Влияние агрессивности на самопрезентацию, коммуникацию и рисковое поведение подростков в социальных сетях

230

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного связи агрессивности подростков с особенностями их поведения, общения и самопрезентации в социальных сетях. Исследование проводилось в рамках проекта «Цифровой портрет современного подростка» на базе Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ. Эмпирические данные были собраны в апреле 2021 г. Выборку исследования составили 34 подростка от 15 до 18 лет, обучающихся в ГБПОУ «Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина» г. Москвы. В исследовании применялись: «Опросник уровня агрессивности Басса- Перри (BPAQ) в адаптации С.Н. Ениколопова и Н.П. Цибульского» (2007), методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев, 2004), «Опросник он лайн активности» (Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., 2019). В ходе исследования было обнаружено, что на уровень агрессивности подростков влияют как демографические факторы (возраст, наличие сиблингов и др.), так и выбор социальной сети, характер он лайн активностей, предпочтения в формировании виртуальной идентичности, особенности выстраивания взаимодействий с другими пользователями и др. Показано, что при конструировании собственной киберидентичности подростки с высоким уровнем агрессии склонны искажать реальную информацию о себе; они чаще манипулируют окружающими, чаще демонстрируют рискованное он лайн поведение и с большей вероятностью становятся жертвами кибер-агрессии и манипуляций в виртуальной среде.

Общая информация

Ключевые слова: агрессивность, киберидентичность, подростки, онлайн-риски, самопрезентация, социальные сети

Рубрика издания: Интернет и риски общения в цифровой среде

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Поскакалова Т.А. Влияние агрессивности на самопрезентацию, коммуникацию и рисковое поведение подростков в социальных сетях // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 432–445.

Полный текст

  1. Васенина И.В., Прончев Г.Б. Речевая агрессивность в социальных сетях Интернета // Образование и право. 2018. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-agressiya-v-sotsialnyh-setyah-interneta (дата обращения: 18.09.2021).
  2. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дерманова И.Б. СПб., 2002. С.142–146.
  3. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А.Басса и М.Перри. Психологический журнал. 2007. № 1. С. 115–124.
  4. Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подрост­ков // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-agressivnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 17.09.2021).
  5. Методические рекомендации для педагогов-психологов образо­вательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучаю­щихся 7–11 классов / Под ред. Вихристюк О.В. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 58 с.
  6. Собкин В.С., Федотова А.В. Подростковая агрессия в социаль­ных сетях: восприятие и личный опыт // Психологическая на­ука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 5–18. doi:10.17759/ pse.2019240201
  7. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Ширяева Е.И. Особенности пове­дения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сфор­мированности «образа Я» // Психологическая наука образова­ние. 2021. Том 26. № 4. С. 20–33. doi:10.17759/pse.2021260402
  8. Рубцова О.В. Поскакалова Т.А. Штрихи к «цифровому» портре­ту современного подростка. VII Всероссийская научно-практи­ческая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». Сбор­ник материалов конференции (тезисов). 2019. Том 1. С. 180–184.
  9. Violence against children and adolescents in the time of COVID-19. Report. ECLAC – UNICEF – Office of the Special Representative of the Secretary-General on Violence against Children. 2020.

Информация об авторах

Поскакалова Татьяна Анатольевна, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4932-0921, e-mail: poskakalova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 288
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 230
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6