Развитие компетенций специалистов органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан в условиях дополнительного профессионального образования

308

Аннотация

Статья посвящена проблемам дополнительного профессионального образования работников органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также опыту МГППУ в создании научного и программно-методического обеспечения данной системы. Представлены результаты сбора информации и опроса работников ООП 85 регионов РФ о ситуации в области их профессиональной подготовки. Показано, что при отсутствии профильного образования единственным условием их подготовки является система ДПО, функционирование которой в настоящее время неэффективно. Современные требования общества к защите прав и законных интересов ментальных инвалидов поставили задачу повышения готовности специалистов к исполнению своих полномочий. В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности специалистов данной категории, а также ее решение в условиях ДПО. Показано, что компетентностный подход является методологическим основанием для создания программно-методического обеспечения, что корреспондирует с зарубежным и отечественным опытом. В статье представлены концептуальные подходы и принципы разработки программ ДПО, отбора содержания, методов и технологий обучения, а также средств для оценки его результатов, описана структура и основные положения содержания программы профессиональной переподготовки.

Общая информация

Ключевые слова: специалисты органов опеки и попечительства, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, компетенции, программно-методическое обеспечение

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090308

Финансирование. Данная работа выполнена в рамках государственных заданий Министерства образования и науки Российской Федерации МГППУ №27.562.2016/НМ, № 27.4395.2017/НМ.

Для цитаты: Ослон В.Н., Зинченко Е.А. Развитие компетенций специалистов органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан в условиях дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 98–111. DOI: 10.17759/psylaw.2019090308

Полный текст

Введение

Развитие Российского законодательства в отношении опеки и попечительства совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, необходимость соблюдения международных обязательств по защите прав лиц с ментальной инвалидностью [2], кардинальное изменение приоритетов законодательного регулирования назначения опекуна или попечителя актуализировали проблемы профессиональной подготовки работников ООП данного профиля.

В 2016—2017 гг. МГППУ был проведен сбор информации об организации системы повышения квалификации специалистов ООП, а также опрос руководителей и специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления, на которых возложены полномочия в сфере опеки и попечительства в 85 субъектах РФ по поводу их образовательных потребностей, регулярности прохождения повышения квалификации, оценки созданных для этого программно-методических, кадровых, инфраструктурных условий как в самом регионе, так и в целом по стране [10]. Всего в опросе участвовали 340 человек. Все респонденты имели высшее образование и стаж работы в ООП не менее 5 лет. Опрос проводился по специально разработанной анкете.

Результаты собранной информации показали, что каждый третий специалист ООП в отношении несовершеннолетних прошел повышение квалификации, а около двух процентов работников — профессиональную переподготовку. Это соотносится с общими показателями результатов статистических исследований по повышению квалификации специалистов в РФ: примерно 22—29% специалистов ежегодно проходят повышение квалификации [3].Среди специалистов, работающих с совершеннолетними, в 2015—2016 гг. свою квалификацию повысили 6,7%. В 32 регионах РФ повышение квалификации для этих специалистов в каких-либо формах не проводилось.

По данным опроса [10], повышение квалификации специалистов ООП, независимо от региона, носило эпизодический характер (указало 98,5% респондентов). На всю Российскую Федерацию только 8 образовательных организаций предлагали курсы повышения квалификации по данному профилю. В качестве причины сложившейся ситуации все без исключения респонденты указали как на отсутствие программ ДПО, так и на отсутствие квалифицированных преподавателей [10].

В рамках опроса [10] были выделены образовательные потребности специалистов. Подавляющее большинство респондентов (97%) особый акцент сделали на необходимости формирования специальных коммуникативных компетенций. Практически все опрошенные (98,5%) указывали на дефицит знаний в области возрастной, социальной, семейной психологии, психологии общения и медиации и др. Респонденты испытывали потребность в формировании навыков урегулирования конфликтных ситуаций, а также досудебного разрешения спорных дел. Опрошенные подчеркивали, что не готовы работать с опекунами и их подопечными в условиях новых требований.

Проблему усугубляет и значительное разнообразие профессионального образования у работников ООП: юриспруденция, педагогика, финансы и кредит, аграрные, инженерные, сервисные специальности и др. То есть предполагается, что профессиональные компетенции должны сформироваться у специалистов непосредственно в профессиональной деятельности.

При этом, как показали результаты опроса [10], специалисты осуществляют свою деятельность в условиях острейшего образовательного дефицита — профильное профессиональное образование отсутствует, а система ДПО неэффективна. По данным опроса, абсолютное большинство специалистов (87,6%) жаловались на высокий уровень неопределенности и стресса в осуществлении своих должностных обязанностей [10].

Ситуация в сфере опеки и попечительства над недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами в РФ

Между тем ситуация в сфере опеки и попечительства над недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами в РФ остается напряженной. Они традиционно составляют наиболее социально незащищенную группу населения, чья жизнь, как правило, проходит за стенами психоневрологических интернатов, психиатрических больниц и других закрытых учреждений. Это нередко приводит к «правовой смерти», нарушению имущественных и неимущественных прав [4], развитию или усугублению недееспособности у людей трудоспособного возраста: около 40% проживающих в психоневрологических интернатах составляют мужчины в возрасте от 18 до 59 лет. При этом организации выполняют функции опекуна, заказчика и поставщика социальных услуг одновременно, что приводит к конфликту интересов и снижает качество жизни ментальных инвалидов.

При реализации полномочий по организации опеки и попечительства физическими лицами работники ООП должны выполнять такие сложные в профессиональном плане функции, как подбор, подготовка граждан, желающих стать опекунами, попечителями. В процессе осуществления опеки (попечительства) специалисты постоянно взаимодействуют с опекунами и должны быть готовы к оказанию им психологической поддержки. Причем специалисты нередко становятся ее единственным источником. Если учитывать, что опекуны, ухаживающие за тяжелыми ментальными инвалидами, постоянно находятся в состоянии хронического стресса, то неподготовленный специалист подвергается большому риску эмоционального истощения и выгорания.

Введение института ограниченной дееспособности [7],изменения в законе [8; 12], безусловно, способствовали гуманизации государственной социальной политики в отношении ментальных инвалидов. В открытом доступе появились результаты общественных мониторингов ПНИ [4], что способствовало осознанию обществом необходимости деинституционализации их жизнеустройства, максимально возможной свободы и самостоятельности в принятии решений, а также обязательного учета волеизъявления любого гражданина независимо от степени его дееспособности [9].

Фактически, можно говорить о новой государственной парадигме в отношении защиты прав и законных интересов граждан, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, которая ставит перед работниками органов опеки и попечительства новые профессиональные задачи и требования, а также определяет социальный заказ к их подготовке. При этом зона неопределенности в профессиональной деятельности специалистов только увеличивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточной четкостью федерального законодательства и механизмов его реализации в отношении определения и толкования объема дееспособности лиц, находящихся под опекой или попечительством; норм, которые регулируют статус опекуна и попечителя [16] и др. С другой стороны, значительное количество полномочий ООП устанавливается законодательством субъектов РФ, что приводит, по мнению специалистов, к разночтениям по ведению работы и затрудняет формирование единства практики применения федерального законодательства в регионах по реализации государственной политики. В связи с этим возрастают требования к выработке единых подходов и преемственности, как в деятельности специалистов ООП, так и в их профессиональной подготовке.

Специалистам ООП постоянно приходится решать новые и нестандартные задачи: значительно расширился круг их полномочий в отношении защиты имущественных и неимущественных прав, возросло количество и разнообразие категорий судебных дел с их участием, значительно повысились требования к качеству взаимодействия специалистов с физическими и юридическими лицами, выполняющими функции опекуна и т. д.

Преодолеть дефицит, сложившийся в сфере профессиональной подготовки специалистов ООП в отношении совершеннолетних, позволило, разработанное в МГППУ в 2016—2017 гг. программно-методическое обеспечение ДПО, включившее учебно-методические комплексы профессиональной переподготовки и повышения квалификации [14; 13], успешно прошедшие экспертизу профессионального сообщества в 52 регионах РФ, а также апробацию в форме научно-методического семинара (очная и дистанционная форма), в котором приняли участие 1200 специалистов из 57 субъектов РФ (32% от всех специалистов ООП данного профиля).

Компетентностный подход как методологическое основание программно-методического обеспечения системы ДПО

Зарубежный опыт подготовки государственных и муниципальных служащих базируется на компетентностном подходе. Так, в Великобритании в 2003 г. был утвержден комплекс PSG (далее — Professional Skills for Government), определяющий перечень их компетенций [17]. В этой модели помимо компетенций финансового, клиентского, проектного менеджмента, информационной компетентности важная роль отводится стратегическому мышлению и аксиологическим измерениям. Во Франции модель компетенций основывается на политических и административных науках [17]. Независимо от страны важнейшим требованием к профессиональной подготовке является перевод целей профессионального образования в практическую плоскость служебной деятельности на основе набора соответствующих компетенций, необходимых для работы в конкретной должности [17].

В отечественной науке концептуальные основы развития ДПО разрабатывались в рамках компетентностного подхода (Л.М. Митина, Т.Н. Щербакова и др.); научных исследований в области модернизации системы дополнительного профессионального образования (A.M. Акимова, Т.С. Панинаи др.); при изучении факторов, направленных на мотивацию саморазвития личности в повышении квалификации (А.А. Вербицкий, П.Г. Щедровицкий и др.), а также механизмов, инициирующих смыслообразование обучающихся взрослых (Е.В. Белова, В.В. Суфиянов и др.). В прикладных исследованиях выделены причины недостаточной эффективности ДПО (Т.Г. Браже, Ю.В. Кричевский и др.), которые, как правило, обусловлены использованием традиционных моделей, форм, методов обучения, не соответствующих современным требованиям к деятельности специалистов.

Вслед за Г.К. Селевко [15] и А.В. Хуторским [18] под компетенцией мы понимаем требования к знаниям, умениям, навыкам и качествам личности в определенной сфере профессиональной деятельности, а под компетентностью — способность, возможность (готовность) личности самостоятельно и ответственно применять их в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность рассматривается нами «… как интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [11]. Умение в данном случае трактуется как способность. Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека [1].

Профессиональная компетентность работника органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних «многослойна». Публичность профессии формирует высокие требования к уровню и качеству профессионального общения специалиста. Деятельность по опеке и попечительству можно отнести к «особой группе» так называемых «коммуникативных профессий» [5]. Важнейшими составляющими профессиональной компетентности специалиста ООП является личностный компонент, позволяющий специалисту выбрать наиболее успешные способы решения поставленных задач, организовать эффективное взаимодействие со всеми субъектами опеки и попечительства, быть открытым новому опыту. Важная роль принадлежит психолого-педагогической компетентности.

Обсуждение эталонных характеристик специалистов ООП в отношении совершеннолетних с участниками очно-дистанционного научно-методического семинара (всего в обсуждении принимали участие 620 специалистов из 85 регионов РФ) позволило выделить такие качества, как психологическая готовность к принятию осмысленного ответственного решения в ситуациях с высоким уровнем неопределенности, хорошие коммуникативные способности, готовность к взаимодействию с различными категориями граждан, высокий уровень психологической устойчивости и жизнестойкости, оптимизм.

Основные подходы и принципы построения программ ДПО специалистов ООП

Разработанные программы направлены на личностное, профессиональное и социальное развитие работников ООП, а также на формирование психологической готовности к работе в современных условиях и профессиональной идентичности.

При отборе содержания, построения программ, а также при отборе методов и технологий, организации обучения учитывались следующие принципы: принцип системности, последовательности и модульности, компетентностного соответствия [6]; принцип концентрированного обучения, принцип вариативной организации учебного процесса.

Структура и основные положения содержания программы ДПО. Для примера приводятся структура и основные положения содержания программы профессиональной переподготовки «Специалист органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних». Эта форма ДПО, по нашему мнению, имеет особую ценность для специалистов данного профиля, так как в ситуации отсутствия высшего образования может создать условия для формирования целостного представления о специфике профессии.

Программа структурирована в соответствии с тремя модулями: «Государственная гражданская и муниципальная служба», «Правовые основы защиты и законных интересов совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан», «Социально-психологические основы деятельности специалистов органов опеки и попечительства». Модули сформированы согласно положениям концепции концентрированного обучения. Программа включает базовую и вариативную части. Базовая часть направлена на формирование тех компетенций, без которых невозможно реализовать профессиональную деятельность (первый модуль), а также на формирование способности и готовности применять на практике общепризнанные нормы и принципы международного права, международные и национальные программные документы, законодательство РФ и др. (второй модуль). Вариативная часть позволяет учитывать особенности регионального законодательства, инновационный опыт других регионов и возможности его внедрения. Вариативная часть направлена на реализацию адресного подхода к усвоению программы в зависимости от личностных особенностей слушателя, его профессионального опыта, ценностных установок. Она ориентирована на идентификацию специалиста с эталонными характеристиками. Это достигается с помощью интерактивных методов обучения, в частности, тренингов, имитационных игр, проектных методов, направленных на формирование профессиональной идентичности, коммуникативных способностей, толерантных установок на социальную инклюзию недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, психологическую устойчивость и т. д.

Слушателям предоставляется возможность с помощью конкретных кейсов разобраться в медико-социальных и психологических критериях признания недееспособности и ее ограничений, осознать роль судебно-психиатрической экспертизы. Особый акцент делается на психологии семейной опеки, технологиях работы с опекунами и попечителями, приемными семьями, а также на взаимодействии с организациями, выполняющими функции опекуна. Изучаются возможности восстановления дееспособности у разных категорий опекаемых. Для формирования профессиональных навыков, необходимых для взаимодействия с различными категориями граждан и досудебного решения конфликтов, в программу вводятся специальные тренинговые занятия по деловым коммуникациям и альтернативным методам урегулирования конфликтных ситуаций, деловой этике и этикету специалиста ООП. В рамках тренингов отрабатывается участие специалистов в судебных процессах. В программу также включен тренинг по защите специалистов от профессионального выгорания. На каждом занятии значительное внимание уделяется развитию готовности к рефлексии собственных конкретных профессиональных действий и чувств, которые их сопровождают, получению нового опыта анализа профессионально релевантных ситуаций и расширению диапазона выбора стратегии профессиональных действий.

Особое внимание уделяется личностной позиции специалиста в отношении опекаемых и подопечных. Это, прежде всего, установка на максимально возможную инклюзию их в общественную жизнь, уважение к их волеизъявлению, осознание своей ответственности в защите имущественных и неимущественных прав, ориентация на внутренние и внешние ресурсы гражданина в восстановлении дееспособности.

При отборе групп оценочных средств для определения уровня сформированности компетенций у слушателей разработчики руководствовались принципом интеграции теоретических знаний в реальную практическую деятельность. Значительная часть оценочных средств, таких как кейсы, имитационные и деловые игры, проблемные задачи, в том числе «задачки М. Шварца», позволяют определить сформированность компетенций в ситуации, максимально приближенной к реальной профессиональной деятельности, оценить степень адекватности профессионального поведения слушателя, а также его способность действовать в неопределенных нестандартных ситуациях, когда решения могут быть многозначны.

В рамках опроса по результатам апробации научного и программно-методического обеспечения ДПО подавляющее большинство слушателей указали на связь Программ с их практической деятельностью (91,6%), соответствие содержания и форм обучения их профессиональным потребностям (91,6%). Учебно-методические комплексы были рекомендованы Министерством просвещения РФ к внедрению в систему ДПО специалистов ООП в отношении совершеннолетних недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.

Заключение

Изменение государственной парадигмы в отношении защиты прав и законных интересов граждан, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, актуализировала социальный заказ на профессиональную подготовку работников ООП. В ситуации отсутствия профильной вузовской подготовки, разнообразия профессионального образования у самих специалистов данная задача может быть решена только в условиях ДПО. Однако эта система работает в условиях острейшего научного и программно-методического, кадрового, инфраструктурного дефицита.

Учебно-методические комплексы, разработанные в МГППУ на основе компетентностного подхода, концепции концентрированного обучения, ориентированные на современную личностную и профессиональную эталонную модель специалиста ООП в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, их адресную подготовку, могут восполнить данный дефицит. Компетентностная модель специалиста может быть внедрена в систему аттестации работников, а также быть использована в процессе совершенствования нормативно-правового регулирования подготовки специалистов ООП.

Литература

  1. Анкваб М.Ф. Профессиональное общение как составляющая коммуникативной компетентности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 718—721. URL: https://moluch.ru/archive/61/8879/ (дата обращения: 12.04.2018).
  2. Бартенев Д. Сравнительный обзор Российского и европейского законодательств в области проживания и опеки недееспособных граждан с нарушениями интеллектуального развития // Сопровождаемое/поддерживаемое проживание людей с нарушениями развития: Материалы двух конференций в Санкт-Петербурге: апрель 2010 и октябрь 2011. СПб.: НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2012. С. 17—36.
  3. Брижак З.И. Психолого-педагогическая система повышения квалификации сотрудников следственного комитета в новых геополитических условиях: концепция, технологии, практика: афтореф. дисс. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2017. 39 с.
  4. Итоговый документ по результатам общественного мониторинга соблюдения прав и свобод получателей социальных услуг, проживающих в ПНИ №30 г. Москвы, проходившего в период с 25 апреля по 15 мая 2016 года. [Электронный ресурс] // Общественная палата РФ. URL: https://www.oprf.ru/about/structure/structurenews/newsitem/34100 (дата обращения: 14.06.19).
  5. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. университета, 2002. 146 с.
  6. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. C. 45—64. doi: 10.17759/pse.2015200505
  7. О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ (ред. от 04.03.2013) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140188/ (дата обращения: 26.06.19).
  8. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Федеральный закон от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 19.07.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4205/ (дата обращения: 20.06.19).
  9. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 10.04.19).
  10. ОТЧЕТ о выполнении государственной работы по теме: «Изучение особенностей деятельности работников органов опеки и попечительства в отношении различных категорий несовершеннолетних с учетом их законных интересов и разработка требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, а также научного, программно-методического и кадрового обеспечения их дополнительной профессиональной подготовки» [Электронный ресурс] // Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. URL: https://rosrid.ru/nioktr/ET25VUNFN1DR7ORONOWIO8AW (дата обращения: 12.04.19).
  11. Пестерева Н.М., Цветлюк Л.С., Надеина О.С. Формирование профессиональных компетенций государственных служащих: монография. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2014. 139 с.
  12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181602/ (дата обращения: 28.05.19).
  13. Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан со сроком освоения 72 академических часа по теме «Деятельность органов опеки и попечительства по обеспечению защиты прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан. Новые подходы» [Электронный ресурс] // Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. URL: https://rosrid.ru/nioktr/ET25VUNFN1DR7ORONOWIO8AW (дата обращения: 12.04.19).
  14. Примерная дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки работников органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан по специальности «Специалист органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних» (срок обучения 504 часа) [Электронный ресурс] // Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. URL: https://rosrid.ru/nioktr/ET25VUNFN1DR7ORONOWIO8AW (дата обращения: 12.04.19).
  15. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
  16. Такмазян К.Р. Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 29. С. 285—287. URL: https://moluch.ru/archive/133/37146/ (дата обращения: 26.08.2018).
  17. Турняк К.В., Шакина М.А. Модели профессиональных компетенций работников государственного и муниципального управления в условиях нового государственного менеджмента: отечественный и зарубежный опыт // Искусство управления. 2012. № 4. С. 41—55.
  18. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2013. 73 с.

Информация об авторах

Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9625-7307, e-mail: oslonvn@mgppu.ru

Зинченко Елена Александровна, преподаватель кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5776-2933, e-mail: zinchenkoea@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2177
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 308
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0