Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 3. С. 80–94
doi:10.17759/psyedu.2020120305
ISSN: 2587-6139 (online)
Психолого-педагогические аспекты дистанционного образования в условиях пандемии: по материалам анкетирования студентов – будущих психологов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дистанционные технологии, онлайн-обучение, профессиональное образование, педагог-психолог
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120305
Для цитаты: Шалагинова К.С., Декина Е.В. Психолого-педагогические аспекты дистанционного образования в условиях пандемии: по материалам анкетирования студентов – будущих психологов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 3. С. 80–94. DOI: 10.17759/psyedu.2020120305
Полный текст
Введение
По результатам исследований, проведенных Мировым банком, COVID-19 признан источником серьезных изменений системы образования во всех современных государствах. Система высшего образования России не стала исключением. Последствия пандемии, необходимость поиска новых технологий и подходов к организации и проведению занятий в сложившихся условиях явились мощным катализатором онлайн-образования, перехода к дистанционным формам, что не только расширило его географию, но и потребовало современных и эффективных технологий, более широкого использования форм дистанционного образования.
Согласно статье 16 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [20]. Дистанционное обучение базируется на использовании традиционных и информационных технологий и их технических средств, которые применяются для самостоятельного изучения учебного материала, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению [2].
Дистанционное обучение, проходящее в режиме онлайн, приобрело государственную поддержку [15]. Вузы, будучи вместе со школами и колледжами основными элементами образовательной системы государства, получили мощный стимул к поиску новых технологий организации обучения в формате онлайн. Как отмечают в Большом аналитическом докладе специалисты, среди которых ректоры ВШЭ, РАНХиГС, СПбГУ и др., российская система высшего образования «стресс-тест» выдержала, а университеты в целом достойно прошли испытание сезоном «удаленки», дистанционные технологии прошли проверку на прочность, подтвердили право на широкое применение в высшей школе [ 11]. В условиях пандемии преподаватели вузов перешли к использованию дистанционных технологий при проведении лекций, семинарских и практических занятий, а впоследствии - приема зачетов, экзаменов и итоговой аттестации. Следует отметить, что наравне с трудностями и достаточным количеством проблем отмечены и позитивные моменты, обусловленные не только и не столько хорошим владением техникой современной молодежью, сколько ростом мотивации, активности и инициативности россиян, стремлением развиваться, работать в новых форматах.
Попытки оценки эффективности обучения с использованием дистанционных технологий, обоснования и наполнения содержанием наиболее приемлемых, адекватных способов организации дистанционного обучения неоднократно предпринимались отечественными исследователями (А.А. Елизаров, И.Г. Захарова, Е.С. Полат, М.И. Потеев, И.В. Роберт и др.).
В качестве основных достоинств в настоящее время рассматриваются следующие: дистанционное обучение выполняет полиаспектные функции (привлечение внимания, повышение интереса и мотивации к учебно-профессиональной деятельности, развитие образной и ассоциативной памяти и мышления, самостоятельного поиска информации и ее критического осмысления, формирование умений самостоятельной работы, культуры представления результатов и др.), что позволяет обучающимся самостоятельно планировать учебный процесс, распоряжаться собственным временем, выбирать наиболее оптимальные режимы обучения, экономить время на передвижениях, облегчает доступ к информации, делает возможность получения знаний более доступным [14], решает проблемы работающих студентов [18].
Между тем, несмотря на наличие явных достоинств, дистанционное обучение не лишено недостатков, в качестве которых С.В. Панюкова, В.С. Сергеева выделяют, в первую очередь, зависимость от наличия технических средств, обязательное владение данными средствами, недостаточный уровень компьютерной грамотности слушателей и т.п. [13]. Стоит отметить, что в данном исследовании речь идет о возможности организационного и методического обеспечения дистанционного обучения студентов с инвалидностью. При работе с нормой количество трудностей не уменьшается, добавляется недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса, невозможность использования некоторых педагогических приемов для усвоения материала и др. Решения требуют и вопросы, касающиеся поиска способов и возможностей заполнения возникающего коммуникативного вакуума, восполнения дефицита общения со сверстниками, возможности поиска альтернативы непосредственному межличностному общению в условиях вынужденного перехода на дистант [16].
И.Б. Бовина, Н.В. Дворянчиков, проведя социально-психологический анализ влияния технологий на человека, на его социальный опыт, пришли к выводу, что проникновение социальных медиа в повседневную жизнь индивида приводит к трансформации и упрощению процесса коммуникации, преобразованию властных отношений и норм, сопряженных с этим процессом, что вызывает особое опасение, на наш взгляд, применительно к процессу обучения, выстраиванию отношений в диаде «преподаватель-студент», «учитель-ученик» [3].
В крайне затруднительном положении, как отмечает Ю.В. Зарецкий, в условиях перехода работы в цифровом формате оказались и педагоги, что потребовало поиска новых технологий поддержки, а в ряде случаев - оказания психологической помощи [6]. Ученый с помощью конкретных примеров иллюстрирует значение поддержки субъектной позиции ученика в учебной деятельности и ее решающей роли в условиях дистанционного обучения как для преодоления учебных трудностей, так и для общего развития ученика [7].
Кроме того, активная цифровизация современной жизненной среды и связанная с этим трансформация условий для социализации подрастающего поколения ставят перед педагогами новые задачи, нацеленные на повышение рискологической компетентности школьников в пользовании интернетом [12].
А.А. Адаскина, Н.А. Мелюхина, проведя исследование, посвященное влиянию режима обучения на субъективные показатели работоспособности, наравне с обоснованием наиболее приемлемого для обучающихся способа организации учебного процесса делают еще один важный вывод о том, что у участников образовательного процесса должна быть возможность выбора, который в идеале подкрепляется и базируется на научных данных [1].
Я.Г. Мартюшова, Н.М. Лыкова в работе по анализу перспектив организации рефлексивно-оценочной деятельности студентов университетов средствами электронного учебника доказали, что заложенные в электронный учебник возможности формирования рейтинга, реализации эффективного контроля знаний студентов наиболее эффективны в случае сочетания очной и дистанционной форм обучения [10].
Результаты проведенного нами исследования во многом подтверждают выводы, озвученные выше. Между тем для нас они представляют ценность, в первую очередь, с позиции возможности рефлексивного анализа, определения психолого-педагогических аспектов для выстраивания дальнейшей организации учебного процесса с использованием дистанционного формата.
Кроме того, как отмечают в своих исследованиях С.Н. Ениколопов и О.Ю. Казьмин, специфика реакции на распространение коронавируса и всего, что с ним связано, получившая название «инфодемии», обнажает остроту психологических проблем и необходимость их решения [5]. Отмечен рост тревоги, имеющей в ситуации пандемии неоднородный характер: в ее структуре доминирует тревога по поводу заражения и негативных последствий [19].
Результаты исследования и их обсуждение
В анкетировании по изучению психолого-педагогических аспектов применения дистанционного образования приняли участие студенты 1-4 курсов очной и заочной форм обучения факультета психологии Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого в количестве 289 человек.
На вопрос анкеты «Как Вы адаптировались к новым условиям обучения с использованием дистанционных технологий - оценить по пятибалльной шкале (1 - совсем не адаптировался, 5 - адаптировался успешно)» ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 1).
Большая часть опрошенных (40%) отметили у себя 4 уровень. Студенты данной категории достаточно легко адаптировались к условиям обучения с использованием дистанционных технологий, однако при ответе на последующие вопросы наравне с достоинствами дистанта выделили трудности и существенные недостатки, о которых речь пойдет ниже. Порядка 29% отметили у себя пятый уровень, свидетельствующий о полной, успешной адаптации.
Обращает на себя внимание наличие в выборке студентов, которые совсем не смогли адаптироваться к новым технологиям. 10% опрошенных отметили существенные сложности и недостатки подобного обучения, трудности различного характера, связанные с отсутствием возможности очного посещения лекционных и практических занятий.
В качестве наиболее приемлемых инструментов дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (возможен выбор нескольких вариантов ответа) студенты рассматривают следующие технологии (табл. 1).
Таблица 1
Процентное распределение наиболее приемлемых для студентов инструментов дистанционных образовательных технологий и электронного обучения____________________
Наиболее приемлемые для студентов инструменты дистанционных образовательных технологий и электронного обучения |
Процентное распределение вариантов ответов студентов |
Система управления обучением Moodle |
36% |
Zoom-сессии с преподавателями |
25% |
Электронные библиотечные системы ТГПУ им. Л.Н. Толстого |
11% |
Онлайн- лекции, размещенные в YouTube (или на других видеохостингах) |
11% |
Skype-сессии с преподавателями |
10% |
Образовательные платформы других вузов |
6% |
Сессии с преподавателями на платформе Google Meet |
1% |
Другое (электронная почта, Whatsapp, социальная сеть «ВКонтакте») |
10% |
Из табл. 1 видно, что предпочтение студентов отдано системе управления обучением Moodle, которая уже достаточно давно развивается в вузе и зарекомендовала себя как доступная и эффективная образовательная технология. Преподавателями разработаны и наполнены разнообразным содержанием большая часть преподаваемых дисциплин, выложен лекционный материал, сопровождаемый видеопрезентациями, структура практических занятий, предложена система заданий для самостоятельной работы, примерные варианты тестовых заданий и т.п. Предпочтение данной технологии отдали порядка 36% опрошенных.
Второй по популярности среди студентов отмечена система Zoom-сессии с преподавателями, получившая свое активное продвижение в период использования дистанционных технологий в условиях пандемии. Популярность Zoom как платформы для проведения интернет-занятий и конференций легко объясняется доступностью, простотой в использовании, достаточно широкими техническими возможностями. Кроме того, данная система достаточно экологична для преподавателей, дает широкие возможности представления лекционного и практического материала, позволяет вести диалог в условиях реального времени с включенной камерой, аудиосвязью, демонстрацией своего экрана (или отдельного окна, части экрана и т.п.), есть возможность контролировать подключение и отключение микрофонов слушателей, общаться в чате.
Примерно одинаковой популярностью у студентов пользуются электронные библиотечные системы ТГПУ им. Л.Н. Толстого, онлайн-лекции, размещенные в YouTube (или на других видеохостингах), и Skype-сессии с преподавателями соответственно 11%, 11% и 10%.
В качестве собственного варианта ответа студенты предложили возможность использования электронной почты, Whatsapp, социальных сетей - «ВКонтакте» и т.п.
На вопрос анкеты «Оцените по пятибалльной шкале своевременность информирования Вас об изменениях в процессе обучения в период существующей неблагополучной эпидемиологической ситуации (1 - полностью не своевременно, 5 - своевременно и в полном объеме)» ответы распределились следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос «Оцените по пятибалльной шкале своевременность информирования Вас об изменениях в процессе обучения в период существующей неблагополучной эпидемиологической ситуации».
Большая часть респондентов отметили, что организация обучения на факультете с использованием дистанционных технологий была достаточно эффективной, что позволило студентам своевременно и в полном объеме получать информацию об изменениях в процессе обучения в период существующей неблагополучной эпидемиологической ситуации.
12% опрошенных в силу разных причин и обстоятельств несвоевременно получали необходимую информацию, уведомления, что, естественно, негативно отразилось на процессе обучения.
На вопрос анкеты «Оцените по пятибалльной шкале, удовлетворены ли Вы процессом обучения в дистанционном режиме в период существующей неблагополучной эпидемиологической ситуации (1 - полностью не удовлетворен, 5 - полностью удовлетворен)» были получены следующие варианты ответов (рис. 3).
Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос «Оцените по пятибалльной шкале,
удовлетворены ли Вы процессом обучения в дистанционном режиме в период существующей
неблагополучной эпидемиологической ситуации».
32% студентов, принявших участие в исследовании, отметили у себя третий уровень удовлетворенности, что говорит о «неопределенной» позиции, не позволяющей принять один из двух полярных вариантов ответов. Как уже отмечалось выше, речь идет именно о той категории студентов, которые наравне с достоинствами дистанционного обучения отмечали недостатки данной образовательной технологии, говоря о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться.
Достаточно высокую степень удовлетворенности высказали 27% респондентов. 15% и 10% отметили полярные варианты - полностью удовлетворен и полностью не удовлетворен соответственно.
Ниже в табл. 2 приведено процентное распределение трудностей, с которыми студенты, участвующие в анкетировании, столкнулись в процессе дистанционного обучения (возможен выбор нескольких вариантов ответа).
Таблица 2
Процентное распределение основных категорий трудностей, с которыми столкнулись студенты в процессе дистанционного обучения__________
Основные категории трудностей, с которыми столкнулись студенты в процессе дистанционного обучения (возможен выбор |
Процентное распределение |
нескольких вариантов ответа) |
вариантов ответов студентов |
Сложность выполнения практических заданий |
32% |
Недостаточное количество времени на взаимодействие с преподавателями |
22% |
Недостаточное качество информирования об организации и изменениях в образовательном процессе |
18% |
Отсутствие собственных технических возможностей для реализации процесса дистанционного обучения на дому |
17% |
Собственное недостаточное владение компьютерными технологиями |
6% |
Недостаточное владение компьютерными технологиями преподавателем |
5% |
Собственный вариант |
10% |
22% опрошенным «не хватало общения с преподавателем», в силу чего возникли трудности, отмеченные ими как «недостаточное количество времени на взаимодействие с преподавателями».
Трудности организационного характера выделены у 18% студентов, именно эта категория опрошенных сослалась на «недостаточное качество информирования об организации и изменениях в образовательном процессе». Достаточное количество респондентов отметили отсутствие как у себя, так и у преподавателей компетенций, предполагающих свободное владение техникой, умение работать в условиях дистанта, грамотно планировать и организовать учебный процесс в условиях дистанционного обучения.
При этом студенты, принявшие участие в мониторинге, достаточно высоко оценили работу преподавательского состава, качество предлагаемого материала, уровень проведения лекционных и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. 40% обучающихся дали работе преподавателей наивысшую оценку по пятибалльной шкале, 32% работу преподавательского состава в рамках дистанционного обучения в период существующей неблагополучной эпидемиологической ситуации оценили на «хорошо», лишь порядка 6% - весьма негативно.
Рассуждая о перспективах и целесообразности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в будущем, более 50% студентов сочли возможным использовать данную технологию, но в качестве вспомогательного инструмента обучения. Порядка 20% ушли от ответа. Примерно такое же количество опрошенных отрицательно относится к применению дистанционных технологий в будущем и около 13% согласились бы полностью перейти на дистант, используя его в качестве формы основного обучения.
Ниже мы привели выдержки из эссе студентов, в которых будущие педагоги-психологи рассуждали о дистанционном обучении, рефлексировали, делились собственным опытом, наблюдениями о достоинствах и недостатках описываемой технологии обучения:
«Я считаю, современное онлайн-образование будущего психолога имеет как достоинства, так и недостатки. Со стороны достоинств можно выделить комфортный режим дня, что очень удобно для работающих студентов, студентов, проживающих в области, не нужно тратить время на поездку в университет и обратно, нет ограничений в графике обучения, можно учиться в своем темпе и делать это в удобное для себя время. Но нет атмосферы студенчества, которая нужна для создания социального взаимодействия, отсутствие индивидуального подхода со стороны преподавателя в отношении личного общения и взаимодействия. По моему мнению, онлайн-образование по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” не может полностью заменить традиционное, так как работа психолога - это «живое» общение с клиентом, именно в обществе мы учимся общаться с людьми».
«Можно обучаться из любой точки мира, вся нужная информация находится всегда под рукой, но нет живого общения с преподавателем, я думаю, что это очень важный компонент обучения, так как преподаватель может поделиться своим опытом, дать рекомендации, ответить на возникающие вопросы, также при данном виде обучения необходима развитая сила воли, ответственность и постоянный самоконтроль, поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем. Даже самые современные тренажеры не заменят “живой” практики. Начинать дистанционное обучение, по моему мнению, надо не с бакалавриата, а с магистратуры, первую ступень высшего образования пройти традиционно, возможно сочетание двух методов, например, лекции проводить онлайн, а семинарские и практические занятия - очно».
«При дистанционном обучении студент строит для себя индивидуальный график обучения, практически весь материал осваивает самостоятельно, но не каждый студент на это способен, теоретически все хорошо, практически все откладываешь на “завтра” и в результате ничего не успеваешь. К положительным моментам относят наличие связи с преподавателем при онлайн-обучении разными способами: “online” и “offline”, но вопросы могут возникать и после изучения материала и их лучше уточнить очно на консультации. Конечно, можно проконсультироваться и по электронной почте, но не каждый студент может сформулировать свои запросы. Только дистанционная форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде, когда видишь каждого участника. Для будущего психолога в группе с однокурсниками можно отработать навыки консультирования, попробовать различные методики, сразу получить обратную связь. Человек, который проходит онлайн-обучение, всего этого лишен, а значит, не в полной мере готов к работе. У такого специалиста будет достаточный багаж теоретических знаний, а этого мало для того, чтобы начать работать самостоятельно. Выйдя на работу, такой психолог просто растеряется, ведь работать с клиентом лично и дистанционно - совсем разные аспекты. Поэтому возможно сочетание традиционного и онлайн-обучения, причем с перевесом в сторону традиционного. Можно дома еще раз просмотреть лекцию, дополнительный материал, занятие, которое пропустил, можно выполнять какие-то онлайн-задания индивидуально и в группе, а потом в вузе делиться полученными знаниями, отрабатывать навыки, обсуждать ошибки и т.д.»
«Качественное онлайн-обучение осуществляется с привлечением хороших специалистов, лекции которых послушать очень интересно, участники постоянно общаются между собой в чатах и мессенджерах, формируется профессиональное сообщество, общение в котором продолжается даже после окончания курса. Все это позволяет постоянно “быть в теме”, обмениваться новостями, обучаться в любое время. Скорее всего, при наличии высокой мотивации у студента при данном обучении возможно достижение высоких результатов. Думаю, что данный вид образования можно активно использовать на курсах повышения квалификации, дополнительного образования, когда человек точно знает, зачем пришел учиться и что хочет, имеет опыт обучения».
«Огромный плюс дистанционного обучения - возможность обучаться в своем темпе. Учащимся не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видеолекции, перечитать переписку с преподавателем, успешно проходить аттестации. К положительным моментам можно отнести возможности обучения в разных вузах, у разных преподавателей. Все это требует от студента ответственности, большого желания учиться самостоятельно, умения выстроить индивидуальную программу, хорошее знание компьютера. Сама я поддерживаю такой вид образования при возможности его хорошей организации».
«Я бы хотела отметить гибкость дистанционного образования, возможность осваивать дисциплину в индивидуальном режиме. Мне кажется, что такой вид образования необходим при изучении теоретического материала, но его недостаточно для формирования профессиональных компетенций и практических навыков. При этом поддерживать нужный темп обучения без существенного контроля со стороны педагога удается не всем. Когда у нас началось обучение в дистанционной форме, сначала было интересно, но через несколько занятий захотелось на занятие в вуз к преподавателю и студентам, хотя вроде бы тот же преподаватель и мои однокурсники. Через какое-то время некоторые студенты перестали работать систематически. Преподаватель постоянно давал обратную связь по заданиям, мы даже написали проект онлайн и отправили его на конкурс. Но мне больше нравится учиться традиционно».
Образовательный процесс подготовки студентов-психологов в современных условиях требует понимания непрерывности и связанности личностного и профессионального развития [9]. Переживание своего личностного опыта будущими психологами помогает осознанию изменений в себе, в своем внутреннем мире. Применение дистанционного образования в подготовке психолога возможно при повышении квалификации, обучении по программам переподготовки с применением дистанционных технологий, расширении знаний в отдельных областях психологии для профессионального саморазвития и т.д. Несмотря на то, что дистанционное обучение неплохо показало себя во время коронавирусной пандемии весной 2020 года, очень важно, чтобы между преподавателем и студентом было прямое общение.
Преподаватели видят в дистанционном образовании новые возможности («цифра повысит доступ к качественному образованию»). В настоящее время имеет место запрос на педагогов, профессионально работающих в смешанной (реально-виртуальной) образовательной среде, готовых к реализации профессиональной деятельности в современных условиях, занимающихся ее проектированием и изменением [8].
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости сочетания традиционного и дистанционного обучения, об актуальности подготовки выпускников, обладающих компетенциями, необходимыми в цифровую эпоху, о дальнейшем развитии цифровой образовательной среды в вузе, включении отдельных онлайн-курсов в учебный процесс [17], педагогическом проектировании современного процесса дистанционного обучения [4], развитии цифровых инструментов для организации интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов.
Заключение
Отличительная черта дистанционного обучения - опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога.
Анализ психолого-педагогических аспектов дистанционного образования, в том числе на основе результатов эмпирических исследований студентов, показал: - возможности и перспективы развития информационно-образовательной среды вуза при обучении студентов, - важность использования смешанной формы - дистанционного и очного обучения, - наличие индивидуализации образовательного процесса, - необходимость учета запросов студентов и целей профессионального образования при использовании дистанционных технологий, - обеспечение в позитивной мотивационно-эмоциональной среде взаимодействия преподавателей и студентов, - возможность повышения мотивации студентов к обучению в условиях дистанционного образования, - расширение возможностей при организации коммуникации, взаимодействия со студентом при изучении ими дистанционного курса, - организацию психолого-педагогического сопровождения студентов в условиях
дистанционного обучения, в том числе различных категорий (студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью), - формирование психологической готовности преподавателей и студентов к расширению образовательных возможностей с использованием дистанционных технологий (мониторинг, психолого- педагогическая поддержка субъектов образовательного процесса и др.).
Литература
- Адаскина А.А., Мелюхина Н.А. Влияние режима обучения на показатели работоспособности школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 2. C. 24–37. DOI:10.17759/psyedu.2020120202
- Андреев А.А. К вопросу об определении понят ия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html (дата обращения: 06.08.2020).
- Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. C. 101–115. DOI:10.17759/pse.2020250309
- Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения. М. : Изд-во Юрайт , 2019. 194 с. С. 95–144.
- Ениколопов С.Н., Казьмина О.Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 2020. URL: https://www.psy.su/feed/8182/ (дата обращения: 7.05.2020).
- Зарецкий Ю.В. Опыт психологического консультирования учителей, работающих в режимах онлайн и офлайн // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 137–150. DOI:10.17759/cpp.2020280208
- Зарецкий В.К., Судакова Л.В. Помощь в преодолении учебных трудностей средствами рефлексивно-деятельностного подхода в условиях дистанционного обучения: случай Мити // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 120—136. DOI:10.17759/cpp.2020280207
- Исаев Е.И. Педагогическая психология. М. : Изд-во Юрайт, 2012. 347 с. С. 177.
- Левкова Т.В. К вопрос у о профессиональной подготовке будущих психологов // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 8 (62). С. 107–110. DOI:10.23670/IRJ.2017.62.023
- Мартюшова Я.Г., Лыкова Н.М. Организация рефлексивно-оценочной деятельности студентов университетов средствами электронного учебника [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. C. 125–134. DOI: 10.17759/psyedu.2018100211
- Назаров А.В. Дистанционное образование : испытание на прочность // Высшее образование сегодня. 2020. № 8. С. 2–7. DOI:10.25586/RNU.HET.20.08.P.02.
- Панов В.И., Патраков Э.В. Представления педагогов и подростков о рисках во взаимодействиях в интернет-среде // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. C. 16–29. DOI:10.17759/pse.2020250302
- Панюкова С.В., Сергеева В.С. Организационное и методическое обеспечение дистанционного обучения студентов с инвалидностью [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. C. 72–83. DOI:10.17759/psyedu.2019110306
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 414 с.
- Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https ://минобрнауки.рф/проекты/современная-цифроваяобразовательная-среда
- COVID-19: психологические эффекты эпидемии. Чем помочь медикам? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 190–196. DOI:10.17759/cpp.2020280211
- Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 36–50. DOI:10.17759/pse.2020250104
- Сорокова М.Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфорт но в ней учиться? // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 2. C. 44–58. DOI:10.17759/pse.2020250204
- Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 70–89. DOI:10.17759/cpp.2020280204
- Федеральный закон «Об образова нии в Российской Федерации» от 29. 12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обраще ния: 06. 08.2020).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1085
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 873
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4