Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования Российской Федерации

2325

Аннотация

В статье представлено описание результатов исследования, направленного на анализ требований к различным видам экспертизы (психолого-педагогической, психологической, педагогической) в нормативных правовых актах и других документах, регламентирующих деятельность специалистов в отечественной системе образования. Проанализировано 25 документов: федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации, приказы и постановления Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Приводится описание понятия «психолого-педагогическая экспертиза» в документах, регламентирующих деятельность специалистов в системе образования. Раскрывается значение развития компетенций специалистов системы образования в области экспертизы в процессе обучения по образовательным программам высшего образования. Описываются виды экспертиз в системе образования, закрепленные в российском законодательстве: психологическая экспертиза, социально-психологическая экспертиза, педагогическая экспертиза. Показано отсутствие единого четкого определения понятия «психолого-педагогическая экспертиза» в нормативной документации.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая экспертиза, психолого-педагогическая экспертиза

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060312

Для цитаты: Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 3. С. 162–177. DOI: 10.17759/psylaw.2016060312

Полный текст

Психолого-педагогическая экспертиза – одна из форм психолого-педагогического сопровождения, способствующая реализации психолого-педагогических условий ФГОС общего образования [9; 11; 14]. Перед образовательными организациями, реализующими программы общего образования, стоит задача организации и проведения данного вида экспертизы.

В научной и практико-ориентированной литературе, посвященной данной проблематике, исследуются в основном отдельные теоретические и прикладные аспекты применения психолого-педагогической экспертизы в сфере образования, при этом объектами экспертизы выступают отдельные компоненты образовательной системы: образовательная среда (Ясвин В.А., Рубцов В.В., Слободчиков В.И., Панов В.И.), образовательные технологии (Гуружапов В.А., Улановская И.М.), безопасность образовательной среды (Баева И.А., Лактионова Е.Б.), профессиональная деятельность педагогов (Овчарова Р.В., Иванов Д.А.), инновационные процессы (Иванов Д.А., Мкртычян Г.А.), качество образовательных услуг (Лактионова Е.Б., Матвиевская Е.Г.) и т. д. В связи с разнообразием применения термина «психолого-педагогическая экспертиза» в научной литературе, очевидна необходимость уточнения использования данного понятия в нормативных правовых актах и других документах, регламентирующих деятельность специалистов в системе образования РФ.

Цель данного исследования – проведение анализа требований к различным видам экспертизы (психолого-педагогической, психологической, педагогической) в нормативных правовых актах и других документах, регламентирующих деятельность специалистов в системе образования РФ.

Понятие «психолого-педагогическая экспертиза» в документах, регламентирующих деятельность специалистов в системе образования

В Положении о Службе практической психологии в системе Министерства образования РФ 1999 г. одна из задач Службы была обозначена как «…участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений» [7, п 6].

В Федеральной программе развития образования (2000) понятие психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек для детей определено как одно из направлений реализации раздела II. Направления реализации программы и ожидаемые результаты.

Основными направлениями развития системы образования являются:

  1. обеспечение психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз игр и игрушек для детей;
  2. регуляция ассортимента игр и игрушек для детей на основе их психолого-педагогической,морально-этической и санитарно-экологической экспертиз [24, с.12–14].

Впервые необходимость проведения экспертизы игр и игрушек установлена Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998), где указано, что экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей проводится в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти [23, ст. 14, п. 3]. В 2013 г. Правительство РФ утверждает Стратегию развития индустрии детских товаров, где одним из пунктов плана указывается разработка предложений об организации проведения психолого-педагогической экспертизы детских товаров [22, п. 39].

В 2003 г. Минобрауки публикует документ, содержащий методические рекомендации по модернизации системы образования. Задача модернизации – обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. В документе указывается, что одно из условий модернизации образования – участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения [1], что, по сути, дублирует задачу Службы практической психологии в системе Министерства образования РФ [7, п. 6].

В 2015 г. психолого-педагогическая экспертиза определена как один из основных видов деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Содержание данной деятельности указано как «…психолого-педагогическая оценка соответствия образовательной и социальной среды целям обучения и социализации, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, воспитанников с целью обеспечения безопасной, развивающей, психологически комфортной среды» [3, п. 2.3.6]. Также указывается, что для комплексного решения вопросов повышения эффективности психолого-педагогической и медико-социальной помощи центры могут оказывать дополнительные платные услуги физическим и юридическим лицам, в частности, проводить психолого-педагогическую экспертизу развивающей среды, игрушек и игрового оборудования, компьютерных программ, произведений литературы и искусства для детей и подростков и т. п. [3, п. 4.11.3].

Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолога в сфере образования), принятый в 2015 г. [20], выделяет психологическую экспертизу как отдельную трудовую функцию в обобщенной трудовой функции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ». Функция «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций» предполагает реализацию определенных трудовых действий, в том числе психологического мониторинга и анализа эффективности использования методов и средств образовательной деятельности; психологической  экспертизы программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды и т. д. [20]. Необходимость реализовывать экспертные задачи указывает на то, что у специалиста (педагога-психолога) должны быть сформированы компетенции в области экспертной деятельности.

Развитие компетенций в области экспертизы в высшем образовании

О необходимости развития профессиональных компетенций в области экспертной деятельности указано в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по различным направлениям подготовки (специальностям). В документах указывается, что выпускники определенных направлений подготовки должны обладать способностью проводить экспертизу – психолого-педагогическую, педагогическую, психологическую и т. д. Так, например, выпускник, освоивший программу магистратуры по направлению подготовки 37.04.01 Психология, должен быть готов к составлению психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности, уметь проводить экспертизу социальных, политических, экономических, организационных проектов с точки зрения психологических составляющих и последствий их внедрения [19, п. 4.4].

Магистр по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» должен быть готов к проведению экспертизы образовательной среды; уметь проводить экспертизу образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии [10, п. 4.4].

В стандарте подготовки кадров высшей квалификации по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» указано, что объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются образовательные и социокультурные системы, процессы обучения, воспитания, развития, социализации, педагогическая экспертиза и мониторинг [17, п. 4.2].

Специалист по направлению подготовки 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» должен быть готовым к проведению психолого-педагогической экспертизы личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер; осуществлению социально-педагогической и психологической экспертиз нормативных актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, правил и норм охраны труда несовершеннолетних [12, п. 4.4].

Выпускник по направлению подготовки 030301 «Психология служебной деятельности» должен владеть приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов и различных видов деятельности индивида и групп [13, п. 6.3].

Как видно из приведенного выше анализа, компетенции в области экспертной деятельности формируются у специалистов разных специальностей – педагогов, педагогов-психологов, госслужащих, специалистов по работе с детьми с девиантным поведением. При этом существует многообразие в определение объектов экспертизы: экспертизе подвергаются проекты, программы, нормативные документы, образовательная среда, образовательные технологии, индивидуальные особенности развития детей и особенности социальной среды.

Виды экспертиз в системе образования, закрепленные в законодательстве

В нормативной документации, регулирующей деятельность специалистов в системе образования, наряду с понятием «психолого-педагогическая экспертиза», встречается использование терминов «психологическая экспертиза», «социально-психологическая экспертиза», «педагогическая экспертиза». Рассмотрим примеры употребления вышеперечисленных терминов более подробно.

Психологическая экспертиза. Данный вид экспертизы закреплен нормативно в должностных обязанностях педагога-психолога еще в 1992 г. как направление работы специалиста по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения, в частности, профилактике химической зависимости в подростковом возрасте, и заключается в осуществлении первичной психологической профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков, в связи с чем педагог-психолог должен проводить психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения [4].

Социально-психологическая экспертиза. Необходимость проведения социально-психологической экспертизы отражена в Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005)» и заключается в проведении социально-психологической экспертизы публикаций, теле- и радиопрограмм, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни; разработке методических документов и создании условий для проведения социально-психологической экспертизы публикаций и передач в средствах массовой информации, разработке новых образовательных программ, в том числе с использованием интерактивных средств обучения и игр [5, разделы 2, 4].

В Федеральной программе развития образования на 2001–2005 гг., в разделе 4 «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» термин социально-психологическая экспертиза уже не используется, при этом обозначена необходимость введения методологического инструментария психологической и гуманитарной экспертизы индексов толерантности как оценки гуманистического потенциала образовательных программ разных уровней, учебных материалов, продукции для детей, подростков, молодежи и педагогических кадров [8, п. 42].

Термин социально-психологическая экспертиза также используется в письме Минобрнауки (2009) «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам». В документе перечислены основные виды работ в рамках социально-психологической экспертизы: экспертиза печатных материалов и документов; экспертиза учебного плана образовательного учреждения; экспертиза учебных программ, тестовых комплектов и др. учебных материалов для образовательного учреждения; экспертиза документов и материалов при аттестации педагогических работников (педагогов, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, воспитателей и других педагогических работников); проведение экспертных советов [2, п. 9].

Педагогическая экспертиза. Данный вид экспертизы представлен в нормативных документах как экспертиза нормативных правовых актов и документов (в том числе их проектов), касающихся вопросов обучения и воспитания, и экспертиза учебников и учебных пособий.

О проведении экспертизы нормативных правовых актов и документов (в том числе их проектов), касающихся вопросов обучения и воспитания, указано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в статье 94. Педагогическая экспертиза, где установлено, что педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися [25, ст. 94].

Правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся обучения и воспитания, установлены Правительством РФ в 2014 г. [6]. Правилами, в частности, установлено, что под негативным воздействием на качество обучения понимается введение не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания, установление педагогически необоснованных требований, влияющих на объем и содержание образования, а также на планируемые результаты при организации и осуществлении образовательной деятельности, в связи с чем, на наш взгляд, очевидно, что данная экспертиза является по своему характеру и содержанию психолого-педагогической, что должно найти отражение и в ее наименовании.

Вслед за Правилами в апреле 2014 г. Минобрнауки утверждает форму заключения по результатам проведения педагогической экспертизы [16]. Но уже в мае 2015 г. Минобрнауки подготовило проект Федерального закона «О признании утратившей силу статьи 94 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” [21]. Проект был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов[1] http://regulation.gov.ru/projects#npa=20042 для общественного обсуждения.

В пояснительной записке к законопроекту указываются следующие причины потери актуальности проведения данного вида профессиональной деятельности.

Предусмотрен иной механизм осуществления общественного обсуждения нормативных правовых актов (Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. № 851). В настоящее время общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере образования происходит при активном участии представителей профессионального педагогического сообщества и других участников образовательных отношений (родителей, работодателей, обучающихся, иных лиц).

Практически полное отсутствие предложений о включении в перечень экспертов специалистов.

По мнению авторов статьи, подмена профессиональной экспертизы общественной вряд ли может считаться правильной, а отсутствие предложений о включении в перечень экспертов скорее объясняется недостаточной разъяснительной работой.

Педагогическая экспертиза рассматривается в нормативных документах как экспертиза учебников, учебных пособий. Данный вид экспертизы регламентирует
приказ Минобрнауки от 2013 г [15]. Задачи педагогической экспертизы отражены в п. 17.2 и заключаются:

  • в оценке общих характеристик учебника (экспертируемое издание является учебником,  наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования и т. д);
  • экспертизе содержания учебника (отсутствуют сведения, противоречащие Конституции РФ, федеральному законодательству; обеспечивается выполнение требований ФГОС соответствующего уровня образования по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов и т. д.);
  • экспертизе текстового материала (соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов РФ; язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник; текст логичен и структурирован текста и т. д);
  • экспертизе дополнительных к учебнику материалов: методического пособия, электронной формы учебника, сборников, задачников и практикумов (соответствует структуре и содержанию учебника). При педагогической экспертизе задачников и практикумов также проводится экспертиза на наличие пошаговых решений к задачам [18]. По результатам экспертиз, проведенных в соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, оформляются экспертные заключения [15].

Проведенный анализ нормативной документации, регулирующей вопросы организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования РФ показал, что на сегодняшней день нет единого четкого определения понятия «психолого-педагогическая экспертиза». В нормативных документах и правовых актах встречаются понятия психологическая экспертиза, социально-психологическая экспертиза, педагогическая экспертиза, но ни в одном из анализируемых документов не представлены различия всех видов экспертизы в образовании и «зоны их пересечения», позволяющей комплексировать их усилия. Психолого-педагогическая экспертиза определена как направление деятельности педагога-психолога (Положение о службе практической психологии образования, 1999) и направление деятельности специалистов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (О совершенствовании деятельности ЦППМС, 2015), психологическая экспертиза выделена как одна из трудовых функций в профессиональном стандарте педагога-психолога, психолога образования (2015). В то же время психолого-педагогическая экспертиза является одной из форм психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС общего образования [9; 11; 14], а, значит, предполагает участие не только специалистов психологического профиля, но и других педагогических работников (педагогов, учителей-логопедов, социальных педагогов и т. д.). При этом в нормативной документации недостаточно представлен перечень специальных знаний и требований к профессиональным компетенциям педагогических работников, в чей функционал может входить проведения любого вида экспертизы в образовании.

Компетенции в области экспертной деятельности обозначены как образовательные результаты в пяти ФГОС ВО: 37.04.01 «Психология», 050400 «Психолого-педагогическое образование», 44.06.01 «Образование и педагогические науки», 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения», 030301 «Психология служебной деятельности». В связи с отсутствием перечня требований к специалистам, осуществляющим экспертную деятельность в области образования, сложно оценить востребованность формируемых экспертных способностей в перечисленных выше программах высшего профессионального образования. Определение границ профессиональной компетентности педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическую экспертизу в системе общего образования, является актуальным как для системы основного общего, так и для системы высшего профессионального образования.

Разнообразие формулировок понятия экспертизы в системе образования приводит к многообразию трактовок содержания экспертной деятельности, что делает малоэффективным реализацию данной формы психолого-педагогического сопровождения. Проведенный анализ подчеркнул важность разработки и принятия официальных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность специалистов в области психолого-педагогической экспертизы в образовании и определяющих требования к экспертам, процедуре и регламенту данного вида экспертизы.

Авторы статьи выражают благодарность Ф.С. Сафуанову, доктору психологических наук, профессору, заведующему кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ за консультативную поддержку в процессе подготовки публикации.

 

[1] http://regulation.gov.ru – Федеральный портал проектов нормативных правовых документов, официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

 

Литература

  1. Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «О Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=385151;div=LAW;dst=0,0;rnd=203280.26291159037366896 (дата обращения: 30.05.2016).
  2. Письмо Минобрнауки России от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам» // Администратор образования. 2009. № 22, ноябрь.
  3. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» // Вестник образования. 2016. № 6, март.
  4. Постановление Минтруда РФ от 11.11.1992 № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации» (ред. от 20.04.1993) [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=320119;div=LAW;dst=0,0;rnd=203280.9966619475297587 (дата обращения: 30.05.2016).
  5. Постановление Правительства РФ от 25.08.2001 № 629 «О Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)» (ред. от 19.11.2004) // Собрание законодательства РФ. 03.09.2001. № 36. Ст. 3577.
  6. Постановление Правительства РФ от 17.02.2014 № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания» // Собрание законодательства РФ. 24.02.2014. № 8. Ст. 816.
  7. Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» // Официальные документы в образовании. 1999. № 22.
  8. Приказ Минобрнауки России от 27.04.2005 № 128 «О проектах, выполняемых в 2005 году в рамках Федеральной программы развития образования за счет средств, выделяемых по статье «НИОКР» [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=346303;div=LAW;dst=0,0;rnd=203280.3798328633517831 (дата обращения: 30.05.2016).
  9. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 22.03.2010. № 12.
  10. Приказ Минобрнауки России от 16.04.2010 № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) “магистр”)» (ред. от 31.05.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.06.2010. № 26.
  11. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.02.2011. № 9.
  12. Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2062 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения (квалификация (степень) “специалист”)» (ред. от 31.05.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 04.04.2011. № 14.
  13. Приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 № 67 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030301 Психология служебной деятельности (квалификация (степень) “специалист”)» (ред. от 31.05.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 06.06.2011. № 23.
  14. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (ред. от 31.12.2015) // Российская газета. 2012. № 139.
  15. Приказ Минобрнауки России от 05.09.2013 N 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (ред. от 14.08.2015) // Российская газета. 2013. № 247.
  16. Приказ Минобрнауки России от 25.04.2014 № 410 «Об утверждении формы заключения по результатам проведения педагогической экспертизы» // Российская газета. 2014. № 121.
  17. Приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 № 902
    «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (ред. от 30.04.2015) // Российская газета. 2015. № 15.
  18. Приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 19.10. 2015. № 42.
  19.  Приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 № 1043 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. 15.10.2015. // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201510150018 (дата обращения: 30.05.2016).
  20. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. 20.08.2015. // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201508200035 (дата обращения: 30.05.2016).
  21. Проект Федерального закона «О признании утратившей силу статьи 94 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения // URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=20042 (дата обращения 30.05.2016).
  22. Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2013 № 962-р «Об утверждении Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и плана первоочередных мероприятий на 2013–2015 годы по ее реализации» (ред. от 17.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 24.06.2013. № 25. Ст. 3180.
  23. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802.
  24. Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (ред. от 26.06.2007) // Парламентская газета. 2000. № 72.
  25. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016) // Российская газета. 2012. № 303.

Информация об авторах

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель регионального отделения г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Егоров Игорь Александрович, начальник отдела по работе с персоналом, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1229-2955, e-mail: egorovia@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 9402
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 2325
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2