Психология и право
2012. Том 2. № 2
ISSN: 2222-5196 (online)
Стиль воспитания в семье и ценностные ориентации у подростков с девиантным поведением
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: девиантное поведение, подросток с девиантным поведением, стиль семейного воспитания, ценностные ориентации
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Коноплева И.Н., Лозовенко А.С. Стиль воспитания в семье и ценностные ориентации у подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n2/52034 (дата обращения: 22.12.2024)
Полный текст
Человек на протяжении всей своей жизни часто сталкивается с различными ситуациями, когда приходится делать выбор между различными способами осуществления активности в зависимости от поставленных целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его среды, особенностей людей, с которыми он взаимодействует. В России в последнее время наблюдается возрастание численности подростков, основная цель жизни которых сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Ценность труда и учебы утратила свои главенствующие значение и значимость, стала носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Данная жизненная позиция подростков приобретает все более открытый и воинствующий характер, провоцируя волну потребительства, часто приводящую к отклонению в поведении. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. Ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия «за компанию», чтобы не прослыть трусом и т. п. [Яницкий, 2000].
Подавляющее большинство отечественных и зарубежных исследований, направленных на изучение условий, способствующих нарушениям поведения у подростков, в частности асоциального и антисоциального, во многом связаны с недостатками семейного воспитания (М.В. Шакурова, Д.И. Фельдштейн, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, М.А. Галагузова, Н.С. Курек, И.А. Фурманов, Н.Д. Лакосина, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко, Р.Г. Илешева и др.).
Среди многих исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения подростков (Е.Г. Дозорцева, С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский, Д.С. Ошевский, И.А. Горьковая, И.А. Комарова, Л.С. Печникова и др.). Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию социума и государства [Дозорцева, 2004; Шнейдер, 2005].
С практической точки зрение данное исследование актуально, поскольку выявив особенности в стиле воспитания в семье и ценностных ориентаций у подростков, склонных к девиантному поведению, возможно будет наметить основные направления психологической работы как непосредственно с подростками, так и с их родителями. Поэтому цель данной работы – исследование стилей воспитания в семье и ценностных ориентаций у подростков с девиантным поведением. Для этого необходимо решить следующие задачи.
- проведение диагностики склонности к отклоняющемуся поведению у подростков;
- эмпирическое исследование стилей семейного воспитания и ценностных ориентаций у подростков, склонных к девиантному поведению;
- рассмотрение гендерных различий в рейтинге ценностей у подростков с девиантным поведением, а также различий в рейтинге ценностей в полных и неполных семьях подростков с девиантным поведением;
- выявление связи стиля воспитания в семье и ценностных ориентаций у подростков с девиантным поведением.
В качестве объекта исследования выступили 30 девиантных подростков, стоящих на сопровождении в отделении ГБУ «Городского центра «Дети улиц» в ЮВАО и на учете в КДНиЗП за совершение различных правонарушений. В группу выборки вошли 15 девочек и 15 мальчиков в возрасте 14–15 лет. 17 подростков данной группы воспитываются в полных семьях, 13 подростков – в неполных. Двоих подростков воспитывает только отец, 11 подростков воспитываются только матерями.
Предмет исследования: стиль воспитания в семье и ценностные ориентации у подростков с девиантным поведением.
Гипотезой исследования послужило предположение, что у девиантных подростков связь ценностных ориентаций и методов семейного воспитания проявляется по-разному.
Нами также были выдвинуты две частные гипотезы, что существуют различия в рейтинге ценностей у мальчиков и девочек с девиантным поведением и различия в рейтинге ценностей в полных и неполных семьях.
Методы исследования
В данном исследовании использовались методы и методики, с помощью которых можно было бы выявить у выбранной группы подростков склонность к девиантному поведению, выявить установки родителей, их поведение и методы воспитания девиантных подростков, а также рейтинг их ценностных ориентаций. Для обработки полученных в ходе эмпирического исследования данных использовался математико-статистический метод.
В исследовании использовались:
- методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел);
- опросник «Подростки о родителях» (ADOR);
- методика определения ценностных ориентаций М. Рокича.
Результаты исследования
На первом этапе эмпирического исследования для подтверждения статуса подростков, стоящих на сопровождении в отделении ГБУ ГЦ «Дети улиц» в ЮВАО и на учете в КДНиЗП, нами была проведена диагностика склонности к отклоняющемуся поведению. Полученные результаты подтвердили наличие склонностей к девиантному поведению у данной выборки подростков.
Рис. 1. Показатели результатов диагностики склонности к девиантному поведению (СОП)
Исследование представлений подростков о родительских техниках, установках и методах воспитания, выявило, что подростки, прежде всего, отмечают непоследовательность воспитательной тактики своих родителей, причем это касается как отцов, так и матерей. Обращает на себя внимание и выраженная автономность во взаимоотношениях подростков и родителей: и со стороны отцов, и со стороны матерей показатели автономности занимают второе место по численным значениям. На третьем месте стоит враждебность, затем – позитивный интерес, и на последнем – директивность.
Таблица 1.
Результаты исследования стиля воспитания в семье у подростков с девиантным поведением
№ |
Фактор |
Средние значения |
11 |
Позитивный интерес (POZ) | |
со стороны матерей (MPOZ) со стороны отцов (OPOZ) |
2,89 3,15 | |
22 |
Директивность (DIR) | |
со стороны матерей (MDIR) со стороны отцов (ODIR) |
3,07 3,52 | |
33 |
Враждебность (HOS) | |
со стороны матерей (MHOS) со стороны отцов (OHOS) |
2,89 3,26 | |
44 |
Автономность (AUT) | |
со стороны матерей (MAUT) со стороны отцов (OAUT) |
3,07 3,26 | |
55 |
Непоследовательность (NED) | |
со стороны матерей (MNED) со стороны отцов (ONED) |
3,32 3,52 | |
66 |
Близость (POZ/HOS) | |
со стороны матерей (MPOZ/MHOS) со стороны отцов (OPOZ/OHOS) |
1 0,96 | |
77 |
Критика (DIR/AUT) | |
со стороны матерей (MDIR/MAUT) со стороны отцов (ODIR/OAUT) |
1 1,07 |
Полагаем, что такие результаты характеризуют общую картину восприятия подростками своих взаимоотношений с родителями [Вассерман, 2004].
Автономность (отстраненность) родителей в сочетании с их непоследовательностью говорит о том, что взаимоотношения родителей и подростков в семьях в основном безразличные. Родители, видимо, не выделяют сферу общения со своими детьми как отдельную ценность, относясь к этому как бы «между делом», живя своей собственной жизнью и обращая внимание на подростков только когда они чем-то особенным привлекают их внимание. Этим, по-видимому, объясняется и непоследовательность воспитательной тактики родителей: в «благополучные» периоды дети живут сами по себе, им многое позволяется, уровень требований и контроля со стороны родителей невысок, как, впрочем, и интерес родителей к ним как к личностям. Но все меняется в «неблагополучные» периоды – вынужденные обратить на ребенка внимание родители решают «исправить» положение: возрастает контроль, строгость, усиливаются санкции.
Обращает на себя внимание отсутствие выраженной директивности со стороны родителей. На это указывают как средние значения полученных результатов, так и показатели отношения DIR/AUT: они демонстрируют преобладание автономности над контролем. Интересно, что такой воспитательной тактики придерживаются и отцы и матери, причем для отцов это более характерно. По нашим представлениям, полученные результаты действительно отражают распространенную в последнее время точку зрения на воспитание детей в семье. С одной стороны, занятые «добыванием денег» и выживанием родители попросту стали проводить с детьми гораздо меньше времени, чем раньше, с другой стороны, изменение общественного мнения и распространение психологических знаний среди населения приводит к отказу от принятых ранее жестко-авторитарных взглядов на воспитание ребенка. Заменой строгому родительскому контролю стало фактически безразличие и отстраненность. Примечателен тот факт, что предоставляемые подросткам свобода и независимость в поступках и действиях не оценивается ими ни как очень ценная, ни как недоступная, зато одно из первых мест в рейтинге ценностей занимает «счастливая семейная жизнь».
Рассмотрим теперь соотношение показателей враждебность и позитивный интерес со стороны родителей. У матерей отношение этих показателей равно единице, что говорит о том, что с точки зрения подростков матери их принимают и отвергают примерно в одинаковой степени. Что касается отцов, среди них враждебность, т. е. эмоциональное отвержение детей более выражены, чем искренний, безоценочный интерес к ним, хотя это отношение также близко к единице. Эти результаты можно объяснить следующим предположением: занятые своими делами отцы действительно как бы «не впускают» детей в свое поле зрения, озабоченные необходимостью выжить, они очень большое значение придают успешности и результатам своих детей, предполагая, что высокая результативность в учебе и соответствие их требованиям обеспечат подросткам более легкое вхождение во взрослую суровую жизнь. Именно поэтому со стороны отцов подростки (обоего, кстати, пола, в этом случае половые различия незначимы) испытывают оценочное отношение, игнорирование их потребностей и отсутствие интереса к содержанию их внутренней жизни и проблемам. Матери в этом смысле демонстрируют более благополучную картину, хотя у них позитивный интерес к детям не преобладает над враждебностью, а всего лишь равен ей.
На основе данных, полученных в результате исследования ценностных ориентаций девиантных подростков, можно составить рейтинг ценностей, первые места которого обладают для подростков более выраженной степенью важности.
В шестерку предпочитаемых подростками терминальных ценностей вошли: «наличие хороших и верных друзей», «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь», «активная деятельная жизнь», «жизненная мудрость». Среди отвергаемых оказались: «познание», «творчество», «счастье других», «свобода», «уверенность в себе», «красота природы и искусства».
Данное распределение приоритетов можно объяснить следующими предположениями. В подростковом возрасте группа сверстников становится для личности референтной группой, поэтому ожидаемо, что жизненная сфера «наличие хороших и верных друзей» занимает лидирующую позицию в рейтинге. Неожиданными стали показатели по сфере «материально-обеспеченная жизнь», в рейтинге данная ценность занимает 7-е место, а не 1–2 места, как предполагается многими взрослыми. Скорее всего, подростки хоть и предпочитают иметь «блага цивилизации»: модные вещи, компьютеры, телефоны и др., но это не определяет их стиль поведения и систему ценностей.
На всем этом фоне также неожиданно выглядит предпочтение подростками сферы «счастливая семейная жизнь», чему можно дать несколько объяснений:
- во-первых, это связано с повышением ценности семьи в обществе в целом,
- во-вторых, что более вероятно, это связано с проблемами, неблагополучием в семьях подростков
В целом значимых различий между мальчиками и девочками, а также подростками из полных и неполных семей в распределении ценностей не оказалось. Однако по U-критерию Манна-Уитни значимо различие (p=0,032) между девочками и мальчиками в сфере «уверенность в себе». Многие авторы, исследуя данную тенденцию, обнаруживают, что в последнее время для девочек повышение уверенности в себе является значимой сферой, и это является отражением общей позиции женщин в современном обществе [Кривцова, 1997].
Рис. 2. Различия в распределении терминальных ценностей у мальчиков и девочек
В полных и неполных семьях у подростков можно проследить различия в выборе ценностей – у девиантных подростков из неполных семей ценность «счастливая семейная жизнь» в рейтинге стоит на первом месте, когда у девиантных подростков из полных на первом месте «наличие хороших и верных друзей». Это можно объяснить тем, что для подростка, воспитывающегося в неполной семье, данная сфера из-за ее болезненности и несовершенства является более значимой.
Рис. 3. Различия в распределении терминальных ценностей в полных и неполных семьях
В шестерку предпочитаемых подростками инструментальных ценностей вошли: «воспитанность», «жизнерадостность», «аккуратность», «независимость», «ответственность», «образованность». Среди ценностей-средств подростки отвергают: «высокие запросы», «терпимость», «чуткость», «широта взглядов», «эффективность в делах», «непримиримость к недостаткам».
Значимых различий между мальчиками и девочками в распределении инструментальных ценностей выявлено не было. В целом значимых различий в распределении ценностей-средств между подростками из полных и неполных семей не обнаружено, однако по U-критерию Манна-Уитни были выявлены значимые различия в полных и неполных семьях в сферах «непримиримость к недостаткам в себе и окружающих» (p=0,022) и «ответственность» (p=0,039). Ценность «ответственность» для подростков, воспитывающихся в полной семье, более значима, в отличие от подростков, воспитывающихся в неполных семьях. Данные различия можно объяснить тем, что такая ценность, как «ответственность», передается подростку через отца, которого в большинстве случаев и не хватает в семейной системе. Можно отметить, что на первом месте у подростков из неполных семей стоит ценность-цель «счастливая семейная жизнь», а средством достижения ее подростки видят ценность-средство «воспитанность».
Рис. 4. Различия в распределении инструментальных ценностей в полных и неполных семьях
Как нам кажется, данная тенденция может прослеживаться вследствие того, что подростки из неполных семей отмечают у себя отсутствие «воспитанности» из-за проблем в семейной жизни, одной из которых является отсутствие одного из родителей, и восполнение ценности «воспитанность» будет являться средством достижения ценности-цели «счастливая семейная жизнь» в будущей собственной семье.
В ходе исследования связей стиля воспитания в семье и ценностных ориентаций у подростков с девиантным поведением было выявлено, что существуют специфические для групп мальчиков и девочек корреляционные связи между стилем семейного воспитания и ценностными ориентациями.
В группе мальчиков ценность-цель «наличие хороших и верных друзей» связана с позитивным интересом со стороны отца и автономностью со стороны матери (r=0,836; r=0,694). Позитивный интерес со стороны отца имеет обратную связь с ценностью «здоровье» (r=-0,671). Ценность-цель «уверенность в себе» коррелирует с позитивным интересом со стороны матери и непоследовательностью со стороны отца (r=0,556; r=0,769). Ценность-средство «жизнерадостность» связана с директивностью со стороны матери (r=0,546). Автономность со стороны матери положительно коррелирует с ценностью «независимость» (r=0,757). Отрицательную корреляцию имеют непоследовательность со стороны отца с ценностью «терпимость» (r=-0,738) и автономность со стороны отца с инструментальной ценностью «чуткость» (r=-0,769).
В группе девочек ценность-цель «интересная работа» связана с директивностью со стороны матери (r=-0,570). Выявлена положительная корреляция между позитивным интересом (r=0,672), эмоциональным принятием (r=0,742) со стороны отца и ценностью «активная деятельная жизнь», а также эта ценность имеет обратную связь с враждебностью со стороны отца (r=-0,636). Ценность «познание» связана с непоследовательностью со стороны матери (r=-0,618). Ценность-средство «аккуратность» в группе девочек является самой значимой и коррелирует с директивностью со стороны матери (r=-0,621) и отца (r=-0,739); враждебностью (r=-0,700), непоследовательностью (r=-0,679) со стороны отца; контролем в семье (r=-0,555; r=-0,652). Директивность со стороны матери (r=0,719) и отца (r=0,653), враждебность (r=0,825) со стороны отца, эмоциональное принятие со стороны отца (r=0,762), контроль со стороны матери (r=0,579) и отца (r=0,659) положительно коррелируют с ценностью «ответственность».
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза, что у девиантных девочек и мальчиков связь ценностных ориентаций и методов воспитания в семье проявляется по-разному, подтвердилась. У девочек со стилем воспитания связаны такие ценности как «интересная работа», «активная деятельная жизнь», «красота природы и искусства», «познание», «аккуратность», «ответственность», «смелость в отстаивании собственного мнения». У мальчиков со стилем воспитания в семье связаны такие ценности как «наличие хороших и верных друзей», «здоровье», «любовь», уверенность в себе», «свобода», «счастье других», «жизнерадостность», «независимость», «образованность», «высокие запросы», «терпимость», «чуткость», «развлечения».
Гипотеза о том, что существуют различия в рейтинге ценностей у мальчиков и девочек – не подтвердилась. В целом в распределении терминальных и инструментальных ценностей у мальчиков и девочек значимых различий выявлено не было, за исключением значимого различия в сфере «Уверенность в себе». Девочки данную ценность-цель ставят на более высокое место в рейтинге терминальных ценностей, чем мальчики.
Гипотеза о том, что существуют различия в рейтинге ценностей в полных и неполных семьях подростков с девиантным поведением, также не подтвердилась. В целом значимых различий между подростками из полных и неполных семей в распределении терминальных и инструментальных ценностей выявлено не было, за исключением различий между полными и неполными семьями в ценностях-средствах «непримиримость к недостаткам в себе и окружающих» и «ответственность». Ценность «ответственность» для подростков, воспитывающихся в полной семье, более значима, а ценность «непримиримость к недостаткам в себе и окружающих» менее значима, чем для подростков, воспитывающихся в неполных семьях.
В результате данной работы было выявлено, что подавляющее большинство отечественных и зарубежных исследований, направленных на изучение условий, способствующих отклонениям в поведении у детей и подростков, во многом связаны с недостатками семейного воспитания. Ценностная сфера является важнейшим компонентом личности подростка, устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как целостность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма.
Исследование стилей родительского воспитания и ценностных ориентаций показало, что испытывая по отношению к себе, прежде всего, равнодушное, по сути, отношение, подростки приобретают опыт безразличных и формальных взаимоотношений в семье, что, вероятно, является источником их неуверенности и беспокойства по поводу создания в будущем собственной счастливой семейной жизни. В то же время они испытывают высокую потребность в близких и психологически безопасных внутрисемейных взаимоотношениях, на что указывает высокая ценность «счастливой семейной жизни». Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что актуально сами подростки не осознают этих проблем, на данном этапе своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя, хотя, напротив, он приводит к негативным последствиям.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать вывод об актуальности психологической работы с родителями подростков, причем основными направлениями этой работы могут быть:
- работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни;
- повышение в глазах родителей ценности общения с детьми-подростками, при этом дав им понять, что отсутствие гиперопеки и жестокого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию;
- формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с подростками.
Столь же актуальна и психокоррекционная работа с подростками по проблемам их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое число детей не удовлетворено своими взаимоотношениями с родителями или, по крайней мере, хотя бы одним из аспектов этих отношений. Основными направлениями этой работы могут быть следующие.
- Поскольку родители вряд ли могут быстро и безболезненно изменить философию или привычки, подросткам необходимо попытаться понять своих родителей и приспособиться к их требованиям. Если сами подростки будут способны помочь родителям понять своих детей, они смогут в будущем смягчить конфликты;
- по-видимому, подростки нуждаются, чтобы им помогли осознать причины конфликтов с родителями и эти конфликты являются обычным следствием их взросления и порождаются существующими объективно психологическими различиями между людьми разных поколений;
- поскольку сами подростки оценивают свои отношения с родителями как имеющие те или иные особенности и «акценты», важно дать им способы продуктивного поведения в случаях, когда их родители, как им кажется, чрезмерно авторитарны и властны, отстранены и безразличны к ним и их заботам, непоследовательны и непредсказуемы, враждебны по отношению к ним.
Литература
- Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. СПб.: «Речь», 2004.
- Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М.: ГНЦ СПП им. В.П. Сербского, 2004.
- Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект; Трикста, 2005.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8743
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 24
Скачиваний
Всего: 2573
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2