Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 1. С. 117–130
doi:10.17759/psyedu.2021130108
ISSN: 2587-6139 (online)
Особенности представлений обучающихся выпускных курсов о трудных жизненных ситуациях в будущей профессиональной деятельности и о способах их преодоления
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, тревожность, личная ответственность, способы преодоления, профессиональная деятельность
Рубрика издания: Психология образования
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130108
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Кемеровского государственного университета.
Для цитаты: Каргина А.Е., Морозова И.С., Крецан З.В. Особенности представлений обучающихся выпускных курсов о трудных жизненных ситуациях в будущей профессиональной деятельности и о способах их преодоления [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. С. 117–130. DOI: 10.17759/psyedu.2021130108
Полный текст
Особенности представлений обучающихся выпускных курсов о трудных жизненных ситуациях в будущей профессиональной деятельности и о способах их преодоления
Введение
Формирование адекватных способов преодоления студентами трудных жизненных ситуаций является актуальным направлением работы организаций высшего образования.
Изучение представлений студентов о трудной жизненной ситуации осуществляется в основном в направлении определения трудностей, возникающих в процессе обучения. Так, в исследованиях Н.Н. Авраменко показано, что для студентов характерно определять в качестве трудных ситуаций связанные со страхом смерти близкого человека, потери здоровья, места жительства, имущества [1, с. 151]. По мнению Ф.Н. Алипхановой и Е.Ф. Сердюковой, студент, попадающий в трудные жизненные ситуации, нуждается в педагогической и психологической поддержке [1, с. 9]. А.В. Кибальник предлагает модель обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций в волонтерской деятельности [9, с. 64].
Мы считаем целесообразным обратиться к анализу феномена психологической готовности личности к преодолению трудных жизненных ситуаций в будущей профессиональной деятельности. Синонимами термина «coping» в англоязычной литературе являются такие термины и речевые обороты, как «resolve» (разрешение затруднений); «manage» (разрешать, управлять, справляться); «dealwith» (иметь дело с чем-либо); «handlewith» (справляться с чем-либо); «problemsolving» (разрешение проблем). А.О. Муругова отмечает, что в отечественных исследованиях как синонимичные термину «совладание» используются такие понятия, как «защита», «преодоление», «адаптация» и «дезадаптация», «борьба» (с жизненными трудностями), «преодоление» [14].
Федеральным законом от 28.12.2013№442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» утвержден термин «трудная жизненная ситуация». В Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О государственной социальной помощи» определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
Мы считаем возможным утверждать, что сущностными характеристиками данного понятия выступает совокупность субъективных представлений человека о возникшей ситуации, возможных вариантах ее трансформации и способах выхода из нее. Мы согласны с точкой зрения А.О. Муруговой, которая утверждает, что преодоление ситуации требует от субъекта значительных усилий и характеризуется высоким уровнем субъективного ощущения неопределенности [14].
По мнению Н.В. Калининой, трудными жизненными ситуациями для обучающихся являются ситуации взаимодействия с различными субъектами, причем автор подчеркивает, что критическими они становятся, если ущемляется собственное «Я» [8, с. 249].
В качестве трудных жизненных ситуаций профессиональной деятельности могут выступать переживания относительно различных стартовых возможностей в профессиональной сфере, переживания ситуации выбора профессии, разочарования в выбранной профессии, переживания возможных проблем взаимодействия в новом коллективе, неопределенности будущего, сожаления по поводу упущенных возможностей, адаптация к новым условиям.
В исследовании, выполненном под руководством Л.А. Головей, доказано, что в трудной жизненной ситуации высокий уровень психоэмоционального благополучия способствует более позитивному восприятию ситуации, при низком уровне преобладающим является восприятие негативных ее сторон [6].
Е.В. Битюцкая с коллегами выделяет ориентации, проявляющиеся у людей в трудных ситуациях: пять из них характеризуют направленность усилий на сближение с трудностями (драйв, тщательность, ориентации на возможности, препятствия и сигналы угрозы); три - на уход от трудностей (избегание, бездействие, беспечность) [5].
Исследуя особенности восприятия жизненных событий людьми, Е.В. Битюцкая и Т.Ю. Базаров указывают на обусловленность восприятия предпочитаемыми стилями реагирования на изменения [4].
Мы считаем возможным рассмотреть жизненные стратегии в качестве способов преодоления возникающих затруднений. Описывая жизненные стратегии студентов- психологов, И.С. Морозова и Е.В. Евсеенкова отмечают, что основой для выделения типов жизненной стратегии являются особенности мотивации личности [13].
Виды стратегий преодоления выделены в работе A. Schafer, а именно акцентирование внимания на позитивных моментах, эмоциональная поддержка, активное копирование и самообман (отрицание эмоций). Выявлено, что стратегии самообмана отрицательно опосредуют взаимосвязь между навыками устойчивости к эмоциям и регулированием эмоций и воспринимаемым стрессом. Следовательно, регуляция эмоций может предотвратить использование отрицательных стратегий преодоления, которые связаны с высоким стрессом [21].
Изучая эмоциональную устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды, С.А. Филиппова с соавторами отмечают, что личность обладает потенциалом к развитию механизмов совладания с негативным воздействием, которым способствуют проявления психической зрелости, личностная гибкость, а препятствуют, соответственно, инфантильность, импульсивность, ригидность личностных черт. Депрессивность и психопатические черты будущих педагогов выступают, по мнению исследователей, негативными факторами жизнестойкости и формируют риск снижения эмоциональной устойчивости [16]. Эмоции играют важную роль в процессе обучения студентов, однако влияние эмоционального опыта на эффективное обучение не является простым. Спутанность сознания во время обучения может восприниматься как неблагоприятное событие. Тем не менее имеются значительные научные данные, свидетельствующие о том, что спутанность сознания также может быть продуктивным аспектом процесса обучения студента [18].
В работах ряда исследователей показано, что предикторами стиля принятия решений выступают личностная готовность к риску, интуитивная способность, импульсивность и толерантность к неопределенности [8].
В качестве отдельного направления изучения содержательных характеристик психологической готовности личности к преодолению трудных жизненных ситуаций можно выделить исследования, посвященные обеспечению условий развития личности обучающегося и его компетенций в процессе обучения. По мнению И.Ю. Кулагиной и Е.В. Апасовой, развитие профессиональных качеств специалиста, работающего в системе отношений «человек-человек», протекает в гуманитарном вузе менее интенсивно у студентов с исходно невысоким уровнем их развития, но относительно широкой зоной ближайшего развития [9]. В данном контексте мы считаем важной позицию Е.Я. Матюшкиной и А.А. Кантемировой, которые указывают на то, что перестройка рефлексивных процессов в процессе прохождения супервизии и интервизии препятствует развитию профессионального выгорания у специалистов помогающих профессий [12].
В исследовании К.Н. Белогай и соавторов показаны возможности позитивных изменений параметров осознанной саморегуляции студентов на этапах обучения в вузе посредством применения технологии рефлексивных семинаров [3].
На обучение и успеваемость обучающихся влияют как эмоции достижения, так и усилия по регулированию этих эмоций. Регулирование эмоций определяется предшествующими факторами: ожидаемыми эмоциями, мотивами регуляции эмоций, неявными убеждениями об эмоциях, самоэффективностью регуляции эмоций и способностью регулировать эмоции [19]. R. Masiran, S. Ismail, N. Ibrahim считают, что эффективные способы преодоления определенной ситуации могут помочь в преодолении психологического стресса студентам. Выявлено, что самоанализ и самообвинение связаны с психологическим стрессом. Методы управления стрессом, которые используются при обучении студентов, важны для снижения стресса и поддержания благополучия на протяжении всего обучения [20].
Описывая социокогнитивные и креативные факторы профессионального самоопределения в юношеском возрасте, О.Б. Чеснокова обращает внимание на роль эмоционального интеллекта, проявляющегося в социальной мобильности, которая требует ориентировки в сложных социальных системах за короткое время и нестандартных способов действия в условиях неопределенности, наличия препятствий для достижения целей [17].
A.B. Soares, L. Mourao, F.A. Maia и другие выявили следующие способы преодоления трудных межличностных ситуаций, которые считаются трудными в университете: фокус на эмоциях, сосредоточение на социальной поддержке, сосредоточение на религиозном совладании и сосредоточение на проблеме [22].
Проведя теоретический анализ исследований психологической готовности личности к преодолению трудных жизненных ситуаций, определили понятие «трудная жизненная ситуация» и выделили способы преодоления, систематизировали представления о процессе формирования психологической готовности студентов высшего образования выпускных курсов к преодолению трудных жизненных ситуаций в будущей профессиональной деятельности.
Цель исследования состоит в определении особенностей представления обучающихся выпускных курсов о трудных жизненных ситуациях и о способах их преодоления в будущей профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования - особенности представления у студентов выпускных курсов о трудных жизненных ситуациях и о способах их преодоления в будущей профессиональной деятельности имеют специфическое своеобразие, определяемое опытом освоения образовательной программы подготовки и субъективными ожиданиями собственной самореализации в профессиональном сообществе.
Программа исследования
Для определения особенностей представления обучающихся о трудных жизненных ситуациях и о способах их преодоления в будущей профессиональной деятельности проведено исследование с помощью психосемантического приема (специально разработанных незаконченных предложений); опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» (С.С. Гончарова); опросника «Способы совладающего поведения» (R. Lazarus); опросника определения «Индекса жизненного стиля» (Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев и др.).
При создании методики незаконченных предложений использовался метод психосемантики субъективного шкалирования ситуаций по параметрам, соответствующим критериям выбора поведения в трудных жизненных ситуациях. В рамках методики анализируется субъективный опыт испытуемого, респонденту предлагается оценить варианты поведения, чувства, которые человек обычно испытывает, или действия, которые он обычно совершает в трудных жизненных ситуациях.
Исследование проведено в феврале 2020 года. Выборку составили 75 обучающихся выпускных курсов Кемеровского государственного университета по реализуемым направлениям подготовки. Первую группу (далее - Группа 1) составили респонденты направления подготовки «Техносферная безопасность» - 8 мужчин и 28 женщин, всего 36 человек; вторую группу (далее - Группа 2) - испытуемые направления подготовки «Педагогическое образование» - 3 мужчины и 36 женщин, всего 39 человек. Результаты обработаны с помощью процентного и статистического анализа (описательные статистики, t- критерий Стьюдента для независимых выборок).
Результаты
Выявлены субъективные представления студентов о трудных жизненных ситуациях по методике «Незаконченные предложения» (табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Незаконченные предложения»
Трудная жизненная ситуация для меня предполагает... |
|||||||||||||||||
беспокойство о результате |
сомнения в нужности усилий |
осознание пот |
каченных сил |
||||||||||||||
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
||||||||||||
23 (64%) |
29 (75%) |
10 (28%) |
4 (10%) |
3 (8%) |
6 (15%) |
||||||||||||
Оказавшись в неопределенной ситуации, я. |
|||||||||||||||||
стараюсь оценить условия |
выбираю способы действия |
прогнозирую результат |
|||||||||||||||
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
||||||||||||
13 (36%) |
15 (38%) |
14 (39%) |
16 (41%) |
9 (25%) |
8 (21%) |
||||||||||||
Осознавая свои действия в трудной жизненной ситуации, я. |
|||||||||||||||||
стремлюсь быстрее ее разрешить |
ожидаю помощи |
надеюсь, что все само собой наладится |
|||||||||||||||
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
||||||||||||
29 (81%) |
29 (75%) |
3 (8%) |
6 (15%) |
4 (11%) |
4 (10%) |
||||||||||||
Трудность принятия решения для меня связана. |
|||||||||||||||||
с непонятностью ситуации |
с сильными переживаниями |
с невозможностью контроля |
|||||||||||||||
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
||||||||||||
19 (53%) |
10 (26%) |
12 (33%) |
19 (48%) |
5 (14%) |
10 (26%) |
||||||||||||
Свою будущую профессиональную деятельность я рассматриваю как трудную жизненную ситуацию, потому что. |
|||||||||||||||||
не владею навыками прогнозирования последствий |
не имею опыта преодоления трудной жизненной ситуации |
испытываю состояние напряжения и тревоги |
это не обо мне |
||||||||||||||
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 1 |
Группа 2 |
||||||||||
7 (19%) |
6 (15%) |
21 (59%) |
14 (36%) |
7 (19%) |
17 (44%) |
1 (3%) |
2 (5%) |
Таким образом, студенты определяют трудную жизненную ситуацию как некоторое состояние беспокойства о результате. Сомнения в необходимости усилий выражают студенты группы «Техносферная безопасность». Будущие педагоги пытаются рефлексировать свое поведение и выбирают вариант «осознания потраченных сил». Респонденты стараются оценить условия и обращают внимание на способы действия, оказавшись в неопределенной ситуации. Осознавая свои действия в трудной жизненной ситуации, стремятся быстрее ее разрешить. Мнения выпускников различных направлений подготовки практически не различаются в количественном отношении.
Трудность принятия решения для студентов направления «Техносферная безопасность» определяется как непонятность ситуации, а для респондентов направления «Педагогическое образование» - как сильные переживания. Возможно, это связано с опытом практической деятельности, полученным в процессе прохождения производственной практики. Студенты, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», имеют выраженную предрасположенность к экзистенциальным переживаниям, что согласуется с данными, приведенными в исследованиях И.Н. Симаевой и коллег [14, с. 50].
Студенты направления «Техносферная безопасность» свою будущую профессиональную деятельность рассматривают как трудную жизненную ситуацию, потому что не имеют опыта, в том числе и опыта преодоления, а будущие педагоги указывают на состояние напряжения и тревоги. В то же время в обеих выборках есть испытуемые, которые не рассматривают свою будущую профессиональную деятельность как трудную жизненную ситуацию.
Получены значимые различия в группах по определенным показателям. Для этого проведена проверка данных по t-критерию Стьюдента для независимых выборок. Выявлены статистически значимые различия в средних значениях показателей с уровнем значимости 0,05 (p<0,05) в исследуемых группах (табл. 2).
Таблица 2
Различия средних значений по t-критерию Стьюдента студентов направлений «Техносферная безопасность» и «Педагогическое образование»
Показатели |
Среднее значение групп |
Уровень значимости различий, p |
|
Группа 1 |
Группа 2 |
||
Опросник |
«Способы преодоления негативных ситуаций» |
||
Самообвинение |
6,03 |
7,77 |
0,055 |
Поиск виновных |
8,97 |
7,10 |
0,002 |
С |
•просник «Индекс жизненного стиля» |
||
Подавление |
6,78 |
9,26 |
0,0004 |
Реактивные образования |
4,00 |
6,74 |
0,000004 |
Опросник «Способы совладающего поведения» |
|||
Бегство-избегание |
10,58 |
13,41 |
0,001 |
Планирование решения проблемы |
12,56 |
11,26 |
0,03 |
Средние значения по параметру «Самообвинение» у будущих педагогов значимо выше, чем у студентов направления «Техносферная безопасность». Мы предполагаем, что обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» в большей степени склонны в стрессовых ситуациях на поведенческом уровне уходить от проблемы, отказываться от попыток исправить ситуацию, отличаются «смирением», ищут причину случившегося в себе и обвиняют себя.
Обучающиеся по направлению «Техносферная безопасность» имеют статистически значимо более выраженные средние значения показателя «Поиск виновных», чем студенты направления «Педагогическое образование». Из этого вероятно, что для респондентов первой группы характерно снятие с себя ответственности за происходящее, перекладывание ее на других и на ситуацию в целом, а также снижение внутренних требований к нормам своего поведения, чем для респондентов второй группы. Овладевая приемами рефлексивного анализа, будущие педагоги сознательно отказываются от поиска виноватых, что согласуется с данными, полученными в исследованиях М.В. Манаковой [11, с. 382].
Также отмечаем, что значимо выше показатели «Подавление» определены у студентов направления «Педагогическое образование», чем у будущих специалистов техносферной безопасности. Это может быть связано с вытеснением свойств, личностных качеств и поступков, не делающих личность педагога привлекательной в глазах себя и учеников.
Средние значения показателя «Реактивные образования» будущих педагогов также значимо выше. Мы предполагаем, что будущие педагоги стремятся предотвращать выражение неприятных или неприемлемых мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. У будущих педагогов стратегия «Бегство-избегание» имеет статистически значимо более выраженные средние значения. Возможно, у данной категории обучающихся попытки преодоления негативных переживаний реализуются за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п., что может помочь быстрому снижению эмоционального напряжения в ситуации стресса.
Средние значения по параметру «Планирование решения проблемы» у будущих специалистов техносферной безопасности значимо выше. Вероятно, респонденты прибегают к стратегии планирования решения проблемы для преодоления ее за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Также данные результаты могут говорить нам о том, что студенты имеют такие черты, как чрезмерная рациональность, недостаточная эмоциональность, интуитивность и спонтанность в поведении.
Выводы
В исследовании показано, что представления о трудных жизненных ситуациях и о способах их преодоления в структуре психологической готовности студентов выпускных курсов имеют особенности в соответствии с выбранным направлением подготовки.
Выявлены качественные различия в субъективных интерпретациях самого понятия «трудная жизненная ситуация». По мнению большинства респондентов, «трудная жизненная ситуация» предполагает беспокойство о результате.
Трудность принятия решения для студентов направления «Техносферная безопасность» в большей степени связана с непонятностью ситуации, а для респондентов направления «Педагогическое образование» - с сильными переживаниями.
Как трудную жизненную ситуацию будущую профессиональную деятельность обучающиеся направления «Техносферная безопасность» определяют в связи с тем, что не имеют опыта преодоления трудной жизненной ситуации; студенты направления «Педагогическое образование» констатируют наличие собственных эмоциональных переживаний, испытывая состояние напряжения и тревоги.
Выпускники вуза независимо от направления подготовки в ситуации неопределенности стараются оценить условия и выбрать способ действия, стремятся быстрее ее разрешить, а не прогнозировать результат или ждать помощи от других.
Получены значимые различия в группах по показателям, описывающим способы совладания и способы преодоления сложившихся ситуаций. Будущие педагоги в большей степени склонны к самообвинению, подавлению, реактивным образованиям, бегству- избеганию ситуации. Будущие специалисты в области техносферной безопасности демонстрируют склонность к поиску виновных и планированию решения проблемы.
Выявленные особенности представления обучающихся выпускных курсов о трудных жизненных ситуациях и о способах их преодоления в будущей профессиональной деятельности отражают фактическое состояние. Возможности формирования конструктивных копингов в будущей профессиональной деятельности могут стать целью следующего исследования.
Информация об авторах
Каргина Анастасия Евгеньевна, ассистент кафедры акмеологии и психологии развития, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (ФГБОУ ВО КемГУ), г. Кемерово, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6246-6998, e-mail:
Морозова Ирина Станиславовна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой акмеологии и психологии развития, директор Института образования, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (ФГБОУ ВО КемГУ), г. Кемерово, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0862-7225, e-mail: ishmorozova@yandex.ru
Крецан Зоя Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры акмеологии и психологии развития, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (ФГБОУ ВО КемГУ), г. Кемерово, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8177- 028X, e-mail: z.kretsan@gmail.com
Литература
- Авраменко Н.Н. Представления студентов о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 4. С. 147–152.
- Алипханова Ф.Н., Сердюкова Е.Ф. Теоретические основы проблемы поведения человека в трудных жизненных ситуациях в рамках психолого-педагогической науки // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53–9. С. 3–9.
- Белогай К.Н., Морозова И.С., Медовикова Е.А., Сахарчук Н.Ю., Тупикина Г.Г. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 57–72. DOI:10.15293/2226-3365.1805.04
- Битюцкая Е.В., Базаров Т.Ю. Особенности восприятия жизненных событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 94–106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39207112 (дата обращения: 25.05.2020).
- Битюцкая Е.В., Корнеев А.А. Диагностика факторов копинга: апробация опросника «Типы ориентаций в трудных ситуациях» // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 1. С. 97–111. DOI:10.31857/S020595920007902-8
- Головей Л.А., Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., Рыкман Л.В., Данилова М.В. Роль психоэмоционального благополучия в восприятии жизненной ситуации безработными и работающими взрослыми // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 2. С. 27–49. DOI:10.17759/cpp.2019270203
- Епишин В.Е., Корнилова Т.В. Составляющие интеллектуально-личностного потенциала как предикторы стратегий совладания с неопределенностью[Электронный ресурс] // Материалы V Международной научной конференции «Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие» (г. Кострома, 26-28 сентября 2019 г.). Кострома. Т. 1. 2019. С. 59–64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41180991 (дата обращения: 26.05.2020)._
- Калинина Н.В. Трудные жизненные ситуации с позиции современных школьников: содержание и преодоление // Известия Саратовского университета. 2013. Т. 2. № 3(7). С. 245–250.
- Кибальник А.В. Модель обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019. № 2. С. 59–65.
- Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 12–23. DOI:10.17759/chp.2018140202
- Манакова М.В. Психологические механизмы формирования и развития педагогического сознания у будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–1. С. 379–383.
- Матюшкина Е.Я., Кантемирова А.А. Профессиональное выгорание и рефлексия специалистов помогающих профессий // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 2. С. 50–68. DOI:10.17759/cpp.2019270204
- Морозова И.С., Евсеенкова Е.В. Жизненные стратегии студентов-психологов // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С. 20–24. DOI:10.24158/spp.2017.6.3
- Муругова А.О., Морозова И.С. Возрастная изменчивость способов преодоления негативных ситуаций в период ранней юности [Электронный ресурс] // Вестник Иркутского государственного университета. Серия: психология. 2018. Т. 23. С. 88–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32714547 (дата обращения: 27.05.2020).
- Симаева И.Н., Бударина А.О., Шатохина В.А. Экзистенциальные проблемы и психологическое здоровье будущих педагогов в условиях инклюзивного образования // Образовательный вестник «Сознание». 2020. № 1. С. 41–50.
- Филиппова С.А., Пазухина С.В., Куликова Т.И., Степанова Н.А. Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 80–90. DOI:10.17759/pse.2019240508
- Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 16. № 4. С. 109–118. DOI:10.17759/chp.2019150411
- Arguel A. et al. Seeking optimal confusion: A review on epistemic emotion management in interactive digital learning environments // Interactive Learning Environments. 2018. Vol. 27(2), pp. 200–210. DOI:10.1080/10494820.2018.1457544
- Jarrell A. et al. The regulation of achievements emotions: Implications for research and practice // Canadian Psychology. Psychologiecanadienne. 2017. Vol. 58(3), pp. 276–287. DOI:10.1037/cap0000119
- Masiran R. et al. Associations Between Coping Styles and Psychological Stress Among Medical Students at University Putra Malaysia // Current Psychology. 2018. Vol. 37. DOI:10.1007/s12144-018-0049-7
- Schäfer A.et al. Coping strategies as mediators within the relationship between emotion-regulation and perceived stress in teachers // International Journal of Emotional Education. 2020. Vol. 12, no. 1, pp 35–47. URL: https://www.um.edu.mt/__data/assets/pdf_file/0011/433793/v12i1p3b.pdf (Accessed 06.01.2020).
- Soares A. B.et al. Construction and validity evidence of a scale for coping with difficult social academic interpersonal situations // Psicologia: Reflexão e Crítica. 2018. Vol. 31(24). DOI:10.1186/s41155-018-0103-2
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 698
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 369
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1