Введение
Развитие Российского законодательства в отношении опеки и попечительства совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, необходимость соблюдения международных обязательств по защите прав лиц с ментальной инвалидностью [Бартенев, 2011], кардинальное изменение приоритетов законодательного регулирования назначения опекуна или попечителя актуализировали проблемы профессиональной подготовки работников ООП данного профиля.
В 2016—2017 гг. МГППУ был проведен сбор информации об организации системы повышения квалификации специалистов ООП, а также опрос руководителей и специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления, на которых возложены полномочия в сфере опеки и попечительства в 85 субъектах РФ по поводу их образовательных потребностей, регулярности прохождения повышения квалификации, оценки созданных для этого программно-методических, кадровых, инфраструктурных условий как в самом регионе, так и в целом по стране [ОТЧЕТ о выполнении]. Всего в опросе участвовали 340 человек. Все респонденты имели высшее образование и стаж работы в ООП не менее 5 лет. Опрос проводился по специально разработанной анкете.
Результаты собранной информации показали, что каждый третий специалист ООП в отношении несовершеннолетних прошел повышение квалификации, а около двух процентов работников — профессиональную переподготовку. Это соотносится с общими показателями результатов статистических исследований по повышению квалификации специалистов в РФ: примерно 22—29% специалистов ежегодно проходят повышение квалификации [Брижак, 2017].Среди специалистов, работающих с совершеннолетними, в 2015—2016 гг. свою квалификацию повысили 6,7%. В 32 регионах РФ повышение квалификации для этих специалистов в каких-либо формах не проводилось.
По данным опроса [ОТЧЕТ о выполнении], повышение квалификации специалистов ООП, независимо от региона, носило эпизодический характер (указало 98,5% респондентов). На всю Российскую Федерацию только 8 образовательных организаций предлагали курсы повышения квалификации по данному профилю. В качестве причины сложившейся ситуации все без исключения респонденты указали как на отсутствие программ ДПО, так и на отсутствие квалифицированных преподавателей [ОТЧЕТ о выполнении].
В рамках опроса [ОТЧЕТ о выполнении] были выделены образовательные потребности специалистов. Подавляющее большинство респондентов (97%) особый акцент сделали на необходимости формирования специальных коммуникативных компетенций. Практически все опрошенные (98,5%) указывали на дефицит знаний в области возрастной, социальной, семейной психологии, психологии общения и медиации и др. Респонденты испытывали потребность в формировании навыков урегулирования конфликтных ситуаций, а также досудебного разрешения спорных дел. Опрошенные подчеркивали, что не готовы работать с опекунами и их подопечными в условиях новых требований.
Проблему усугубляет и значительное разнообразие профессионального образования у работников ООП: юриспруденция, педагогика, финансы и кредит, аграрные, инженерные, сервисные специальности и др. То есть предполагается, что профессиональные компетенции должны сформироваться у специалистов непосредственно в профессиональной деятельности.
При этом, как показали результаты опроса [ОТЧЕТ о выполнении], специалисты осуществляют свою деятельность в условиях острейшего образовательного дефицита — профильное профессиональное образование отсутствует, а система ДПО неэффективна. По данным опроса, абсолютное большинство специалистов (87,6%) жаловались на высокий уровень неопределенности и стресса в осуществлении своих должностных обязанностей [ОТЧЕТ о выполнении].
Ситуация в сфере опеки и попечительства над недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами в РФ
Между тем ситуация в сфере опеки и попечительства над недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами в РФ остается напряженной. Они традиционно составляют наиболее социально незащищенную группу населения, чья жизнь, как правило, проходит за стенами психоневрологических интернатов, психиатрических больниц и других закрытых учреждений. Это нередко приводит к «правовой смерти», нарушению имущественных и неимущественных прав [Итоговый документ по], развитию или усугублению недееспособности у людей трудоспособного возраста: около 40% проживающих в психоневрологических интернатах составляют мужчины в возрасте от 18 до 59 лет. При этом организации выполняют функции опекуна, заказчика и поставщика социальных услуг одновременно, что приводит к конфликту интересов и снижает качество жизни ментальных инвалидов.
При реализации полномочий по организации опеки и попечительства физическими лицами работники ООП должны выполнять такие сложные в профессиональном плане функции, как подбор, подготовка граждан, желающих стать опекунами, попечителями. В процессе осуществления опеки (попечительства) специалисты постоянно взаимодействуют с опекунами и должны быть готовы к оказанию им психологической поддержки. Причем специалисты нередко становятся ее единственным источником. Если учитывать, что опекуны, ухаживающие за тяжелыми ментальными инвалидами, постоянно находятся в состоянии хронического стресса, то неподготовленный специалист подвергается большому риску эмоционального истощения и выгорания.
Введение института ограниченной дееспособности [О внесении изменений],изменения в законе [8; 12], безусловно, способствовали гуманизации государственной социальной политики в отношении ментальных инвалидов. В открытом доступе появились результаты общественных мониторингов ПНИ [Итоговый документ по], что способствовало осознанию обществом необходимости деинституционализации их жизнеустройства, максимально возможной свободы и самостоятельности в принятии решений, а также обязательного учета волеизъявления любого гражданина независимо от степени его дееспособности [Об основах охраны].
Фактически, можно говорить о новой государственной парадигме в отношении защиты прав и законных интересов граждан, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, которая ставит перед работниками органов опеки и попечительства новые профессиональные задачи и требования, а также определяет социальный заказ к их подготовке. При этом зона неопределенности в профессиональной деятельности специалистов только увеличивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточной четкостью федерального законодательства и механизмов его реализации в отношении определения и толкования объема дееспособности лиц, находящихся под опекой или попечительством; норм, которые регулируют статус опекуна и попечителя [Такмазян, 2016] и др. С другой стороны, значительное количество полномочий ООП устанавливается законодательством субъектов РФ, что приводит, по мнению специалистов, к разночтениям по ведению работы и затрудняет формирование единства практики применения федерального законодательства в регионах по реализации государственной политики. В связи с этим возрастают требования к выработке единых подходов и преемственности, как в деятельности специалистов ООП, так и в их профессиональной подготовке.
Специалистам ООП постоянно приходится решать новые и нестандартные задачи: значительно расширился круг их полномочий в отношении защиты имущественных и неимущественных прав, возросло количество и разнообразие категорий судебных дел с их участием, значительно повысились требования к качеству взаимодействия специалистов с физическими и юридическими лицами, выполняющими функции опекуна и т. д.
Преодолеть дефицит, сложившийся в сфере профессиональной подготовки специалистов ООП в отношении совершеннолетних, позволило, разработанное в МГППУ в 2016—2017 гг. программно-методическое обеспечение ДПО, включившее учебно-методические комплексы профессиональной переподготовки и повышения квалификации [Примерная дополнительная профессиональная, а; Примерная дополнительная профессиональная], успешно прошедшие экспертизу профессионального сообщества в 52 регионах РФ, а также апробацию в форме научно-методического семинара (очная и дистанционная форма), в котором приняли участие 1200 специалистов из 57 субъектов РФ (32% от всех специалистов ООП данного профиля).
Компетентностный подход как методологическое основание программно-методического обеспечения системы ДПО
Зарубежный опыт подготовки государственных и муниципальных служащих базируется на компетентностном подходе. Так, в Великобритании в 2003 г. был утвержден комплекс PSG (далее — Professional Skills for Government), определяющий перечень их компетенций [Турняк, 2012]. В этой модели помимо компетенций финансового, клиентского, проектного менеджмента, информационной компетентности важная роль отводится стратегическому мышлению и аксиологическим измерениям. Во Франции модель компетенций основывается на политических и административных науках [Турняк, 2012]. Независимо от страны важнейшим требованием к профессиональной подготовке является перевод целей профессионального образования в практическую плоскость служебной деятельности на основе набора соответствующих компетенций, необходимых для работы в конкретной должности [Турняк, 2012].
В отечественной науке концептуальные основы развития ДПО разрабатывались в рамках компетентностного подхода (Л.М. Митина, Т.Н. Щербакова и др.); научных исследований в области модернизации системы дополнительного профессионального образования (A.M. Акимова, Т.С. Панинаи др.); при изучении факторов, направленных на мотивацию саморазвития личности в повышении квалификации (А.А. Вербицкий, П.Г. Щедровицкий и др.), а также механизмов, инициирующих смыслообразование обучающихся взрослых (Е.В. Белова, В.В. Суфиянов и др.). В прикладных исследованиях выделены причины недостаточной эффективности ДПО (Т.Г. Браже, Ю.В. Кричевский и др.), которые, как правило, обусловлены использованием традиционных моделей, форм, методов обучения, не соответствующих современным требованиям к деятельности специалистов.
Вслед за Г.К. Селевко [Селевко, 2006] и А.В. Хуторским [Хуторской, 2013] под компетенцией мы понимаем требования к знаниям, умениям, навыкам и качествам личности в определенной сфере профессиональной деятельности, а под компетентностью — способность, возможность (готовность) личности самостоятельно и ответственно применять их в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность рассматривается нами «… как интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [Пестерева, 2014]. Умение в данном случае трактуется как способность. Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека [Анкваб, 2014].
Профессиональная компетентность работника органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних «многослойна». Публичность профессии формирует высокие требования к уровню и качеству профессионального общения специалиста. Деятельность по опеке и попечительству можно отнести к «особой группе» так называемых «коммуникативных профессий» [Лаврентьев, 2002]. Важнейшими составляющими профессиональной компетентности специалиста ООП является личностный компонент, позволяющий специалисту выбрать наиболее успешные способы решения поставленных задач, организовать эффективное взаимодействие со всеми субъектами опеки и попечительства, быть открытым новому опыту. Важная роль принадлежит психолого-педагогической компетентности.
Обсуждение эталонных характеристик специалистов ООП в отношении совершеннолетних с участниками очно-дистанционного научно-методического семинара (всего в обсуждении принимали участие 620 специалистов из 85 регионов РФ) позволило выделить такие качества, как психологическая готовность к принятию осмысленного ответственного решения в ситуациях с высоким уровнем неопределенности, хорошие коммуникативные способности, готовность к взаимодействию с различными категориями граждан, высокий уровень психологической устойчивости и жизнестойкости, оптимизм.
Основные подходы и принципы построения программ ДПО специалистов ООП
Разработанные программы направлены на личностное, профессиональное и социальное развитие работников ООП, а также на формирование психологической готовности к работе в современных условиях и профессиональной идентичности.
При отборе содержания, построения программ, а также при отборе методов и технологий, организации обучения учитывались следующие принципы: принцип системности, последовательности и модульности, компетентностного соответствия [Марголис, 2015]; принцип концентрированного обучения, принцип вариативной организации учебного процесса.
Структура и основные положения содержания программы ДПО. Для примера приводятся структура и основные положения содержания программы профессиональной переподготовки «Специалист органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних». Эта форма ДПО, по нашему мнению, имеет особую ценность для специалистов данного профиля, так как в ситуации отсутствия высшего образования может создать условия для формирования целостного представления о специфике профессии.
Программа структурирована в соответствии с тремя модулями: «Государственная гражданская и муниципальная служба», «Правовые основы защиты и законных интересов совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан», «Социально-психологические основы деятельности специалистов органов опеки и попечительства». Модули сформированы согласно положениям концепции концентрированного обучения. Программа включает базовую и вариативную части. Базовая часть направлена на формирование тех компетенций, без которых невозможно реализовать профессиональную деятельность (первый модуль), а также на формирование способности и готовности применять на практике общепризнанные нормы и принципы международного права, международные и национальные программные документы, законодательство РФ и др. (второй модуль). Вариативная часть позволяет учитывать особенности регионального законодательства, инновационный опыт других регионов и возможности его внедрения. Вариативная часть направлена на реализацию адресного подхода к усвоению программы в зависимости от личностных особенностей слушателя, его профессионального опыта, ценностных установок. Она ориентирована на идентификацию специалиста с эталонными характеристиками. Это достигается с помощью интерактивных методов обучения, в частности, тренингов, имитационных игр, проектных методов, направленных на формирование профессиональной идентичности, коммуникативных способностей, толерантных установок на социальную инклюзию недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, психологическую устойчивость и т. д.
Слушателям предоставляется возможность с помощью конкретных кейсов разобраться в медико-социальных и психологических критериях признания недееспособности и ее ограничений, осознать роль судебно-психиатрической экспертизы. Особый акцент делается на психологии семейной опеки, технологиях работы с опекунами и попечителями, приемными семьями, а также на взаимодействии с организациями, выполняющими функции опекуна. Изучаются возможности восстановления дееспособности у разных категорий опекаемых. Для формирования профессиональных навыков, необходимых для взаимодействия с различными категориями граждан и досудебного решения конфликтов, в программу вводятся специальные тренинговые занятия по деловым коммуникациям и альтернативным методам урегулирования конфликтных ситуаций, деловой этике и этикету специалиста ООП. В рамках тренингов отрабатывается участие специалистов в судебных процессах. В программу также включен тренинг по защите специалистов от профессионального выгорания. На каждом занятии значительное внимание уделяется развитию готовности к рефлексии собственных конкретных профессиональных действий и чувств, которые их сопровождают, получению нового опыта анализа профессионально релевантных ситуаций и расширению диапазона выбора стратегии профессиональных действий.
Особое внимание уделяется личностной позиции специалиста в отношении опекаемых и подопечных. Это, прежде всего, установка на максимально возможную инклюзию их в общественную жизнь, уважение к их волеизъявлению, осознание своей ответственности в защите имущественных и неимущественных прав, ориентация на внутренние и внешние ресурсы гражданина в восстановлении дееспособности.
При отборе групп оценочных средств для определения уровня сформированности компетенций у слушателей разработчики руководствовались принципом интеграции теоретических знаний в реальную практическую деятельность. Значительная часть оценочных средств, таких как кейсы, имитационные и деловые игры, проблемные задачи, в том числе «задачки М. Шварца», позволяют определить сформированность компетенций в ситуации, максимально приближенной к реальной профессиональной деятельности, оценить степень адекватности профессионального поведения слушателя, а также его способность действовать в неопределенных нестандартных ситуациях, когда решения могут быть многозначны.
В рамках опроса по результатам апробации научного и программно-методического обеспечения ДПО подавляющее большинство слушателей указали на связь Программ с их практической деятельностью (91,6%), соответствие содержания и форм обучения их профессиональным потребностям (91,6%). Учебно-методические комплексы были рекомендованы Министерством просвещения РФ к внедрению в систему ДПО специалистов ООП в отношении совершеннолетних недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.
Заключение
Изменение государственной парадигмы в отношении защиты прав и законных интересов граждан, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, актуализировала социальный заказ на профессиональную подготовку работников ООП. В ситуации отсутствия профильной вузовской подготовки, разнообразия профессионального образования у самих специалистов данная задача может быть решена только в условиях ДПО. Однако эта система работает в условиях острейшего научного и программно-методического, кадрового, инфраструктурного дефицита.