Основные направления психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками, впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России (Часть 2)

398

Аннотация

В статье описывается поэтапная реализация программы психологического сопровождения курсантов и слушателей, а также сотрудников, впервые принятых на службу, в период профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России. Содержание программы раскрывается через комплекс мероприятий психологической работы, которая включает в себя: начальный этап профессиональной подготовки; адаптацию слушателей к условиям учебной и служебной деятельности; развитие личностных и профессиональных качеств; психологическую подготовку к самостоятельному выполнению служебных обязанностей. В заключение подчеркивается значимость проведенного в первой части статьи исторического и организационно-методологического анализа, обусловленная необходимостью поиска перспективных моделей организации и функционирования подразделений психологической работы в образовательных организациях в целях подготовки высококвалифицированных специалистов правоохранительных органов.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая работа, органы внутренних дел, курсанты, слушатели

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090318

Для цитаты: Виноградов М.В., Ульянина О.А. Основные направления психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками, впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России (Часть 2) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 245–260. DOI: 10.17759/psylaw.2019090318

Полный текст

Значимым и актуальным направлением работы является осуществление психологического сопровождения на этапе профессиональной подготовки курсантов и слушателей, а также сотрудников, впервые принятых на службу, в период профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России [9; 10]. В целях оптимизации психологического сопровождения профессионального обучения слушателей организовывается взаимодействие психологов органов, организаций, подразделений МВД России и психологов образовательных организаций, центров профессиональной подготовки.

До начала профессионального обучения психологи образовательных организаций, центров профессиональной подготовки запрашивают в установленном порядке из органов, организаций, подразделений МВД России результаты профессионального психологического отбора и психологической работы с сотрудниками[1] [3; 14; 24]. Психологи подразделений по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России представляют в образовательные организации, центры профессиональной подготовки запрашиваемые сведения установленного образца, содержащие следующую информацию[1; 5; 6; 7; 8]:

- результаты комплексного обследования сотрудника при поступлении на службу;

- уровень сформированности личностных качеств сотрудника по данным психологического сопровождения в период стажировки;

- особенности адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности;

- наличие фактов нарушения дисциплины;

- способность к обучению;

- степень выраженности лидерских качеств;

- необходимость контроля со стороны руководителей, специалистов.

По результатам анализа представленных заключений психолог образовательной организации, центра профессиональной подготовки принимает решение о необходимости или об отсутствии необходимости проведения дополнительного психологического обследования. При этом учитываются давность последнего психологического (психофизиологического) обследования, достоверность полученных результатов, а также другие данные [4; 15].

В случае принятия решения о проведении обследования личностными и профессиональными качествами, подлежащими изучению в ходе обследования, являются:

- уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной форме;

- эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

- уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;

- внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

- уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

- зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;

- самооценка, особенности мотивационной сферы личности.

Для изучения личностных и профессиональных качеств, интересов, потребностей, способностей сотрудников психолог использует разнообразные методы психодиагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает эффективность его работы [11; 17]. Основными методами, используемыми психологом образовательной организации, центра профессиональной подготовки при психологическом изучении слушателей, являются: анализ документов (биографический метод), опрос (беседа, анкетирование), наблюдение и тестирование [21].

На основании проведенного психологического обследования с учетом его результатов и анализа представленных заключений психолог разрабатывает предложения (рекомендации) для руководящего состава образовательной организации, центра профессиональной подготовки:

- по назначению командирами взводов[2] (учебных групп), лицами, ответственными за получение учебной и специальной литературы, сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей личности и групповой совместимости [13];

- психологическим аспектам организации и проведения со слушателями мероприятий морально-психологического обеспечения [2];

- формированию списка слушателей, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

На первоначальном этапе обучения слушателей оформляются психологические паспорта, в которых фиксируются виды и результаты мероприятий психологической работы с указанием сроков. При этом их ведение осуществляется с обязательным соблюдением принципа конфиденциальности изложенных в них сведений.

Неотъемлемым направлением психологической работы является адаптация слушателей к условиям учебной и служебной деятельности, Эта работа проводится с учетом следующих особенностей обучения в образовательной организации и центре профессиональной подготовки:

- строгая регламентация обучения и проживания, соблюдение правил внутреннего распорядка при наличии условий быта, режима служебного времени и времени отдыха, как правило, отличающихся от повседневных;

- учебная деятельность, включая самостоятельную подготовку слушателей, совмещается со службой в нарядах, участием в мероприятиях по охране общественного порядка;

- необходимость адаптации к коллективу сотрудников, прибывших из иных субъектов Российской Федерации (районов субъекта Российской Федерации), иных служб и подразделений территориального органа МВД России;

- преобладание групповых форм учебной работы, как в ходе учебных занятий, так и во время самостоятельной подготовки;

- удаленность места обучения от места жительства или места пребывания, что затрудняет оперативное решение возможных семейных и социально-бытовых проблем.

Указанные особенности для отдельных слушателей являются стрессовыми факторами, осложняющими освоение ими учебного материала, прежде всего, на начальном этапе обучения.

В связи с этим на занятиях в системе морально-психологической подготовки со строевыми командирами, педагогическим составом, в том числе с преподавателями, являющимися кураторами учебных групп, разъясняется значимость наблюдения, объективизации информации о слушателях, в том числе нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, испытывающих затруднения в процессе обучения, в целях оказания им своевременной психологической помощи. Психологом также раскрываются задачи проведения наблюдения за слушателями во время обучения, службы в нарядах, участия в мероприятиях по охране общественного порядка, а также взаимодействия в составе взвода (учебной группы), общения с постоянным составом образовательной организации, центра профессиональной подготовки. В процессе занятий обращается внимание на начальный период пребывания в образовательной организации, центре профессиональной подготовки, в ходе которого слушатели могут испытывать стресс, проявлять возможные реакции: агрессии (физической, словесной); фрустрации (крушение надежд и планов); негативизма (отрицательное отношение ко всему и всем). Указывается необходимость выявления среди обучающихся лиц, имеющих пониженную способность к адаптации к условиям учебной и служебной деятельности, склонных к отклоняющемуся поведению, и своевременного предоставления соответствующей информации психологу. Рекомендуется проведение регулярных бесед со слушателями, у которых отмечаются признаки дезадаптации, с последующим их направлением к психологу для проведения индивидуальной работы [18; 19; 25].

В период ознакомления сотрудников, прибывших на обучение, с учебным планом и организацией учебного процесса организуется консультирование начальствующего состава строевых и учебно-методических подразделений образовательной организации, центра профессиональной подготовки по вопросам оптимального комплектования взводов (учебных групп) с учетом психологической совместимости слушателей[3].

Другой важнейшей формой работы психолога по адаптации слушателей к условиям учебной и служебной деятельности является участие в формировании благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах.

В этих целях проводятся социально-психологические тренинги, направленные на сплочение учебных коллективов, а также социально-психологические исследования. Выявление неформальной структуры в учебных коллективах направлено на совершенствование учебного процесса через формирование в них благоприятного социально-психологического климата и создание условий для личностно-профессионального развития слушателей.

При этом особое внимание уделяется анализу возможных конфликтных ситуаций среди обучающихся, между слушателями и постоянным составом образовательной организации, центра профессиональной подготовки, выработке предложений и рекомендаций по оптимизации социально-психологических процессов и явлений в учебных коллективах с неблагоприятным климатом. Обобщенные результаты социально-психологических исследований в учебных коллективах, также как и соответствующие рекомендации, представляются руководству образовательной организации, центра профессиональной подготовки и строевым командирам.

Со слушателями, имеющими пониженную способность к адаптации, нуждающимися в преодолении негативных психологических состояний или затруднений, проводится консультирование. В процессе консультирования применяются психологические методики, имеющие диагностическую, обучающую и (или) коррекционную направленность. В случае осуществления нескольких консультаций при последующих встречах психолога со слушателем подводятся итоги прошедшего периода и проделанной работы, обсуждаются достигнутые результаты, при необходимости вносятся коррективы в план решения имеющейся у слушателя проблемы или затруднения.

При проведении консультирования рекомендуется использовать специальное психологическое оборудование (аудиовизуальные комплексы, приборы аудиовизуальной стимуляции, устройства биологической обратной связи, цветодинамические проекторы, аппараты психоэмоциональной коррекции).

Психологическая работа по развитию профессионально важных (значимых) личностных качеств у слушателей осуществляется в ходе учебных занятий по программе профессиональной подготовки[4], практических занятий по психологической тематике, консультирования по вопросам учета психологических аспектов, возникающих при выполнении оперативно-служебных задач, оказания психологической помощи.

Время, отведенное на психологическую подготовку слушателей и психологический практикум, определяется программами профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский».

В ходе учебных занятий слушатели приобретают знания о психологических особенностях служебной деятельности сотрудников полиции, профессионально-психологических требованиях к личности сотрудника, особенностях общения с различными категориями граждан с учетом применения конкретных приемов общения, психологических механизмах криминального поведения.

Слушатели также овладевают умениями использовать приемы психологической саморегуляции, профилактики негативных последствий профессионального стресса, диагностики личности по внешним признакам, характерологическим и поведенческим особенностям, в том числе визуальной диагностики при выявлении лиц с признаками противоправного поведения.

В ходе психологического практикума решаются различные ситуационные задачи, связанные с распознаванием лжи и лжесвидетельства, моделированием поведенческих схем лиц, планирующих совершение преступлений, в том числе террористических актов и экстремистских действий и др. Отработка навыков решения подобных задач эффективно осуществляется на специально оборудованных полосах препятствий. При этом при подготовке к данным занятиям психологу необходимо использовать профессиографическое описание деятельности сотрудников ОВД, а также квалификационные требования по различным должностям.

В ходе практических занятий по психологической тематике (тренинга эмоциональной регуляции) у слушателей формируются представления о регулятивных функциях психики и сознания, а также совершенствуются навыки произвольной психической саморегуляции, направленные на поддержание психического здоровья [16].

При проведении психофизического тренинга развиваются психологическая устойчивость личности, повышается психологическая готовность к служебной деятельности в особых условиях [2]. Практические занятия способствуют: развитию свойств внимания, наблюдательности и воображения; сохранению спокойствия, выдержки, самообладания в экстремальных ситуациях; повышению физической силы, выносливости и работоспособности, скорости, точности и координации движений; развитию воли и уверенности; быстрому восстановлению физических сил.

Тренинг на развитие коммуникативных свойств и способностей личности методами активной групповой работы, деловой игры, с применением психогимнастических упражнений ориентирован на развитие коммуникативной сферы личности, готовности и способности к толерантности и доброжелательному взаимодействию с гражданами в ходе выполнения повседневных служебных обязанностей [20].

В процессе тренинга личностного развития у слушателей совершенствуются способности понимания и принятия собственной личности, конструктивного разрешения личностных проблем, повышаются личная ответственность и дисциплинированность в служебном коллективе [25].

Тренинг развития эмпатии [23] направлен на развитие у сотрудников эмпатийности и рефлексивных способностей, необходимых для эффективного взаимодействия в составе служебного коллектива и общения с гражданами. Проведение тренинга также способствует совершенствованию профессиональной наблюдательности, навыков невербальной коммуникации.

При проведении указанных практических занятий рекомендуется:

- создавать (моделировать) реальные условия, в которых слушателям требуется выполнить служебные обязанности индивидуально и (или) в составе группы;

- увеличивать темп профессиональной деятельности, сокращая сроки принятия решения, а также использовать элементы состязательности;

- предлагать к решению задачи по нарастающей сложности;

- создавать условия, при которых происходят незапланированные затруднения, что требует самостоятельного и творческого решения и взаимодействия слушателей в составе группы;

- практиковать решение служебных задач при недостатке информации, активном противодействии возможных правонарушителей, провокационном поведении граждан.

На заключительном этапе профессионального обучения особое внимание уделяется формированию у слушателей психологической готовности к самостоятельному выполнению служебных обязанностей. С этой целью психолог образовательной организации, центра профессиональной подготовки проводит консультирование слушателей по вопросам учета психологических аспектов, возникающих при решении служебных задач в ходе учебной практики в подразделениях комплектующего органа.

Для оказания психологической помощи слушателям в процессе их социально-психологической адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности в указанный период необходимо организовать взаимодействие с наставниками и руководителями структурных подразделений, в которых проходят практику обучающиеся[12; 22].

В ходе общения с должностными лицами, ответственными за организацию и руководство практикой, психологу образовательной организации, центра профессиональной подготовки следует уделять особое внимание:

- наличию у слушателей позитивного фона настроения, стабильности психоэмоционального состояния; поддержанию слушателями конструктивных межличностных отношений в учебной группе, наличию/отсутствию межличностных конфликтов;

- объективным достижениям слушателей (наличию поощрений (взысканий), положительных/отрицательных отзывов об учебной деятельности);

- уровню развития у слушателей профессионально важных (значимых) личностных качеств

По окончании учебной практики психологу рекомендуется ознакомиться с письменным отчетом, направленным из соответствующего подразделения в образовательную организацию, центр профессиональной подготовки.

Результаты проведенной в период профессиональной подготовки работы, в том числе результаты психологических обследований слушателей, оформляются психологом образовательной организации, центра профессиональной подготовки в виде письменных заключений/характеристик. Данные заключения в последующем направляются в органы, организации, подразделения МВД России с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Проблема создания необходимых условий для качественной профессиональной подготовки сотрудников полиции приобретает особую актуальность в связи с реорганизацией центров профессиональной подготовки и передачей их в ведение образовательных организаций. Проведение подобного исторического и организационно-методологического анализа ориентировано, в первую очередь, на выявление наиболее перспективных моделей организации и функционирования подразделений психологической работы в образовательных организациях, инновационную поддержку деятельности психолога, совершенствование и оптимизацию форм, методов и технологий психологической работы по формированию кадрового ядра ОВД и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных эффективно выполнять оперативно-служебные задачи в современных социальных, информационно-технологических, политических, экономических условиях жизнедеятельности общества.



[1] За исключением сведений о работе с сотрудниками подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений, подразделений собственной безопасности.

[2] В случаях, если эти должности не предусмотрены штатным расписанием образовательной организации, центра профессиональной подготовки.

[3] За исключением случаев, когда комплектование взводов (учебных групп) осуществляется в соответствующем территориальном органе МВД России.

[4] Для проведения занятий может привлекаться психолог образовательной организации, центра профессиональной подготовки.

Литература

  1. Бородина Т.И. Виноградов М.В., Носс И.Н. К вопросу о специфике личностно-профессиональной диагностики в системе отбора кадров // Человеческий капитал. 2016. № 2(86). С. 62—70.
  2. Вахов В.П., Колесников А.А., Колос И.В., Кислов А.Н. Организация кабинета психологической регуляции личного состава органов внутренних дел: методические рекомендации / Под общ. ред. Б.В. Орехова. М.: ЦИ и НМОКП МВД России, 1992. 37 с.
  3. Виноградов М.В. О нормативном правовом обеспечении психологической работы в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 105—107.
  4. Виноградов М.В., Ульянина О.А. Правовое регулирование проведения специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Психология и право. 2018. Т. 8. № 3. С. 1—24.
  5. Дашко М.Н. Виноградов М.В., Носс И.Н. Актуальные проблемы профессионального психологического отбора граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации // Вестник МВД России. 2016. № 5. С. 53—63.
  6. Дашко М.Н., Виноградов М.В. Профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел: новый подход к изучению личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в подразделения МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 101—106.
  7. Караваев А.Ф., Крук В.М., Носс И.Н., Виноградов М.В. Проблемы личностно-профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 106—113.
  8. Крук В.М., Караваев А.Ф., Виноградов М.В., Касперович Ю.Г. Актуальные проблемы психологической работы с сотрудниками ОВД и профессионального психологического отбора на службу (обзор материалов координационно-методического совета) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3(66). С. 80—82.
  9. Кубышко В.Л. Актуальные проблемы совершенствования ведомственного профессионального образования, педагогики и психологии служебной деятельности в свете 300-летия российской полиции // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: сб. науч. трудов междунар. конференции, посвященной празднованию 15-летия Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (3—31 мая 2017 г.). М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. С. 11—16.
  10. Кубышко В.Л.Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // Национальный психологический журнал. 2017. № 4(28). С. 95—103.
  11. Недбаева С.В. Психологические практики в российском образовании XX столетия. СПб.: Образование, 1999. 171 с.
  12. Петров В.Е. Система психологического обеспечения профессиональной деятельности в МВД России (генезис и перспективы развития): монография. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2007. 208 с.
  13. Поздняков В.В. Азы психологии для юристов // Полиция России. 2017. № 2. С. 24—25.
  14. Постановление Правительства РФ от 06.12.2012 № 1259 (ред. от 06.03.2015) «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138821/ (дата обращения: 14.04.2018).
  15. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2018 год: сб. аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2019. 73 с.
  16. Тренинги в профессиональной подготовке и деятельности психологов органов внутренних дел: учебно-практическое пособие / Под ред. Л.Н. Костиной. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. 93 с.
  17. Ульянина О.А. Психологическая диагностика в образовательных организациях МВД России // Психология и право. 2018. Т. 8. № 2. С. 61—76.
  18. Ульянина О.А. Психологическая коррекция негативных психических состояний сотрудников органов внутренних дел // Гуманизация образования. 2018. № 1. С. 89—96.
  19. Ульянина О.А. Состояние и перспективные направления психологической практики в ОВД // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. С. 77—84.
  20. Ульянина О.А. Социально-психологический тренинг формирования психологической устойчивости и коммуникативной компетентности сотрудников полиции: учеб.-метод. пособие. М.: Академия управления МВД России. 2018. 96 с.
  21. Ульянина О.А. Тренинговая технология подготовки компетентных специалистов в образовательных организациях МВД России // Гуманизация образования. 2017. № 5. С. 21—31.
  22. Ульянина О.А., Дашко М.Н. Психологическая работа в образовательных организациях МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 267—270.
  23. Усачева И.В. Особенности профессионального Я-образа будущих специалистов-психологов органов внутренних дел: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2013. 24 с.
  24. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/ (дата обращения: 22.04.18).
  25. Федотов А.Ю., Медведев И.Н. Эмоциональные состояния, негативно влияющие на профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел и их преодоление. 2-е изд. М.: ДГСК МВД России, 2014. 120 с.

Информация об авторах

Виноградов Михаил Викторович, заместитель начальника отдела организации психологической работы, Департамент государственной службы и кадров МВД России (ДГСК МВД России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8907-3289, e-mail: vmifa@mail.ru

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2417
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 398
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2