От науки к практике развивающего STEAM-образования детей

489

Аннотация

В статье определено понятие «развивающее STEAM-образование детей» как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, обеспечивающий ребенку познание, понимание и присвоение категорий-ценностей, на основе которых у него развиваются способы поведения в современном мире. Естественные науки, технологии, инженерное дело, искусство и математика выступают пространством развития мировидения детей дошкольного возраста. Определение точек соприкосновения этих сфер обусловливает гармонизацию развития детей в современном пространстве. Высказывается предположение, что детей необходимо учить справляться с неожиданными ситуациями и решать проблемы, с которыми они не сталкивались ранее, на основе категорий-ценностей, выступающих феноменами сознания ребенка. Пространство развивающего STEAM-образования детей является пространством свободы: творчества (художественного, речевого, технического), самовыражения и самопрезентации.

Общая информация

Ключевые слова: развивающее образование, образование детей дошкольного возраста, STEAM-образование детей

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110409

Для цитаты: Куликовская И.Э. От науки к практике развивающего STEAM-образования детей [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 110–120. DOI: 10.17759/psyedu.2019110409

Фрагмент статьи

Развивающее STEAM-образование детей становится одним из приоритетов современного дошкольного образования. С раннего возраста ребенок входит в мир, который представлен реальностью и виртуальным пространством.

Литература

  1. Ладыгина И.В. Социально-этические проблемы робототехники // Вестник Вятского Государственного университета. 2017. № 7. С. 27–31.
  2. Маркофф Д. Homo roboticus? Люди и машины в поисках взаимопонимания / Джон Маркофф; Пер. с англ. М.: ООО «Альпина нон-фикшн», 2017. 406 с.
  3. Мухина В.С. Таинство детства: в 2 т. Т 1. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 501 с.
  4. Тарапата В.В. Пять уроков по робототехнике // Информатика-Первое сентября. 2014. № 11. С. 12–25.
  5. Тузикова И.В. Изучение робототехники: путь к инженерным специальностям // Школа и производство. 2013. № 5. С. 45–47.
  6. Фролов А.В. Реформа инновационной системы США: от STEM к STEAM образованию // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 9. С. 101–105.
  7. Шваб К. Четвертая промышленная революция, М.: Издательство «Э», 2016. 208 с.
  8. Kulikovskaya I.E. Theory of Personal World Outlook Evolution: Categories, Provisions, Proofs // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 15. Issue 5. P. 698–706. doi: 10.5829/idosi.mejsr.2013.15.5.11320
  9. Rollins M. LEGO technic robotics: design and build custom LEGO bots with LEGO technic [Электронный ресурс] / M. Rollins. Electronic text data. New York, NY [etc.]: Apress, 2013. on-line. (Technology in Action). URL: http://link.springer.com/book/10.1007%2F978-1-4302-4981-8. (дата обращения: 10.10.2019).
  10. The Robotics Divide. A New Frontier in the 21st Century? [Электронный ресурс] / In A.L. Peláez (ed.). Electronic text data. London: Springer-Verl., 2014. on-line. URL: https://link.springer.com/book/10.1007%2F978-1-4471-5358-0. (дата обращения: 10.10.2019).
  11. Social withdrawal, inhibition and shyness in childhood / In Rubin K.H., Asendorpf J.B. (eds.). Hillsdale. N.J.: Lawrence Erlbaum Ass., 1993.
  12. Vygotsky L.S. The Collected Works. Vol. 1. Problems of general psychology / R. Rieber (ed.); M.J. Hall (trans.). New York, NY: Plenum Press. Vygotsky, L.S. 1993.
  13. The Collected Works of L.S. Vygotsky. Volume 2: The fundamentals of defectology (abnormal psychology and learning disabilities)/ R.W. Rieber & A.S. Carton (eds.); J.E. Knox & C.B. Stevens (trans.). New York, NY: Plenum. Vygotsky, L.S. 1997a.
  14. The Collected Works of L.S. Vygotsky. Vol. 3: Problems of the Theory and History of Psychology / R.W. Rieber, J. (eds.). Wollock. New York: Plenum Press. Vygotsky, L.S. 1997b.
  15. The Collected Works of L.S. Vygotsky. Volume 4: The history of the development of higher mental functions / R. Rieber (ed.); M.J. Hall (trans.). New York, NY: Plenum Press. Vygotsky, L.S. 1998.
  16. The Collected Works of L.S. Vygotsky. Volume 5: Child Psychology / R. Rieber (ed.); M.J. Hall (trans.). New York, NY: Plenum. Vygotsky L.S. // Imagination and creativity in childhood. Journal of Russian and East European Psychology. 2004. 41 (1). P. 7–97.

Информация об авторах

Куликовская Ирина Эдуардовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра дошкольного образования, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: iekulikovskaya@sfedu.ru