Особенности информационно-психологического воздействия новостного видеоконтента интернет-телевидения на правосознание и поведение участников дорожного движения

225

Аннотация

Раскрывается специфика информационно-психологического влияния современного интернет-телевидения на материале новостных видеорепортажей официального YouTube канала Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Приводятся результаты интерактивного опроса и обобщения точек зрения сотрудников Госавтоинспекции, осуществивших в рамках процедуры исследования анализ предложенных видеосюжетов. Характеризуются компоненты видеоконтента, обладающие возможностями положительного информационно-психологического воздействия на сознание и поведение участников дорожного движения и касающиеся динамики ситуации правонарушения, обстоятельств жизненного пути водителя-правонарушителя, значения грамотных профессиональных действий сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Формулируются предложения, предусматривающие разработку технологий позитивного информационно-психологического воздействия на психологию участников дорожного движения с учетом достижений разных наук и областей человеческой практики.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое воздействие, информационно-психологическое воздействие, интернет-телевидение, видеоконтент, правосознание, правомерное поведение, участники дорожного движения, водитель транспортного средства, административное правонарушение, сотрудники Госавтоинспекции

Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110406

Получена: 12.05.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Борисова С.Е. Особенности информационно-психологического воздействия новостного видеоконтента интернет-телевидения на правосознание и поведение участников дорожного движения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 4. С. 77–89. DOI: 10.17759/psylaw.2021110406

Полный текст

В настоящее время наблюдается возросший общественный интерес к вопросам использования потенциала психологии в разных областях жизнедеятельности. Среди многообразия явлений феномен психологического воздействия находится в поле зрения современных научных исследований, а повышение роли информационно-коммуникационных процессов позволяет рассуждать о развитии такого вида социального влияния, как информационно-психологическое воздействие. Подобное влияние в значительной мере реализуется общероссийскими обязательными общедоступными телеканалами, использующими разные технологии вещания, в том числе трансляции в формате онлайн и на официальных страницах социальных сетей.

Одновременно следует констатировать немаловажную роль авторитетных средств массовой информации и коммуникации в формировании аттитюдов и компонентов правосознания, определяющего, в свою очередь, поведение человека в юридически значимых обстоятельствах, часто возникающих в условиях дорожного движения.

Стоит сослаться на распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы» (далее — Стратегии). Согласно документу в перечне основных задач реализации Стратегии предписано улучшать практику проведения информационно-разъяснительной работы, осуществляемой средствами массовой информации и направленной на изменение поведения участников дорожного движения; формировать в общественном сознании негативное отношение к нарушителям правил дорожного движения и фактам агрессивного поведения на дороге [15]. Осознание приоритета идей и направлений, утверждаемых Стратегией, находит отражение в точке зрения опрошенных нами в марте 2021 года руководителей подразделений пропаганды безопасности дорожного движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД). В числе важных мер, способствующих снижению аварийности на дорогах России, более 70%респондентов указали использование приемов информационно-психологического воздействия, позволяющего совершенствовать правосознание и поведение участников дорожного движения.

Обобщая содержание литературных источников, обозначим основные тенденции изучения сущности и закономерностей психологического воздействия. Так, благодаря достижениям фундаментальных изысканий раскрываются трактовки данного понятия, освещается история и современное состояние изученности явления, обосновывается построение его концептуальной модели [12], разъясняются когнитивные эффекты, критерии и факторы продуктивности психологического воздействия [11].

Применительно к сфере межличностной и массовой коммуникации учеными приводятся результаты прикладных исследований психологического воздействия масс-медийного курса [6; 10, с. 25—65; 13] и роли интернет-среды в проявлении личностных и когнитивных особенностей пользователей [1]; затрагиваются вопросы взаимосвязи интернет-телевидения и аудитории [21], а также специфики разных видов воздействия на человека в электронной информационной среде [4].

Самостоятельная роль отводится информационно-психологическому воздействию, выступающему объектом познания философии, социологии, педагогики, политологии, лингвистики, информатики и военной науки. В психологической сфере вырисовывается свой круг вопросов, связанных с изучением обсуждаемого феномена, трактуемого как целенаправленный процесс и итог воздействия на индивидуальный, групповой, массовый или общественный уровень сознания [3]; определяемого как вид психологического воздействия, способствующего изменению личностных характеристик посредством определенным образом оформленной и предъявленной информации [17] .

Интересы теоретиков и практиков нацелены на понимание специфики деструктивного информационно-психологического воздействия, выработку эффективных способов и оригинальных решений, позволяющих нейтрализовать негативные факторы [5; 16; 19]. Особое значение придается проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности личности и общества, в том числе подрастающего поколения [7; 14; 20]; приводятся суждения о необходимости правового регулирования обозначенных вопросов [14].

Отдельное место в литературных источниках выделяется определению и характеристике информационно-психологического воздействия, оказываемого средствами массовой информации (далее — СМИ) на формирование общественного и индивидуального правосознания [17; 18]; раскрываются задачи информационно-психологического воздействия в правовой социализации личности [2].

Исходя из результатов осуществленного нами исследования, сформулируем цель научной статьи, состоящую в анализе и систематизации совокупности характеристик новостного видеоконтентаинтернет-телевидения, обладающих свойством оказания положительного информационно-психологического воздействия на правосознание и поведение участников дорожного движения.

Эмпирическое изучение феномена проведено с использованием оригинального сочетания предлагаемых заданий, связанных с просмотром видеосюжетов и их обсуждением с помощью вопросов открытого и закрытого типа. Видеосюжеты заимствованы с официального YouTube канала Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании, а именно российского информационного канала «Россия 24» и встроены в разработанные шаблоны с использованием элемента «Обратная связь» системы управления обучением Moodle.

Благодаря виртуальной беседе оказалось возможным изучить мнение сотрудников Госавтоинспекции из разных субъектов Российской Федерации, проходивших повышение квалификации с использованием дистанционной образовательной технологии в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова в феврале — марте 2021 года. В исследовании приняли участие 15 командиров подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД (далее — командиры ДПС ГИБДД) и 21 руководитель подразделений пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД (далее — руководители подразделений пропаганды БДД ГИБДД).

Продолжительность служебной деятельности в органах внутренних дел командиров ДПС ГИБДД составляет в среднем 19 лет, в подразделениях ГИБДД — 16,4 года, непосредственно в ДПС ГИБДД — 15,5 года. Продолжительность служебной деятельности в органах внутренних дел руководителей подразделений пропаганды БДД ГИБДД насчитывает в среднем 17 лет, в ГИБДД — 15 лет, в подразделении пропаганды БДД ГИБДД — 8,3 года. Средний стаж службы в занимаемой управленческой должности опрошенных сотрудников Госавтоинспекции составил 2,35 года.

Результаты эмпирического исследования, расцениваемые как достоверное экспертное мнение в виду статуса и профессионального опыта респондентов, позволили выделить три составляющие новостного видеоконтента, выполняющие функцию информационно-психологического воздействия на сознание и поведение участников дорожного движения, прежде всего водителей транспортных средств (далее — ТС).

К первой составляющей относится освещение динамики конкретной ситуации в контексте совершенного правонарушения. При этом позитивное следствие информационно-психологического воздействия на правосознание зрительской аудитории обусловливается соблюдением строгой логики изложения события, согласно которой факт выявления правонарушения сотрудниками Госавтоинспекции влечет за собой реализацию правил и принципов назначения административного наказания, отраженных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [8].

Например, доминирующей причиной, способствующей повышению уровня правосознания водителей, посмотревших видеосюжет «Мажорская выходка: в Петербурге завели дело на водителя Bentley — Россия 24» (видео размещено на официальном YouTubeканале ВГТРК — Россия 24), по преобладающему мнению респондентов, выступает проставленный в репортаже смысловой акцент на необходимости заслуженного наказания за нарушения правил дорожного движения (рис.1).

 

Рис. 1. Гистограмма, отражающая процентное распределение ответов на вопрос: «Выберите 3 варианта ответа. Укажите доминирующие причины, способствующие повышению уровня правосознания водителей, посмотревших видеосюжет ”

“Мажорская выходка: в Петербурге

завели дело на водителя Bentley—Россия 24”»

 

Дополнительно подавляющее большинство опрошенных пояснило, что воздействие разбираемого видео на правосознание зрительской аудитории обусловлено отражением в журналистском материале причинно-следственной связи между событием правонарушения и неизбежностью привлечения водителя к административной ответственности, а также разъяснением негативных последствий административных правонарушений в области дорожного движения.

Судя по распределению ответов, несомненное психологическое влияние оказывает использование журналистами приема контраста, когда относительному благополучию участника дорожного движения противопоставляется вероятная дальнейшая перспектива его привлечения к уголовной ответственности, а также демонстрация в репортаже юридически точных и четких профессиональных действий сотрудников ДПС ГИБДД.

Важной деталью анализируемых видеосюжетов является лаконичное, но аргументированное толкование процесса рассмотрения дела об административном правонарушении и результата о назначении административного наказания, а в случаях, когда неприемлемые реакции водителя выступают основанием для преломления их через призму уголовно-правового поля, значимый психологический эффект оказывает рассказ о воплощении принципа неотвратимости ответственности.

В целом, в рамках указанного содержательного компонента видеоматериалов ключевым аспектом является грамотное освещение юридического факта в сочетании с компетентными пояснениями, направленными на формирование правовых установок граждан и профилактику правонарушений в сфере дорожного движения.

Ко второй составляющей видеоконтента, способной оказывать информационно-психологическое воздействие на сознание и поведение участников дорожного движения, относится освещение событий в контексте жизненного пространства правонарушителя, неразрывно связанного с его личностными характеристиками и процессом социализации.

В качестве примера уместно рассмотреть сюжетную линию репортажа «По Кирову ездит водитель без прав, которого невозможно остановить —Россия 24» (видео размещено на официальном YouTube канале ВГТРК — Россия 24). Приводимые нами суждения о формировании правосознания правонарушителя носят гипотетический характер, фрагментарно касаются двух взаимосвязанных этапов возрастного психологического развития и затрагивают сопутствующие факторы, способствующие отклонению траектории правовой социализации личности в нежелательную сторону.

Содержание видеоматериала позволяет рассуждать об ограниченной воспитательной роли институтов правовой социализации и слабом социальном контроле действий подростка. Уместно сослаться на умозаключение, согласно которому противоречивая структура ценностных ориентаций в переходном возрасте может быть связана с недостатками семейного воспитания и порождать непоследовательность поведения [9].

Раскрытый в репортаже инцидент с участием тринадцатилетнего лица, управляющего транспортным средством, повлекший трагичные последствия для пешеходов, способен обусловить как минимум два сценария дальнейшего личностного развития несовершеннолетнего. Первый сценарий подразумевает понимание собственной вины и драматичности исхода правонарушения, что может явиться предпосылкой перестройки внутреннего мира и образа действий индивида. В этом случае, как правило, личность готова к положительной трансформации, а окружающая ее социальная среда благоприятствует преодолению зарождающихся дефектов правосознания. Второй вариант психологических изменений приобретает неконструктивную форму и оказывается промежуточной стадией усвоения социально неприемлемых стереотипов поведения, наиболее ярко проявляющихся в последующем периоде возрастного психологического становления.

В ходе просмотра видеоматериала обращает на себя внимание самоуверенность повзрослевшего главного персонажа, проявляющаяся при управлении транспортным средством и предположительно подкрепляемая демонстрацией близким членом семьи жизненной позиции оправдания отдельных административных правонарушений.

Стоит обратиться к результатам опроса респондентов, указавших в числе особенностей ситуации и видеоконтента, вызывающих у них как зрителей и профессионалов отрицательные эмоции, демонстрируемое водителем-правонарушителем чувство безнаказанности (87,2% ответов) и констатацию факта, свидетельствующего о несовершенстве правовых норм Российской Федерации (54,3% ответов). При этом основная часть комментариев направлена на обоснование необходимости изменения ряда положений КоАП РФ и включает аргументацию, касающуюся пересмотра мер ответственности за повторные административные правонарушения.

Интересным представляется мнение сотрудников Госавтоинспекции об информации, направленной на формирование правомерного поведения участников дорожного движения, которой они, исходя из своих профессиональных позиций, дополнили бы рассматриваемый репортаж.

Один из важных смысловых оттенков, отсутствующих в видео, заключается в показе конкретного юридически значимого результата допускаемых водителями аналогичных правонарушений, в частности, указании на характер составленных административных материалов и размер денежных взысканий, установленных КоАП РФ, описании принятых мер по задержанию и эвакуации транспортного средства. Согласимся, что эти сведения усилят степень правовой осведомленности участников дорожного движения, помогающей ориентироваться в системе правовых норм и моделировать поступки, мысленно предвосхищая их последствия.

Третьей составляющей видеоконтента, способной оказывать позитивное информационно-психологическое воздействие на сознание и поведение участников дорожного движения, является освещение событий в контексте широких социальных отношений и общественно одобряемых идеалов. При этом противовесом отрицательным факторам правовой социализации участников дорожного движения могут быть умелые и подкрепленные нормами законодательства Российской Федерации профессиональные действия сотрудников Госавтоинспекции, непринятие поведения водителей-правонарушителей обществом, принципиальная позиция СМИ, обнажающих существующие проблемы.

Показательной представляется точка зрения слушателей, отраженная в процессе разбора материала «Как главный полицейский Сахалина сам ловит автомобилистов-нарушителей — Россия 24»(видео размещено на официальном YouTube канале ВГТРК — Россия 24).

Согласно мнению 96,67% опрошенных повышению уровня правосознания участников дорожного движения способствует принципиальная, беспристрастная и юридически грамотная позиция полицейского, демонстрирующего личным примером отрицательное отношение к правонарушениям и убежденность в том, что перед законом все равны. Примечательно, что, по мнению респондентов, видимый позитивный эффект психологического воздействия таких видеорепортажей возможен при условии максимального освещения правильных профессиональных действий полицейских в СМИ.

В связи с этим целесообразно отметить, что преобладающим большинством опрошенных (97,5% ответов) приоритетным способом доведения до общества полезных сведений о деятельности подразделений ДПС ГИБДД признается передача видеоинформации федеральными телеканалами первого мультиплекса, освещающими остросюжетные и вызывающие общественный резонанс события. Наглядными, доходчивыми и интересными для зрителя-обывателя формами подачи материала о профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД в глобальной сети «Интернет» респонденты сочли емкие по смыслу видеосюжеты продолжительностью до четырех минут(70,8% ответов), вызывающие эмоциональный отклик и укладывающиеся в шаблоны клипового мышления современного поколения людей.

Уточним, что позитивное информационно-психологическое воздействие материалов, раскрывающих социально значимую миссию Госавтоинспекции, возможно лишь при условии профессиональной компетентности сотрудников ДПС ГИБДД, проявляющейся в реальных ситуациях взаимоотношений с участниками дорожного движения.

Основываясь на итогах проведенного исследования, сформулируем обобщенные предложения, направленные на совершенствование информационно-психологического воздействия на правосознание и поведение участников дорожного движения.

Так, в текущий момент приходится констатировать необходимость разработки научно обоснованных психологических технологий, предусматривающих ненавязчивое, но убедительное и конструктивное влияние на структурные элементы правосознания участников дорожного движения. Важным компонентом обозначенных технологий являются новостные и иные видеосюжеты интернет-телевидения, рассматриваемые с точки зрения психологии как своеобразный стимульный инструментарий, помогающий совершенствовать и актуализировать человеческую способность к непреложному соблюдению правил дорожного движения.

Продуктивность влияния во многом определяется учетом в содержательном и композиционном построении видеоконтента интернет-телевидения социально-психологических механизмов воздействия, возрастных и иных психологических особенностей адресной аудитории. При этом требуется опора на синтез знаний в области разных отраслей наук (психологии, юриспруденции, лингвистики) и видов практической деятельности, непосредственно связанных с журналистикой, обеспечением безопасности дорожного движения, административной деятельностью и психологической коррекцией.

Достижение цели, связанной с изменением поведения водителей, пассажиров и пешеходов в сторону безусловного соблюдения ими ПДД РФ, возможно при осуществлении системы масштабных и взаимно дополняемых мер. Информационно-психологическое воздействие интернет-телевидения на психологию участников дорожного движения стоит рассматривать как один из элементов комплексного подхода к улучшению состояния безопасности дорожного движения, предполагающего совершенствование механизма административно-правового регулирования и дальнейшее изучение вопросов юридической психологии, находящихся на стыке с административной деятельностью ГИБДД.

 

Литература

  1. Алмаев Н.А., Сордия Г.М. Воздействие интернет-среды на личностные и когнитивные особенности пользователей [Электронный ресурс] // Психологическое воздействие в межличностной и массовой коммуникации / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павлова. М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 75—93. Электронно-библиотечная система IPR BOOKS. URL: http://www.iprbookshop.ru/51945.html (дата обращения: 14.04.2021).
  2. Андрианов М.С. Информационно-психологическое воздействие в правовой социализации // Энциклопедия юридической психологии / Под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 51—52.
  3. Анцупов А.Я., Макаренков А.А. Информационно-психологическое воздействие: понятийная схема описания // Военный академический журнал. 2019. № 4(24). С. 102—109.
  4. Баканов А.С. Исследование модели воздействия на человека в электронной информационной среде [Электронный ресурс] // Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности противодействия / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павлова. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 310—322. Электронно-библиотечная система IPR BOOKS. URL: http://www.iprbookshop.ru/47552.html (дата обращения: 14.04.2021).
  5. Виноградов М.В., Ульянина О.А. Психологические аспекты информационного воздействия на сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 18—29. doi:10.17759/psylaw.2020100102
  6. Гребенщикова Т.А., Павлова Н.Д. Дискурс и его психологическое воздействие: подходы к исследованию // Психологический журнал. 2017. Том 38. № 3. С. 18—31.
  7. Дементьев С.А. Социально-философское осмысление информационной безопасности личности в современной информационной среде // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 4(34). С. 145—148.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 03.04.2021).
  9. Коноплева И.Н., Лозовенко А.С. Стиль воспитания в семье и ценностные ориентации у подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n2/52034.shtml (дата обращения: 03.04.2021).
  10. Кубрак Т.А., Латынов В.В. Психология кинодискурса: факторы выбора, восприятие, воздействие [Электронный ресурс]. М.: Институт психологии РАН, 2019. 214 c. Электронно-библиотечная система IPR BOOKS. URL: http://www.iprbookshop.ru/88103.html (дата обращения: 14.04.2021).
  11. Латынов В.В. Критерии и факторы эффективности психологического воздействия [Электронный ресурс] // Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности противодействия / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павлова. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 74—96. Электронно-библиотечная система IPR BOOKS. URL: http://www.iprbookshop.ru/47552.html (дата обращения: 14.04.2021).
  12. Латынов В.В. Психологическое воздействие: принципы, механизмы, теории [Электронный ресурс] // Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности противодействия / Под редакцией А.Л. Журавлева, Н.Д. Павлова. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 11—52. Электронно-библиотечная система IPR BOOKS. URL: http://www.iprbookshop.ru/47552.html (дата обращения: 14.04.2021).
  13. Латынов В.В. Психологическое воздействие массмедийного дискурса [Электронный ресурс] // Психологическое воздействие в межличностной и массовой коммуникации / Под редакцией А.Л. Журавлева, Н.Д. Павлова. М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 11—31. Электронно-библиотечная система IPR BOOKS. URL: http://www.iprbookshop.ru/51945.html (дата обращения: 14.04.2021).
  14. Пимонов В.А. Основные проблемы обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/49302.shtml (дата обращения: 05.04.2021).
  15. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288413/ (дата обращения: 01.04.2021).
  16. Столяренко А.М., Сердюк Н.В., Вахнина В.В., Боева О.М., Грищенко Л.Л. Психологические аспекты деструктивного информационно-психологического воздействия [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 75—89. doi:10.17759/psylaw.2019090406
  17. Стуканов В.Г. К уточнению понятия «информационно-психологическое воздействие» // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 224—227.
  18. Стуканов В.Г. Содержательный анализ информационно-психологического воздействия печатных СМИ в формировании правосознания граждан // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. С. 1(65). С. 206—210.
  19. Черненилов В.И. Психологическая устойчивость личного состава органов внутренних дел к деструктивным информационно-психологическим воздействиям // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3(66). С. 3—6.
  20. Шпагина Е.М., Чиркина Р.В. Компетентность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 261—277. doi:10.17759/psylaw.2019090319
  21. Юревич А.В., Марченко Ф.О. Эксплицитные и имплицитные представления о зрителе в социально-психологических исследованиях телевидения [Электронный ресурс] // Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности противодействия / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павлова. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 115—128. Электронно-библиотечная система IPR BOOKS. URL: http://www.iprbookshop.ru/47552.html (дата обращения: 14.04.2021).

Информация об авторах

Борисова Светлана Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6355-4017, e-mail: ya.borisowa-svet2012@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1027
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 225
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4