to challenging affordances? // Journal of
Enviromental Psychology. 2015. Vol. 41. P. 101–111.
doi:10.1016/j.jenvp.2014.11.011
Sahmland I. Bernhard Christoph Faust: Ein Pionier der Gesundheitsförderung
[Электронный ресурс] // Deuгtsches Arzteblatt. 2005. Jg. 102. Heft 37. S.
2457–2461. URL:
http://www.aerzteblatt.de/archiv/48342/Bernhard-Christoph-Faust-Ein-Pionier-der-Gesundheitsfoerderung
(дата обращения: 14.08.2013)
Schottmayer G., Christmann R. (Bearb.). Kinderspielplätze: Bildband.
Stuttgart: Kohlhammer. 1972. 98 s.
Trowbridge G. On fundamental methods of orientation and «Imaginary maps»
[Электронный ресурс] // Science. 1913. Vol. 88. №. 990. P. 888–897. URL:
http://www.jstor.org/stable/1640920 (дата обращения: 15.01.2016).
Ward Thompson, C. Activity, exercise and the planning and design of outdoor
spaces // Journal of Environmental Psychology. 2013. № 34. P. 79-96.
doi:10.1016/j.jenvp.2013.01.003
Woolley H., Lowe A. Exploring the relationship between design approach and
play value of outdoor play spaces. Landscape Research. 2013. Vol. 38. №1. P.
53–74. doi: 10.1080/01426397.2011.640432