Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов

3813

Аннотация

Обосновывается актуальность изучения психологической сепарации как условия, детерминирующего развитие целеполагания в студенческом возрасте. Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различные по характеру взаимосвязи компонентов психологической сепарации и целеполагания у юношей (N=23) и девушек (N=42) из полных семей. В исследовании применялись опросник Psychological Separation Inventory (PSI), адаптация В.П. Дзукаева, Т.Ю. Садовникова; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика); опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Представлены результаты исследования, подтверждающего наличие специфических различий компонентов психологической сепарации от родителей и целеполагания у юношей и девушек. Юношей отличает опережающий характер отделения от родителей. Психологическая сепарация от родителей, в свою очередь, тесным образом связана с ценностно-смысловыми и операционными характеристиками целеполагания у студентов.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональная, функциональная, аттитюдная, конфликтная сепарация, целеполагание, ценностно-смысловой уровень целеполагания, операционный уровень целеполагания

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120105

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности

Для цитаты: Литвинова А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 1. С. 59–71. DOI: 10.17759/psyedu.2020120105

Фрагмент статьи

Стремительные изменения и рост напряженности в общественной жизни повышают интерес зарубежных и отечественных исследователей к изучению психологической сепарации от родителей. В широком смысле под психологической сепарацией от родителей понимают процесс дифференциации, разъединения с ними.

Литература

  1. Дзукаева В.П., Садовникова Т.Ю. Адаптация опросника PSI (Psychological Separation Inventory) на российской выборке // Семейная психология и семейная психотерапия. 2014. № 1. С. 3–15.
  2. Дитюк А.А. Психологическое содержание понятия «сепарация»: история изучения и близкие понятия // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. 2013. № 7. С. 49–59.
  3. Лежнева Е.А. Развитие навыков целеполагания в процессе формирования мотивационной основы профессиональной стратегии студентов-педагогов-психологов // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 8-2 (96). С. 86–90.
  4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
  5. Литвинова А.В. Ценностно-мотивационная сфера целеполагания студентов в зависимости от согласования/рассогласования образов родителей // Психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции / Под ред. О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой, С.М. Чурбановой, Н.Н. Васягина 2015. С. 336–346.
  6. Маленова А.Ю., Потапова Ю.В. Эмоциональное благополучие студентов и их родителей в ситуации сепарации [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. C. 83–96. DOI:10.17759/psyclin.2018070206
  7. Маркова М.Ю. Осознание и структурирование жизненных целей студентов в процессе тренинга «Основы эффективного целеполагания» // Образование и саморазвитие. 2011. № 3 (25). С. 145–150.
  8. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. № 4. C. 26–35.
  9. Невструева Т.Х., Помченко М.А., Резанова Н.В. Категориальная структура личных стремлений в контексте целевой системы личности (на примере студентов вуза) // Высшее образование сегодня. 2016. № 8. С. 49–54.
  10. Новикова З.Н. Целеполагание как фактор развития субъективности студента // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 5. С. 476–480.
  11. Прима А.К. Особенности представлений о жизненном пути студентов с разным уровнем саморегуляции // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 10 (147). С. 199–204.
  12. Харитонова А.С. Специфика целеполагания у студентов с разными типами субъектной регуляции // Казанский педагогический журнал. 2012. № 4 (94). С. 131–138.
  13. Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 149–192.
  14. Шабельников В.К. Функциональная психология. М.: Академический проект, 2004. С. 462–510 с.
  15. Azizli N., Atkinson B.E., Baughman H.M., Giammarco E.A. Relationships between general selfefficacy, planning for the future, and life satisfaction // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 82. P. 58–60. DOI:10.1016/j.paid.2015.03.006
  16. Dzukaeva V. Family characteristics of Psychological Separation from parents during late adolescence // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 146 (25). P. 346–352.
  17. Hoffman J.A. Psychological separation of late adolescents from their parents // Journal of Counseling Psychology. 1984. Vol. 31. P. 170–178.

Информация об авторах

Литвинова Анна Викторовна, кандидат психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6783-3144, e-mail: annaviktorovna@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1813
В прошлом месяце: 58
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 3813
В прошлом месяце: 89
В текущем месяце: 20