Психолого-педагогические исследования
2022. Том 14. № 3. С. 3–20
doi:10.17759/psyedu.2022140301
ISSN: 2587-6139 (online)
Изменение тенденций в исследованиях мотивации изучения иностранных языков в 2021 году (систематический обзор)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: COVID-19, дистанционное обучение, иностранные языки, мотивация
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140301
Благодарности. Авторы выражают глубокую признательность рецензентам за экспертную оценку рукописи.
Получена: 05.06.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Цаликова И.К., Пахотина С.В., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В., Воронина Е.В. Изменение тенденций в исследованиях мотивации изучения иностранных языков в 2021 году (систематический обзор) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 3. С. 3–20. DOI: 10.17759/psyedu.2022140301
Полный текст
Введение
Пандемия COVID-19 стала причиной кардинальных социально-экономических изменений, в том числе и в системе образования. Эти изменения не могли не сказаться на субъектах и объектах образовательного процесса, а в связи с этим и на повестке вопросов, требующих изучения со стороны научного сообщества. Исследователей интересует, как изменилась мотивационная сфера обучающихся вследствие перехода на онлайн-технологии в образовании, следовательно, есть необходимость в обзорных исследованиях.
В статье представлен систематический обзор исследований, посвященных мотивации изучения иностранных языков в высших учебных заведениях, опубликованных в 2021 году. Цель исследования – проследить изменение направлений исследований, определить актуальные исследовательские вопросы, тенденции и недостаточно изученные аспекты, чтобы наметить направление исследований в будущем.
Несмотря на желание изучать иностранный язык и высокий процент студентов, изучающих английский язык, то есть понимающих его место и роль в мире, уровень академической прокрастинации у студентов (откладывание выполнения учебных заданий, подготовки курсовых работ, экзаменов и т.п. [28]) не уменьшается [24], а уровень владения языковыми навыками продолжает оставаться низким (A2) [17], причем о недостаточной мотивированности студентов изучать иностранные языки говорят ученые из разных стран [9; 37].
Для решения этой проблемы предлагается сделать изучение английского языка в вузах обязательным [24]. К сожалению, на примере стран, где его изучение уже является обязательным, очевидно, что это не устраняет проблему полностью. Так, снижение мотивации к изучению английского языка и пропуск занятий у китайских студентов, несмотря на то, что эта дисциплина является обязательной к изучению, происходят под влиянием как учебных (недостатки организации и содержания учебного процесса), личных (недостаточная самодисциплина), так и социально-экономических факторов (трудоустройство на неполный рабочий день для того, чтобы заработать себе на жизнь) [41]. Большинство исследователей сходятся во мнении, что на развитии интереса к изучению английского языка положительно скажется осознание студентами перспектив его практического использования, собственных достижений и самооценка [15].
В исторической перспективе за последние 10-15 лет внимание ученых сместилось с изучения учебных и профессиональных мотивов обучающихся в сторону изучения влияния контекстных (внешних) факторов – социально-экономических и коммуникативных (например, влияние сверстников и социальных сетей) [5].
Самые масштабные обзорные исследования – A.H. Al-Hoorie с анализом основных тем в области языковой мотивации за 60 лет [6]; A. Mendoza и H. Phung, где научные работы рассмотрены с точки зрения образовательных контекстов и разнообразия изучаемых языков; вопросов, представляющих интерес в разных регионах мира [27]. В 2021 году была сделана попытка определить исследовательские тенденции на материале зарубежных исследований, опубликованных за последние 15 лет [5].
Отличие этого обзора от предыдущих заключается в его цели – проследить изменения исследовательских тенденций в области мотивации изучения иностранных языков в новой социальной и образовательной реальности.
Материалы и методы
Подготовка систематического обзора состояла из следующих этапов: определение спектра исследовательских вопросов, оценка и отбор исследований с учетом избранных критериев, систематизация, описание отобранных документов, анализ результатов и выявление исследовательских тенденций.
Материалами для качественного контент-анализа послужили эмпирические исследования, посвященные мотивации изучения иностранных языков. Поиск документов осуществлялся в международных базах данных Scopus и Web of Science по кратким описаниям, ключевым словам и названиям документов и был ограничен датой публикации статьи (2021), финальной стадией публикации, типом документа (статья, обзор) и открытым доступом к ним. Релевантность материалов определялась ключевыми словами: learning, language, foreign, higher, education, university, motivation с помощью коэффициента Танимото [2].
Выбор методологии систематического обзора (C. Torgerson) был обусловлен целью статьи [40].
Критический обзор литературы
Рассматривая тенденции в рецепции проблемы мотивации изучения иностранных языков за последние 15 лет до начала пандемии COVID-19, можно увидеть, что, изучив феномен мотивации в целом и пытаясь найти новый способ повлиять на ее уровень, ученые стали чаще рассматривать проблему мотивации в исторической перспективе. Большая часть исследований выполнена на национальном материале, а работы, сравнивающие результаты из разных стран, немногочисленны. Интерес ученых сместился с изучения характеристик личности обучающихся к исследованиям влияния контекстных (внешних) факторов – социально-экономических, коммуникативных; с учебных и профессиональных мотивов – к социально-экономическим. Одним из наиболее перспективных направлений стало изучение влияния сверстников в общем и влияния социальных сетей как нового пространства взаимодействия со сверстниками в частности [5].
На фоне пандемии обучение не только иностранному языку, но и другим дисциплинам существенно изменилось: изменения в организации учебной деятельности (методов, приемов, средств, содержания обучения, форм работы и т.д.) сказались на внутренних (учебных и профессиональных) и внешних (социальных) мотивах, следовательно, и на мотивации как их совокупности.
Говоря об исследовательских тенденциях сейчас, все изученные нами работы можно поделить на две основные группы. В первую группу вошли исследования, в которых изучается влияние контекстных (внешних) факторов (онлайн-среды) на мотивационную сферу (59% от общего количества статей). Вторая группа представлена работами, в которых продолжают освещаться вопросы традиционной образовательной практики периода до пандемии: мотивация как психолого-педагогический феномен, ее компоненты и способы их формирования (41% статей).
Внутри первой группы можно выделить несколько направлений. Первое направление связано с изучением преимуществ и недостатков онлайн-обучения иностранному языку (28% статей). Данные исследований об отношении студентов и преподавателей к переходу на онлайн-обучение и о его влиянии на аспекты учебной деятельности (в том числе и на мотивацию) неоднозначны. Например, 63,9% студентов считают, что изучение иностранного языка онлайн затрудняет понимание нового материала, 45,1% – наоборот, открыли для себя новые возможности для его изучения [4]. К положительным моментам студенты относят возможность изучать иностранный язык из дома; более широкие возможности для ознакомления с учебным материалом и улучшение навыков аудирования. Студентам не нравится отсутствие социальных контактов, взаимодействия между преподавателем и другими студентами в целях обмена знаниями и опытом; проблемы со здоровьем из-за увеличившегося воздействия технических средств обучения и отсутствие возможности развивать навыки устной речи [20].
В научных работах рассматриваются факторы, мешающие преподавателям иностранных языков эффективно использовать электронную образовательную среду в вузах: низкий уровень материально-технической базы университетов, поверхностное знание информационно-коммуникационных технологий, недостаточные готовность и мотивация применять их в работе [10]; отсутствие методической и технической поддержки, нехватка знаний и опыта [8]. Ученых интересуют изменения требований к содержанию, формам и объему самостоятельной работы [21]; особенности преподавания устной речи в электронной образовательной среде [36]. Особое внимание уделяется психологическим стратегиям преодоления стресса, способам адаптации студентов к виртуальной среде обучения и сохранению мотивации [1; 8]; а также изучению их поведения, эмоций и восприятия в период пандемии и онлайн-обучения [26].
К этому же направлению можно отнести и научные работы, где рассматриваются опыт использования различных онлайн-платформ и возможности информационных технологий при обучении иностранному языку и их влияние на мотивацию (31% статей). Резкий переход к онлайн-обучению привел к тому, что все субъекты образовательного процесса были вынуждены приспосабливаться, не имея времени на подготовку. Особенно сложно пришлось тем, кто имел небольшой опыт преподавания иностранного языка [11]. В ряде работ описывается опыт использования онлайн-платформ (Skyes [14], Smart Sender [25]): их характеристики, технология работы, изменения в организации процесса обучения. Ученые положительно оценивают их применение; дают рекомендации по использованию и адаптации занятий к онлайн-платформам, по разработке и проведению занятий с максимальным включением студентов в процесс обучения, поддержанию мотивации [11]; подчеркивают важность обратной связи [14] и понятной системы оценки результатов обучения; говорят о мотивации как о ключевом факторе влияния на их внедрение [12; 14; 25].
В целом опыт использования информационно-коммуникационных технологий (игровых стратегий в виртуальной реальности [34], веб-квестов [3], визуального контента [18]) на онлайн-занятиях по иностранному языку рассматривается как положительный. Авторы сходятся во мнении, что информационно насыщенный учебный процесс в сочетании с использованием инновационных технологий и интерактивными учебными курсами улучшает преподавание и изучение иностранных языков в целом и в частности индивидуализирует обучение, повышает уровень знаний и мотивации, позволяет использовать аутентичные материалы [16]; активизирует самостоятельную работу студентов по отбору, обработке и усвоению учебной информации [39]. Однако не все советуют заменять ими традиционные технологии полностью в связи с недостаточной изученностью их эффективности [34].
Среди научных работ, которые были отнесены во вторую группу, где рассматриваются вопросы традиционной образовательной практики, можно выделить ряд публикаций, посвященных изучению влияния личностных качеств – тревожности, уверенности в себе и т.д. (14% статей).
Тревожность стала серьезным аспектом в контексте изучения иностранного языка в период пандемии. Например, исследуется связь между уверенностью в себе, тревогой и мотивацией изучающих английский язык и их готовностью общаться в трех разных средах: на занятии, в реальной жизни и цифровой среде. Уверенность в себе, тревожность в процессе иноязычной речи и мотивация оказались значимыми предикторами для желания говорить на иностранном языке как на занятиях и вне класса, так и в цифровой среде. Интересно, что большее желание говорить на иностранном языке студенты имеют в цифровой среде, а не в реальной жизни, потому что может варьироваться режим коммуникации (синхронный, асинхронный) и вид коммуникационного дискурса (письменный, устный) [30]. По мнению ученых, тревожность является лучшим показателем прогнозирования успеваемости по иностранному языку и мотивированности к его изучению [38] и в значительной мере определяет самооценку студентами их навыков аудирования и говорения [23].
Интерес ученых вызывают также предикторы мотивации, такие как ценность собственных достижений, внутренняя ценность языка и первый опыт изучения [19; 31].
Значительное место в этой группе занимают исследования, предметом анализа которых являются отдельные компоненты мотивации и их потенциал для развития определенных языковых навыков, отдельных речевых единиц и составляющих учебного процесса (27% статей). Исследователи сравнивают общий уровень мотивации у студентов, различающихся по специализации, возрасту, полу, учебным достижениям и т.д. [7; 17]; изучают влияние на мотивационную сферу субъективных факторов, среды обучения, профессионализма преподавателя, учебной программы университета [13] и даже комментариев преподавателя [35]; отмечают положительное влияние интегрированного обучения иностранному языку (CLIL) [32], использования проектов как средства оценивания [33] и участия в реальных мероприятиях [29] на качество усвоения содержания обучения в целом и на мотивацию к изучению иностранного языка в частности.
Самой неисследованной проблемой стали «направленные мотивационные потоки» как периоды особо активного языкового поведения человека под влиянием четко определенной цели [22].
Результаты исследования
Изучение влияния контекстных (внешних) факторов продолжает оставаться одним из самых актуальных направлений в исследовании мотивации изучения иностранных языков [5]. Однако внутри этого направления произошло смещение внимания ученых с изучения влияния социально-экономических факторов, таких как социально-экономический статус семьи и сверстники, на влияние пандемии и онлайн-обучения. Вероятная причина – необходимость осмысления новой реальности – изменившейся среды как совокупности внешних обстоятельств. Их взаимодействие и взаимное влияние с внутренними мотивационными установками обучающихся, по нашему мнению, представляет собой в потенциале существенное по значимости направление будущих исследований. Ведь именно эти факторы могут выступать как сдерживающие (отсутствие технических средств для дистанционного обучения, интернет-соединения и т.д.) и как стимулирующие мотивацию (обучающиеся прилагают больше усилий и изыскивают другие возможности).
Исследователи констатируют высокие потенциальные возможности онлайн-среды для развития мотивационной сферы, однако недостаточный опыт как преподавателей, так и студентов в их использовании пока является причиной их частичного неприятия участниками образовательного процесса.
Результаты полномасштабных и лонгитюдных исследований, посвященных влиянию онлайн-обучения на те или иные аспекты мотивации, равно как и исследований, основанных на сравнении одних и тех же явлений в разных образовательных системах, еще не опубликованы. Ученые на данный момент заняты решением вопросов, связанных с различными аспектами онлайн-обучения в их собственных странах. Очевидно, что это связано, прежде всего, с необходимостью тщательной, продолжительной по времени организации такого рода исследований, а также с объективными сложностями на этапе сбора данных и проведения эксперимента в разных странах. Кроме того, можно предположить, что большинство исследований так и будут выполняться на материале одной страны и ее образовательной системы, поскольку реалии онлайн-среды в странах слишком разные (опыт в использовании онлайн-технологий, технические возможности и материально-техническое оснащение образовательных учреждений, возможности обучающихся). Среди основных аспектов, вызывающих вопросы при переходе на онлайн-обучение, авторы выделяют проблемы поддержания личного взаимодействия преподавателя и студентов, изучающих иностранный язык; а также преодоления стресса и адаптации к виртуальной среде обучения и их влияния на мотивационную сферу.
Неоднозначные данные опросов студентов и преподавателей об отношении к онлайн-среде, снижение уровня мотивированности к изучению языка в целом или сложности в усвоении отдельных речевых единиц (устной речи, например) наряду с высокими потенциальными возможностями онлайн-обучения и других информационных технологий для развития иноязычной коммуникативной компетентности в целом и мотивационной сферы в частности объясняются недостаточным опытом как преподавателей, так и студентов в их использовании и являются лишь временным явлением.
Традиционно ученые продолжают интересоваться отдельными компонентами учебной мотивации и их потенциалом в формировании мотивации к изучению иностранных языков в целом (связь мотивации, отношения и интереса; стратегии управления внутренней мотивацией; различные образовательные технологии (проектная деятельность, интегрированное обучение) и их влияние на мотивацию студентов; влияние предыдущего опыта изучения языков, взаимоотношений с преподавателем на мотивационную составляющую; мотивация овладения различными языковыми единицами).
Новейшей теоретической разработкой в области исследования мотивации изучения второго языка являются направленные мотивационные потоки как периоды особо активного языкового поведения человека под влиянием четко определенной цели.
Сейчас, когда с начала онлайн-обучения прошло еще не так много времени, с точки зрения оценки и осмысления его влияния на мотивацию студентов предметом анализа ученых являются только те проблемы, связанные с онлайн-обучением, которые лежат на поверхности: преимущества и недостатки онлайн-обучения иностранному языку с точки зрения его влияния на мотивацию студентов; отношение к онлайн-обучению субъектов образовательного процесса; особенности их адаптации; опыт использования онлайн-платформ и возможности информационных технологий; изменения, касающиеся приемов, методов, форм, содержания работы и т.д. для поддержания и повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка.
Обсуждение результатов
Цифровая трансформация науки в целом и систем образования в частности привела к тому, что увеличились продуктивность и эффективность управления процессами, ускорилась коммуникация – все это способствовало тому, чтобы научное сообщество стало быстрее реагировать на изменения, которые происходят в мире, и подключаться к решению возникающих проблем, о чем свидетельствует изменившаяся тематика исследований. Пандемия COVID-19 в случае с психолого-педагогическими исследованиями продемонстрировала все преимущества своевременного быстрого обмена результатами исследований. В данном случае изучение опыта организации образовательного процесса в онлайн-среде и, в частности, развития мотивации в новых условиях окажется полезным для практиков системы образования. Соблюдение принципов достоверности, доказательности, полноты и объективности, необходимых для того, чтобы исследование было качественным, а его результаты можно было применять в науке и на практике, требует, однако, огромных временных и ресурсных затрат. Некоторые эксперименты только начались и их результаты будут, конечно, достовернее, объективнее и полнее, но позже.
Предлагаемый нами обзор может помочь в понимании особенностей когнитивного развития и успеваемости студентов, реальных причин отсутствия у них желания изучать иностранные языки, возможных путей решения этой проблемы с помощью накопленного в разных странах опыта и станет основанием для дальнейшей исследовательской работы по вопросам формирования мотивации.
Заключение
Вопрос формирования мотивации к предмету в целом и к изучению иностранных языков в частности по-прежнему остается одним из самых сложных в методике преподавания. Некоторые из обучающихся не видят возможности практического применения иностранного языка, что, по мнению ученых, прежде всего характерно для старших школьников и студентов в провинции. Изменить этот стереотип способны онлайн-платформы с их безграничным техническим, информационным и коммуникационным потенциалом (и это подтверждается большинством исследований за 2021 год).
С другой стороны, все предлагаемые учеными решения (использование проектной деятельности, специально организованных мероприятий – оффлайн и онлайн и т.д.), как правило, положительно сказываются на мотивации, но не решают проблему полностью. Об этом свидетельствует большое количество публикаций из разных стран, посвященных прокрастинации, отсутствию интереса и низкой мотивированности студентов. Вероятно, необходим комплекс различных мер в каждом конкретном случае для каждой группы обучающихся.
Очевидно, что количество исследований, связанных с онлайн-обучением, увеличится в ближайшем будущем. Исследовательские тенденции, характерные для «допандемийного» периода, сохранятся, но будут рассматриваться в контексте онлайн-обучения. Особый интерес ученых, как нам кажется, вызовет влияние социально-экономических факторов, таких как отсутствие всеобщего доступа к сети Интернет в провинции, недостаток опыта применения онлайн-платформ, отсутствие квалифицированных кадров и т.д., на мотивацию при использовании онлайн-обучения.
Любое стремительное и внезапное изменение требует интеграции усилий ученых для быстрого и качественного осмысления изменившихся условий. Неподготовленный (в большинстве стран) переход образовательной практики в цифровую среду стал причиной быстрой исследовательской рефлексии, ведь научные исследования всегда были основой для конкретных шагов представителей образовательной практики. Работа в условиях среды, которая не является традиционной для большинства педагогов, требует научного обоснования как для организации образовательного процесса в целом, так и для обеспечения функционирования его отдельных компонентов (поддержания должной мотивации и ее развития в том числе). Необходимо объединение усилий всех субъектов системы образования и науки для продолжения работы в новой реальности в будущем и согласованности в принятии решений на основе проведенных исследований.
Литература
- Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Адаптация студентов нелингвистических специальностей к онлайн-обучению иностранным языкам [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2021. № 3(51). С. 188–198. DOI:10.32744/pse.2021.3.13
- Белова К.М., Судаков В.А. Исследование эффективности методов оценки релевантности текстов [Электронный ресурс] // Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. 2020. № 68. DOI:10.20948/prepr-2020-68
- Рыбакова М.В. Цифровая образовательная среда как фактор развития иноязычных компетенций [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2021. № 1(49). С. 232–248. DOI:10.32744/pse.2021.1.16
- Старчикова И.Ю. Особенности дистанционного обучения в современных условиях российского вуза: по материалам опроса студентов [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2021. № 2(50). С. 103–117. DOI:10.32744/pse.2021.2.7
- Цаликова И.К., Пахотина С.В. Проблема мотивации изучения иностранных языков в международных исследованиях: систематический обзор [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2021. № 23(5). С. 38–63. DOI:10.17853/1994-5639-2021-5-38-63
- Al-Hoorie A.H. Sixty years of language motivation research: Looking back and looking forward [Электронный ресурс] // Sage Open. 2017. Vol. 7. № 1. P. 1–11. DOI:10.1177/2158244017701976
- Alotumi M. EFL college junior and senior students' self-regulated motivation for improving English speaking: A survey study [Электронный ресурс] // Heliyon. 2021. Vol. 7. № 4. e06664. DOI:10.1016/j.heliyon.2021.e06664
- Babelyuk O., Koliasa O., Lopushanskyy V., Smaglii V., Yukhymets S. Psychological difficulties during the covid lockdown: video in blended digital teaching Language, Literature, and Culture [Электронный ресурс] // Arab World English Journal. 2021. № 4. P. 172–182. DOI:10.24093/awej/covid.13
- Busse V. Plurilingualism in Europe: Exploring attitudes toward English and other European languages among adolescents in Bulgaria, Germany, the Netherlands, and Spain [Электронный ресурс] // Modern Language Journal. 2017. № 101(3). P. 566–582. DOI:10.1111/modl.12415
- Chernova O.E., Litvinov A.V., Gorbunova L.N., Telezhko I.V., Nizamutdinova S.M. Development of sportsman students' autonomy in the educational environment of electronic information and foreign language teachers' readiness to this process [Электронный ресурс] // Journal of Human Sport and Exercise. 2021. № 16. P. 1227–1243. DOI:10.14198/jhse.2021.16.Proc3.39
- Choi L., Chung S. Navigating online language teaching in uncertain times: Challenges and strategies of EFL educators in creating a sustainable technology-mediated language learning environment [Электронный ресурс] // Sustainability (Switzerland). 2021. Vol. 13. № 14. P. 7664. DOI:10.3390/su13147664
- Chyzhykova O.V. Provision of constructive feedback by means of information technologies in the process of foreign language competence development of students of economic specialties [Электронный ресурс] // Information Technologies and learning tools. 2021. № 82(2). P. 231–242. DOI:10.33407/itlt.v82i2.3999
- Diep L.N., Hieu V.M. Examining quality of English language learning of university students in Vietnam: the moderating role of competition factor [Электронный ресурс] // Eurasian Journal of Educational Research. 2021. № 95. P. 55–79. DOI:10.14689/ejer.2021.95.4
- Drugova E., Zhuravleva I., Aiusheeva M., Grits D. Toward a model of learning innovation integration: TPACK-SAMR based analysis of the introduction of a digital learning environment in three Russian universities [Электронный ресурс] // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26. № 4. P. 4925–4942. DOI:10.1007/s10639-021-10514-2
- Fryer L.K., Ainley M. Supporting interest in a study domain: A longitudinal test of the interplay between interest, utility-value, and competence beliefs [Электронный ресурс] // Learning and Instruction. 2019. Vol. 60. P. 252–262. DOI:10.1016/j.learninstruc.2017.11.002
- Galynska O.M., Shkoliar N.V., Dziubata Z.I., Kravets S.V., Levchyk N.S. Innovative teaching technologies as a way to increase students' competitiveness [Электронный ресурс] // International Journal of Education and Information Technologies. 2021. № 15. P. 215–226. DOI:10.46300/9109.2021.15.22
- Gil-Galván R., Martín-Espinosa I. Analysis of the motivational and attitudinal profile about language learning by students in Higher Education: Application of the Attitude/Motivation Test Battery (AMTB) | [Análisis del perfil motivador y actitudinal sobre el aprendizaje de idiomas de los estudiantes en educación superior: Aplicación del attitude/motivation test battery (amtb).] [Электронный ресурс] // Revista Complutense de Educacion. 2021. Vol. 32. № 3. P. 463–476. DOI:10.5209/rced.70598
- Golubeva T.I., Skudnyakova E.V., Kasatkina N.N., Dandanova S.V., Dagbaeva O.I. The impact of visualization tools in distance English language learning: the experience of the Russian university teachers [Электронный ресурс] // Revista Tempos e Espacos Educacao. 2021. № 14(33). DOI:10.20952/revtee.v14i33.16111
- Kaltsum H.U., Hidayat M.T. Attitudinal factors among elementary school teacher education students [Электронный ресурс] // International Journal of Evaluation and Research in Education. 2021. Vol. 10. № 1. P. 375–380. DOI:10.11591/ijere.v10i1.20543
- Klimova B., Pikhart M., Cierniak-Emerych A., Dziuba S. A qualitative analysis of students’ reflections on the current use of digital media in foreign language classes [Электронный ресурс] // Sustainability (Switzerland). 2021. Vol. 13. № 16. P. 9082. DOI:10.3390/su13169082
- Lazorak O., Belkina T.O., Yaroslavova E. Changes in Student Autonomy via E-Learning Courses [Электронный ресурс] // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2021. Vol. 16. № 17. P. 209–225. URL: https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/view/23863 (дата обращения: 10.11.2021).
- Li C.L., Tang L.H., Zhang S. Understanding directed motivational currents among Chinese EFL students at a Technological University [Электронный ресурс] // International Journal of Instruction. 2021. № 14(2). P. 953–968. DOI:10.29333/iji.2021.14254a
- Liu M.H., Yuan R.Q. Changes in and Effects of Foreign Language Classroom Anxiety and Listening Anxiety on Chinese Undergraduate Students’ English Proficiency in the COVID-19 Context // Frontiers in Psychology. 2021. № 12. P. 670824. DOI:10.3389/fpsyg.2021.670824
- Luján R.J.M., Inacio E.J.H., Calderón V.E.H., Villamar R.M., García A.K. Attitudes toward learning English and procrastination in students from a private institution specialized in foreign languages in the City of Lima-Peru | [Actitudes hacia el aprendizaje de inglés y procrastinación en estudiantes de una institución privada especializada en idiomas extranjeros en la ciudad de Lima-Perú] [Электронный ресурс] // Revista Colombiana de Psicologia. 2021. Vol. 30. № 2. P. 27–39. DOI:10.15446/rcp.v30n2.83678
- Lychuk M., Bilous N., Isaienko S., Gritsyak L., Nozhovnik O. Smart automated language teaching through the smart sender platform [Электронный ресурс] // European Journal of Educational Research. 2021. Vol. 10. № 2. P. 841–854. DOI:10.12973/eu-jer.10.2.841
- 26. Maican M.-A., Cocoradă E. Online foreign language learning in higher education and its correlates during the covid‐19 pandemic [Электронный ресурс] // Sustainability (Switzerland). 2021. Vol. 13. № 2. P. 1–21, 781. DOI:10.3390/su13020781
- Mendoza A., Phung H. Motivation to learn languages other than English: A critical research synthesis [Электронный ресурс] // Foreign Language Annals. 2019. Vol. 52. № 1. P. 121–140. DOI:10.1111/flan.12380
- Milgram N.A., Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination [Электронный ресурс] // Journal of School Psychology. 1993. Vol. 31. P. 487–500. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокрастинация#CITEREFТарасевич2014 (дата обращения: 08.11.2021).
- Mortazavi M., Davarpanah A. Implementation of a thematic analysis method to develop a qualitative model on the authentic foreign language learning perspective: a case study in the University of Northern Cyprus [Электронный ресурс] // Education Sciences. 2021. № 11(9). P. 544. DOI:10.3390/educsci11090544
- Mulyono H., Saskia R. Affective variables contributing to Indonesian EFL students' willingness to communicate within face-to-face and digital environments // Cogent Education. 2021. № 8(1). DOI:10.1080/2331186X.2021.1911282
- Nagle C. Using Expectancy Value Theory to understand motivation, persistence, and achievement in university-level foreign language learning [Электронный ресурс] // Foreign Language Annals. 2021. № 9. DOI:10.1111/flan.12569
- Navarro-Guzmán J.I., Romero-Alfaro E., Menacho-Jiménez I., Aragón-Mendizábal E. Teaching psychology at university using the content and language integrated learning (CLIL) approach | [Aprendizaje integrado de contenidos y lenguas extranjeras (AICLE) para enseñar psicología en la universidad] [Электронный ресурс] // Porta Linguarum. 2021. Vol. 2021. № 35. P. 77–91. DOI:10.30827/portalin.v0i35.16858
- Nguyen H.-T.T. Project-based assessment in teaching intercultural communication competence for foreign language students in higher education: A case study [Электронный ресурс] // European Journal of Educational Research. 2021. Vol. 10. № 2. P. 933–944. DOI:10.12973/eu-jer.10.2.933
- Pinto R.D., Peixoto B., Melo M., Cabral L., Bessa M. Foreign language learning gamification using virtual reality – a systematic review of empirical research [Электронный ресурс] // Education Sciences. 2021. Vol. 11. № 5. P. 222. DOI:10.3390/educsci11050222
- Pishghadam R., Derakhshan A., Jajarmi H., Tabatabaee F.S., Shayesteh S. Examining the role of teachers' stroking behaviors in EFL learners' active/passive motivation and teacher success [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology. 2021. № 12. P. 3034. DOI:10.3389/fpsyg.2021.707314
- Safin I.K., Khasanova O.V., Karimova A.A., Semushina E.Yu., Shustova S.V. Speaking skills development in ESL e-learning educational environment [Электронный ресурс] // Revista on line de politica e gestao educacional. 2021. № 3(25). P. 577–588. DOI:10.22633/rpge.v25iesp.1.14998
- Setiyadi A.B., Mahpul M., Wicaksono B.A. Exploring motivational orientations of English as foreign language (EFL) learners: A case study in Indonesia [Электронный ресурс] // South African Journal of Education. 2019. Vol. 39. № 1. P. 1–12. URL: https://www.researchgate.net/publication/332395990_Exploring_motivational_orientations_of_English_as_foreign_language_EFL_learners_A_case_study_in_Indonesia (дата обращения: 20.11.2019).
- Smyth A.M., Manzanares N.G., Fernandez-Munoz J.J. Anxiety and personality as indicators of academic performance in university Foreign Language classrooms [Электронный ресурс] // Porta Linguarum. 2021. № 6(36). P. 27–42. DOI:10.30827/portalin.v0i36.15376
- Tadeyeva M.I., Kupchyk L.Y., Litvinchuk A.T. The use of ICT tools for the formation of learning and communication strategies in the foreign language classroom in non-language institutions of higher education [Электронный ресурс] // Information Technologies and Learning Tools. 2021. № 81(1). P. 272–284. DOI:10.33407/itlt.v81i1.3099
- Torgerson C. Systematic Reviews [Электронный ресурс]. Bloomsbury Publishing, 2003. URL: https://books.google.be/books?hl=ru&lr=&id=yp6vAwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PR3&ots=ZMoenmNI8O&sig=2NbqmGK6YCU3StMZAgqmRDeYEIg#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 20.03.2020).
- Yan C.M., He C.J. Why do final-year student teachers skip classes? A Chinese perspective [Электронный ресурс] // Compare-A Journal of Comparative and International Education. 2019. Vol. 49. № 1. P. 81–97. DOI:10.1080/03057925.2017.1385389
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 611
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 131
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0