Введение
Девиантная активность обучающихся в виртуальной среде может негативно влиять на психологическую безопасность личности, так как интернет-пользователи часто сталкиваются с онлайн-рисками, а виртуальное пространство становится новой площадкой для реализации асоциальной направленности и различных форм девиантного поведения (Воробьева, 2024).
Стремительный информационный поток и массовое распространение мобильных устройств, интернета и социальных сетей принесли не только быстрый обмен информацией и безграничный доступ к большому ее объему, но и разные виды девиантной активности и онлайн-риски. Почти половина россиян (45%), опрошенных в 2023 году, отмечают у себя признаки зависимости от гаджетов и интернета (Казанцева, Казанцев, 2021). Молодые респонденты чаще отмечают у себя проявления цифровой зависимости. Специалисты отмечают, что цифровая зависимость россиян возрастает с каждым годом (Дворянчиков, Рубцова, 2022).
Кроме того, важно отметить значительный рост преступлений с использованием интернет-ресурсов: по сообщениям главы Следственного комитета РФ (СКР) Александра Бастрыкина, число преступлений с использованием интернет-ресурсов выросло в РФ за семь лет в 7,5 раза. По его словам, «в 2024 году их зарегистрировано 765,4 тыс., что на 13,1% больше, чем в 2023 году, в том числе тяжких и особо тяжких составов — на 7,8%».1
Также отмечается рост агрессивного поведения в интернете: по данным Аналитического центра НАФИ за 2024 год, 63% россиян сталкивались с оскорблениями и грубостью в интернете, причем каждый пятый — часто. За последние два года этот показатель вырос: в 2023 году доля россиян, сталкивающихся с оскорблениями в сети, была 61%. Чаще других объектами оскорблений становятся молодые россияне в возрасте до 24 лет (76%).2
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена ростом и вариативностью девиантной активности, а также проблемным использованием интернета обучающимися. Задачами предупреждения девиантных проявлений в сети является выделение видов проблемной активности в виртуальной среде, защита детей и подростков от деструктивного влияния контента сети, который наносит вред здоровью, нравственному и духовному формированию личности, и разработка мер профилактики генезиса асоциальной направленности личности.
Девиантное поведение человека можно определить как «систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» (Менделевич, 2025). С развитием информационного общества, широким распространением мобильных устройств и легким доступом к разным интернет-ресурсам возрастает значимость проблемы девиантного использования виртуального пространства, особенно среди детей и подростков, так как эта группа особенно подвержена негативному воздействию этой среды (Чеверикин, 2024; Edmondson, Bransby, 2023).
Таким образом, можно дифференцировать ненормативную социальную активность на реальную (химическая и нехимическая аддикция, различные варианты ауто- и гетероагрессии, бродяжничество и т. д.) и виртуальную (кибербуллинг, хейтинг, интернет-мошенничество, груминг, сеттинг, интернет-зависимость и др.) (Змановская, Рыбников, 2010).
К видам ненормативной активности в виртуальной среде А.А. Шаров относит: использование киберпространства для материального обогащения, оскорбление, клевету, разглашение информации, поддержку идей ксенофобии, насилия, выход в виртуальную среду в неподходящих местах, в том числе в ночное время, многочасовая навигация по сети без какой-либо цели, длительное пребывание в игровом интернет-пространстве (Шаров, 2019). Девиантная активность бывает реальная и виртуальная (Казанцева, Казанцев, 2021).
Механизм перехода девиантной активности из реальной среды в виртуальную представляет собой «растормаживание» человека в Интернете, следствием которого является снижение психологических барьеров и негативные личностные изменения. Стираются барьеры и запреты, регулирующие поведение субъекта в аналогичной ситуации в реальности, трансформируются ориентиры, на которые личность обычно опирается, непосредственно взаимодействуя с окружающими людьми. Перенос проблемного поведения из виртуальной среды в реальную обусловлен эффектом «прайминга», когда девиантные проявления в виртуальной среде способствуют таким же деструктивным тенденциям в реальности, являясь катализатором поведенческих отклонений (Богданович, Делибалт, Азыркин, 2024).
Кроме того, глобальная цифровизация и девиантная активность в виртуальной среде деструктивно воздействуют на психические процессы человека. Например, у него формируется ложное представление о собственной образованности, новое восприятие информации порождает клиповое мышление, на социальном уровне люди предпочитают цифровой эскапизм, нежелание овладевать эффективными навыками межличностного взаимодействия, наблюдается снижение креативности, эмпатии и др. (Солдатова, Шляпников, 2015).
Общая гипотеза исследования: онлайн-риски (информационные, коммуникационные и онлайн-развлекательные), с которыми сталкиваются интернет-пользователи, негативно воздействуют на психику и психологическую безопасность личности.
Материалы и методы
Далее рассмотрим некоторые результаты нашего эмпирического исследования, посвященного изучению проблемного использования интернета и особенностей проявления девиантной активности в реальной и виртуальной среде у обучающихся разного возраста (Воробьева, 2024).
Эмпирическая база исследования
В исследовании приняли участие представители образовательных учреждений Российской Федерации: 487 обучающихся мужского пола и 520 обучающихся женского пола в возрасте от 11 до 25 лет: младшие подростки — 135; средние подростки — 550; старшие подростки — 164 человека; юноши — 88, ранняя зрелость — 70 человек. Мы опирались на возрастную периодизацию развития Д. Бромлей (Bromley, 1966).
Исследование проводилось в 11 городах Российской Федерации: регион 1 (от 1 млн чел.) — Москва, Санкт-Петербург — 393 обучающихся; регион 2 (от 0,5 до 1 млн чел.) — Пенза, Липецк — 100 обучающихся; регион 3 (от 250 до 500 тыс. чел.) — Тула, Сочи, Белгород — 131 обучающийся; регион 4 (от 150 до 250 тыс. чел.) — Химки, Миасс — 50 обучающихся; регион 5 (от 100 до 105 тыс. чел.) — Одинцово, Копейск — 188 обучающихся. Общий объем выборочной совокупности составил 1930 человек.
Методики исследования
- Общая шкала проблемного использования интернета (Р. Дэвис, в адаптации Э. Губенко и А.Б. Холмогоровой).
- Авторская анкета на выявление онлайн-рисков, связанных с агрессией в интернет-среде.
- Методика изучения девиантной активности в реальной и виртуальной среде (А.А. Шаров).
- Опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
Результаты
Анализ результатов по авторской анкете, целями которой были исследование проявлений агрессивного поведения в киберпространстве, изучение влияния онлайн-рисков на психоэмоциональное состояние человека, позволил выявить наличие серьезных рисков в онлайн-среде, в частности, столкновения обучающихся с киберагрессией. Почти треть респондентов (28%) сталкивались с коммуникативной агрессией (чаще всего встречалось: бестактные вопросы от незнакомых — 10%; навязчивое общение, невзирая на отказы — 13%, предложения сексуального характера — 7%) за последние три месяца. Около 15% пользователей получали сообщения с оскорблениями и угрозами в свой адрес или в адрес близких людей, 4% сталкивались с агрессивными преследованиями и кибербуллингом, 2% обучающихся стали жертвами размещения недостоверной или компрометирующей информации о себе. Как показало наше исследование, самые распространенные формы онлайн-агрессии: флейминг (бесцельный обмен агрессивными репликами) — 45%, троллинг (провокации и издевательства в процессе сетевого общения) — 23% и хейтинг (негативное отношение к человеку без видимой причины) — 30%.
Основными мотивами киберагрессии обучающихся являются развлечения (36%), власть (32%) и подтверждение своего превосходства (20%).
В табл. 1 отражена связь показателей склонности обучающихся к различным формам отклоняющегося поведения с показателями проблемного использования интернета.
Таблица / Table 1
Связь показателей склонности обучающихся к различным формам отклоняющегося поведения с показателями проблемного использования интернета
(n = 236)
Correlation of indicators of students' propensity to various forms of deviant behavior with indicators of problematic Internet use (n = 236)
|
Показатель3 |
Предпочтение онлайн-общения |
Регуляция настроения |
Когнитивная поглощенность |
Компульсивное использование |
Негативные последствия |
|
СОП 1 |
0,185** |
0,120 |
-0,120 |
0,100 |
-0,149* |
|
СОП 2 |
0,093 |
0,098 |
0,036 |
0,031 |
0,141* |
|
СОП 3 |
0,034 |
0,025 |
0,050 |
0,065 |
0,016 |
|
СОП 4 |
-0,062 |
0,121 |
-0,080 |
-0,101 |
-0,036 |
|
СОП 5 |
-0,032 |
0,088 |
-0,143* |
-0,004 |
0,189** |
|
СОП 6 |
-0,114 |
0,082 |
-0,113 |
-0,111 |
0,102 |
|
СОП 7 |
-0,088 |
0,029 |
-0,085 |
0,019 |
0,245** |
|
СОП 8 |
-0,040 |
0,073 |
-0,035 |
-0,131 |
-0,187 |
Примечание: ** — значимость различий на уровне 0,01; * — значимость различий на уровне 0,05.
Note: ** — the significance of the differences at 0.01; * — the significance of the differences is 0.05.
СОП 1 — установка на социально-желательные ответы;
СОП 2 — склонность к преодолению норм и правил;
СОП 3 — склонность к аддиктивному поведению;
СОП 4 — склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
СОП 5 — склонность к агрессии и насилию;
СОП 6 — волевой контроль эмоциональных реакций;
СОП 7 — склонность к делинквентному поведению;
СОП 8 — принятие женской социальной роли.
Анализ взаимосвязи между показателями тестов «Склонность к отклоняющемуся поведению» и «Проблемное использование интернета» при помощи коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена позволил получить следующие результаты: при росте предпочтении онлайн-общения растет склонность к социальной желательности (0,185); при росте склонности к социальной желательности уменьшаются негативные последствия от чрезмерного использования интернета (–0,149); при росте склонности к преодолению норм и правил повышаются негативные последствия от чрезмерного использования интернета (0,141); при росте склонности к агрессии и насилию снижается когнитивная поглощенность (–0,143) и растут негативные последствия (0,189); при росте склонности к делинквентному поведению растут негативные последствия от чрезмерного использования интернета (0,245).
В табл. 2 отражена связь показателей реальной и виртуальной девиантной активности личности.
Таблица 2 / Table 2
Связь показателей реальной и виртуальной девиантной активности личности (n = 145)
Relationship between indicators of real and virtual deviant activity of a personality (n = 145)
|
Показатель |
Асоциальная реальная активность |
Аутодеструктивная реальная активность |
Асоциальная виртуальная активность |
Аутодеструктивная виртуальная активность |
|
СОП 1 |
0,100 |
0,268** |
-0,061 |
0,009 |
|
СОП 2 |
0,169* |
0,363** |
0,340** |
0,627** |
|
СОП 3 |
0,114 |
0,196* |
0,125 |
0,287** |
|
СОП 4 |
0,239** |
0,679** |
0,116 |
0,392 |
|
СОП 5 |
0,126 |
0,148 |
0,642** |
0,227** |
|
СОП 6 |
0,146 |
0,230** |
0,088 |
0,165* |
|
СОП 7 |
0,650** |
0,202* |
0,089 |
0,137 |
|
СОП 8 |
-0,104 |
0,097 |
-0,063 |
-0,026 |
Примечание: ** — значимость различий на уровне 0,01; * — значимость различий на уровне 0,05.
Note: ** — the significance of the differences at 0.01; * — the significance of the differences is 0.05.
СОП 1 — установка на социально желательные ответы;
СОП 2 — склонность к преодолению норм и правил;
СОП 3 — склонность к аддиктивному поведению;
СОП 4 — склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
СОП 5 — склонность к агрессии и насилию;
СОП 6 — волевой контроль эмоциональных реакций;
СОП 7 — склонность к делинквентному поведению;
СОП 8 — принятие женской социальной роли.
Анализ корреляций между показателями предрасположенности к девиантным формам поведения и показателями девиантной активности в реальной и виртуальной среде показал, что при возрастании проявлений аутодеструктивной реальной активности повышается стремление к социально одобряемым ответам (0,268); при росте склонности к преодолению норм и правил повышается асоциальная реальная активность (0,169), аутодеструктивная реальная активность (0,363), асоциальная виртуальная активность (0,340) и аутодеструктивная виртуальная активность (0,627); при росте аутодеструктивной реальной (0,196) и виртуальной (0,287) активности возрастает склонность к аддиктивному поведению; при росте асоциальной реальной активности, аутодеструктивной реальной активности (0,239) и аутодеструктивной реальной активности (0,679) возрастает склонность к саморазрушающему и самоповреждающему поведению; при усилении волевой регуляции эмоций возрастают аутодеструктивная виртуальная (0,165) и реальная (0,230) активность; при повышении предрасположенности к правонарушениям растет асоциальная (0,650) и аутодеструктивная реальная активность (0,202).
В табл. 3 отражена связь показателей склонности обучающихся к различным формам отклоняющегося поведения и их позиций в структуре буллинга.
Таблица 3/ Table 3
Связь показателей склонности к различным формам отклоняющегося поведения и позиции в структуре буллинга (n = 962)
Relationship of indicators of propensity to various forms of deviant behavior and position in the bullying structure (n = 962)
|
Показатель |
Инициатор |
Помощник |
Защитник |
Жертва |
Наблюдатель |
|
СОП 1 |
-0,081* |
-0,008 |
-0,037 |
-0,021 |
-0,007 |
|
СОП 2 |
0,155** |
0,205** |
-0,069* |
0,050 |
0,050 |
|
СОП 3 |
0,199** |
0,162** |
0,006 |
0,125** |
0,013 |
|
СОП 4 |
0,154** |
0,057 |
-0,007 |
0,215** |
-0,068* |
|
СОП 5 |
0,346** |
0,205** |
-0,115** |
0,070* |
0,036 |
|
СОП 6 |
0,047 |
-0,068* |
0,090** |
0,015 |
-0,042 |
|
СОП 7 |
0,213** |
0,101** |
0,033 |
0,114** |
0,036 |
|
СОП 8 |
-0,014 |
0,081 |
0,016 |
-0,005 |
-0,012 |
Примечание: ** — значимость различий на уровне 0,01; * — значимость различий на уровне 0,05.
Note: ** — the significance of the differences at 0.01; * — the significance of the differences is 0.05.
СОП 1 — установка на социально желательные ответы;
СОП 2 — склонность к преодолению норм и правил;
СОП 3 — склонность к аддиктивному поведению;
СОП 4 — склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
СОП 5 — склонность к агрессии и насилию;
СОП 6 — волевой контроль эмоциональных реакций;
СОП 7 — склонность к делинквентному поведению;
СОП 8 — принятие женской социальной роли.
Анализ корреляций между показателями предрасположенности к различным формам девиантного поведения и позиций в структуре буллинга выявил, что при возрастании показателей позиции «инициатор» снижается установка на социальную желательность (–0,081); при повышении приверженности к нарушению общественных норм увеличивается выраженность позиции «инициатора» (0,155) и «помощника» (0,205) и снижается предпочтение позиции «защитника» (–0,069); при росте склонности к аддиктивному поведению повышается выраженность позиции «инициатора» (0,199), «помощника» (0,162) и «жертвы» (0,125); при росте склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению повышаются показатели позиции «инициатора» (0,154), «жертвы» (0,215) и снижается вероятность позиции «наблюдателя» (–0,068); при росте склонности к агрессии и насилию растет выраженность позиции «инициатора» (0,346), «жертвы» (0,070), «помощника» (0,205) и снижается предпочтение роли «защитника» (–0,115); при росте волевого контроля за эмоциональными реакциями снижается выраженность роли «помощника» (–0,068) и повышается предпочтение роли «защитника» (0,090); при росте склонности к делинквентному поведению растет выраженность показателей позиции «инициатора» (0,213), «помощника» (0,101) и «жертвы» (0,114).
В табл. 4 отражена связь показателей виртуальной активности и позиции обучающихся в структуре буллинга.
Таблица 4 / Table 4
Связь показателей виртуальной активности и позиции обучающихся в структуре буллинга (n = 145)
Relationship between indicators of virtual activity and the position of students in the bullying structure (n = 145)
|
Показатель |
Инициа-тор |
Помощ-ник |
Защит-ник |
Жертва |
Наблюда-тель |
|
Асоциальная реальная активность |
0,121 |
0,167* |
0,067 |
0,066 |
0,024 |
|
Аутодеструктивная реальная активность |
0,230** |
0,138 |
0,088 |
0,288** |
-0,219** |
|
Асоциальная виртуальная активность |
0,248** |
0,157 |
-0,064 |
-0,020 |
-0,079 |
|
Аутодеструктивная виртуальная активность |
0,180* |
0,115 |
0,123 |
0,095 |
-0,186* |
Примечание: ** — значимость различий на уровне 0,01; * — значимость различий на уровне 0,05.
Note: ** — the significance of the differences at 0.01; * — the significance of the differences is 0.05.
СОП 1 — установка на социально желательные ответы;
СОП 2 — склонность к преодолению норм и правил;
СОП 3 — склонность к аддиктивному поведению;
СОП 4 — склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
СОП 5 — склонность к агрессии и насилию;
СОП 6 — волевой контроль эмоциональных реакций;
СОП 7 — склонность к делинквентному поведению;
СОП 8 — принятие женской социальной роли.
Анализ взаимосвязи между показателями теста «Буллинг-структуры» и методики «Девиантной активности в реальной и виртуальной среде» при помощи коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена позволил получить следующие результаты: при росте асоциальной реальной активности повышается выраженность позиции «помощника» (0,167); при росте аутодеструктивной реальной активности растет выраженность позиции «инициатора» (0,230), «жертвы» (0,288) и снижается вероятность «наблюдателя» (–0,219); при росте асоциальной виртуальной активности увеличивается предпочтение позиции «инициатора» (0,248); при росте аутодеструктивной виртуальной активности снижается вероятность позиции «наблюдателя» (–0,186) в структуре буллинга
Рис. 2. Анализ характера влияния личностных характеристик, особенностей эмоциональной сферы и осознанности использования метакогнитивных навыков: «*» — p < 0,05; «*» — p < 0,01; «*» — p < 0,001.
Обсуждение результатов
Реальная и виртуальная девиантная активность обучающихся взаимосвязаны и реализуются в рамках взаимодействия с внешним миром. На уровне общей выборки реальная и виртуальная девиантная активность связаны между собой, причем первая является более выраженной. Часть девиантного поведения переносится из реальной среды в виртуальную. Переход девиантной активности из реальности в киберпространство обусловливается спецификой виртуальной среды (деиндивидуализация, анонимность, невидимость, ощущение безопасности, асинхронность общения и др.), «эффектом растормаживания», в результате которого пропадают барьеры и запреты, которые регулируют поведение личности.
Перспективным, на наш взгляд, является дальнейшее изучение девиантного поведения в реальной и виртуальной среде в других возрастных группах.
И.Ю. Клубников утверждает, что одной из основных целей предупреждения девиантного поведения обучающихся в цифровом пространстве является формирование ответственных и этичных граждан.
С.В. Рослякова предлагает следующие профилактические меры для предупреждения кибербуллинга среди обучающихся:
- расширение представлений обучающихся о последствиях реализации девиантного поведения;
- развитие навыков эффективной межличностной коммуникации;
- вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность, способствующую формированию ответственного поведения.
Для разрешения проблем, связанных с предупреждением девиантных форм поведения молодежи, которые могут приводить к повышению агрессивности и психическим расстройствам, специалисты используют технологию социальной профилактики, позволяющую повысить уровень психологической защищенности обучающегося, сформировать у него установки на социально ответственный и законопослушный образ жизни (Рослякова, 2021).
Выводы
Девиантная активность обучающихся в виртуальной среде может негативно влиять на психологическую безопасность и благополучие личности, так как интернет-пользователи часто сталкиваются с онлайн-рисками, а виртуальное пространство становится новой площадкой для реализации асоциальной направленности и различных форм девиантного поведения. Распространенность девиантной активности в интернет-среде обусловлена особенностями виртуальной среды: анонимностью, ощущением безопасности, асинхронностью общения, минимальным контролирующим вмешательствам. Эти факторы нивелируют границы этических норм социального взаимодействия и провоцируют девиантные проявления в процессе коммуникации.
Девиантная активность бывает реальная и виртуальная. К первой обычно относятся оскорбления, использование физической силы в конфликтах, ложь для материального обогащения, бродяжничество, мелкое воровство, экстремальные увлечения, употребление психоактивных препаратов, аутоагрессия, трудоголизм. Вторая представлена незаконным материальным обогащением в киберсреде, оскорблениями, разглашением личной информации другими пользователями, поддержкой идей ксенофобии, насилием, чрезмерным увлечением компьютерными играми. Следовательно, необходимо рассматривать поведение и асоциальную направленность личности обучающихся с точки зрения современной социальной ситуации развития и киберсоциализации личности.
Девиантная активность обучающихся в реальной и виртуальной среде в нашем исследовании представлена следующими основными формами: реальная — оскорбления, разрешение конфликтных ситуаций с применением физической силы, преодоление норм и правил, проявления аутоагрессии, аддиктивные тенденции; виртуальная — характеризующаяся асоциальной, антисоциальной, аутодеструктивной формами (оскорбления, клевета, разглашение информации, многочасовая навигация по сети без какой-либо причины, длительное пребывание в игровом интернет-пространстве и др.). Реальная и виртуальная девиантная активность у обучающихся имеет взаимосвязанный характер. Реальная девиантная активность преобладает над виртуальной.
Последствия онлайн-рисков и девиантной активности в виртуальной среде для личности и ее психологической безопасности могут быть крайне серьезными: снижение самооценки, потеря уверенности в себе, психоэмоциональная нестабильность, чувство страха и незащищенности, склонность к агрессивному поведению, психосоматические и психические расстройства. Для снижения рисков формирования девиантного поведения у обучающихся необходимо обучать их навыкам безопасного поведения, эффективным навыкам работы с информацией в сети, повышать уровень критичности и осознанности, формировать культуру общения и ответственности за свои действия в виртуальном пространстве.
Таким образом, нами были описаны основные формы девиантного поведения в виртуальном пространстве, проанализирована взаимосвязь девиантной активности в реальной и виртуальной среде, а также проблемного использования интернета современными обучающимися разного возраста. Нами рассмотрены онлайн-риски, негативно воздействующие на эмоциональное состояние и психологическую безопасность личности, а также рассмотрены различные последствия цифрового развития и девиантной активности в виртуальном пространстве.
Психологическая безопасность личности в интернете определяется психоэмоциональной устойчивостью личности, а также уровнем ее резистентности к негативному влиянию со стороны (Богданович, Делибалт, Азыркин, 2024).
Профилактика асоциальной направленности и девиантной активности обучающихся должна осуществляться в трех приоритетных направлениях:
- информационно-правовое, которое связано с просветительской деятельностью в отношении обучающихся;
- психологическое, способствующее формированию механизмов психологической защиты и навыков совладающего поведения, снижению тревожности, раздражительности и уровня агрессии;
- педагогическое, направленное на обучение подростков навыкам социальной компетентности, умениям конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, помощь в установлении контакта со сверстниками, родителями и педагогами.
Важно обратить внимание специалистов на своевременность коррекции нарушений в межличностных отношениях в коллективе сверстников, а также значимость содействия профессиональному самоопределению (Воробьева, 2024; Мишина, Воробьева, 2019).
Заключение
В последние годы психология безопасности стала самостоятельной научной областью, в рамках которой исследователи все чаще рассматривают проблемы личности и социальных групп. Одним из самых острых периодов в контексте безопасности является подростковый возраст. Психологическая безопасность личности — это многогранное и динамичное явление, определяющее качество жизни и благополучие человека. Ее нарушение может иметь серьезные последствия для психического, физического здоровья, социальной адаптации и личностного развития.
Перспектива и актуальность исследования асоциальной направленности и девиантной активности современной молодежи связана, в том числе, с ситуацией СВО, низкой информированностью молодежи о причинах конфликта, негативными эмоциональными реакциями, недостаточным патриотическим воспитанием и нарушением психологической безопасности населения. Для многих обучающихся столкновение с новыми реалиями будет сопряжено с проявлениями социально-психологической дезадаптации и ростом поведенческих девиаций. Психологи и другие специалисты должны быть готовы к возможным негативным инцидентам и проводить соответствующие мероприятия для максимального нивелирования негативных эффектов от ограничений. Поэтому изучение системы детерминации девиантной активности в реальной и виртуальной среде как фактора риска нарушения психологической безопасности современных обучающихся разного возраста является основой определения психолого-педагогических мишеней для предупреждения асоциальной направленности личности, исследования устойчивости и совладания, а также разработки комплекса психотехнологий поддержки психологической безопасности личности на всех этапах образования
1 Интерфакс. Электронный ресурс. URL: https://www.interfax.ru/russia/1007707 (дата обращения: 02.04.2025)
2 НАФИ. Электронный ресурс. URL: https://nafi.ru/analytics/rossiyane-stali-menshe-boyatsya-grubostey-i-agressii-v-internete/ (дата обращения: 02.04.2025)