Адаптационные аспекты социальной ситуации развития подростков в условиях обучения в организации среднего профессионального образования

121

Аннотация

Представлены теоретический анализ и материалы 1 этапа эмпирического исследования адаптационных аспектов социальной ситуации развития подростков в новых условиях обучения. Результаты получены на выборке студентов 1-го курса московской организации среднего профессионального образования. В исследовании приняли участие 500 респондентов в возрасте от 16 до 17 лет, из которых 92% были женского пола. Исследование включало замеры по 7 шкалам в течение 5-7 дней. Использовалась проективная закрытая методика оценки сформированности компонентов учебной деятельности (включает два варианта: для мальчиков и девочек). Полученные данные позволяют говорить о том, что естественный процесс адаптации подростков к новым условиям обучения в колледже основывается на комплементарных его составляющих. При этом вхождение в новую ситуацию социального развития сопровождается возникновением ряда противоречий между актуальными потребностями молодого человека и условиями их удовлетворения. Необходимость формирования системы межличностных отношений как со сверстниками, так и со значимыми взрослыми (преподавателями) актуализирует потребность в самоутверждении, что характерно для младшего подросткового возраста, предыдущего этапа личностного развития. Вскрытое противоречие обусловливает формирование неопределенной профессиональной картины мира.

Общая информация

Ключевые слова: социальная ситуация развития, социальная ситуация развития подростка, адаптация подростка, картина мира, ведущий вид деятельности, профессиональное образование

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130206

Для цитаты: Мыскин С.В., Макеева Г.А. Адаптационные аспекты социальной ситуации развития подростков в условиях обучения в организации среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 2. С. 89–104. DOI: 10.17759/psyedu.2021130206

Литература

  1. Белова Г.Б., Мосеева Л.И. Организационно-педагогические условия обучения здоровому образу жизни школьников // В сборнике: Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: Материалы IV Международного научного конгресса, посвященного 45-летию УралГУФК.  13-14 ноября 2015 г. Челябинск: Уральская академия, 2015. С. 79–81.
  2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: ЛГУ, 1988. 256 с.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. cоч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244–268.
  5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избр. психол. тр. / П.Я. Гальперин; под ред. А.И. Подольского; [Послесл. Л.Ф. Обуховой, с. 458-478]; Акад. психол. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Изд-во «Ин-т практ. Психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 479 с.
  6. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. 638 с.
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 541 с.
  8. Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. М.: МГУ, 2012. № 4. С. 73–82.
  9. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. М.; СПб.: Питер, 2003. 416 с.
  10. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Часть 1. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. 160 с.
  11. Ленгле А. Фундаментальные мотивации человеческой экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии // Экзистенциальный анализ. Бюллетень № 1. М.: АЭАПП, 2009. С. 9–29.
  12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: МГУ, 1981. 584 с.
  13. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
  14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  15. Московцева Е.А. Социальная среда подростков в кризисном социуме [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. 2020. № 9. URL: https://www.online-science.ru/m/products/social_sciense/gid6050/pg0/ (дата обращения: 05.05.2021).
  16. Мыскин С.В. Введение в теорию профессионального языкового сознания. Монография. М.: ООО «СамПолиграфист», 2015. 331 с.
  17. Мыскин С.В., Макеева Г.А. Семантический анализ терминов, употребляемых в процессе профессионального самоопределения // Жизнь языка в культуре и социуме-6. Материалы международной научной конференции. Москва, 26–27 мая 2017 г. / Ред. коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв. ред.), Н.В. Уфимцева, В.П. Синячкин и др. М.: Изд-во «Канцлер», 2017. С. 199–201.
  18. Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 264 с.
  19. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2009. 432 с.
  20. Руденский Е.В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы как базовая категория образовательном виктимологии образования. Новосибирск: Изд-во «Соцтехсервис», 2004. 120 с.
  21. Свиридова Н.Н. Подростковый возраст как объект исследования современных возрастной физиологии и психофизиологии // Здравоохранение, образование и безопасность. Челябинск: УГУФК, 2020. С. 95–104.
  22. Тюрина Н.В. Понятие адаптации в современной психологии // Вестник АГТУ. Психология, педагогика. 2007. № 5(40). С. 152–157.
  23. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
  24. Чернявская В.С. Факторы самораскрытия способностей подростка: адаптация опросника // Развитие человека в современном мире. 2020. № 4. С. 86–92.
  25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  26. Юдина Т.А. Сравнительный анализ характеристик социальной ситуации развития младших школьников, обучающихся в инклюзивных классах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. Том 12. № 3. С. 31–44. DOI:10.17759/psyedu.2020120302 (дата обращения: 25.05.2021).

Информация об авторах

Мыскин Сергей Владимирович, доктор филологических наук, профессор дирекции образовательных программ, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2665-6089, e-mail: myskinsv@mgpu.ru

Макеева Галина Анатольевна, научный сотрудник лаборатории «Проектирование культурно-исторических моделей образования» института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ),, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6593-3344, e-mail: makeevaga@mgpu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 465
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 121
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1