Методологические проблемы доказательного описания психологических и социальных практик

69

Аннотация

В статье предложен анализ специфики становления доказательного подхода в социальной сфере в нашей стране. Длительное отсутствие диалога между социальными науками и социальными практиками определяет большую часть методологических проблем, возникающих при сборе доказательной базы и описании социальной практики в доказательном ключе. Весь объем проблем разделяется авторами на два крупных блока: программный дизайн и доказательный дизайн, тесно связанные друг с другом. В статье рассматриваются методологические сложности с выделением комплекса необходимых и достаточных для изменения действий, описанием механизма, составляющего суть интервенции, а также сложности научно-теоретического обоснования практики и сложности, связанные с процессом сбора и анализа эмпирических данных относительно влияния интервенции на благополучателей. В заключении делается вывод, что внедрение в социальную сферу доказательного подхода становится важным условием для объединения социальной науки и социальной практики.

Общая информация

Ключевые слова: доказательный подход, методологические проблемы, методологические проблемы психологии, социальная наука, социальная практика, реестр доказательных практик, оценка проектов

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130411

Финансирование. Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-03 от 11.06.2021 «Разработка методологических оснований для формирования единого национального подхода к определению социальных (в том числе образовательных) практик с доказанной эффективностью».

Получена: 10.12.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Гарифулина Э.Ш., Подушкина Т.Г., Омельченко А.С. Методологические проблемы доказательного описания психологических и социальных практик [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 177–188. DOI: 10.17759/psyedu.2021130411

Литература

  1. Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Станилевский В.В. Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 8–26. DOI:10.17759/ssc.2020010101
  2. Бусыгина Н.П. Научный статус методологии исследования случаев // Консультативная психология и психотерапия. 2009. Том 17. № 1. С. 5–29.
  3. Савинская О.Б., Истомина А.Г., Ларкина Т.Ю., Круглова К.Д. Концептуальные представления о стратегиях «смешивания методов» (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21-29. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=2624&jid=6309&jn=socis&printmode (дата обращения: 15.12.2021).
  4. Стандарт доказательности социальных практик [Электронный ресурс] // Федеральная платформа обмена практиками СМАРТЕКА. Агентство стратегических инициатив. 2021. URL: https://smarteka.com/files/Стандарт_доказательности_социальных_практик.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
  5. Кошелева Н.А., Кузьмин А.И. Теория изменений: общие рекомендации к применению (из опыта БДФ «Виктория»), М.: Изд-во «Проспект», 2014. 61 c.
  6. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы: учебник. М.: КНОРУС, 2016. 344 с.
  7. Anderson A.A. Theory of change as a tool for strategic planning. A Report on Early Experiences: The Aspen Institute Roundtable on Comprehensive Community Initiatives. 2004.
  8. Creswell J. Controversies in mixed methods research // The Sage handbook of qualitative research. Ed. by N. Denzin. Thousand Oaks, Calif.: Sage, 2011.
  9. Evidence-Based Practice in Psychology // American Psychologist. 2006. Vol. 61(4). P. 271–285.
  10. Gambrill E.D. Evidence-based practice: Sea change or emperor’s new clothes // Journal of Social Work Education. 2003. Vol. 39. P. 3–23.
  11. Gibbs L.E. Evidence-Based Practice for the Helping Professions: A Practical Guide with Integrated Multimedia. Paific Grove, CA: Brooks / Cole-Thompson Learning, 2003. 292 p.
  12. Gilgun J. The four cornerstones of evidence-based practice // Research on Social Work Practice. 2005. Vol. 15(1). P. 52–61.
  13. Mapping change: Using a theory of change to guide planning and evaluation // GrantCraft. 2006.
  14. Gray M., Plath D., Webb S. Evidence-Based Social Work: A Critical Stance. London: Routledge, 2009. 240 p.
  15. Jacobs J., Jones E., Gabella B., Spring B. & Brownson R. Tools for Implementing an Evidence-Based Approach in Public Health Practice. Preventing Chronic Disease. 2012. DOI:10.5888/pcd9.110324
  16. Head B. Toward More “Evidence-Informed” Policy Making? // Public Administration Review. 2015. Vol. 76. No. 3. DOI:10.1111/puar.12475
  17. McNeece C.A., Thyer B.A. Evidence-based practice and social work // Journal of Evidence-Based Social Work. 2004. Vol. 1(1). P. 7–25.
  18. Miller S., Rudnick L. A Framework Document for Evidence-Based Programme Design on Reintegration.United Nations Institute for Disarmament Research Geneva, Switzerland. 2012. URL: http://https://www.unidir.org/files/publications/pdfs/a-framework-document-for-evidence-based-programme-design-on-reintegration-396.pdf (Accessed 15.12.2021).
  19. Mullen E.J., Streiner D.L. The evidence for and against evidence-based practice // In Roberts A.R., Yeager K.R. (eds.). Foundations of Evidence-Based Social Work Practice. New York: Oxford University Press, 2006. P. 21–34.
  20. Roberts A.R., Yeager K.R. (Eds.). Foundations of Evidence-Based Social Work Practice. New York: Oxford University Press, 2006. 440 p.
  21. US Department of Health and Human Services. Implementation Resource Guide for Social Service Programs: An Introduction to Evidence-Based Programming. 2011. URL: https://www.fatherhood.gov/research-and-resources/implementation-resource-guide-social-service-programs-introduction-evidence-based (Accessed 15.12.2021).
  22. Weiss C.H. Nothing as Practical as Good Theory: Exploring Theory-based Evaluation for Comprehensive Community Initiatives for Children and Families. In James Connell et al. (Ed.), New Approaches to Evaluating Community Initiatives: Concepts, Methods, and Contexts. Washington, 1995. DC: Aspen Institute.

Информация об авторах

Гарифулина Эльвира Шамильевна, кандидат социологических наук, руководитель программ, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, доцент кафедры юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4306-3899, e-mail: egarifulina@timchenkofoundation.org

Подушкина Татьяна Геннадиевна, психолог, руководитель сектора «Центр доказательного социального проектирования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5966-8342, e-mail: poduschkina@mail.ru

Омельченко Александра Сергеевна, кандидат психологических наук, руководитель программы, Благотворительный фонд «Дети наши» (БФ «Дети наши»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0028-4440, e-mail: agerasimova22@yandex.ru