Доказательный подход в образовании: критический анализ актуальных дискуссий

174

Аннотация

В статье представлен анализ актуальных дискуссий, касающихся доказательного подхода в образовании. Авторы показывают, что несмотря на распространенность ссылок на доказательный подход, доказательные практики и т.п., сами термины остаются чем-то вроде «пустых знаков», за содержательное наполнение которых идет идеологическая борьба. Авторы выделяют несколько дискуссионных тем, связанных с доказательными исследованиями и доказательным процессом практической работы: принцип иерархии versus принцип плюрализма в понимании доказательств и методологий; необходимость включения в доказательства теоретических представлений и объяснительных механизмов работы практики; соотношение доказательств, полученных во внешних систематических исследованиях, и экспертизы специалиста-практика; проблема усвоения и распространения научного знания versus проблема координации и сотрудничества науки и практики. Авторы полагают, что хотя исторически доказательный подход был связан с обращением к науке преимущественно как к институту предписаний, в его современных версиях отношения между наукой и практикой гораздо более сложные.

Общая информация

Ключевые слова: доказательное образование, практика, доказательные исследования, теории доказательств, доказательный процесс, использование исследований

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130410

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Разработка методологических оснований для формирования единого национального подхода к определению социальных (в том числе образовательных) практик с доказанной эффективностью».

Получена: 10.12.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Станилевский В.В. Доказательный подход в образовании: критический анализ актуальных дискуссий [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 162–176. DOI: 10.17759/psyedu.2021130410

Литература

  1. Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Станилевский В.В. Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 8–26. DOI:10.17759/ssc.2020010101
  2. Дьяков А.В. Предисловие переводчика // Латур Б. Пастер: Война и мир микробов. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. С. 7–24.
  3. Латур Б. Наука в действии: Следуя за учеными и инженерами внутри общества. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 414 с.
  4. Латур Б. Пастер: Война и мир микробов. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. 316 с.
  5. American Psychological Association, Presidential Task Force on Evidence-Based Practice Evidence-Based Practice in psychology // American Psychologist. 2006. Vol. 61. P. 271–285. DOI:10.1037/003-066X.61.4.271
  6. Anjum R.L., Kerry R., Mumford S.D. Evidence Based on What? // Journal of Evaluation in Clinical Practice. 2015. Vol. 21. P. 11–12. DOI:10.1111/jep.12493
  7. Bellamy J.L., Bledsoe S.E., Traube D.E. The Current State of Evidence-Based Practice in Social Work: A Review of the Literature and Qualitative Analysis of Expert Interviews // Journal of Evidence-Based Social Work. 2006. Vol. 3. № 1. P. 23–48. DOI:10.1300/J394v03n01_02
  8. Biesta G.J.J. Why ‘What Works’ Still Won’t Work: From Evidence-Based Education to Value-Based Education // Studies in Philosophy and Education. 2010. Vol. 29. P. 491–503. DOI:10.1007/s11217-010-9191-x
  9. Bluhm R., Borgerson K. Evidence-Based Medicine // F. Gifford (Ed.). Philosophy of Medicine. New York, NY: Elsevier, 2010. P. 203–237.
  10. Brown C., Zhang D. Is Engaging in Evidence-Informed Practice in Education Rational? What Accounts for Discrepancies in Teachers’ Attitudes Towards Evidence Use and Actual Instances of Evidence Use in Schools? // British Educational Research Journal. 2016. Vol. 42(5). P. 780–801. DOI:10.1002/berj.3239
  11. Davies P. What Is Evidence-Based Education? // British Journal of Educational Studies. 1999. Vol. 47. № 2. P. 108–121. DOI:10.1111/1467-8527.00106
  12. Diery A., Knogler M., Seidel T. Supporting Evidence-Based Practice Through Teacher Education: A Profile Analysis of Teacher Educators’ Perceived Challenges and Possible Solutions // International Journal of Educational Research Open. 2021. Vol. 2. No. 2. DOI:10.1016/j.ijedro.2021.100056
  13. Diery A., Vogel F., Knogler M., Seidel T. Evidence-Based Practice in Higher Education: Teacher Educators’ Attitudes, Challenges, and Uses // Frontiers in Education. 2020. Vol. 5:62. DOI:10.3389/feduc.2020.00062
  14. Earl L. Reflections on the Challenges of Leading Research and Evidence in Schools // C. Brown (Ed.) Leading the Use of Research & Evidence in Schools. London: IOE Press, 2015. P. 146–152.
  15. Farley-Ripple E., May H., Karpyn A., Tilley K., McDonough K. Rethinking Connections Between Research and Practice in Education: A Conceptual Framework // Educational Researcher. 2018. Vol. 47(4). P. 235–245. DOI:10.3102/0013189X18761042
  16. Greany T. How Can Evidence Inform Teaching and Decision Making Across 21,000 Autonomous Schools? Learning from the Journey in England // C. Brown (Ed.) Leading the Use of Research & Evidence in Schools. London: IOE Press, 2015. P. 11–28.
  17. Hammersley M. What Is Evidence for Evidence-Based Practice? // Otto H.-U., Polutta A., Ziegler H. (Eds). Evidence-Based Practice – Modernising the Knowledge Base of Social Work. Opladen: Budrich, 2009. P. 139–150.
  18. Latour В. The Pasterization of France. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1988. 292 p.
  19. Lovasz N., Clegg J.W. The Social Production of Evidence in Psychology: A Case Study of the APA Task Force on Evidence-Based Practice // K.C. O’Doherty, L.M. Osbeck, E. Schraube, J. Yen (Eds.). Psychological Studies of Science & Technology. New York, NY: Palgrave MacMillan, 2019. P. 213–235.
  20. Parkhurst J.O., Abeysinghe S. What Constitutes “Good” Evidence for Public Health and Social Policy-Making? From Hierarchies to Appropriateness // Social Epistemology. 2016. Vol. 30(5–6). P. 665–679. DOI:10.1080/02691728.2016.1172365
  21. Pellegrini M., Vivanet G. Evidence-Based Policies in Education: Initiatives and Challenges in Europe // ECNU Review of Education. 2020. P. 1–20. DOI:10.1177/2096531120924670
  22. Reddy L.A., Forman S.G., Stoiber K.C., González J.E. A National Investigation of School Psychology Trainer’s Attitudes and Beliefs About Evidence-Based Practice // Psychology in the Schools. 2017. Vol. 54(3). P. 261–278. DOI:10.1002/pits.21999
  23. Slavin R.E. Evidence-Based Educational Policies: Transforming Educational Practice and Research // Educational Researcher. 2002. Vol. 31(7). P. 15–21. DOI:10.3102/0013189X031007015
  24. Slavin R.E. Evidence-Based Reform in Education // Journal of Education for Students Placed at Risk (JESPAR). 2017. Vol. 54. P. 178–184. DOI:10.1080/10824669.2017.1334560
  25. Slavin R.E. How Evidence-Based Reform Will Transform Research and Practice in Education // Educational Psychologist. 2020. Vol. 55(1). P. 21–31. DOI:10.1080/00461520.2019.1611432
  26. Slavin R.E., Cheung A.C., Zhuang T. How Evidence-Based Reform Could Advance Education // ECNU Review of Education. 2021. P. 1–18. DOI:10.1177/2096531120976060
  27. Solomon M. Making Medical Knowledge. Oxford, UK: Oxford University Press, 2015. 278 p.
  28. Stengenga J. Down with the Hierarchies // Topoi. 2014. Vol. 33. P. 313–322. DOI:10.1007/s11245-013-9189-4
  29. Thyer B. What Is Evidence-Based Practice // A.R. Roberts, Yeager K.R. (Eds.). Foundations of Evidence-Based Social Work Practice. Oxford University Press, 2006. P. 35–46.
  30. Tonelli M.R., Williamson J. Mechanisms in Clinical Practice: Use and Justification // Medicine, Health Care and Philosophy. 2020. Vol. 23. P. 115–124. DOI:10.1007/s11019-019-09915-5
  31. Upshur R.E.G., Van Den Kerkhof E.G., Goel V. Meaning and Measurement: An Inclusive Model of Evidence in Health Care // Journal of Evaluation in Clinical Practice. 2001. Vol. 7(2). P. 91–96. DOI:10.1046/j.1365-2753.2001.00279.x
  32. Ward T., Haig B.D., McDonald M. Translating Science into Practice in Clinical Psychology: A Reformulation of the Evidence-Based Practice Inquiry Model // Theory & Psychology. Article first published online: November 30, 2021. DOI:10.1177/09593543211059816
  33. Worrall J. What Evidence in Evidence-Based Medicine? // Philosophy of Science. 2002. Vol. 69. No. S3. P. S316–S330.

Информация об авторах

Бусыгина Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2344-9543, e-mail: boussyguina@yandex.ru

Подушкина Татьяна Геннадиевна, психолог, руководитель сектора «Центр доказательного социального проектирования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5966-8342, e-mail: poduschkina@mail.ru

Станилевский Виктор Валерьевич, магистр международных отношений, Американский Университет (Университет American University), Вашингтон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8808-7387, e-mail: victor.stanilevskiy@gmail.com