Введение
Диагностические инструменты, позволяющие определить уровень умственного развития ребенка, чрезвычайно важны и необходимы как для проведения научных исследований в области детской психологии и педагогики, так и для решения практических задач, достижения образовательных целей. Особую значимость имеют стандартизированные диагностические методики с доказанной надежностью и валидностью, позволяющие получить при изучении детского развития наиболее объективные результаты [11-13; 18-20]. В зарубежной науке и практике разработка подобных диагностических систем имеет давнюю историю и представлена довольно большим количеством интеллектуальных тестовых систем (А. Бинэ, Л.М. Термен, Д. Векслер и др.) [Бернштейн, 2022; Диагностика умственного развития, 1996; Дьяченко, 1997; Забродин, 2010; Фоминых, 2018]. В нашей стране единственная для изучения умственного развития дошкольников диагностическая система стандартизированных методик была разработана Л.А. Венгером и его сотрудниками [Диагностика умственного развития, 1978].
Особенностью созданного Л.А. Венгером и его сотрудниками комплекта диагностических методик является то, что он базируется на теоретических положениях культурно-исторического подхода и теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин), что чрезвычайно важно для отечественной системы дошкольного образования и ее психологического сопровождения.
Ценность данной диагностики определяется не только возможностью определить сравнительный уровень умственного развития ребенка, но, прежде всего, проведением качественного анализа развития его основных компонентов: выделены типы выполнения заданий, которые соответствовали качественной характеристике степени освоения определенного действия.
Центральная идея, на основе которой осуществлялась разработка диагностической системы, – это понимание «познавательных психических процессов как ориентировочных действий, направленных на обследование предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений» [Диагностика умственного развития, 1978, с. 15]. Опираясь на многочисленные исследования умственного развития детей дошкольного возраста в отечественной науке, в качестве основных познавательных ориентировочных действий Л.А. Венгером и его сотрудниками были выделены перцептивные и мыслительные действия.
Система показателей умственного развития ребенка, созданная Л.А. Венгером и его сотрудниками, включает степень сформированности пяти типов основных познавательных ориентировочных действий – три перцептивных: идентификации, соотнесения с эталоном, перцептивное моделирование и два мыслительных: действия образного и логического мышления.
Методика «Эталоны» создана О.М. Дьяченко и является одной из комплекта стандартизированных диагностических методик, направленных на определение уровня развития восприятия дошкольников. На основе исследований развития восприятия в раннем и дошкольном возрасте, выполненных под общим руководством А.В. Запорожца [Венгер, 1969; Восприятие и действие, 1967], было показано, что в процессе восприятия действительности ребенок соотносит свойства обследуемого предмета с сенсорными эталонами – общепринятыми образцами и разновидностями внешних свойств (цвет, форма, величина).
В развитии восприятия выделяется две линии: первая – совершенствование представлений о сенсорных эталонах; вторая – формирование перцептивных действий, которые необходимы при анализе свойств реальных предметов. В исследованиях было изучено три основных типа действий восприятия: идентификации (исходные формы складываются в пределах раннего возраста), приравнивание к эталону и перцептивное моделирование, степень овладения которыми выступает содержательным показателем уровня развития восприятия в дошкольном возрасте. При выполнении действия второго типа определяется сходство эталона-образца и свойства предмета, характеристики свойств которого отклоняются от образца. Соотнесение с эталоном является наиболее часто используемым ориентировочным перцептивным действием. «Это наиболее распространенный случай, при котором эталон выступает как обобщенное средство восприятия, дающее возможность рассмотреть бесчисленные разновидности цветов и форм как варианты некоторых известных образцов» [Диагностика умственного развития, 1978, с. 19].
Для диагностики степени овладения действием отнесения к эталону были разработаны задания методики «Эталоны» на материале восприятия формы. Именно форма, по мнению разработчиков, более тесно связана с употреблением предметов в повседневной жизни. Ее учет нужен во многих детских деятельностях, при пространственной ориентировке в окружающем. Для выполнения заданий ребенку предлагается соотнести предметы с заданными образцами-эталонами, выбрать предметы, которые, по их мнению, похожи по форме на эталон. Качественная оценка определяется по типу выполнения ребенком заданий, который соответствует сформированности ориентировочного перцептивного действия: доэталонная, синкретическая, смешанная (зависит от сложности предмета) и адекватная ориентировка [Диагностика умственного развития, 1996; Диагностика умственного развития, 1978; Психолог в дошкольном, 2002; Рекомендации по выявлению, 2002].
В 1996 году группой сотрудников из числа разработчиков диагностической системы была осуществлена модификация методик для детей шестого года жизни [Диагностика умственного развития, 1996]. Она заключалась в изменении диагностического материала и оценки. Задания были адаптированы под возможности детей данной возрастной группы (упрощены за счет сокращения объектов для восприятия в одной задаче) и переведены в графический вариант в форме тетрадей. Использование тетрадей давало возможность проводить обследование уровня умственного развития не только индивидуально, но и с подгруппой дошкольников (от 8 до 10 детей при соответствующей подготовке психолога). Такой вариант сокращал время диагностики группы, но был довольно затратным (требовалось много бумаги для распечатки тетрадей для индивидуального выполнения заданий). Проверка модифицированного варианта методики «показала ее соответствие требованиям, предъявляемым к стандартизированным методикам (по показателям дискриминабельности, надежности, диагностической и прогностической валидности)» [Диагностика умственного развития, 1996, с. 19].
В настоящее время стало возможным использовать современные цифровые технологии и адаптировать диагностические методики. Диагностический материал, инструкции и оценка были адаптированы под возможности системы «Анкетолог» (см. Приложение). Это позволило перевести методику «Эталоны» в электронную форму и провести новую стандартизацию. Использование диагностических методик такой модификации является не только менее финансово затратным, но и менее трудоемким по обработке данных. Количественная оценка выполнения ребенком диагностических задач проводится программой, а психологу остается провести качественный анализ результатов по типу допущенных ошибок. Таким образом, целью данного исследования было провести стандартизацию методики «Эталоны» в электронной форме для двух возрастных групп детей: шести и семи лет.
Метод
Выборка. В исследовании приняли участие две группы детей. Группа шести лет: 1062 ребенка в возрасте 5-6 лет (средний возраст 66±3 месяца, медиана 66 месяцев), среди которых 543 (51,1%) детей женского пола, 240 (22,6%) относятся к категории с наличием ОВЗ. Группа семи лет: 1574 ребенка в возрасте 6-7 лет (средний возраст 77±3 месяца, медиана 77 месяцев), среди которых 833 (52,9%) детей женского пола, 267 (17,0%) относятся к категории с наличием ОВЗ.
Процедура. Организация исследования осуществлялась совместно с Федерацией психологов образования России. Представителями региональных отделений ФПО России (на добровольной основе) были выбраны дошкольные образовательные организации, которые имели необходимые условия и были готовы провести модифицированную методику с детьми старшей и подготовительной групп в ограниченные сроки.
При выполнении заданий методики «Эталоны» детям предлагается 16 изображений предметов, которые ребенку необходимо соотнести последовательно с 4 образцами-эталонами и выбрать те, которые больше всего на эти эталоны похожи (см. Приложение).
Для проверки внешней валидности использовалась методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена» [Прогрессивные матрицы Равена, 2011]. Все полученные данные представлены в репозитории психологических исследований и инструментов Московского государственного психолого-педагогического университета RusPsyDATA [Бернштейн, 2022].
Статистический анализ включал описательную статистику; эксплораторный и конфирматорный факторный анализ для проверки внутренней структуры методики; корреляционный анализ и критерии различий для проверки внешней валидности.
Результаты и обсуждение
Описательная статистика по каждому из эталонов, общий балл и результаты опросника «Матрицы Равена» для групп детей шести и семи лет представлены в табл. 1.
Таблица 1. Описательные статистики по эталонам, общему баллу методики «Эталоны» и методике «Цветные прогрессивные матрицы Равена» для детей шести и семи лет
|
Показатель |
Возраст ребенка |
|||
|
Шесть лет |
Семь лет |
|||
|
Среднее ± стандартное отклонение |
[Минимум, максимум] |
Среднее ± стандартное отклонение |
[Минимум, максимум] |
|
|
Цветные прогрессивные матрицы Равена |
||||
|
Общий балл |
19,12 ±8,10 |
[8,00; 38,00] |
27,12 ± 5,97 |
[12,00; 40,00] |
|
Методика «Эталоны» |
||||
|
Сапожок |
5,92 ±2,59 |
[-3,00; 9,00] |
8,84 ± 3,43 |
[-2,00; 12,00] |
|
Чашечка |
4,89 ±2,32 |
[-2,00; 6,00] |
8,29 ± 3,68 |
[-4,00; 12,00] |
|
Неваляшка |
4,67 ±2,31 |
[-2,00; 6,00] |
8,21 ± 3,41 |
[-4,00; 12,00] |
|
Морковка |
4,92 ±2,15 |
[-2,00; 6,00] |
8,47 ± 3,36 |
[-4,00; 12,00] |
|
Эталон, сумма |
20,40 ±7,39 |
[-8,00; 27,00] |
33,8 ± 11,84 |
[0,00; 48,00] |
Для оценки внутренней согласованности шкалы опросника использовалась оценка α-Кронбаха. Методика для детей шести лет показала хорошую внутреннюю согласованность и устойчивость к расщеплению (α-Кронбаха=0,80, коэффициент расщепления Гутмана=0,79). Для детей семи лет методика «Эталоны» имеет отличные характеристики внутренней согласованности (α-Кронбаха=0,88, коэффициент расщепления Гутмана=0,89).
Факторный анализ, проведенный методом главных компонент с последующим вращением Варимакс (табл. 2), также показывает однофакторную структуру опросника для каждой из групп: более 60% общей объясненной дисперсии для детей шести лет и более 70% общей объясненной дисперсии для детей семи лет.
Таблица 2. Результаты факторного анализа для методики «Эталоны» (матрицы факторных нагрузок) для детей шести и семи лет
|
Переменная |
Возраст ребенка |
|
|
Шесть лет |
Семь лет |
|
|
Фактор |
Фактор |
|
|
Сапожок |
-0,80 |
-0,85 |
|
Чашечка |
-0,79 |
-0,82 |
|
Неваляшка |
-0,77 |
-0,86 |
|
Морковка |
-0,80 |
-0,88 |
|
Доля общей дисперсии |
62,2% |
72,8% |
Для проверки методики «Эталоны» также был проведен конфирматорный факторный анализ, который показал, что однофакторная модель очень хорошо соответствует данным как для группы детей шести лет (SRMR=0,02; CMIN/df=6,25; GFI=0,99; IFI=0,99; CFI=0,99; RMSEA=0,070 [0,037; 0,11]), так и для группы детей семи лет (SRMR=0,02; CMIN/df=21,90; GFI=0,99; IFI=0,99; CFI=0,99; RMSEA=0,1150 [0,087; 0,146]).
Для проверки внешней валидности использовалась методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена». Коэффициент корреляции Пирсона показал умеренную положительную корреляцию между результатами методики «Цветные прогрессивные матрицы Равена» и «Эталоны» для детей 6-ого года жизни (r=0,51; p<0,05) и для детей 7-ого года жизни (r=0,39; p<0,05). Исходя из результатов корреляционного анализа, можно говорить о хорошей внешней валидности методики «Эталоны».
Для проверки зависимости результатов методики «Эталоны» от пола и наличия ОВЗ был проведен трехфакторный дисперсионный анализ, в котором тремя факторами выступали переменные Пол (мужской/женский), наличие ОВЗ (есть/нет) и эталоны (4 эталона), а в качестве зависимой переменной рассматривался общий балл по шкале методики «Эталоны». Результаты для каждой из групп детей (шести и семи лет) представлены в табл. 3.
Таблица 3. Результаты дисперсионного анализа для сравнения детей 6-ого и 7-ого года жизни разного пола и наличия или отсутствия ОВЗ по эталонам
|
Эффект |
|
|
|
|
||||
|
Дети 6-ого года жизни |
||||||||
|
Пол |
1, 1058 |
2,48 |
0,1159 |
0,002 |
||||
|
ОВЗ |
1, 1058 |
3,08 |
0,0794 |
0,003 |
||||
|
Пол* ОВЗ |
1, 1058 |
0,56 |
0,4530 |
0,001 |
||||
|
Эталоны |
3, 3174 |
77,12 |
<0,0001 |
0,068 |
||||
|
Эталоны*Пол |
3, 3174 |
3,08 |
0,0266 |
0,003 |
||||
|
Эталоны*ОВЗ |
3, 3174 |
0,80 |
0,4949 |
0,001 |
||||
|
Эталоны*Пол*ОВЗ |
3, 3174 |
0,39 |
0,7567 |
0,000 |
||||
|
Дети 7-ого года жизни |
||||||||
|
Пол |
1, 1570 |
0,00 |
0,9432 |
0,000 |
||||
|
ОВЗ |
1, 1570 |
8,17 |
0,0043 |
0,003 |
||||
|
Пол* ОВЗ |
1, 1570 |
0,39 |
0,5338 |
0,005 |
||||
|
Эталоны |
3, 4710 |
20,55 |
<0,0001 |
0,013 |
||||
|
Эталоны*Пол |
3, 4710 |
4,27 |
0,0051 |
0,003 |
||||
|
Эталоны*ОВЗ |
3, 4710 |
0,94 |
0,4205 |
0,001 |
||||
|
Эталоны*Пол*ОВЗ |
3, 4710 |
2,08 |
0,1011 |
0,001 |
||||
Примечание: df – степени свободы, F – эмпирическое значение критерия, р – уровень статистической значимости.
На основании дисперсионного анализа можно сделать выводы, что результаты по методике «Эталоны» не зависят от пола: главные эффекты переменной Пол статистически незначимы, а взаимодействия с участием этой переменной либо статистически незначимы, либо их эффект крайне мал (эта-квадрат менее, чем 0,01). Это, видимо, связано с тем, что освоение перцептивных действий происходит в процессе взаимодействия детей с предметами и игровыми материалами, характеристики которых в основном не обусловлены дифференциацией детей по полу (пирамидки, мячи, строительные детали и т.п.).
Эффекты наличия ОВЗ также либо статистически незначимы, либо имеют слабую выраженность (эта-квадрат менее, чем 0,01). Группа детей с ОВЗ недостаточно дифференцирована по нозологии и может включать существенное для результатов количество детей, у которых нет сложностей в развитии восприятия (например, нарушения слуха и др.). Для того, чтобы результаты диагностики позволяли выделять детей с ОВЗ, очевидно, нужно проведение дополнительного исследования с довольно четкой дифференциацией детей с ОВЗ по заболеваниям.
Существенные различия наблюдаются только между эталонами как в группе детей шести лет, и они уменьшаются к 7-ми годам. Графические интерпретации результатов представлены на рис. 1 и 2. Как видно из рисунков для детей 6-ти лет, эталон «Сапожок» является более легким и узнаваемым. Это объясняет и тот факт, что к 7-ми годам к результатам по этому эталону приближаются результаты по остальным трем.

Рис. 1. Средние значения для всех эталонов для детей 6 лет (вертикальные отрезки обозначают 95% доверительный интервал)
Рис. 2. Средние значения для всех эталонов для детей 7 лет (вертикальные отрезки обозначают 95% доверительный интервал)
Исходя из отсутствия различий между детьми с наличием и отсутствием ОВЗ и слабым эффектом влияния пола на общий балл опросника, были рассчитаны общие нормы по методике «Эталоны» без деления по полу или наличию ОВЗ. Изначально для всей выборки были рассчитаны станайны на основании 4-го, 11-го, 23-го, 40-го, 60-го, 77-го, 89-го и 96-го перцентилей. Но различия по баллам между станайнами невелики, и часто одинаковые баллы составляют несколько станайнов. Отдельно стоит отметить, что самый большой разброс баллов приходится на низкий уровень (3 первых станайна). Исходя из этих выводов нами предложены следующие нормы по методике «Эталоны», представленные в табл. 4.
Таблица 4. Предлагаемые нормы методики «Эталоны»
|
Уровень |
Эталоны, общий балл |
|
|
Дети 6-ти лет |
Дети 7-ми лет |
|
|
Очень низкий |
До 0 баллов |
До 12 баллов |
|
Низкий |
От 0 до 11 баллов |
От 12 до 14 баллов |
|
Удовлетворительный |
От 12 до 18 баллов |
От 15 до 24 баллов |
|
Средний (норма) |
От 19 до 23 баллов |
От 25 до 44 баллов |
|
Высокий |
От 24 баллов |
От 45 баллов |
Стандартизированная методика «Эталоны» также позволяет дополнительно дифференцировать детей, которые показали низкие результаты, для более точечной работы с ними.
Выводы
В результате выполненного исследования была определена хорошая внешняя и внутренняя валидность и высокая надежность методики «Эталоны», определены возрастные нормы освоения современными детьми шестого и седьмого годов жизни действия отнесения к эталону. Результаты исследования позволяют говорить о том, что адаптированный вариант методики «Эталоны» может быть использован психологами в научных и практических целях, для сопровождения образовательного процесса, способствующего развитию восприятия детей старшего дошкольного возраста.


