Психолого-педагогические аспекты дистанционного образования в условиях пандемии: по материалам анкетирования студентов – будущих психологов

873

Аннотация

В статье приведены результаты анкетирования студентов – будущих педагогов-психологов, позволившие определить основные достоинства и недостатки вынужденного перехода в режим дистанционного образования в условиях пандемии, представлены выводы о возможностях и перспективах применения данного вида обучения в профессиональном образовании. В исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов очной и заочной форм обучения факультета психологии Тульского государственного педагогического университет а имени Л.Н. Толстого в количестве 289 человек. В качестве основных преимуществ дистанта обучающие рассматривают доступность учебных материалов и информации в индивидуальной траектории прохождения дисциплин в любое время, удобство при организации самостоятельной работы, возможность планировать собственное время. Основные трудности, об означенные студентами, связаны с высокой загруженностью, недостаточным количеством времени, отведенным на взаимодействие с пре подавателями, отсутствием технических возможностей д ля реализации процесса дистанционного об учения в домашних условиях. В целом студенты положительно оценили использование дистанционного образования и высказались о целесообразности применения смешанной формы – дистанционного и очного об учения, важности психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса в решении проблем, возникающих в процессе дистанционного обучения.

Общая информация

Ключевые слова: дистанционные технологии, онлайн-обучение, профессиональное образование, педагог-психолог

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120305

Для цитаты: Шалагинова К.С., Декина Е.В. Психолого-педагогические аспекты дистанционного образования в условиях пандемии: по материалам анкетирования студентов – будущих психологов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 3. С. 80–94. DOI: 10.17759/psyedu.2020120305

Полный текст

 

Введение

По результатам исследований, проведенных Мировым банком, COVID-19 признан источником серьезных изменений системы образования во всех современных государствах. Система высшего образования России не стала исключением. Последствия пандемии, необходимость поиска новых технологий и подходов к организации и проведению занятий в сложившихся условиях явились мощным катализатором онлайн-образования, перехода к дистанционным формам, что не только расширило его географию, но и потребовало современных и эффективных технологий, более широкого использования форм дистанционного образования.

Согласно статье 16 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [20]. Дистанционное обучение базируется на использовании традиционных и информационных технологий и их технических средств, которые применяются для самостоятельного изучения учебного материала, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению [2].

Дистанционное обучение, проходящее в режиме онлайн, приобрело государственную поддержку [15]. Вузы, будучи вместе со школами и колледжами основными элементами образовательной системы государства, получили мощный стимул к поиску новых технологий организации обучения в формате онлайн. Как отмечают в Большом аналитическом докладе специалисты, среди которых ректоры ВШЭ, РАНХиГС, СПбГУ и др., российская система высшего образования «стресс-тест» выдержала, а университеты в целом достойно прошли испытание сезоном «удаленки», дистанционные технологии прошли проверку на прочность, подтвердили право на широкое применение в высшей школе [ 11]. В условиях пандемии преподаватели вузов перешли к использованию дистанционных технологий при проведении лекций, семинарских и практических занятий, а впоследствии - приема зачетов, экзаменов и итоговой аттестации. Следует отметить, что наравне с трудностями и достаточным количеством проблем отмечены и позитивные моменты, обусловленные не только и не столько хорошим владением техникой современной молодежью, сколько ростом мотивации, активности и инициативности россиян, стремлением развиваться, работать в новых форматах.

Попытки оценки эффективности обучения с использованием дистанционных технологий, обоснования и наполнения содержанием наиболее приемлемых, адекватных способов организации дистанционного обучения неоднократно предпринимались отечественными исследователями (А.А. Елизаров, И.Г. Захарова, Е.С. Полат, М.И. Потеев, И.В. Роберт и др.).

В качестве основных достоинств в настоящее время рассматриваются следующие: дистанционное обучение выполняет полиаспектные функции (привлечение внимания, повышение интереса и мотивации к учебно-профессиональной деятельности, развитие образной и ассоциативной памяти и мышления, самостоятельного поиска информации и ее критического осмысления, формирование умений самостоятельной работы, культуры представления результатов и др.), что позволяет обучающимся самостоятельно планировать учебный процесс, распоряжаться собственным временем, выбирать наиболее оптимальные режимы обучения, экономить время на передвижениях, облегчает доступ к информации, делает возможность получения знаний более доступным [14], решает проблемы работающих студентов [18].

Между тем, несмотря на наличие явных достоинств, дистанционное обучение не лишено недостатков, в качестве которых С.В. Панюкова, В.С. Сергеева выделяют, в первую очередь, зависимость от наличия технических средств, обязательное владение данными средствами, недостаточный уровень компьютерной грамотности слушателей и т.п. [13]. Стоит отметить, что в данном исследовании речь идет о возможности организационного и методического обеспечения дистанционного обучения студентов с инвалидностью. При работе с нормой количество трудностей не уменьшается, добавляется недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса, невозможность использования некоторых педагогических приемов для усвоения материала и др. Решения требуют и вопросы, касающиеся поиска способов и возможностей заполнения возникающего коммуникативного вакуума, восполнения дефицита общения со сверстниками, возможности поиска альтернативы непосредственному межличностному общению в условиях вынужденного перехода на дистант [16].

И.Б. Бовина, Н.В. Дворянчиков, проведя социально-психологический анализ влияния технологий на человека, на его социальный опыт, пришли к выводу, что проникновение социальных медиа в повседневную жизнь индивида приводит к трансформации и упрощению процесса коммуникации, преобразованию властных отношений и норм, сопряженных с этим процессом, что вызывает особое опасение, на наш взгляд, применительно к процессу обучения, выстраиванию отношений в диаде «преподаватель-студент», «учитель-ученик» [3].

В крайне затруднительном положении, как отмечает Ю.В. Зарецкий, в условиях перехода работы в цифровом формате оказались и педагоги, что потребовало поиска новых технологий поддержки, а в ряде случаев - оказания психологической помощи [6]. Ученый с помощью конкретных примеров иллюстрирует значение поддержки субъектной позиции ученика в учебной деятельности и ее решающей роли в условиях дистанционного обучения как для преодоления учебных трудностей, так и для общего развития ученика [7].

Кроме того, активная цифровизация современной жизненной среды и связанная с этим трансформация условий для социализации подрастающего поколения ставят перед педагогами новые задачи, нацеленные на повышение рискологической компетентности школьников в пользовании интернетом [12].

А.А. Адаскина, Н.А. Мелюхина, проведя исследование, посвященное влиянию режима обучения на субъективные показатели работоспособности, наравне с обоснованием наиболее приемлемого для обучающихся способа организации учебного процесса делают еще один важный вывод о том, что у участников образовательного процесса должна быть возможность выбора, который в идеале подкрепляется и базируется на научных данных [1].

Я.Г. Мартюшова, Н.М. Лыкова в работе по анализу перспектив организации рефлексивно-оценочной деятельности студентов университетов средствами электронного учебника доказали, что заложенные в электронный учебник возможности формирования рейтинга, реализации эффективного контроля знаний студентов наиболее эффективны в случае сочетания очной и дистанционной форм обучения [10].

Результаты проведенного нами исследования во многом подтверждают выводы, озвученные выше. Между тем для нас они представляют ценность, в первую очередь, с позиции возможности рефлексивного анализа, определения психолого-педагогических аспектов для выстраивания дальнейшей организации учебного процесса с использованием дистанционного формата.

Кроме того, как отмечают в своих исследованиях С.Н. Ениколопов и О.Ю. Казьмин, специфика реакции на распространение коронавируса и всего, что с ним связано, получившая название «инфодемии», обнажает остроту психологических проблем и необходимость их решения [5]. Отмечен рост тревоги, имеющей в ситуации пандемии неоднородный характер: в ее структуре доминирует тревога по поводу заражения и негативных последствий [19].

Результаты исследования и их обсуждение

В анкетировании по изучению психолого-педагогических аспектов применения дистанционного образования приняли участие студенты 1-4 курсов очной и заочной форм обучения факультета психологии Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого в количестве 289 человек.

На вопрос анкеты «Как Вы адаптировались к новым условиям обучения с использованием дистанционных технологий - оценить по пятибалльной шкале (1 - совсем не адаптировался, 5 - адаптировался успешно)» ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 1).


Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос «Оцените по пятибалльной шкале, как Вы адаптировались к новым условиям обучения с использованием дистанционных технологий?»

Большая часть опрошенных (40%) отметили у себя 4 уровень. Студенты данной категории достаточно легко адаптировались к условиям обучения с использованием дистанционных технологий, однако при ответе на последующие вопросы наравне с достоинствами дистанта выделили трудности и существенные недостатки, о которых речь пойдет ниже. Порядка 29% отметили у себя пятый уровень, свидетельствующий о полной, успешной адаптации.

Обращает на себя внимание наличие в выборке студентов, которые совсем не смогли адаптироваться к новым технологиям. 10% опрошенных отметили существенные сложности и недостатки подобного обучения, трудности различного характера, связанные с отсутствием возможности очного посещения лекционных и практических занятий.

В качестве наиболее приемлемых инструментов дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (возможен выбор нескольких вариантов ответа) студенты рассматривают следующие технологии (табл. 1).

Таблица 1

Процентное распределение наиболее приемлемых для студентов инструментов дистанционных образовательных технологий и электронного обучения____________________ 

Наиболее приемлемые для студентов инструменты дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Процентное распределение вариантов ответов студентов

Система управления обучением Moodle

36%

Zoom-сессии с преподавателями

25%

Электронные библиотечные системы ТГПУ им. Л.Н. Толстого

11%

Онлайн- лекции, размещенные в YouTube (или на других видеохостингах)

11%

Skype-сессии с преподавателями

10%

Образовательные платформы других вузов

6%

Сессии с преподавателями на платформе Google Meet

1%

Другое (электронная почта, Whatsapp, социальная сеть «ВКонтакте»)

10%

Из табл. 1 видно, что предпочтение студентов отдано системе управления обучением Moodle, которая уже достаточно давно развивается в вузе и зарекомендовала себя как доступная и эффективная образовательная технология. Преподавателями разработаны и наполнены разнообразным содержанием большая часть преподаваемых дисциплин, выложен лекционный материал, сопровождаемый видеопрезентациями, структура практических занятий, предложена система заданий для самостоятельной работы, примерные варианты тестовых заданий и т.п. Предпочтение данной технологии отдали порядка 36% опрошенных.

Второй по популярности среди студентов отмечена система Zoom-сессии с преподавателями, получившая свое активное продвижение в период использования дистанционных технологий в условиях пандемии. Популярность Zoom как платформы для проведения интернет-занятий и конференций легко объясняется доступностью, простотой в использовании, достаточно широкими техническими возможностями. Кроме того, данная система достаточно экологична для преподавателей, дает широкие возможности представления лекционного и практического материала, позволяет вести диалог в условиях реального времени с включенной камерой, аудиосвязью, демонстрацией своего экрана (или отдельного окна, части экрана и т.п.), есть возможность контролировать подключение и отключение микрофонов слушателей, общаться в чате.

Примерно одинаковой популярностью у студентов пользуются электронные библиотечные системы ТГПУ им. Л.Н. Толстого, онлайн-лекции, размещенные в YouTube (или на других видеохостингах), и Skype-сессии с преподавателями соответственно 11%, 11% и 10%.

В качестве собственного варианта ответа студенты предложили возможность использования электронной почты, Whatsapp, социальных сетей - «ВКонтакте» и т.п.

На вопрос анкеты «Оцените по пятибалльной шкале своевременность информирования Вас об изменениях в процессе обучения в период существующей неблагополучной эпидемиологической ситуации (1 - полностью не своевременно, 5 - своевременно и в полном объеме)» ответы распределились следующим образом (рис. 2).


Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос «Оцените по пятибалльной шкале своевременность информирования Вас об изменениях в процессе обучения в период существующей неблагополучной эпидемиологической ситуации».

Большая часть респондентов отметили, что организация обучения на факультете с использованием дистанционных технологий была достаточно эффективной, что позволило студентам своевременно и в полном объеме получать информацию об изменениях в процессе обучения в период существующей неблагополучной эпидемиологической ситуации.

12% опрошенных в силу разных причин и обстоятельств несвоевременно получали необходимую информацию, уведомления, что, естественно, негативно отразилось на процессе обучения.

На вопрос анкеты «Оцените по пятибалльной шкале, удовлетворены ли Вы процессом обучения в дистанционном режиме в период существующей неблагополучной эпидемиологической ситуации (1 - полностью не удовлетворен, 5 - полностью удовлетворен)» были получены следующие варианты ответов (рис. 3).
Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос «Оцените по пятибалльной шкале,
удовлетворены ли Вы процессом обучения в дистанционном режиме в период существующей
неблагополучной эпидемиологической ситуации».

32% студентов, принявших участие в исследовании, отметили у себя третий уровень удовлетворенности, что говорит о «неопределенной» позиции, не позволяющей принять один из двух полярных вариантов ответов. Как уже отмечалось выше, речь идет именно о той категории студентов, которые наравне с достоинствами дистанционного обучения отмечали недостатки данной образовательной технологии, говоря о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться.

Достаточно высокую степень удовлетворенности высказали 27% респондентов. 15% и 10% отметили полярные варианты - полностью удовлетворен и полностью не удовлетворен соответственно.

Ниже в табл. 2 приведено процентное распределение трудностей, с которыми студенты, участвующие в анкетировании, столкнулись в процессе дистанционного обучения (возможен выбор нескольких вариантов ответа).

Таблица 2

Процентное распределение основных категорий трудностей, с которыми столкнулись студенты в процессе дистанционного обучения__________

 

Основные категории трудностей, с которыми столкнулись студенты в процессе дистанционного обучения (возможен выбор

Процентное распределение

нескольких вариантов ответа)

вариантов ответов студентов

Сложность выполнения практических заданий

32%

Недостаточное количество времени на взаимодействие с преподавателями

22%

Недостаточное качество информирования об организации и изменениях в образовательном процессе

18%

Отсутствие собственных технических возможностей для реализации процесса дистанционного обучения на дому

17%

Собственное недостаточное владение компьютерными технологиями

6%

Недостаточное владение компьютерными технологиями преподавателем

5%

Собственный вариант

10%

 
Несколько «неожиданным» оказалось для нас наличие в выборке 32% студентов, отметивших сложности, возникшие при выполнении практических заданий. Впоследствии в процессе беседы, качественного анализа отмеченных трудностей оказалось, что сложности возникли в условиях лимита времени, задания преподавателей многим студентам казались объемными, «несоизмеримыми со временем, отведенным на пару», некоторые преподаватели недостаточно четко объяснили систему требований, необходимость «каждому студенту выполнять все задания», кроме того, были отмечены технические, территориальные и другие трудности.

22% опрошенным «не хватало общения с преподавателем», в силу чего возникли трудности, отмеченные ими как «недостаточное количество времени на взаимодействие с преподавателями».

Трудности организационного характера выделены у 18% студентов, именно эта категория опрошенных сослалась на «недостаточное качество информирования об организации и изменениях в образовательном процессе». Достаточное количество респондентов отметили отсутствие как у себя, так и у преподавателей компетенций, предполагающих свободное владение техникой, умение работать в условиях дистанта, грамотно планировать и организовать учебный процесс в условиях дистанционного обучения.

При этом студенты, принявшие участие в мониторинге, достаточно высоко оценили работу преподавательского состава, качество предлагаемого материала, уровень проведения лекционных и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. 40% обучающихся дали работе преподавателей наивысшую оценку по пятибалльной шкале, 32% работу преподавательского состава в рамках дистанционного обучения в период существующей неблагополучной эпидемиологической ситуации оценили на «хорошо», лишь порядка 6% - весьма негативно.

Рассуждая о перспективах и целесообразности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в будущем, более 50% студентов сочли возможным использовать данную технологию, но в качестве вспомогательного инструмента обучения. Порядка 20% ушли от ответа. Примерно такое же количество опрошенных отрицательно относится к применению дистанционных технологий в будущем и около 13% согласились бы полностью перейти на дистант, используя его в качестве формы основного обучения.

Ниже мы привели выдержки из эссе студентов, в которых будущие педагоги-психологи рассуждали о дистанционном обучении, рефлексировали, делились собственным опытом, наблюдениями о достоинствах и недостатках описываемой технологии обучения:

«Я считаю, современное онлайн-образование будущего психолога имеет как достоинства, так и недостатки. Со стороны достоинств можно выделить комфортный режим дня, что очень удобно для работающих студентов, студентов, проживающих в области, не нужно тратить время на поездку в университет и обратно, нет ограничений в графике обучения, можно учиться в своем темпе и делать это в удобное для себя время. Но нет атмосферы студенчества, которая нужна для создания социального взаимодействия, отсутствие индивидуального подхода со стороны преподавателя в отношении личного общения и взаимодействия. По моему мнению, онлайн-образование по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” не может полностью заменить традиционное, так как работа психолога - это «живое» общение с клиентом, именно в обществе мы учимся общаться с людьми».

«Можно обучаться из любой точки мира, вся нужная информация находится всегда под рукой, но нет живого общения с преподавателем, я думаю, что это очень важный компонент обучения, так как преподаватель может поделиться своим опытом, дать рекомендации, ответить на возникающие вопросы, также при данном виде обучения необходима развитая сила воли, ответственность и постоянный самоконтроль, поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем. Даже самые современные тренажеры не заменят “живой” практики. Начинать дистанционное обучение, по моему мнению, надо не с бакалавриата, а с магистратуры, первую ступень высшего образования пройти традиционно, возможно сочетание двух методов, например, лекции проводить онлайн, а семинарские и практические занятия - очно».

«При дистанционном обучении студент строит для себя индивидуальный график обучения, практически весь материал осваивает самостоятельно, но не каждый студент на это способен, теоретически все хорошо, практически все откладываешь на “завтра” и в результате ничего не успеваешь. К положительным моментам относят наличие связи с преподавателем при онлайн-обучении разными способами: “online” и “offline”, но вопросы могут возникать и после изучения материала и их лучше уточнить очно на консультации. Конечно, можно проконсультироваться и по электронной почте, но не каждый студент может сформулировать свои запросы. Только дистанционная форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде, когда видишь каждого участника. Для будущего психолога в группе с однокурсниками можно отработать навыки консультирования, попробовать различные методики, сразу получить обратную связь. Человек, который проходит онлайн-обучение, всего этого лишен, а значит, не в полной мере готов к работе. У такого специалиста будет достаточный багаж теоретических знаний, а этого мало для того, чтобы начать работать самостоятельно. Выйдя на работу, такой психолог просто растеряется, ведь работать с клиентом лично и дистанционно - совсем разные аспекты. Поэтому возможно сочетание традиционного и онлайн-обучения, причем с перевесом в сторону традиционного. Можно дома еще раз просмотреть лекцию, дополнительный материал, занятие, которое пропустил, можно выполнять какие-то онлайн-задания индивидуально и в группе, а потом в вузе делиться полученными знаниями, отрабатывать навыки, обсуждать ошибки и т.д.»

«Качественное онлайн-обучение осуществляется с привлечением хороших специалистов, лекции которых послушать очень интересно, участники постоянно общаются между собой в чатах и мессенджерах, формируется профессиональное сообщество, общение в котором продолжается даже после окончания курса. Все это позволяет постоянно “быть в теме”, обмениваться новостями, обучаться в любое время. Скорее всего, при наличии высокой мотивации у студента при данном обучении возможно достижение высоких результатов. Думаю, что данный вид образования можно активно использовать на курсах повышения квалификации, дополнительного образования, когда человек точно знает, зачем пришел учиться и что хочет, имеет опыт обучения».

«Огромный плюс дистанционного обучения - возможность обучаться в своем темпе. Учащимся не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видеолекции, перечитать переписку с преподавателем, успешно проходить аттестации. К положительным моментам можно отнести возможности обучения в разных вузах, у разных преподавателей. Все это требует от студента ответственности, большого желания учиться самостоятельно, умения выстроить индивидуальную программу, хорошее знание компьютера. Сама я поддерживаю такой вид образования при возможности его хорошей организации».

«Я бы хотела отметить гибкость дистанционного образования, возможность осваивать дисциплину в индивидуальном режиме. Мне кажется, что такой вид образования необходим при изучении теоретического материала, но его недостаточно для формирования профессиональных компетенций и практических навыков. При этом поддерживать нужный темп обучения без существенного контроля со стороны педагога удается не всем. Когда у нас началось обучение в дистанционной форме, сначала было интересно, но через несколько занятий захотелось на занятие в вуз к преподавателю и студентам, хотя вроде бы тот же преподаватель и мои однокурсники. Через какое-то время некоторые студенты перестали работать систематически. Преподаватель постоянно давал обратную связь по заданиям, мы даже написали проект онлайн и отправили его на конкурс. Но мне больше нравится учиться традиционно».

Образовательный процесс подготовки студентов-психологов в современных условиях требует понимания непрерывности и связанности личностного и профессионального развития [9]. Переживание своего личностного опыта будущими психологами помогает осознанию изменений в себе, в своем внутреннем мире. Применение дистанционного образования в подготовке психолога возможно при повышении квалификации, обучении по программам переподготовки с применением дистанционных технологий, расширении знаний в отдельных областях психологии для профессионального саморазвития и т.д. Несмотря на то, что дистанционное обучение неплохо показало себя во время коронавирусной пандемии весной 2020 года, очень важно, чтобы между преподавателем и студентом было прямое общение.

Преподаватели видят в дистанционном образовании новые возможности («цифра повысит доступ к качественному образованию»). В настоящее время имеет место запрос на педагогов, профессионально работающих в смешанной (реально-виртуальной) образовательной среде, готовых к реализации профессиональной деятельности в современных условиях, занимающихся ее проектированием и изменением [8].

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости сочетания традиционного и дистанционного обучения, об актуальности подготовки выпускников, обладающих компетенциями, необходимыми в цифровую эпоху, о дальнейшем развитии цифровой образовательной среды в вузе, включении отдельных онлайн-курсов в учебный процесс [17], педагогическом проектировании современного процесса дистанционного обучения [4], развитии цифровых инструментов для организации интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов.

Заключение

Отличительная черта дистанционного обучения - опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога.

Анализ психолого-педагогических аспектов дистанционного образования, в том числе на основе результатов эмпирических исследований студентов, показал: - возможности и перспективы развития информационно-образовательной среды вуза при обучении студентов, - важность использования смешанной формы - дистанционного и очного обучения, - наличие индивидуализации образовательного процесса, - необходимость учета запросов студентов и целей профессионального образования при использовании дистанционных технологий, - обеспечение в позитивной мотивационно-эмоциональной среде взаимодействия преподавателей и студентов, - возможность повышения мотивации студентов к обучению в условиях дистанционного образования, - расширение возможностей при организации коммуникации, взаимодействия со студентом при изучении ими дистанционного курса, -      организацию психолого-педагогического сопровождения студентов в условиях

дистанционного обучения, в том числе различных категорий (студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью), - формирование психологической готовности преподавателей и студентов к расширению образовательных возможностей с использованием дистанционных технологий (мониторинг, психолого- педагогическая поддержка субъектов образовательного процесса и др.).

Литература

  1. Адаскина А.А., Мелюхина Н.А. Влияние режима обучения на показатели работоспособности школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 2. C. 24–37. DOI:10.17759/psyedu.2020120202
  2. Андреев А.А. К вопросу об определении понят ия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html (дата обращения: 06.08.2020).
  3. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. C. 101–115. DOI:10.17759/pse.2020250309
  4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения. М. : Изд-во Юрайт , 2019. 194 с. С. 95–144.
  5. Ениколопов С.Н., Казьмина О.Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 2020. URL: https://www.psy.su/feed/8182/ (дата обращения: 7.05.2020).
  6. Зарецкий Ю.В. Опыт психологического консультирования учителей, работающих в режимах онлайн и офлайн // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 137–150. DOI:10.17759/cpp.2020280208
  7. Зарецкий В.К., Судакова Л.В. Помощь в преодолении учебных трудностей средствами рефлексивно-деятельностного подхода в условиях дистанционного обучения: случай Мити // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 120—136. DOI:10.17759/cpp.2020280207
  8. Исаев Е.И. Педагогическая психология. М. : Изд-во Юрайт, 2012. 347 с. С. 177.
  9. Левкова Т.В. К вопрос у о профессиональной подготовке будущих психологов // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 8 (62). С. 107–110. DOI:10.23670/IRJ.2017.62.023
  10. Мартюшова Я.Г., Лыкова Н.М. Организация рефлексивно-оценочной деятельности студентов университетов средствами электронного учебника [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. C. 125–134. DOI: 10.17759/psyedu.2018100211
  11. Назаров А.В. Дистанционное образование : испытание на прочность // Высшее образование сегодня. 2020. № 8. С. 2–7. DOI:10.25586/RNU.HET.20.08.P.02.
  12. Панов В.И., Патраков Э.В. Представления педагогов и подростков о рисках во взаимодействиях в интернет-среде // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. C. 16–29. DOI:10.17759/pse.2020250302
  13. Панюкова С.В., Сергеева В.С. Организационное и методическое обеспечение дистанционного обучения студентов с инвалидностью [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. C. 72–83. DOI:10.17759/psyedu.2019110306
  14. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 414 с.
  15. Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https ://минобрнауки.рф/проекты/современная-цифроваяобразовательная-среда
  16. COVID-19: психологические эффекты эпидемии. Чем помочь медикам? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 190–196. DOI:10.17759/cpp.2020280211
  17. Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 36–50. DOI:10.17759/pse.2020250104
  18. Сорокова М.Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфорт но в ней учиться? // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 2. C. 44–58. DOI:10.17759/pse.2020250204
  19. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 70–89. DOI:10.17759/cpp.2020280204
  20. Федеральный закон «Об образова нии в Российской Федерации» от 29. 12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обраще ния: 06. 08.2020).

Информация об авторах

Шалагинова Ксения Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, факультет психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н. Толстого), Председатель Тульского регионального отделения Федерации психологов образования России. Профессор Российской академии естествознания., Тула, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9037-449X, e-mail: shalaginvaksenija99@yandex.ru

Декина Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н. Толстого), Доцент Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Эксперт-практик Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения. Эксперт интернет-проекта «Электронная научно-образовательная библиотека «Современные образовательные технологии в социальной сфере, Тула, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4995-9071, e-mail: kmppedagogika@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1085
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 873
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4