Изменение тенденций в исследованиях мотивации изучения иностранных языков в 2021 году (систематический обзор)

131

Аннотация

Пандемия COVID-19 изменила условия предоставления образовательных услуг, что сказалось на субъектах и объектах образовательного процесса и на векторах исследовательского интереса. В статье прослеживается изменение направлений научных исследований, посвященных мотивации изучения иностранных языков у студентов вузов, в 2021 году. Результаты показывают, что большая часть исследований связана с изучением онлайн-среды и ее потенциала. Констатируются ее высокие потенциальные возможности для развития мотивационной сферы, однако недостаточный опыт их использования пока препятствует полному принятию. Интерес вызывают проблемы поддержания личного взаимодействия преподавателя и студентов; преодоление стресса, тревожности; адаптация к виртуальной среде обучения и ее влияние на мотивацию. Другая часть работ традиционно посвящена компонентам учебной мотивации и ее развитию. Результаты анализа помогут понять степень изученности данной проблемы и определить направление исследований в будущем.

Общая информация

Ключевые слова: COVID-19, дистанционное обучение, иностранные языки, мотивация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140301

Благодарности. Авторы выражают глубокую признательность рецензентам за экспертную оценку рукописи.

Получена: 05.06.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Цаликова И.К., Пахотина С.В., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В., Воронина Е.В. Изменение тенденций в исследованиях мотивации изучения иностранных языков в 2021 году (систематический обзор) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 3. С. 3–20. DOI: 10.17759/psyedu.2022140301

Полный текст

Введение

Пандемия COVID-19 стала причиной кардинальных социально-экономических изменений, в том числе и в системе образования. Эти изменения не могли не сказаться на субъектах и объектах образовательного процесса, а в связи с этим и на повестке вопросов, требующих изучения со стороны научного сообщества. Исследователей интересует, как изменилась мотивационная сфера обучающихся вследствие перехода на онлайн-технологии в образовании, следовательно, есть необходимость в обзорных исследованиях.

В статье представлен систематический обзор исследований, посвященных мотивации изучения иностранных языков в высших учебных заведениях, опубликованных в 2021 году. Цель исследования – проследить изменение направлений исследований, определить актуальные исследовательские вопросы, тенденции и недостаточно изученные аспекты, чтобы наметить направление исследований в будущем.

Несмотря на желание изучать иностранный язык и высокий процент студентов, изучающих английский язык, то есть понимающих его место и роль в мире, уровень академической прокрастинации у студентов (откладывание выполнения учебных заданий, подготовки курсовых работ, экзаменов и т.п. [28]) не уменьшается [24], а уровень владения языковыми навыками продолжает оставаться низким (A2) [17], причем о недостаточной мотивированности студентов изучать иностранные языки говорят ученые из разных стран [9; 37].

Для решения этой проблемы предлагается сделать изучение английского языка в вузах обязательным [24]. К сожалению, на примере стран, где его изучение уже является обязательным, очевидно, что это не устраняет проблему полностью. Так, снижение мотивации к изучению английского языка и пропуск занятий у китайских студентов, несмотря на то, что эта дисциплина является обязательной к изучению, происходят под влиянием как учебных (недостатки организации и содержания учебного процесса), личных (недостаточная самодисциплина), так и социально-экономических факторов (трудоустройство на неполный рабочий день для того, чтобы заработать себе на жизнь) [41]. Большинство исследователей сходятся во мнении, что на развитии интереса к изучению английского языка положительно скажется осознание студентами перспектив его практического использования, собственных достижений и самооценка [15].

В исторической перспективе за последние 10-15 лет внимание ученых сместилось с изучения учебных и профессиональных мотивов обучающихся в сторону изучения влияния контекстных (внешних) факторов – социально-экономических и коммуникативных (например, влияние сверстников и социальных сетей) [5].

Самые масштабные обзорные исследования – A.H. Al-Hoorie с анализом основных тем в области языковой мотивации за 60 лет [6]; A. Mendoza и H. Phung, где научные работы рассмотрены с точки зрения образовательных контекстов и разнообразия изучаемых языков; вопросов, представляющих интерес в разных регионах мира [27]. В 2021 году была сделана попытка определить исследовательские тенденции на материале зарубежных исследований, опубликованных за последние 15 лет [5].

Отличие этого обзора от предыдущих заключается в его цели – проследить изменения исследовательских тенденций в области мотивации изучения иностранных языков в новой социальной и образовательной реальности.

Материалы и методы

Подготовка систематического обзора состояла из следующих этапов: определение спектра исследовательских вопросов, оценка и отбор исследований с учетом избранных критериев, систематизация, описание отобранных документов, анализ результатов и выявление исследовательских тенденций.

Материалами для качественного контент-анализа послужили эмпирические исследования, посвященные мотивации изучения иностранных языков. Поиск документов осуществлялся в международных базах данных Scopus и Web of Science по кратким описаниям, ключевым словам и названиям документов и был ограничен датой публикации статьи (2021), финальной стадией публикации, типом документа (статья, обзор) и открытым доступом к ним. Релевантность материалов определялась ключевыми словами: learning, language, foreign, higher, education, university, motivation с помощью коэффициента Танимото [2].

Выбор методологии систематического обзора (C. Torgerson) был обусловлен целью статьи [40].

Критический обзор литературы

Рассматривая тенденции в рецепции проблемы мотивации изучения иностранных языков за последние 15 лет до начала пандемии COVID-19, можно увидеть, что, изучив феномен мотивации в целом и пытаясь найти новый способ повлиять на ее уровень, ученые стали чаще рассматривать проблему мотивации в исторической перспективе. Большая часть исследований выполнена на национальном материале, а работы, сравнивающие результаты из разных стран, немногочисленны. Интерес ученых сместился с изучения характеристик личности обучающихся к исследованиям влияния контекстных (внешних) факторов – социально-экономических, коммуникативных; с учебных и профессиональных мотивов – к социально-экономическим. Одним из наиболее перспективных направлений стало изучение влияния сверстников в общем и влияния социальных сетей как нового пространства взаимодействия со сверстниками в частности [5].

На фоне пандемии обучение не только иностранному языку, но и другим дисциплинам существенно изменилось: изменения в организации учебной деятельности (методов, приемов, средств, содержания обучения, форм работы и т.д.) сказались на внутренних (учебных и профессиональных) и внешних (социальных) мотивах, следовательно, и на мотивации как их совокупности.

Говоря об исследовательских тенденциях сейчас, все изученные нами работы можно поделить на две основные группы. В первую группу вошли исследования, в которых изучается влияние контекстных (внешних) факторов (онлайн-среды) на мотивационную сферу (59% от общего количества статей). Вторая группа представлена работами, в которых продолжают освещаться вопросы традиционной образовательной практики периода до пандемии: мотивация как психолого-педагогический феномен, ее компоненты и способы их формирования (41% статей).

Внутри первой группы можно выделить несколько направлений. Первое направление связано с изучением преимуществ и недостатков онлайн-обучения иностранному языку (28% статей). Данные исследований об отношении студентов и преподавателей к переходу на онлайн-обучение и о его влиянии на аспекты учебной деятельности (в том числе и на мотивацию) неоднозначны. Например, 63,9% студентов считают, что изучение иностранного языка онлайн затрудняет понимание нового материала, 45,1% – наоборот, открыли для себя новые возможности для его изучения [4]. К положительным моментам студенты относят возможность изучать иностранный язык из дома; более широкие возможности для ознакомления с учебным материалом и улучшение навыков аудирования. Студентам не нравится отсутствие социальных контактов, взаимодействия между преподавателем и другими студентами в целях обмена знаниями и опытом; проблемы со здоровьем из-за увеличившегося воздействия технических средств обучения и отсутствие возможности развивать навыки устной речи [20].

В научных работах рассматриваются факторы, мешающие преподавателям иностранных языков эффективно использовать электронную образовательную среду в вузах: низкий уровень материально-технической базы университетов, поверхностное знание информационно-коммуникационных технологий, недостаточные готовность и мотивация применять их в работе [10]; отсутствие методической и технической поддержки, нехватка знаний и опыта [8]. Ученых интересуют изменения требований к содержанию, формам и объему самостоятельной работы [21]; особенности преподавания устной речи в электронной образовательной среде [36]. Особое внимание уделяется психологическим стратегиям преодоления стресса, способам адаптации студентов к виртуальной среде обучения и сохранению мотивации [1; 8]; а также изучению их поведения, эмоций и восприятия в период пандемии и онлайн-обучения [26].

К этому же направлению можно отнести и научные работы, где рассматриваются опыт использования различных онлайн-платформ и возможности информационных технологий при обучении иностранному языку и их влияние на мотивацию (31% статей). Резкий переход к онлайн-обучению привел к тому, что все субъекты образовательного процесса были вынуждены приспосабливаться, не имея времени на подготовку. Особенно сложно пришлось тем, кто имел небольшой опыт преподавания иностранного языка [11]. В ряде работ описывается опыт использования онлайн-платформ (Skyes [14], Smart Sender [25]): их характеристики, технология работы, изменения в организации процесса обучения. Ученые положительно оценивают их применение; дают рекомендации по использованию и адаптации занятий к онлайн-платформам, по разработке и проведению занятий с максимальным включением студентов в процесс обучения, поддержанию мотивации [11]; подчеркивают важность обратной связи [14] и понятной системы оценки результатов обучения; говорят о мотивации как о ключевом факторе влияния на их внедрение [12; 14; 25].

В целом опыт использования информационно-коммуникационных технологий (игровых стратегий в виртуальной реальности [34], веб-квестов [3], визуального контента [18]) на онлайн-занятиях по иностранному языку рассматривается как положительный. Авторы сходятся во мнении, что информационно насыщенный учебный процесс в сочетании с использованием инновационных технологий и интерактивными учебными курсами улучшает преподавание и изучение иностранных языков в целом и в частности индивидуализирует обучение, повышает уровень знаний и мотивации, позволяет использовать аутентичные материалы [16]; активизирует самостоятельную работу студентов по отбору, обработке и усвоению учебной информации [39]. Однако не все советуют заменять ими традиционные технологии полностью в связи с недостаточной изученностью их эффективности [34].

Среди научных работ, которые были отнесены во вторую группу, где рассматриваются вопросы традиционной образовательной практики, можно выделить ряд публикаций, посвященных изучению влияния личностных качеств – тревожности, уверенности в себе и т.д. (14% статей).

Тревожность стала серьезным аспектом в контексте изучения иностранного языка в период пандемии. Например, исследуется связь между уверенностью в себе, тревогой и мотивацией изучающих английский язык и их готовностью общаться в трех разных средах: на занятии, в реальной жизни и цифровой среде. Уверенность в себе, тревожность в процессе иноязычной речи и мотивация оказались значимыми предикторами для желания говорить на иностранном языке как на занятиях и вне класса, так и в цифровой среде. Интересно, что большее желание говорить на иностранном языке студенты имеют в цифровой среде, а не в реальной жизни, потому что может варьироваться режим коммуникации (синхронный, асинхронный) и вид коммуникационного дискурса (письменный, устный) [30]. По мнению ученых, тревожность является лучшим показателем прогнозирования успеваемости по иностранному языку и мотивированности к его изучению [38] и в значительной мере определяет самооценку студентами их навыков аудирования и говорения [23].

Интерес ученых вызывают также предикторы мотивации, такие как ценность собственных достижений, внутренняя ценность языка и первый опыт изучения [19; 31].

Значительное место в этой группе занимают исследования, предметом анализа которых являются отдельные компоненты мотивации и их потенциал для развития определенных языковых навыков, отдельных речевых единиц и составляющих учебного процесса (27% статей). Исследователи сравнивают общий уровень мотивации у студентов, различающихся по специализации, возрасту, полу, учебным достижениям и т.д. [7; 17]; изучают влияние на мотивационную сферу субъективных факторов, среды обучения, профессионализма преподавателя, учебной программы университета [13] и даже комментариев преподавателя [35]; отмечают положительное влияние интегрированного обучения иностранному языку (CLIL) [32], использования проектов как средства оценивания [33] и участия в реальных мероприятиях [29] на качество усвоения содержания обучения в целом и на мотивацию к изучению иностранного языка в частности.

Самой неисследованной проблемой стали «направленные мотивационные потоки» как периоды особо активного языкового поведения человека под влиянием четко определенной цели [22].

Результаты исследования

Изучение влияния контекстных (внешних) факторов продолжает оставаться одним из самых актуальных направлений в исследовании мотивации изучения иностранных языков [5]. Однако внутри этого направления произошло смещение внимания ученых с изучения влияния социально-экономических факторов, таких как социально-экономический статус семьи и сверстники, на влияние пандемии и онлайн-обучения. Вероятная причина – необходимость осмысления новой реальности – изменившейся среды как совокупности внешних обстоятельств. Их взаимодействие и взаимное влияние с внутренними мотивационными установками обучающихся, по нашему мнению, представляет собой в потенциале существенное по значимости направление будущих исследований. Ведь именно эти факторы могут выступать как сдерживающие (отсутствие технических средств для дистанционного обучения, интернет-соединения и т.д.) и как стимулирующие мотивацию (обучающиеся прилагают больше усилий и изыскивают другие возможности).

Исследователи констатируют высокие потенциальные возможности онлайн-среды для развития мотивационной сферы, однако недостаточный опыт как преподавателей, так и студентов в их использовании пока является причиной их частичного неприятия участниками образовательного процесса.

Результаты полномасштабных и лонгитюдных исследований, посвященных влиянию онлайн-обучения на те или иные аспекты мотивации, равно как и исследований, основанных на сравнении одних и тех же явлений в разных образовательных системах, еще не опубликованы. Ученые на данный момент заняты решением вопросов, связанных с различными аспектами онлайн-обучения в их собственных странах. Очевидно, что это связано, прежде всего, с необходимостью тщательной, продолжительной по времени организации такого рода исследований, а также с объективными сложностями на этапе сбора данных и проведения эксперимента в разных странах. Кроме того, можно предположить, что большинство исследований так и будут выполняться на материале одной страны и ее образовательной системы, поскольку реалии онлайн-среды в странах слишком разные (опыт в использовании онлайн-технологий, технические возможности и материально-техническое оснащение образовательных учреждений, возможности обучающихся). Среди основных аспектов, вызывающих вопросы при переходе на онлайн-обучение, авторы выделяют проблемы поддержания личного взаимодействия преподавателя и студентов, изучающих иностранный язык; а также преодоления стресса и адаптации к виртуальной среде обучения и их влияния на мотивационную сферу.

Неоднозначные данные опросов студентов и преподавателей об отношении к онлайн-среде, снижение уровня мотивированности к изучению языка в целом или сложности в усвоении отдельных речевых единиц (устной речи, например) наряду с высокими потенциальными возможностями онлайн-обучения и других информационных технологий для развития иноязычной коммуникативной компетентности в целом и мотивационной сферы в частности объясняются недостаточным опытом как преподавателей, так и студентов в их использовании и являются лишь временным явлением.

Традиционно ученые продолжают интересоваться отдельными компонентами учебной мотивации и их потенциалом в формировании мотивации к изучению иностранных языков в целом (связь мотивации, отношения и интереса; стратегии управления внутренней мотивацией; различные образовательные технологии (проектная деятельность, интегрированное обучение) и их влияние на мотивацию студентов; влияние предыдущего опыта изучения языков, взаимоотношений с преподавателем на мотивационную составляющую; мотивация овладения различными языковыми единицами).

Новейшей теоретической разработкой в области исследования мотивации изучения второго языка являются направленные мотивационные потоки как периоды особо активного языкового поведения человека под влиянием четко определенной цели.

Сейчас, когда с начала онлайн-обучения прошло еще не так много времени, с точки зрения оценки и осмысления его влияния на мотивацию студентов предметом анализа ученых являются только те проблемы, связанные с онлайн-обучением, которые лежат на поверхности: преимущества и недостатки онлайн-обучения иностранному языку с точки зрения его влияния на мотивацию студентов; отношение к онлайн-обучению субъектов образовательного процесса; особенности их адаптации; опыт использования онлайн-платформ и возможности информационных технологий; изменения, касающиеся приемов, методов, форм, содержания работы и т.д. для поддержания и повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка.

Обсуждение результатов

Цифровая трансформация науки в целом и систем образования в частности привела к тому, что увеличились продуктивность и эффективность управления процессами, ускорилась коммуникация – все это способствовало тому, чтобы научное сообщество стало быстрее реагировать на изменения, которые происходят в мире, и подключаться к решению возникающих проблем, о чем свидетельствует изменившаяся тематика исследований. Пандемия COVID-19 в случае с психолого-педагогическими исследованиями продемонстрировала все преимущества своевременного быстрого обмена результатами исследований. В данном случае изучение опыта организации образовательного процесса в онлайн-среде и, в частности, развития мотивации в новых условиях окажется полезным для практиков системы образования. Соблюдение принципов достоверности, доказательности, полноты и объективности, необходимых для того, чтобы исследование было качественным, а его результаты можно было применять в науке и на практике, требует, однако, огромных временных и ресурсных затрат. Некоторые эксперименты только начались и их результаты будут, конечно, достовернее, объективнее и полнее, но позже.

Предлагаемый нами обзор может помочь в понимании особенностей когнитивного развития и успеваемости студентов, реальных причин отсутствия у них желания изучать иностранные языки, возможных путей решения этой проблемы с помощью накопленного в разных странах опыта и станет основанием для дальнейшей исследовательской работы по вопросам формирования мотивации.

Заключение

Вопрос формирования мотивации к предмету в целом и к изучению иностранных языков в частности по-прежнему остается одним из самых сложных в методике преподавания. Некоторые из обучающихся не видят возможности практического применения иностранного языка, что, по мнению ученых, прежде всего характерно для старших школьников и студентов в провинции. Изменить этот стереотип способны онлайн-платформы с их безграничным техническим, информационным и коммуникационным потенциалом (и это подтверждается большинством исследований за 2021 год).

С другой стороны, все предлагаемые учеными решения (использование проектной деятельности, специально организованных мероприятий – оффлайн и онлайн и т.д.), как правило, положительно сказываются на мотивации, но не решают проблему полностью. Об этом свидетельствует большое количество публикаций из разных стран, посвященных прокрастинации, отсутствию интереса и низкой мотивированности студентов. Вероятно, необходим комплекс различных мер в каждом конкретном случае для каждой группы обучающихся.

Очевидно, что количество исследований, связанных с онлайн-обучением, увеличится в ближайшем будущем. Исследовательские тенденции, характерные для «допандемийного» периода, сохранятся, но будут рассматриваться в контексте онлайн-обучения. Особый интерес ученых, как нам кажется, вызовет влияние социально-экономических факторов, таких как отсутствие всеобщего доступа к сети Интернет в провинции, недостаток опыта применения онлайн-платформ, отсутствие квалифицированных кадров и т.д., на мотивацию при использовании онлайн-обучения.

Любое стремительное и внезапное изменение требует интеграции усилий ученых для быстрого и качественного осмысления изменившихся условий. Неподготовленный (в большинстве стран) переход образовательной практики в цифровую среду стал причиной быстрой исследовательской рефлексии, ведь научные исследования всегда были основой для конкретных шагов представителей образовательной практики. Работа в условиях среды, которая не является традиционной для большинства педагогов, требует научного обоснования как для организации образовательного процесса в целом, так и для обеспечения функционирования его отдельных компонентов (поддержания должной мотивации и ее развития в том числе). Необходимо объединение усилий всех субъектов системы образования и науки для продолжения работы в новой реальности в будущем и согласованности в принятии решений на основе проведенных исследований.

Литература

  1. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Адаптация студентов нелингвистических специальностей к онлайн-обучению иностранным языкам [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2021. № 3(51). С. 188–198. DOI:10.32744/pse.2021.3.13
  2. Белова К.М., Судаков В.А. Исследование эффективности методов оценки релевантности текстов [Электронный ресурс] // Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. 2020. № 68. DOI:10.20948/prepr-2020-68
  3. Рыбакова М.В. Цифровая образовательная среда как фактор развития иноязычных компетенций [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2021. № 1(49). С. 232–248. DOI:10.32744/pse.2021.1.16
  4. Старчикова И.Ю. Особенности дистанционного обучения в современных условиях российского вуза: по материалам опроса студентов [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2021. № 2(50). С. 103–117. DOI:10.32744/pse.2021.2.7
  5. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Проблема мотивации изучения иностранных языков в международных исследованиях: систематический обзор [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2021. № 23(5). С. 38–63. DOI:10.17853/1994-5639-2021-5-38-63
  6. Al-Hoorie A.H. Sixty years of language motivation research: Looking back and looking forward [Электронный ресурс] // Sage Open. 2017. Vol. 7. № 1. P. 1–11. DOI:10.1177/2158244017701976
  7. Alotumi M. EFL college junior and senior students' self-regulated motivation for improving English speaking: A survey study [Электронный ресурс] // Heliyon. 2021. Vol. 7. № 4. e06664. DOI:10.1016/j.heliyon.2021.e06664
  8. Babelyuk O., Koliasa O., Lopushanskyy V., Smaglii V., Yukhymets S. Psychological difficulties during the covid lockdown: video in blended digital teaching Language, Literature, and Culture [Электронный ресурс] // Arab World English Journal. 2021. № 4. P. 172–182. DOI:10.24093/awej/covid.13
  9. Busse V. Plurilingualism in Europe: Exploring attitudes toward English and other European languages among adolescents in Bulgaria, Germany, the Netherlands, and Spain [Электронный ресурс] // Modern Language Journal. 2017. № 101(3). P. 566–582. DOI:10.1111/modl.12415
  10. Chernova O.E., Litvinov A.V., Gorbunova L.N., Telezhko I.V., Nizamutdinova S.M. Development of sportsman students' autonomy in the educational environment of electronic information and foreign language teachers' readiness to this process [Электронный ресурс] // Journal of Human Sport and Exercise. 2021. № 16. P. 1227–1243. DOI:10.14198/jhse.2021.16.Proc3.39
  11. Choi L., Chung S. Navigating online language teaching in uncertain times: Challenges and strategies of EFL educators in creating a sustainable technology-mediated language learning environment [Электронный ресурс] // Sustainability (Switzerland). 2021. Vol. 13. № 14. P. 7664. DOI:10.3390/su13147664
  12. Chyzhykova O.V. Provision of constructive feedback by means of information technologies in the process of foreign language competence development of students of economic specialties [Электронный ресурс] // Information Technologies and learning tools. 2021. № 82(2). P. 231–242. DOI:10.33407/itlt.v82i2.3999
  13. Diep L.N., Hieu V.M. Examining quality of English language learning of university students in Vietnam: the moderating role of competition factor [Электронный ресурс] // Eurasian Journal of Educational Research. 2021. № 95. P. 55–79. DOI:10.14689/ejer.2021.95.4
  14. Drugova E., Zhuravleva I., Aiusheeva M., Grits D. Toward a model of learning innovation integration: TPACK-SAMR based analysis of the introduction of a digital learning environment in three Russian universities [Электронный ресурс] // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26. № 4. P. 4925–4942. DOI:10.1007/s10639-021-10514-2
  15. Fryer L.K., Ainley M. Supporting interest in a study domain: A longitudinal test of the interplay between interest, utility-value, and competence beliefs [Электронный ресурс] // Learning and Instruction. 2019. Vol. 60. P. 252–262. DOI:10.1016/j.learninstruc.2017.11.002
  16. Galynska O.M., Shkoliar N.V., Dziubata Z.I., Kravets S.V., Levchyk N.S. Innovative teaching technologies as a way to increase students' competitiveness [Электронный ресурс] // International Journal of Education and Information Technologies. 2021. № 15. P. 215–226. DOI:10.46300/9109.2021.15.22
  17. Gil-Galván R., Martín-Espinosa I. Analysis of the motivational and attitudinal profile about language learning by students in Higher Education: Application of the Attitude/Motivation Test Battery (AMTB) | [Análisis del perfil motivador y actitudinal sobre el aprendizaje de idiomas de los estudiantes en educación superior: Aplicación del attitude/motivation test battery (amtb).] [Электронный ресурс] // Revista Complutense de Educacion. 2021. Vol. 32. № 3. P. 463–476. DOI:10.5209/rced.70598
  18. Golubeva T.I., Skudnyakova E.V., Kasatkina N.N., Dandanova S.V., Dagbaeva O.I. The impact of visualization tools in distance English language learning: the experience of the Russian university teachers [Электронный ресурс] // Revista Tempos e Espacos Educacao. 2021. № 14(33). DOI:10.20952/revtee.v14i33.16111
  19. Kaltsum H.U., Hidayat M.T. Attitudinal factors among elementary school teacher education students [Электронный ресурс] // International Journal of Evaluation and Research in Education. 2021. Vol. 10. № 1. P. 375–380. DOI:10.11591/ijere.v10i1.20543
  20. Klimova B., Pikhart M., Cierniak-Emerych A., Dziuba S. A qualitative analysis of students’ reflections on the current use of digital media in foreign language classes [Электронный ресурс] // Sustainability (Switzerland). 2021. Vol. 13. № 16. P. 9082. DOI:10.3390/su13169082
  21. Lazorak O., Belkina T.O., Yaroslavova E. Changes in Student Autonomy via E-Learning Courses [Электронный ресурс] // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2021. Vol. 16. № 17. P. 209–225. URL: https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/view/23863 (дата обращения: 10.11.2021).
  22. Li C.L., Tang L.H., Zhang S. Understanding directed motivational currents among Chinese EFL students at a Technological University [Электронный ресурс] // International Journal of Instruction. 2021. № 14(2). P. 953–968. DOI:10.29333/iji.2021.14254a
  23. Liu M.H., Yuan R.Q. Changes in and Effects of Foreign Language Classroom Anxiety and Listening Anxiety on Chinese Undergraduate Students’ English Proficiency in the COVID-19 Context // Frontiers in Psychology. 2021. № 12. P. 670824. DOI:10.3389/fpsyg.2021.670824
  24. Luján R.J.M., Inacio E.J.H., Calderón V.E.H., Villamar R.M., García A.K. Attitudes toward learning English and procrastination in students from a private institution specialized in foreign languages in the City of Lima-Peru | [Actitudes hacia el aprendizaje de inglés y procrastinación en estudiantes de una institución privada especializada en idiomas extranjeros en la ciudad de Lima-Perú] [Электронный ресурс] // Revista Colombiana de Psicologia. 2021. Vol. 30. № 2. P. 27–39. DOI:10.15446/rcp.v30n2.83678
  25. Lychuk M., Bilous N., Isaienko S., Gritsyak L., Nozhovnik O. Smart automated language teaching through the smart sender platform [Электронный ресурс] // European Journal of Educational Research. 2021. Vol. 10. № 2. P. 841–854. DOI:10.12973/eu-jer.10.2.841
  26. 26.      Maican M.-A., Cocoradă E. Online foreign language learning in higher education and its correlates during the covid‐19 pandemic [Электронный ресурс] // Sustainability (Switzerland). 2021. Vol. 13. № 2. P. 1–21, 781. DOI:10.3390/su13020781
  27. Mendoza A., Phung H. Motivation to learn languages other than English: A critical research synthesis [Электронный ресурс] // Foreign Language Annals. 2019. Vol. 52. № 1. P. 121–140. DOI:10.1111/flan.12380
  28. Milgram N.A., Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination [Электронный ресурс] // Journal of School Psychology. 1993. Vol. 31. P. 487–500. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокрастинация#CITEREFТарасевич2014 (дата обращения: 08.11.2021).
  29. Mortazavi M., Davarpanah A. Implementation of a thematic analysis method to develop a qualitative model on the authentic foreign language learning perspective: a case study in the University of Northern Cyprus [Электронный ресурс] // Education Sciences. 2021. № 11(9). P. 544. DOI:10.3390/educsci11090544
  30. Mulyono H., Saskia R. Affective variables contributing to Indonesian EFL students' willingness to communicate within face-to-face and digital environments // Cogent Education. 2021. № 8(1). DOI:10.1080/2331186X.2021.1911282
  31. Nagle C. Using Expectancy Value Theory to understand motivation, persistence, and achievement in university-level foreign language learning [Электронный ресурс] // Foreign Language Annals. 2021. № 9. DOI:10.1111/flan.12569
  32. Navarro-Guzmán J.I., Romero-Alfaro E., Menacho-Jiménez I., Aragón-Mendizábal E. Teaching psychology at university using the content and language integrated learning (CLIL) approach | [Aprendizaje integrado de contenidos y lenguas extranjeras (AICLE) para enseñar psicología en la universidad] [Электронный ресурс] // Porta Linguarum. 2021. Vol. 2021. № 35. P. 77–91. DOI:10.30827/portalin.v0i35.16858
  33. Nguyen H.-T.T. Project-based assessment in teaching intercultural communication competence for foreign language students in higher education: A case study [Электронный ресурс] // European Journal of Educational Research. 2021. Vol. 10. № 2. P. 933–944. DOI:10.12973/eu-jer.10.2.933
  34. Pinto R.D., Peixoto B., Melo M., Cabral L., Bessa M. Foreign language learning gamification using virtual reality – a systematic review of empirical research [Электронный ресурс] // Education Sciences. 2021. Vol. 11. № 5. P. 222. DOI:10.3390/educsci11050222
  35. Pishghadam R., Derakhshan A., Jajarmi H., Tabatabaee F.S., Shayesteh S. Examining the role of teachers' stroking behaviors in EFL learners' active/passive motivation and teacher success [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology. 2021. № 12. P. 3034. DOI:10.3389/fpsyg.2021.707314
  36. Safin I.K., Khasanova O.V., Karimova A.A., Semushina E.Yu., Shustova S.V. Speaking skills development in ESL e-learning educational environment [Электронный ресурс] // Revista on line de politica e gestao educacional. 2021. № 3(25). P. 577–588. DOI:10.22633/rpge.v25iesp.1.14998
  37. Setiyadi A.B., Mahpul M., Wicaksono B.A. Exploring motivational orientations of English as foreign language (EFL) learners: A case study in Indonesia [Электронный ресурс] // South African Journal of Education. 2019. Vol. 39. № 1. P. 1–12. URL: https://www.researchgate.net/publication/332395990_Exploring_motivational_orientations_of_English_as_foreign_language_EFL_learners_A_case_study_in_Indonesia (дата обращения: 20.11.2019).
  38. Smyth A.M., Manzanares N.G., Fernandez-Munoz J.J. Anxiety and personality as indicators of academic performance in university Foreign Language classrooms [Электронный ресурс] // Porta Linguarum. 2021. № 6(36). P. 27–42. DOI:10.30827/portalin.v0i36.15376
  39. Tadeyeva M.I., Kupchyk L.Y., Litvinchuk A.T. The use of ICT tools for the formation of learning and communication strategies in the foreign language classroom in non-language institutions of higher education [Электронный ресурс] // Information Technologies and Learning Tools. 2021. № 81(1). P. 272–284. DOI:10.33407/itlt.v81i1.3099
  40. Torgerson C. Systematic Reviews [Электронный ресурс]. Bloomsbury Publishing, 2003. URL: https://books.google.be/books?hl=ru&lr=&id=yp6vAwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PR3&ots=ZMoenmNI8O&sig=2NbqmGK6YCU3StMZAgqmRDeYEIg#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 20.03.2020).
  41. Yan C.M., He C.J. Why do final-year student teachers skip classes? A Chinese perspective [Электронный ресурс] // Compare-A Journal of Comparative and International Education. 2019. Vol. 49. № 1. P. 81–97. DOI:10.1080/03057925.2017.1385389

Информация об авторах

Цаликова Ида Константиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО «ТюмГУ»), Ишим, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5369-9829, e-mail: i.k.calikova@utmn.ru

Пахотина Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО «ТюмГУ»), Ишим, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1574-2723, e-mail: s.v.pakhotina@utmn.ru

Кунгурова Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, и.о. декана, факультет социально-гуманитарных наук, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО «ТюмГУ»), Ишим, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7302-1337, e-mail: i.m.kungurova@utmn.ru

Слизкова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО «ТюмГУ»), Ишим, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3314-6826, e-mail: e.v.slizkova@utmn.ru

Воронина Евгения Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО «ТюмГУ»), Ишим, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7532-9351, e-mail: e.v.voronina@utmn.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 605
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 131
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0