Особенности применения Пятифакторного личностного опросника в деятельности психологов органов внутренних дел

1223

Аннотация

Статья посвящена изучению возможностей Пятифакторного личностного опросника как психодиагностического инструментария изучения личности сотрудников органов внутренних дел различных категорий. Предмет исследования – практика применения данной методики в деятельности ведомственных психологов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью научной верификации опросника для решения задач органов внутренних дел. Исследование проводилось методом психологического тестирования, экспертного оценивания. В качестве математического инструментария использована описательная статистика (частотный анализ и группировка), критерий *2 и t-критерий Стьюдента. Новизна исследования – в уточнении нормативных показателей опросника для таких категорий, как «сотрудник ОВД» (обобщенный образ), «сотрудник комендантского подразделения», «сотрудник ГИБДД», «полицейский-водитель». Исследование позволяет расширить сферу применения опросника (изучение личности сотрудников, демонстрирующих те или иные виды девиантного поведения; индивидуализация форм и методов психологической подготовки и оказания помощи; прогнозирование поведения в экстремальных условиях и профессионально-личностного развития).

Общая информация

Ключевые слова: психодиагностика, изучение личности, Пятифакторный личностный опросник, сотрудник органов внутренних дел

Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060304

Для цитаты: Кокурин А.В., Петров В.Е. Особенности применения Пятифакторного личностного опросника в деятельности психологов органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 3. С. 40–47. DOI: 10.17759/psylaw.2016060304

Полный текст

Проблема подбора надежных и эффективных психодиагностических методик для изучения личности сотрудников ОВД была актуальна всегда и, по-видимому, останется таковой еще достаточно долго. Причины этого различны и обусловлены рядом объективных, субъективных и ситуационных факторов. Так, требование экономичности выводит на первый план психологические обследования с минимальными затратами времени на их проведение, обработку и интерпретацию психодиагностической информации. Отсутствие дифференцированного подхода в выборе нормативных данных снижает прогностические возможности психологических заключений. Не в достаточной степени разработаны диагностические критерии специальных приложений инструментария изучения личности, например, для решения задач психологического обследования при допуске к несению службы с оружием сотрудников ГИБДД, комендантских подразделений и т. п.

Без преувеличения можно утверждать [1], что одной из эффективных диагностических методик является Пятифакторный личностный опросник (NEO Five-Factor Inventory, Big Five, «Большая пятерка», или «Маркеры Большой пятерки», Costa & McCrae). Опросник или FFI [3; 6] предназначен для комплексного изучения личности сотрудников на основе измерения ее пяти базовых факторов: «нейротизм» (Neuroticism, N), «экстраверсия» (Extraversion, E), «открытость опыту» (Openness to experience, О), «согласие»/«уживчивость»/«доброжелательность» (Agreeableness, A) и «сознательность» (Conscientiousness, C). Именно анализ практики применения этого опросника, его ренормирование и оценка возможностей были целью нашего исследования.

В люнгитюдном исследовании, проведенном в 2007–2015 гг., приняли участие слушатели ВИПК МВД России и некоторых иных образовательных организаций МВД России, сотрудники ОВД (всего 1748 человека; мужчины – 85,3%, женщины – 14,7%).

Обследование проводилось с использованием автоматизированного комплекса АРМ «Психотест» (PsychoTest) [2; 4; 5]. Статистическая обработка психодиагностических данных предусматривала расчет средних значений и стандартных отклонений (табл. 1) по каждой из шкал.

Таблица 1

Нормативные данные NEO-FFI

Шкала

Сотрудники ОВД,

муж., жен. (1748 человек)

Сотрудники комендантских подразделений,

муж. (65 человек),

жен. (51 человек)

 

Хср

sх

Хср

sх

 

N

25,68

5,21

22,94

3,42

 

E

43,59

5,39

39,94

4,80

 

O

37,10

4,77

36,75

4,88

 

A

41,76

4,94

44,88

3,86

 

C

47,24

5,19

47,81

3,73

 

 

Шкала

Сотрудники ГИБДД,

муж. (785 человек), жен. (15 человек)

Полицейский-водитель,

муж. (116 человек)

 

 

 

 

Хср

sх

Хср

sх

 

N

26,26

4,57

25,67

4,46

 

E

43,15

5,18

42,86

5,21

 

O

35,77

4,26

35,33

4,29

 

A

41,40

4,04

42,97

3,90

 

C

46,37

4,70

46,67

4,83

Обновленные (полученные нами) данные имеют статистически значимые отличия от применяемых в настоящее время в ведомственной психодиагностической практике норм. Так, все нормативные показатели были существенно снижены, что приводило к необоснованному завышению результатов. Например, фактор «сознательность» (Conscientiousness) у 100 % обследуемых всегда принимал высокие и сверхвысокие значения (рис. 1). 70% сотрудников имели 9 станайн, что с точки зрения психометрии для общей выборки не соответствует действительности.

Пересчет первичных данных (1748 человек) с учетом новых норм существенно приблизил распределение к нормальному (Гауссовскому). Как следствие, полученная (новая) шкала «С» обладает высокими дифференциальными возможностями. Аналогичные выводы справедливы и по отношению к другим факторам FFI.

Рис. 1. Распределение показателя «Сознательность» (Conscientiousness, C)

Помимо основных шкал исследованы пять диагностических индексов, разработанных для решения специальных задач психологического отбора и сопровождения профессиональной деятельности [5].

1. Индекс «Психологическая готовность к несению службы с оружием» оценивает степень сформированности профессионально важных качеств личности, детерминирующих надежность профессиональной деятельности при несении службы с оружием. Ведущими психологическими характеристиками выступают: ответственность, организованность, дисциплинированность, чувство долга, уверенность в себе, сдержанность, дружелюбие и прагматизм. Готовность к деятельности и несению службы с оружием связана с гармоничным психологическим состоянием индивида.

2. Индекс «Дополнительное внимание со стороны психолога» выявляет индивидов, у которых личностные особенности определяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации не только в напряженных или экстремальных, но и в обычных условиях несения службы, что потенциально способствует развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального (делинквентного) поведения, аутоагрессии, приводит к снижению эффективности и надежности профессиональной деятельности. Это лица, нуждающиеся в повышенном психологическом внимании, а также те, кому необходима дополнительная поддержка в профессиональном становлении, формировании и развитии личности, поддержании психического здоровья.

3. Индекс «Психологическая пригодность к несению службы в экстремальных условиях» предназначен для диагностики индивидуально-психологических особенностей, обусловливающих надежность и успешность профессиональной деятельности сотрудников в экстремальных ситуациях.

4. Индекс «Адаптационный (профессионально-психологический) потенциал индивида» (адаптивность) диагностирует комплекс индивидуально-психологических особенностей, определяющих адекватное требованиям изменившейся ситуации эффективное взаимодействие с профессиональной средой без чрезмерного психического напряжения. Адаптивность учитывает наличие регуляторных психических качеств, определяющих адекватное заданным условиям «внешней» среды поведение, эффективное взаимодействие с ней, оптимальный уровень нервно-психического напряжения.

5. Индекс «Степень профессиональной деформированности личности» оценивает изменения личностных особенностей индивида в асоциальную сторону, возникающие в результате воздействия негативных особенностей содержания, организации и условий профессиональной деятельности. Внешние формы проявления профдеформации личности могут быть различными: повышенная конфликтность, отсутствие мотивации к работе, значительное снижение эффективности профессиональной деятельности, систематические нарушения служебной дисциплины и т. п.

Методом сравнения с экспертными оценками изучена точность вышеприведенных индексов (табл. 2).

Таблица 2

Точность специальных индексов

Индекс

Градация / Точность (%)

1

2

3

Индекс «Психологическая готовность к несению службы с оружием» (W)

95,2

87,0

89,7

Индекс «Дополнительное внимание со стороны психолога» (V)

89,8

83,7

98,4

Индекс «Психологическая пригодность к несению службы в экстремальных условиях» (X)

91,8

86,1

80,3

Индекс «Адаптационный потенциал индивида» (Р)

84,6

81,7

88,0

Индекс «Степень профессиональной деформированности личности» (D)

88,5

67,4

97,0

Достаточно высокие показатели прогнозных оценок (более 80%) позволяют утверждать, что индексы точно указывают на наличие или отсутствие соответствующей проблематики, а также на особенности прохождения службы. При этом прогностические возможности, как правило, оказываются выше в «полярных» градациях (1 или 3).

Таким образом, проведенное нами научное исследование позволило оценить эффективность и уточнить нормативные показатели Пятифакторного личностного опросника, сформировать предложения по совершенствованию технологии работы с ним. Полагаем, что возможности данного инструментария позволяют существенно расширить сферу его применения, например, при изучении личности сотрудников, демонстрирующих те или иные виды девиантного поведения, при индивидуализации форм и методов психологической подготовки и оказания помощи, при прогнозировании профессионально-личностного развития.

Литература

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 211.
  2. Мальцева Т.В., Петров В.Е. Специфика психологической диагностики личностных особенностей сотрудников полиции на основе юмористических выражений // Актуальные проблемы медицинского и психологического сопровождения деятельности сотрудников органов внутренних дел: сб. мат. науч.-практ. конф. Домодедово, 2014. С. 74–82.
  3. Орел В.Е., Рукавишников А.А., Сенин И.Г. Опыт адаптации методики диагностики личностных характеристик / Психологический пульс Ярославля. Ярославль, 1998. С. 222–233.
  4. Петров В.Е. Психологическая диагностика: учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. 365 с.
  5. Петров В.Е. Пятифакторный личностный опросник в современной психодиагностической практике: учеб.-метод. пособие. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2008. 48 с.
  6. Costa P., McCrae R. Multiple uses for longitudinal personality data // European Journal of Personality, 1992. Vol. 6, Р. 85–102.

Информация об авторах

Кокурин Алексей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права, Московский государственный юридический университет (ФГБОУ ВО МГЮА) им. О.Е. Кутафина, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0454-1691, e-mail: kokurin1@bk.ru

Петров Владислав Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7854-4807, e-mail: v.e.petrov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5791
В прошлом месяце: 89
В текущем месяце: 33

Скачиваний

Всего: 1223
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2