Связь эмоционального интеллекта, уровня одиночества и особенностей отношения к родителям в подростковом возрасте

14

Аннотация

В данной статье рассматриваются связи между эмоциональным интеллектом, уровнем одиночества и особенностями отношений подростков с родителями. Подростковый возраст характеризуется значительными эмоциональными изменениями, которые влияют на социальные отношения и самооценку подростков. Исследование опирается на теоретические концепции эмоционального интеллекта, феномена одиночества и детско-родительских отношений, разработанные как отечественными, так и зарубежными психологами. В эмпирической части работы использованы методы психодиагностического исследования и корреляционного анализа для выявления взаимосвязей между исследуемыми параметрами. В исследовании приняли участие 76 человек в возрасте от 12 до 16 лет. Полученные результаты показывают, что высокий уровень эмоционального интеллекта у подростков связан с низким уровнем одиночества и позитивными отношениями с родителями. Также существует положительная корреляция между субъективным ощущением одиночества и враждебностью обоих родителей и отрицательная корреляция между субъективным ощущением одиночества в подростковом возрасте и позитивным интересом родителей по отношению к их детям.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, подростковый возраст

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

Получена: 01.07.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Дегтярёв А.В., Чивилёва С.Д., Купцова Д.М. Связь эмоционального интеллекта, уровня одиночества и особенностей отношения к родителям в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. С. 00. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/preprints/Degtyarev_Chivileva_Kuptsova (дата обращения: 27.09.2024)

Полный текст

Введение

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в процессе эмоционального развития личности, сопряженный с большим количеством тревог, конфликтов и стрессов. Изучением эмоционального сферы личности занимались многие российские и зарубежные психологи, например Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Н. Андреева, В.К. Загвоздкин, Д. Гросс, Д. Мейер и Р. Брукс и прочие [1; 2; 3; 5; 7; 21; 23]. Одной из современных концепций, которая описывает эмоциональную сферу как совокупность различных личностных эмоциональных способностей является концепция эмоционального интеллекта. Способности, входящие в структуру эмоционального интеллекта, играют значительную роль в адаптации подростков к социальным и межличностным ситуациям. Подростковый возраст характеризуется стремительными эмоциональными и когнитивными изменениями, которые могут влиять на качество их взаимоотношений с окружающими, в том числе с родителями. Различные современные исследования указывают на тенденцию связанную с тем, что уровень эмоционального интеллекта может быть связан с пониманием и управлением эмоциями, с чувством одиночества и особенностями семейных отношений [1; 2; 8; 13; 14; 35; 37]. Однако на данный момент существует крайне мало научных работ, в которых анализируется связь одновременно всех описанных ранее конструктов, что и составляет актуальность и некоторую новизну данного исследования.

В отечественной психологии основу для появления и развития концепции эмоционального интеллекта заложили Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев, подчеркивающие важность социальной среды и межличностного взаимодействия [5; 23]. Л.С. Выготский выдвинул идею единства аффекта и интеллекта, которая детально расписана в его работе «Проблема умственной отсталости». Основной проблемой в психологии является определение сущности понятий интеллекта и аффекта как не взаимозависимых предметов. Под аффектом Л.С. Выготский понимал, непосредственную, бурнопротекающую, кратковременную эмоциональную реакцию на внешние обстоятельства [5].

Первопроходцами в области эмоционального интеллекта являются Д. Мейер и П. Саловей, которые в 1990 г. предложили свою модель, включающую четыре компонента: восприятие эмоций, использование эмоций для содействия мышлению, понимание эмоций и управление ими. На данный момент практически все современные концепции эмоционального интеллекта включают в себя способности к идентификации, дифференциации, пониманию и управлению эмоциями, как собственными, так и окружающих. Перечисленные компоненты критически важны для подросткового возраста, когда активно развивается эмоциональная саморегуляция и социальное взаимодействие; соответственно, низкий уровень развития данных элементов, например способности к пониманию и дифференциации своих и чужих эмоциональных проявлений, способен привести к повышению различных рисков, связанных с социальной изоляцией, в частности к усилению такого тягостного состояния для подростков, как одиночество.

Одиночество, как социально-психологический феномен, представляет собой субъективное ощущение недостаточности социальных связей и поддержки. В подростковом возрасте это ощущение может быть особенно острым из-за усиленной потребности в принадлежности и поддержке со стороны семьи и сверстников. Некоторые исследования показывают, что уровень одиночества связан с качеством детско-родительских отношений и эмоциональным интеллектом подростков [4; 18; 19; 20]. Исследователи из различных научных школ (например, когнитивной, экзистенциальной, социологической, психодинамической и проч. ) писали о причинах и характеристиках одиночества. Согласно психодинамическому подходу, одиночество является результатом негативного детского опыта, в то время как гуманистический подход считает важными фактические последствия процессов социализации. К. Роджерс, выдающийся представитель гуманистической психологии, подчеркивал роль непосредственных переживаний и внутренних конфликтов в формировании одиночества. Когнитивный подход сравнивает переживание одиночества с реальными или идеальными отношениями [30]. Человеческое одиночество понимается как реализация антропологического принципа в закрытом мире, где внутреннее уединение является основой всего человеческого существования. Когда человек не может найти эмоциональный отклик, который делает возможной связь с другими, он выбирает одиночество; по мнению Ж.-П. Сартра, внутренний путь человека — это всегда борьба, которая заканчивается осознанием одиночества как условия существования в мире людей [31].

Одиночество и сегодня актуально как объективная психологическая проблема; Н.Е. Покровский называл его «бичом XX века» и утверждал, что к нему нужно относиться серьезно и изучать как теоретически, так и эмпирически [31]. Конец прошлого века ознаменовался возрождением интереса к проблеме одиночества. Последние исследования, подчеркивают положительные стороны одиночества. Эти исследования указывают на то, что периоды одиночества способствуют личностному росту, самосознанию и развитию творческих способностей. Феномен одиночества и его влияние на жизнь человека можно рассматривать в двух основных аспектах. С одной стороны, одиночество рассматривается как естественное состояние человека, неотъемлемая часть самопознания и самоопределения. В определенных случаях оно способствует внутреннему развитию, позволяя человеку лучше понять себя, свои желания и потребности. С другой стороны, подчеркивается разрушительное воздействие одиночества на внутренний мир и психическое здоровье [6]. Большая часть исследований посвящена именно этому подходу. Психология предлагает множество способов понять одиночество: классифицируя различные его типы, выявляя психологические механизмы и связывая их с различными чертами личности. Однако возрастное одиночество еще недостаточно изучено, особенно одиночество в подростковом возрасте [26].

Одиночество зависит от многих факторов, включая возраст, развитие самооценки, возрастную социализацию и психологические проблемы в подростковом возрасте. Влияние одиночества на развитие личности носит комплексный характер. Например, одиночество в подростковом возрасте может быть связано с жестоким обращением, потерями и неудачами. Однако мнения психологов о том, широко ли распространено одиночество в подростковом возрасте, расходятся [25]. Тем не менее можно говорить, что состояние одиночества подростками переносится достаточно болезненно, они могут чувствовать себя ненужными, незначимыми, нелюбимыми. Залогом или фундаментом благополучного переживания состояния одиночества являются особенности детско-родительских отношений, а именно насколько подросток может опираться на эти отношения с родителями, насколько они прочны, насколько подросток смог интериоризировать, т. е. «поместить внутрь себя» родительскую любовь, чтобы она стала для него опорой, в том числе и в сложных состояниях, связанных с переживанием одиночества.

Особенности детско-родительских отношений в значительной мере определяют эмоциональное и социальное благополучие подростков. Не все родители понимают этот период, и многим трудно общаться со своими детьми, что достаточно странно, поскольку все родители были когда-то подростками. Часто переход ребенка в подростковый возраст сопровождается конфликтами и противостоянием с родителями, поскольку подросток оспаривает их «власть» над собой [12].

Определенные особенности подростков, находящихся в зависимых отношениях с родителями, заключаются в том, что они склонны прислушиваться к советам сверстников, некритично принимать их мнения и взгляды, чтобы стать популярными в их среде. В дальнейшем такие несамостоятельные подростки с большей вероятностью могут быть вовлечены в различные виды отклоняющегося поведения под влиянием своих ровесников [15]. Ф. Райс отмечает, что подростки могут воспринимать родителей: как источник эмоциональной поддержки и стимулирующей среды, в которой они чувствуют себя в безопасности; источник реализации потребностей (материальные потребности, наказания или поощрения, другие жизненные награды играют важную роль в формировании их отношений с родителями); как пример для подражания(хотя роль родителей в подростковом возрасте ослабевает, и их действия подвергаются критическому анализу подростком, они все еще стремятся гордиться ими). При этом родители являются источником развития автономии подростков, поскольку они могут делиться жизненным опытом благодаря более тесному взаимодействию и общению, выстраивать понятные семейные правила и границы, не проявлять жесткости, но при этом быть последовательными.

Подросткам крайне необходима поддержка родителей и значимых взрослых для развития собственной автономии [32]. Е.А. Шерешкова и Ю.В. Прокофьева описывают отношение молодежи к своим родителям следующим образом: положительное отношение — данный тип проявляется в уважении и доверии к родителям, стремлении к установлению близких доверительных отношений и проведению времени вместе; неустойчивое отношение — данный тип проявляется в неустойчивом уважении и доверии к родителям, а также в воспитании с эпизодами гиперопеки и редком стремлении проводить время вместе; негативное отношение — этот тип отношения характеризуется отсутствием уважения и доверия к родителям, непоследовательным воспитанием и нежеланием развивать близкие отношения и проводить время вместе [37].

По мнению Л.И. Вассермана, воздействие родительского поведения и воспитания играет большую роль в личностном развитии подростка. Таким образом, родители, которые проявляют чуткость, эмоциональное понимание и эмпатию по отношению к своим детям и своевременно и адекватно реагируют на их потребности, бессознательно развивают у детей чувство контроля над поведением других людей и способность достигать собственных целей. Когда родители сосредоточены на собственных проблемах и переживаниях и эмоционально игнорируют потребности своих детей, дети чувствуют угрозу и неуверенность в своем окружении и ощущают меньшую ответственность за изменение своего окружения и обеспечение хорошей жизни. Неспособность родителей удовлетворить потребности детей вызывает чувство беспомощности, что, в свою очередь, приводит к вялости, депрессии, избеганию новых людей, отсутствию любопытства и спонтанности, а также невнимательности к непредвиденным событиям [4].

Таким образом, с точки зрения особенностей эмоциональной сферы подростковый возраст характеризуется сильными гормональными изменениями, высокой чувствительностью, лабильностью эмоциональных проявлений, импульсивностью и иными особенностями, которые способны приводить к различным проявлениям отклоняющегося поведения. Подросткам часто не хватает уверенности в себе и самоуважения, они зачастую не адекватно оценивают высокую степень своей уязвимости, что может приводить к социальной замкнутости, конфликтам со сверстниками и иными значимыми взрослыми, в результате чего эмоциональные связи между ними и их окружением могут разрушаться и, как следствие, подросток может чувствовать себя одиноким, покинутым и несчастным. Соответственно проблема взаимоотношений в подростковом возрасте также выходит на первый план, в частности проблема детско-родительских отношений. Подростки, как правило, имеют напряженные отношения с родителями и мало знают о мире взрослых. Такие факторы, как гипо- или гиперопека, непоследовательность в воспитании, семейные конфликты, повышенная раздражительность родителей по отношению к ребенку, психологическое и физическое насилие и проч., способствуют формированию у подростка негативного отношения к родителям и негативного образа взрослого, с которым впоследствии он может быть идентифицирован.

В связи вышеописанным, целью данного исследования является изучение связи между эмоциональным интеллектом, уровнем одиночества и отношением подростков к своим родителям.

Основной гипотезой исследования стало предположение о том, что существует связь между эмоциональным интеллектом, одиночеством и особенностями отношения к родителям в подростковом возрасте.

Для уточнения основной гипотезы были выделены дополнительные гипотезы.

1. У подростков с более высоким эмоциональным интеллектом способности к идентификации и регуляции своих эмоций выше, чем у сверстников, что может способствовать снижению уровня одиночества и улучшению отношений с родителями.

2. Подростки, которые воспринимают отношения со своими родителями в положительном ключе, эффективнее справляются со своим одиночеством.

Процедура и методы исследования

В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 12 до 16 лет (средний возраст — 14,9 лет) в количестве 76 человек с помощью опросника в Google-forms. Мальчики составили 36 человек (46,6%), девочки — 40 человека (53,4%). Все дети проживают в полных семьях.

В исследовании были использованы следующие методики.

1. Шкала одиночества «UCLA» Д. Расселла.

2. Опросник «Подростки о родителях» (русскоязычная адаптация опросника Е. Шафера «Поведение родителей и отношение подростков к ним», разработанная НИПНИ им. Бехтерева).

3. Тест эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина.

Для анализа данных был использован математический анализ данных с помощью электронной системы STATISTICA 6.0 и применен критерий ранговых корреляций Спирмена.

Результаты проведенного исследования

Средние значения по шкале одиночества у подростков находятся в области среднего уровня одиночества, ближе к низкому уровню, что говорит о том, что респонденты испытывают умеренное ощущение одиночества, которое может проявляться в умеренном чувстве отчуждения, непринадлежности к социальной группе, недостатке близких отношений или нехватке эмоциональной поддержки. При этом средний уровень одиночества не является критическим и не требует немедленного вмешательства, однако он может быть связан с риском развития психологических и соматических проблем, таких как депрессия, тревожность, нарушения сна, ухудшение самочувствия и других.

 

Рис. 1. Средние показатели по результатам всех методик

 

Средние показатели по шкале «Общий уровень эмоционального интеллекта» находятся в области средних значений. По шкалам «Внутриличностный ЭИ», «Управление эмоциями», «Понимание эмоций», «Управление своими эмоциями», «Понимание своих эмоций», «Понимание чужих эмоций» и «Контроль экспрессии» средние показатели у юношей находятся в области средних значений, в то время как у девушек — в области низких (рис. 1).

По шкалам «Межличностный ЭИ» и «Управление чужими эмоциями» средние показатели у обоих полов находятся в области низких значений (рис. 1). Средний уровень общего эмоционального интеллекта означает, что респондент в целом адекватно осознает свои эмоции, может понимать эмоции других людей, умеет управлять своими эмоциями и использовать их для достижения своих целей. Однако мы видим, что у респондентов есть сложности в понимании и управлении эмоциями других людей. Межличностный эмоциональный интеллект включает в себя способность распознавать эмоции других людей, понимать их причины и последствия, а также уметь эффективно взаимодействовать с ними на эмоциональном уровне. Наибольшую сложность для респондентов представляет управление чужими эмоциями, что мы видим по средним показателям в данной шкале (рис. 1). Исходя из этого, можно предположить, что респонденты недостаточно чувствительны к эмоциям других людей, испытывают трудности в том, чтобы правильно интерпретировать их эмоциональное состояние, не могут поддерживать эмоциональный контакт и эффективно реагировать на эмоциональные сигналы собеседника.

Средние показатели по опроснику «Подростки о родителях». По шкале «Позитивный интерес» средние показатели находятся в области высоких значений, что говорит о сильной степени выраженности данного качества у родителей подростков (рис. 1). Это может означать, что респонденты чувствуют высокий уровень интереса к жизни и деятельности со стороны своих родителей, видят, что они ценят их мнение и опыт, стремятся поддерживать с ними тесные и доверительные отношения. По шкалам «Директивность», «Враждебность» и «Непоследовательность» средние показатели находятся в области низких значений, что говорит о слабой степени выраженности данных качеств. Исходя из этого, можно предположить, что родители респондентов не склонны навязывать свою волю подростку, не стремятся контролировать все его действия и не настаивают на своем мнении во всех ситуациях. Это может означать, что родители уважают личную автономию подростка и предоставляют ему достаточную свободу для самостоятельного принятия решений. По шкале «Автономность» средние показатели по отцу находятся в области высоких значений, что говорит о сильной степени выраженности данного качества у отцов респондентов, в то время как средние показатели по матери находятся в области средних значений, что говорит об умеренной выраженности данного качества у матерей респондентов. Из этого можно предположить, что отцы респондентов более склонны к формальному отношению в воспитании и к чрезмерной беспристрастности в общении.

Рис. 2. Анализ корреляционных связей между шкалами методик — опросников «Тест эмоционального интеллекта», «Подростки о родителях» и «Шкала одиночества» (критерий ранговой корреляции Спирмена, отмеченные корреляции значимы на уровне p<0,05) в общей группе

Для проверки гипотез был использован математический анализ данных с помощью электронной системы STATISTICA 6.0 и применен критерий ранговых корреляций Спирмена.

Согласно проведенному корреляционному анализу (рис. 2 и 3), наблюдаются значимые отрицательные связи общего уровня эмоционального интеллекта со шкалой субъективного ощущения одиночества, враждебностью родителей. Также наблюдается положительная корреляция с позитивным интересом от матери. Такие результаты могут говорить о том, что чем выше у подростка общий уровень эмоционального интеллекта, тем меньше он ощущает враждебность обоих своих родителей; в то же время с повышением эмоционального интеллекта подросток чувствует больший позитивный интерес со стороны матери. Также чем выше эмоциональный интеллект подростков, тем меньше их ощущение одиночества. Это может быть связано с тем, что родители, проявляющие враждебность, могут не предоставлять необходимой эмоциональной поддержки и обратной связи, которая необходима для развития эмоционального интеллекта. В связи с этим у подростка могут нарушаться адаптация и возникать сложности в построении контактов с ровесниками, что в последствии приведет к повышению субъективного ощущения одиночества.

Рис. 3. Анализ корреляционных связей между шкалами методик — опросников «Тест эмоционального интеллекта», «Подростки о родителях» и «Шкала одиночества» (критерий ранговой корреляции Спирмена, отмеченные корреляции значимы на уровне p<0,05) в общей группе

Ощущение одиночества отрицательно коррелирует со всеми аспектами эмоционального интеллекта. Такой результат можно интерпретировать так: возможно подростки, которые часто ощущают сильное одиночество, обычно хуже разбираются в своих эмоциях и в эмоциях окружающих. Причины этого могут быть связаны с недостатком социальной поддержки и возможностей для практики взаимодействия с другими людьми, что важно для развития навыков управления эмоциями.

Позитивный интерес со стороны матери по отношению к подростку также имеет положительные корреляционные связи со всеми аспектами эмоционального интеллекта и отрицательную — с одиночеством, тогда как враждебность матери связана отрицательной связью с эмоциональным интеллектом и положительной — с одиночеством. Чем выше эмоциональный интеллект подростка, тем меньше мать проявляет к нему враждебность и больше показывает позитивный интерес. Чем в большей степени подросток чувствует себя одиноким, тем с большей вероятностью он будет заявлять об отсутствии позитивного интереса со стороны матери и о ее враждебности. Это можно обосновать тем, что матери, проявляющие позитивный интерес к ребенку и стремящиеся проводить с ним много времени, сами обладают высоким эмоциональным интеллектом. Ребенок, наблюдая за матерью, может воспринимать и копировать ее поведение, тем самым развивая свой собственный эмоциональный интеллект.

Директивность матери по отношению к подростку связана с его пониманием чужих и своих эмоций — чем больше требовательна мать, тем хуже подросток понимает эмоции окружающих его людей и себя. Директивные матери могут ограничивать эмоциональные проявления подростка, не поощряя его выражать свои эмоции или даже подавляя их. Это может затруднить для подростка развитие навыков понимания своих и чужих эмоций.

Позитивный интерес отца имеет положительную связь с управлением чужими эмоциями и отрицательную — с одиночеством. Уважительное отношение родителя влияет на то, что подросток будет чувствовать себя менее одиноким, и в то же время стимулирует развитие у ребенка способности понимать и реагировать на эмоциональные сигналы окружающих.

Далее были проведены более подробные исследования. Испытуемые были разделены на группы по половому признаку.

Рис. 4. Анализ корреляционных связей между шкалами методик — опросников «Тест эмоционального интеллекта», «Подростки о родителях» и «Шкала одиночества» (критерий ранговой корреляции Спирмена, отмеченные корреляции значимы на уровне p<0,05) в группе мальчиков

 

В процессе анализа полученных данных в группе мальчиков были отмечены следующие тенденции (рис. 4).

·        Мальчики с более высоким эмоциональным интеллектом в меньшей степени чувствуют одиночество и имеют более положительное отношение к матери.

·        Мальчики, имеющие высокие показатели по шкале «Управление эмоциями», в меньшей степени чувствуют одиночество и заявляют о более положительном отношении с обоими родителями.

·        Мальчики, имеющие высокие показатели по шкале «Понимание эмоций», в меньшей степени чувствуют одиночество и заявляют о более положительном отношении с матерью.

·        Мальчики, ощущающие большее одиночество, имели худшие отношения с обоими родителями.

Также была проанализирована связь особенностей эмоционального интеллекта и негативного отношения к родителям (рис. 5).

Рис. 5. Анализ корреляционных связей между шкалами методик — опросниками «Тест эмоционального интеллекта», «Подростки о родителях» и «Шкала одиночества» (критерий ранговой корреляции Спирмена, отмеченные корреляции значимы на уровне p<0,05) в группе мальчиков

В процессе анализа полученных данных были отмечены следующие тенденции.

·        Мальчики, имеющие более высокие эмоциональный интеллект и показатели управления эмоций, в меньшей степени чувствуют враждебность от обоих родителей.

·        Мальчики, имеющие высокие показатели по шкале «Понимание эмоций», в меньшей степени говорят о враждебности и директивности обоих родителей.

·        Мальчики, проявляющие высокую степень субъективного одиночества, в большей степени чувствуют враждебность от обоих родителей.

В целом по группе мальчиков можно сказать о том, что в данной группе испытуемых подростки с более высоким эмоциональным интеллектом действительно отличаются лучшими отношениями с родителями, чем подростки с менее высоким эмоциональным интеллектом — у проверяемых аспектов ЭИ наблюдается отрицательная корреляция с негативными аспектами отношения к родителям. Понимание эмоций улучшалось у тех подростков, которые показывали меньшую враждебность и директивность своих родителей, тогда как управление эмоций и общий показатель эмоционального интеллекта улучшался при меньших показателях враждебности. Такой аспект отношения к родителям, как позитивный интерес, в особенности позитивный интерес от матери, показывал положительную корреляцию со всеми аспектами эмоционального интеллекта. Также подростки с высоким показателем эмоционального интеллекта демонстрировали меньшее субъективное ощущение одиночества.

Рис. 6. Анализ корреляционных связей между шкалами методик — опросников «Тест эмоционального интеллекта», «Подростки о родителях» и «Шкала одиночества» (критерий ранговой корреляции Спирмена, отмеченные корреляции значимы на уровне p<0,05) в группе девочек

В процессе анализа полученных данных в группе девочек были отмечены следующие тенденции (рис. 6).

·       Девочки подросткового возраста с более высоким эмоциональным интеллектом в меньшей степени чувствуют одиночество и имеют более положительное отношение к матери.

·   Девочки, имеющие высокие показатели по шкале «Управление эмоциями», в меньшей степени чувствуют одиночество.

·  Девочки, имеющие высокие показатели по шкале «Понимание эмоций», в меньшей степени чувствуют одиночество.

·        Девочки, ощущающие большее одиночество, имели худшие отношения с матерью.

В целом по группе девочек можно сказать о том, что в данной группе испытуемых подростки с более высоким эмоциональным интеллектом действительно показывают лучшие отношения с родителями, чем подростки с менее высоким эмоциональным интеллектом — у общего уровня эмоционального интеллекта наблюдается положительная корреляция с позитивным интересом матери.

Также подростки с высоким показателем эмоционального интеллекта, умеющие понимать и управлять эмоциями, демонстрировали меньшее субъективное ощущение одиночества. Можно предположить, что подростки, имеющие высокий эмоциональный интеллект, могут лучше понимать свои собственные эмоциональные потребности и адаптироваться к различным социальным ситуациям. Это позволяет им активно участвовать в общественной жизни, находить общий язык с другими и создавать поддерживающие социальные связи, что также способствует уменьшению ощущения одиночества.

Таким образом, высокий уровень эмоционального интеллекта у подростков может способствовать повышению социальной адаптации и установлению более близких межличностных отношений, в том числе отношений с родителями.

Первая гипотеза данной работы подтвердилась — между эмоциональным интеллектом, уровнем одиночества и особенностями отношения к родителям в подростковом возрасте наблюдаются значимые связи. Также по приведенному выше анализу подтвердились и дополнительные гипотезы: подростки с более высоким эмоциональным интеллектом, которые умеют в достаточной степени регулировать свои эмоции, действительно имеют тенденцию к уменьшению чувства одиночества и улучшению отношений с родителями; а также подростки, которые воспринимают свои отношения с родителями в положительном ключе, имеют более низкий уровень одиночества. Однако, что примечательно, результаты показали меньшую значимость корреляций в группе девушек. Такие результаты можно объяснить тем, что у группы девушек наблюдаются более низкие показатели эмоционального интеллекта по всем шкалам, чем у группы юношей, что требует дополнительных исследований.

Выводы

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Подтвердилось наличие связи между эмоциональным интеллектом, уровнем одиночества и особенностями отношения к родителям в подростковом возрасте.

2. Показатели общего уровня эмоционального интеллекта, понимания эмоций и управления эмоциями связаны с позитивным интересом матери и субъективным ощущением одиночества.

3.   Повышенное ощущение одиночества может быть связано с враждебностью обоих родителей, а уменьшению чувства одиночества могут способствовать позитивные отношения с родителями.

4. Качественные, поддерживающие и позитивные детско-родительские отношения также могут способствовать развитию эмоционального интеллекта у подростков. Взаимопонимание и эмоциональная поддержка со стороны родителей играют ключевую роль в формировании эмоционального благополучия у подростков.

5. Сравнение результатов корреляционного анализа позволило подтвердить дополнительную гипотезу — у подростков с более высоким эмоциональным интеллектом способности к идентификации и регуляции своих эмоции выше, чем у сверстников, что может способствовать снижению уровня одиночества и улучшению отношений с родителями.

Заключение

Целью данного исследования было изучение связи между эмоциональным интеллектом, уровнем одиночества и отношением подростков к своим родителям. В данном исследовании была установлена связь между компонентами эмоционального интеллекта, уровнем одиночества и особенностями отношения к родителям в подростковом возрасте. В процессе анализа корреляционных связей были подтверждены дополнительные гипотезы о том, что подростки с более высоким эмоциональным интеллектом, которые на высоком уровне умеют регулировать свои эмоции, имеют тенденцию к уменьшению чувства одиночества и у них более стабильные и близкие отношения с родителями. Также было доказано, что подростки, которые воспринимают свои отношения с родителями в положительном ключе, имеют меньший уровень одиночества.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что цель и задачи исследования были достигнуты. На основе полученных результатов можно наметить направление будущих исследований в рамках данной темы. Например, представляется важным и интересным создание и проведение социально-психологических тренинговых программ для подростков из неблагополучных семей с целью развития эмоционального интеллекта и навыков адаптации, которые помогут снизить уровень одиночества и повысить уровень социально-психологической адаптации. Такие программы могут включать тренировки по саморегуляции, эмпатии и социальному взаимодействию, что позволит улучшить их эмоциональное-психологическое благополучие. Представляется интересным разработка и проведение тренинговых программ с целью профилактики аутоагрессивного и иных форм отклоняющегося поведения у подростков, которое может быть следствием в том числе высокого уровня одиночества, с которым подросткам зачастую трудно справляться, путем развития компонентов эмоционального интеллекта.

Литература

  1. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 80–83 с. URL: http://epolotsk.com/psy/teksty/Andreeva_Vop_psy_2008.pdf (дата обращения: 09.08.2024).
  2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78—86. URL: https://andreeva.by/emocionalnyj-intellekt-issledovaniya-fenomena.html (дата обращения: 09.08.2024).
  3. Барисо Дж. EQ. Эмоциональный интеллект на практике. М.: Эксмо, 2019. 150 с.
  4. Бармина П.С., Нозикова Н.В. Особенности межличностных отношений и переживания одиночества в юношеском возрасте в зависимости от фактора пола [Электронный ресурс] // Экспериментальная психология. 2023. Том 16. № 1. С. 167—181. URL: https://psyjournals.ru/journals/exppsy/archive/2023_n1/Barmina_Nozikova (дата обращения: 09.08.2024).
  5. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. СПб.: ФАРМиндекс, 2001. 68 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Перспектива, 2020. 121 с.
  7. Гагарин А.С. Homo Solus. Одиночество как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального. Екатеринбург, 1991. С. 77—109.
  8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2013. 487 с.
  9. Дементий Л.И., Коротеева Е.М. Одиночество подростков: феноменология, факторы, типология: моногр. М.: Директ-Медиа, 2021. 32 с.
  10. Колмогорова Л.С. Преодоление переживания одиночества: учеб.-метод пособие / Л.С. Колмогорова, Е.А. Манакова. Барнаул: АлтГПУ, 2015. 55 с.
  11. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: дис. канд. психол. наук. СПб., 1996. 166 с.
  12. Егорова У.Г. Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Том 15. № 2. С. 964—968. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-roditelskogo-otnosheniya-i-konfliktnosti-podrostkov (дата обращения: 09.08.2024).
  13. Елагина В.С., Резник Н.А. Особенности взаимоотношений подростков с родителями [Электронный ресурс] // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том. 5. № 4. С. 1—22. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2013/2013_2_964_968.pdf (дата обращения: 09.08.2024).
  14. Забабурина О.С. Особенности одиночества в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2017. С. 243—245. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-odinochestva-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 09.08.2024).
  15. Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2011. № 1. С. 34—41.
  16. Истратова О.Н. Самостоятельность современных старшеклассников в учебной деятельности, отношениях с родителями и сверстниками [Электронный ресурс] // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 7. С. 68—76.
  17. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
  18. Карабанова О.А. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 2. С. 36—47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnostnoy-avtonomii-podrostkov-v-otnosheniyah-s-roditelyami-i-sverstnikami (дата обращения: 9.08.2024).
  19. Карнацкая Н.В. Влияние семьи на социализацию подростка [Электронный ресурс] // Концепт: Научно-методический электронный журнал. 2017. № 8. С. 61—70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semi-na-sotsializatsiyu-podrostka (дата обращения: 9.08.2024).
  20. Кирпиков А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте: дис. канд. психол. наук. М: Смысл, 2002. 181 с.
  21. Коновалова А.М. Психологическое содержание уважения к родителям в подростковом возрасте: дис. канд. психол. наук. М: 2017. 269 с.
  22. Кочетова Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография / Ю.А. Кочетова. М.: 2021. 104 с.
  23. Куртиян С.В. Одиночество как социальное явление: дис. канд социол. наук. М.: 1995. 145 с.
  24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., 2005. М.: Смысл. 352 c.
  25. Лысогорская М.В. Типы родительской семьи и особенности внутриличностного ценностного конфликта у подростков: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2011. 23 с.
  26. Малышева С.В. Особенности чувства одиночества у подростков [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2001. № 3. С. 61— (дата обращения: 09.08.2024).
  27. Матеев Д.А. Типология одиночества [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки в Сибири. 2008. № 1. С. 70—74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-perezhivaniya-odinochestva-v-podrostkovom-i-rannem-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 09.08.2024).
  28. Оконечникова Л.В. Особенности межличностного восприятия в отношениях между подростками и их родителями // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2015. № 4. С. 59—63.
  29. Панкратова И.А. Особенности оценки поведения родителей и отношения к ним подростков с различным уровнем субъективного благополучия [Электронный ресурс] // Мир науки: Интернет-журнал. 2017. Том 5. № 2. С. 1—9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otsenki-povedeniya-roditeley-i-otnosheniya-k-nim-podrostkov-s-razlichnym-urovnem-subektivnogo-blagopoluchiya (дата обращения: 9.08.2024).
  30. Перлман Д., Пепло Л. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл Н.Е. Покровского. М., 2002. С. 152—169.
  31. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: 1982. 168 с.
  32. Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества: пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. 624 с.
  33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. СПб.: Питер, 2012. 237 с.
  34. Трубникова С.Г. Проблема психологии одиночество в философской и психологической литературе XX века. М., 1998. 20 с.
  35. Тудупова Т.Ц. Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2009. № 5. С.135—140. URL: https://ifte.kpfu.ru/wp-content/uploads/2023/12/Tom-2-obl-blok-ispr.pdf (дата обращения: 09.08.2024).
  36. Чижова Е.А. Феномен одиночества в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2020. С. 55—56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-odinochestva-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 09.08.2024).
  37. Шерешкова Е.А. Формирование осознанного отношения подростков к своим родителям // Педагогическое образование в России. 2022. № 2. С. 151—161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osoznannogo-otnosheniya-podrostkov-k-svoim-roditelyam (дата обращения: 09.08.2024).

Информация об авторах

Дегтярёв Артём Викторович, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9393-6550, e-mail: degtyarevav@mgppu.ru

Чивилёва Софья Дмитриевна, студентка, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0006-9724-9276, e-mail: sonyachiv@gmail.com

Купцова Дарина Михайловна, преподаватель кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6803-1984, e-mail: dary.rin@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 58
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 14
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6