Введение
Пандемия COVID-19 стала причиной кардинальных социально-экономических изменений, в том числе и в системе образования. Эти изменения не могли не сказаться на субъектах и объектах образовательного процесса, а в связи с этим и на повестке вопросов, требующих изучения со стороны научного сообщества. Исследователей интересует, как изменилась мотивационная сфера обучающихся вследствие перехода на онлайн-технологии в образовании, следовательно, есть необходимость в обзорных исследованиях.
В статье представлен систематический обзор исследований, посвященных мотивации изучения иностранных языков в высших учебных заведениях, опубликованных в 2021 году. Цель исследования – проследить изменение направлений исследований, определить актуальные исследовательские вопросы, тенденции и недостаточно изученные аспекты, чтобы наметить направление исследований в будущем.
Несмотря на желание изучать иностранный язык и высокий процент студентов, изучающих английский язык, то есть понимающих его место и роль в мире, уровень академической прокрастинации у студентов (откладывание выполнения учебных заданий, подготовки курсовых работ, экзаменов и т.п. [Milgram, 1993]) не уменьшается [Luján, 2021], а уровень владения языковыми навыками продолжает оставаться низким (A2) [Gil-Galván, 2021], причем о недостаточной мотивированности студентов изучать иностранные языки говорят ученые из разных стран [Busse, 2017; Setiyadi, 2019].
Для решения этой проблемы предлагается сделать изучение английского языка в вузах обязательным [Luján, 2021]. К сожалению, на примере стран, где его изучение уже является обязательным, очевидно, что это не устраняет проблему полностью. Так, снижение мотивации к изучению английского языка и пропуск занятий у китайских студентов, несмотря на то, что эта дисциплина является обязательной к изучению, происходят под влиянием как учебных (недостатки организации и содержания учебного процесса), личных (недостаточная самодисциплина), так и социально-экономических факторов (трудоустройство на неполный рабочий день для того, чтобы заработать себе на жизнь) [Yan, 2019]. Большинство исследователей сходятся во мнении, что на развитии интереса к изучению английского языка положительно скажется осознание студентами перспектив его практического использования, собственных достижений и самооценка [Fryer, 2019].
В исторической перспективе за последние 10-15 лет внимание ученых сместилось с изучения учебных и профессиональных мотивов обучающихся в сторону изучения влияния контекстных (внешних) факторов – социально-экономических и коммуникативных (например, влияние сверстников и социальных сетей) [Цаликова, 2021].
Самые масштабные обзорные исследования – A.H. Al-Hoorie с анализом основных тем в области языковой мотивации за 60 лет [Al-Hoorie, 2017]; A. Mendoza и H. Phung, где научные работы рассмотрены с точки зрения образовательных контекстов и разнообразия изучаемых языков; вопросов, представляющих интерес в разных регионах мира [Mendoza, 2019]. В 2021 году была сделана попытка определить исследовательские тенденции на материале зарубежных исследований, опубликованных за последние 15 лет [Цаликова, 2021].
Отличие этого обзора от предыдущих заключается в его цели – проследить изменения исследовательских тенденций в области мотивации изучения иностранных языков в новой социальной и образовательной реальности.
Материалы и методы
Подготовка систематического обзора состояла из следующих этапов: определение спектра исследовательских вопросов, оценка и отбор исследований с учетом избранных критериев, систематизация, описание отобранных документов, анализ результатов и выявление исследовательских тенденций.
Материалами для качественного контент-анализа послужили эмпирические исследования, посвященные мотивации изучения иностранных языков. Поиск документов осуществлялся в международных базах данных Scopus и Web of Science по кратким описаниям, ключевым словам и названиям документов и был ограничен датой публикации статьи (2021), финальной стадией публикации, типом документа (статья, обзор) и открытым доступом к ним. Релевантность материалов определялась ключевыми словами: learning, language, foreign, higher, education, university, motivation с помощью коэффициента Танимото [Белова, 2020].
Выбор методологии систематического обзора (C. Torgerson) был обусловлен целью статьи [Torgerson, 2003].
Критический обзор литературы
Рассматривая тенденции в рецепции проблемы мотивации изучения иностранных языков за последние 15 лет до начала пандемии COVID-19, можно увидеть, что, изучив феномен мотивации в целом и пытаясь найти новый способ повлиять на ее уровень, ученые стали чаще рассматривать проблему мотивации в исторической перспективе. Большая часть исследований выполнена на национальном материале, а работы, сравнивающие результаты из разных стран, немногочисленны. Интерес ученых сместился с изучения характеристик личности обучающихся к исследованиям влияния контекстных (внешних) факторов – социально-экономических, коммуникативных; с учебных и профессиональных мотивов – к социально-экономическим. Одним из наиболее перспективных направлений стало изучение влияния сверстников в общем и влияния социальных сетей как нового пространства взаимодействия со сверстниками в частности [Цаликова, 2021].
На фоне пандемии обучение не только иностранному языку, но и другим дисциплинам существенно изменилось: изменения в организации учебной деятельности (методов, приемов, средств, содержания обучения, форм работы и т.д.) сказались на внутренних (учебных и профессиональных) и внешних (социальных) мотивах, следовательно, и на мотивации как их совокупности.
Говоря об исследовательских тенденциях сейчас, все изученные нами работы можно поделить на две основные группы. В первую группу вошли исследования, в которых изучается влияние контекстных (внешних) факторов (онлайн-среды) на мотивационную сферу (59% от общего количества статей). Вторая группа представлена работами, в которых продолжают освещаться вопросы традиционной образовательной практики периода до пандемии: мотивация как психолого-педагогический феномен, ее компоненты и способы их формирования (41% статей).
Внутри первой группы можно выделить несколько направлений. Первое направление связано с изучением преимуществ и недостатков онлайн-обучения иностранному языку (28% статей). Данные исследований об отношении студентов и преподавателей к переходу на онлайн-обучение и о его влиянии на аспекты учебной деятельности (в том числе и на мотивацию) неоднозначны. Например, 63,9% студентов считают, что изучение иностранного языка онлайн затрудняет понимание нового материала, 45,1% – наоборот, открыли для себя новые возможности для его изучения [Старчикова, 2021]. К положительным моментам студенты относят возможность изучать иностранный язык из дома; более широкие возможности для ознакомления с учебным материалом и улучшение навыков аудирования. Студентам не нравится отсутствие социальных контактов, взаимодействия между преподавателем и другими студентами в целях обмена знаниями и опытом; проблемы со здоровьем из-за увеличившегося воздействия технических средств обучения и отсутствие возможности развивать навыки устной речи [Klimova, 2021].
В научных работах рассматриваются факторы, мешающие преподавателям иностранных языков эффективно использовать электронную образовательную среду в вузах: низкий уровень материально-технической базы университетов, поверхностное знание информационно-коммуникационных технологий, недостаточные готовность и мотивация применять их в работе [Chernova, 2021]; отсутствие методической и технической поддержки, нехватка знаний и опыта [Babelyuk, 2021]. Ученых интересуют изменения требований к содержанию, формам и объему самостоятельной работы [Lazorak, 2021]; особенности преподавания устной речи в электронной образовательной среде [Safin, 2021]. Особое внимание уделяется психологическим стратегиям преодоления стресса, способам адаптации студентов к виртуальной среде обучения и сохранению мотивации [Абрамова, 2021; Babelyuk, 2021]; а также изучению их поведения, эмоций и восприятия в период пандемии и онлайн-обучения [26. Maican, 2021].
К этому же направлению можно отнести и научные работы, где рассматриваются опыт использования различных онлайн-платформ и возможности информационных технологий при обучении иностранному языку и их влияние на мотивацию (31% статей). Резкий переход к онлайн-обучению привел к тому, что все субъекты образовательного процесса были вынуждены приспосабливаться, не имея времени на подготовку. Особенно сложно пришлось тем, кто имел небольшой опыт преподавания иностранного языка [Choi, 2021]. В ряде работ описывается опыт использования онлайн-платформ (Skyes [Drugova, 2021], Smart Sender [Lychuk, 2021]): их характеристики, технология работы, изменения в организации процесса обучения. Ученые положительно оценивают их применение; дают рекомендации по использованию и адаптации занятий к онлайн-платформам, по разработке и проведению занятий с максимальным включением студентов в процесс обучения, поддержанию мотивации [Choi, 2021]; подчеркивают важность обратной связи [Drugova, 2021] и понятной системы оценки результатов обучения; говорят о мотивации как о ключевом факторе влияния на их внедрение [Chyzhykova, 2021; Drugova, 2021; Lychuk, 2021].
В целом опыт использования информационно-коммуникационных технологий (игровых стратегий в виртуальной реальности [Pinto, 2021], веб-квестов [Рыбакова, 2021], визуального контента [Golubeva, 2021]) на онлайн-занятиях по иностранному языку рассматривается как положительный. Авторы сходятся во мнении, что информационно насыщенный учебный процесс в сочетании с использованием инновационных технологий и интерактивными учебными курсами улучшает преподавание и изучение иностранных языков в целом и в частности индивидуализирует обучение, повышает уровень знаний и мотивации, позволяет использовать аутентичные материалы [Galynska, 2021]; активизирует самостоятельную работу студентов по отбору, обработке и усвоению учебной информации [Tadeyeva, 2021]. Однако не все советуют заменять ими традиционные технологии полностью в связи с недостаточной изученностью их эффективности [Pinto, 2021].
Среди научных работ, которые были отнесены во вторую группу, где рассматриваются вопросы традиционной образовательной практики, можно выделить ряд публикаций, посвященных изучению влияния личностных качеств – тревожности, уверенности в себе и т.д. (14% статей).
Тревожность стала серьезным аспектом в контексте изучения иностранного языка в период пандемии. Например, исследуется связь между уверенностью в себе, тревогой и мотивацией изучающих английский язык и их готовностью общаться в трех разных средах: на занятии, в реальной жизни и цифровой среде. Уверенность в себе, тревожность в процессе иноязычной речи и мотивация оказались значимыми предикторами для желания говорить на иностранном языке как на занятиях и вне класса, так и в цифровой среде. Интересно, что большее желание говорить на иностранном языке студенты имеют в цифровой среде, а не в реальной жизни, потому что может варьироваться режим коммуникации (синхронный, асинхронный) и вид коммуникационного дискурса (письменный, устный) [Mulyono, 2021]. По мнению ученых, тревожность является лучшим показателем прогнозирования успеваемости по иностранному языку и мотивированности к его изучению [Smyth, 2021] и в значительной мере определяет самооценку студентами их навыков аудирования и говорения [Liu, 2021].
Интерес ученых вызывают также предикторы мотивации, такие как ценность собственных достижений, внутренняя ценность языка и первый опыт изучения [Kaltsum, 2021; Nagle, 2021].
Значительное место в этой группе занимают исследования, предметом анализа которых являются отдельные компоненты мотивации и их потенциал для развития определенных языковых навыков, отдельных речевых единиц и составляющих учебного процесса (27% статей). Исследователи сравнивают общий уровень мотивации у студентов, различающихся по специализации, возрасту, полу, учебным достижениям и т.д. [Alotumi, 2021; Gil-Galván, 2021]; изучают влияние на мотивационную сферу субъективных факторов, среды обучения, профессионализма преподавателя, учебной программы университета [Diep, 2021] и даже комментариев преподавателя [Pishghadam, 2021]; отмечают положительное влияние интегрированного обучения иностранному языку (CLIL) [Navarro-Guzmán, 2021], использования проектов как средства оценивания [Nguyen H.-T, 2021] и участия в реальных мероприятиях [Mortazavi, 2021] на качество усвоения содержания обучения в целом и на мотивацию к изучению иностранного языка в частности.
Самой неисследованной проблемой стали «направленные мотивационные потоки» как периоды особо активного языкового поведения человека под влиянием четко определенной цели [Li, 2021].
Результаты исследования
Изучение влияния контекстных (внешних) факторов продолжает оставаться одним из самых актуальных направлений в исследовании мотивации изучения иностранных языков [Цаликова, 2021]. Однако внутри этого направления произошло смещение внимания ученых с изучения влияния социально-экономических факторов, таких как социально-экономический статус семьи и сверстники, на влияние пандемии и онлайн-обучения. Вероятная причина – необходимость осмысления новой реальности – изменившейся среды как совокупности внешних обстоятельств. Их взаимодействие и взаимное влияние с внутренними мотивационными установками обучающихся, по нашему мнению, представляет собой в потенциале существенное по значимости направление будущих исследований. Ведь именно эти факторы могут выступать как сдерживающие (отсутствие технических средств для дистанционного обучения, интернет-соединения и т.д.) и как стимулирующие мотивацию (обучающиеся прилагают больше усилий и изыскивают другие возможности).
Исследователи констатируют высокие потенциальные возможности онлайн-среды для развития мотивационной сферы, однако недостаточный опыт как преподавателей, так и студентов в их использовании пока является причиной их частичного неприятия участниками образовательного процесса.
Результаты полномасштабных и лонгитюдных исследований, посвященных влиянию онлайн-обучения на те или иные аспекты мотивации, равно как и исследований, основанных на сравнении одних и тех же явлений в разных образовательных системах, еще не опубликованы. Ученые на данный момент заняты решением вопросов, связанных с различными аспектами онлайн-обучения в их собственных странах. Очевидно, что это связано, прежде всего, с необходимостью тщательной, продолжительной по времени организации такого рода исследований, а также с объективными сложностями на этапе сбора данных и проведения эксперимента в разных странах. Кроме того, можно предположить, что большинство исследований так и будут выполняться на материале одной страны и ее образовательной системы, поскольку реалии онлайн-среды в странах слишком разные (опыт в использовании онлайн-технологий, технические возможности и материально-техническое оснащение образовательных учреждений, возможности обучающихся). Среди основных аспектов, вызывающих вопросы при переходе на онлайн-обучение, авторы выделяют проблемы поддержания личного взаимодействия преподавателя и студентов, изучающих иностранный язык; а также преодоления стресса и адаптации к виртуальной среде обучения и их влияния на мотивационную сферу.
Неоднозначные данные опросов студентов и преподавателей об отношении к онлайн-среде, снижение уровня мотивированности к изучению языка в целом или сложности в усвоении отдельных речевых единиц (устной речи, например) наряду с высокими потенциальными возможностями онлайн-обучения и других информационных технологий для развития иноязычной коммуникативной компетентности в целом и мотивационной сферы в частности объясняются недостаточным опытом как преподавателей, так и студентов в их использовании и являются лишь временным явлением.
Традиционно ученые продолжают интересоваться отдельными компонентами учебной мотивации и их потенциалом в формировании мотивации к изучению иностранных языков в целом (связь мотивации, отношения и интереса; стратегии управления внутренней мотивацией; различные образовательные технологии (проектная деятельность, интегрированное обучение) и их влияние на мотивацию студентов; влияние предыдущего опыта изучения языков, взаимоотношений с преподавателем на мотивационную составляющую; мотивация овладения различными языковыми единицами).
Новейшей теоретической разработкой в области исследования мотивации изучения второго языка являются направленные мотивационные потоки как периоды особо активного языкового поведения человека под влиянием четко определенной цели.
Сейчас, когда с начала онлайн-обучения прошло еще не так много времени, с точки зрения оценки и осмысления его влияния на мотивацию студентов предметом анализа ученых являются только те проблемы, связанные с онлайн-обучением, которые лежат на поверхности: преимущества и недостатки онлайн-обучения иностранному языку с точки зрения его влияния на мотивацию студентов; отношение к онлайн-обучению субъектов образовательного процесса; особенности их адаптации; опыт использования онлайн-платформ и возможности информационных технологий; изменения, касающиеся приемов, методов, форм, содержания работы и т.д. для поддержания и повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка.
Обсуждение результатов
Цифровая трансформация науки в целом и систем образования в частности привела к тому, что увеличились продуктивность и эффективность управления процессами, ускорилась коммуникация – все это способствовало тому, чтобы научное сообщество стало быстрее реагировать на изменения, которые происходят в мире, и подключаться к решению возникающих проблем, о чем свидетельствует изменившаяся тематика исследований. Пандемия COVID-19 в случае с психолого-педагогическими исследованиями продемонстрировала все преимущества своевременного быстрого обмена результатами исследований. В данном случае изучение опыта организации образовательного процесса в онлайн-среде и, в частности, развития мотивации в новых условиях окажется полезным для практиков системы образования. Соблюдение принципов достоверности, доказательности, полноты и объективности, необходимых для того, чтобы исследование было качественным, а его результаты можно было применять в науке и на практике, требует, однако, огромных временных и ресурсных затрат. Некоторые эксперименты только начались и их результаты будут, конечно, достовернее, объективнее и полнее, но позже.
Предлагаемый нами обзор может помочь в понимании особенностей когнитивного развития и успеваемости студентов, реальных причин отсутствия у них желания изучать иностранные языки, возможных путей решения этой проблемы с помощью накопленного в разных странах опыта и станет основанием для дальнейшей исследовательской работы по вопросам формирования мотивации.
Заключение
Вопрос формирования мотивации к предмету в целом и к изучению иностранных языков в частности по-прежнему остается одним из самых сложных в методике преподавания. Некоторые из обучающихся не видят возможности практического применения иностранного языка, что, по мнению ученых, прежде всего характерно для старших школьников и студентов в провинции. Изменить этот стереотип способны онлайн-платформы с их безграничным техническим, информационным и коммуникационным потенциалом (и это подтверждается большинством исследований за 2021 год).
С другой стороны, все предлагаемые учеными решения (использование проектной деятельности, специально организованных мероприятий – оффлайн и онлайн и т.д.), как правило, положительно сказываются на мотивации, но не решают проблему полностью. Об этом свидетельствует большое количество публикаций из разных стран, посвященных прокрастинации, отсутствию интереса и низкой мотивированности студентов. Вероятно, необходим комплекс различных мер в каждом конкретном случае для каждой группы обучающихся.
Очевидно, что количество исследований, связанных с онлайн-обучением, увеличится в ближайшем будущем. Исследовательские тенденции, характерные для «допандемийного» периода, сохранятся, но будут рассматриваться в контексте онлайн-обучения. Особый интерес ученых, как нам кажется, вызовет влияние социально-экономических факторов, таких как отсутствие всеобщего доступа к сети Интернет в провинции, недостаток опыта применения онлайн-платформ, отсутствие квалифицированных кадров и т.д., на мотивацию при использовании онлайн-обучения.
Любое стремительное и внезапное изменение требует интеграции усилий ученых для быстрого и качественного осмысления изменившихся условий. Неподготовленный (в большинстве стран) переход образовательной практики в цифровую среду стал причиной быстрой исследовательской рефлексии, ведь научные исследования всегда были основой для конкретных шагов представителей образовательной практики. Работа в условиях среды, которая не является традиционной для большинства педагогов, требует научного обоснования как для организации образовательного процесса в целом, так и для обеспечения функционирования его отдельных компонентов (поддержания должной мотивации и ее развития в том числе). Необходимо объединение усилий всех субъектов системы образования и науки для продолжения работы в новой реальности в будущем и согласованности в принятии решений на основе проведенных исследований.