История и метрическая теория компетенций в образовательном процессе

290

Аннотация

Основным недостатком компетентностного подхода в системе образовании является отсутствие метрической теории измерений в этой области, что делает данный подход малоэффективным в оценке качества результатов образовательного процесса. Проявление этого негативного факта в последнее время наблюдается в интенсивном «фгосотворчестве», реализуемом Минобрнауки, при котором «время жизни» вновь принятого ФГОС едва составляет 1,5 года и, таким образом, реализовать такой стандарт в полной мере не удается, а потому принимают новый ФГОС. Заметим, что компетенция – понятие, пришедшее в Россию из англосаксонской традиции образования. Однако «новое» в европейском образовании – часто хорошо забытое «старое» советское и решение этого вопроса достигается в рамках системного подхода в категории педагогической деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Гальперин П.Я. и др.), проводимого на основе кибернетической концепции. Такой подход реализует информационные модели данных процессов в рамках эволюционного уравнения М. Эйгена, обеспечивающего метрическое толкование интересующих компетенций, т.к. информация в кибернетике является основным понятием, допускающим трактовку в категории меры, в рамках которой формируется управление качеством образовательного процесса.

Общая информация

Ключевые слова: система образования, кибернетическая концепция, информация, управление, принцип деятельности в педагогической психологии, компетентностный подход, Болонский процесс, ФГОС, метрическая теория педагогических измерений, грамматика Хомского, принцип экономии мышления Э. Маха, эволюционное уравнение М. Эйгена, интеграция наук, междисциплинарная дидактика

Рубрика издания: Общие вопросы образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/05

Для цитаты: Фирстов В.Е. История и метрическая теория компетенций в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2016. № 3. С. 25–31. DOI: 05

Фрагмент статьи

Компетентностный подход в системе образования РФ: некоторые итоги. Мы понимаем компетентность – как особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Данный подход обусловлен рамками Болонского процесса и представляет глобальный уровень интеграции отечественного образования, накладывающий на Россию ряд серьезных обязательств, по которым:

Литература

  1. Холодная М.А. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
  2. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Циб А.В. Болонский процесс.– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 108 с.
  3. Образование: сокрытое сокровище / Доклад международной комиссии по образованию. – М.: ЮНЕСКО, 1997.
  4. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск, «Соврем. слово», 2005. – 720 с.
  5. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Дидактический потенциал синергетического подхода к формированию общенаучного методологического основания модернизации образования // Современные информационные технологии и ИТ- образование / Сборник избранных научных трудов VIII Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет вычислительной математики и кибернетики, 8-10 ноября, 2013 г. – М.: ИНТУИТ. РУ, 2013. – С. 108-123.
  6. Монахов В.М., Фирстов В.Е.Метрологические особенности параметризации управления открытых образовательных систем // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы IV-й Международной научно-практической конференции. 21-22 ноября 2013 г.–М.:РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.– С.99-105.
  7. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Синергетические принципы управления при формировании заданных свойств системы образования // Там же, C.105-112.
  8. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Условия и факторы формирования концепции модернизации российского образования // Педагогика, 2014, №1. – С. 24-36.
  9. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Синергетические принципы формирования параметров управления реализацией процесса модернизации системы образования // Управление качеством образования в вузе: проблемы, перспективные идеи и технологии: Мат-лы Междунар. научн. конф. Часть 2. Под ред. С.К. Исламгуловой. – Алмааты (Казахстан): Университет «Туран», 2013. – С.120-137.
  10. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Построение классификации педагогических измерений на основе системы психологических принципов // Вестник Московского Университета / Серия 20, Педагогическое образование, 2014, №2. – С.15-33.
  11. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Эволюционное уравнение Эйгена и его реализации в системе образования // Международные Колмогоровские чтения –XII: Ярославль, Россия, 20 мая–23 мая 2014 года / Материалы междунар. конф. – Ярославль: ЯГПУ им. Ушинского, 2015. – С.172-176.
  12. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Принципы формирования управления в процессе модернизации системы образования // Там же, сс.176-186.
  13. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Из опыта построения прогностических моделей развития информационных компонентов дидактики // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Т.1 (№11), 2015.– С. 88-96.
  14. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. – М.: Мир, 1973. – 214 с.
  15. Гребнев Л.С., Гришанова Н.А., Пугач В.Ф., Селезнева Н.А. Национальная система и образовательные стандарты высшего образования Российской Федерации: Аналитический доклад. Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 236 с.
  16. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография. – Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. – 210 с.
  17. Рукавишников В. А., Халуева В.В. ФГОС ВО три плюс или все-таки два с минусом? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dgng.pstu.ru/conf2015/papers/6
  18. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Модернизация отечественного образования на основе синергетических принципов оптимального управления // Ярославский педагогический вестник, 2013, №4, Т.II (Психолого-педагогические науки). – С. 7-22.
  19. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
  20. Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. – М.: Наука, 1970. – 708 с.
  21. Карлин С. Математические методы в теории игр, программировании и экономике. – М.: Мир, 1964. – 838 с.
  22. Мулен Э. Кооперативное принятие решений: Аксиомы и модели. – М.: Мир, 1991. – 463 с.
  23. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 351 с.
  24. Декарт Р. Рассуждение о методе. - М.: Изд-во АН СССР, 1953. – 656 с.
  25. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении.Собр. соч.,т.2.– М.:Мысль,1985.– С. 3-201.
  26. Коменский Я.А. Великая дидактика. – М.: Учпедгиз Наркомпроса РСФСР,1939.– 320 с.
  27. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.1. Раздел второй. Учение о сущности. Часть С. Действительность. §§ 142-148. // Энциклопедия философских наук. Т.1. М.: Мысль, 1975. С. 312-327.
  28. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Приложение в кн.: Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М.: Политиздат, 1972. С. 56-59.
  29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.– М.: Мысль,1965. – 572 с.
  30. Блонский П.П. Предисловие к сборнику «Тесты: теория и практика». №1. – М.: Работник просвещения, 1928. – 80 с.
  31. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671 с.
  32. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // В кн.: Психологическая наука в СССР. Ч.1. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 599 с.
  33. Маслова Г.Г. Совет учителей математики США о путях совершенствования математического образования в 80-е годы // Математика в школе, 1981, №5. – С.68-71.
  34. Компетентностный подход // Реферативный бюллетень. – М.: ГОУ ВПО «РГГУ им. М.А. Шолохова», 2005. – 27 с.
  35. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. – 304 с.
  36. Зиман Э., Бьюнеман О.Толерантные пространства и мозг // В кн.: На пути к теоретической биологии. Под ред. Б.Л. Астаурова. М.: Мир, 1970. С. 134-144.
  37. Пер Бак, Кан Чен. Самоорганизованная критичность // В мире науки, 1991, №3.- С.16-24.
  38. Бонгард М.М. Проблема узнавания. – М.: Наука, 1967. – 320 с.
  39. Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике. Вып.2. – М.: Прогресс, 1962. – С. 412-527.
  40. Лидл Р., Пильтц Г. Прикладная абстрактная алгебра. Глава 7. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1996. – 744 с.
  41. Клини С.К. Введение в метаматематику. – М.: ИЛ, 1957. – 527 с.
  42. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М.: Наука, 1987. – 240 с.
  43. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2009. – 576 с.
  44. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. – М.: ИЛ, 1963. 829 с.
  45. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. – М.: Советское радио, 1968. – 326 с.
  46. Штофф В.А. Моделирование и философия. – М.-Л.: Наука, 1966. – 301 с.
  47. Глушков В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики.– М.: Наука, 1986. – 488 с.
  48. Пригожин И., Николис Г. Самоорганизация в неравновесных системах. – М.: Мир, 1979. – 512 с.
  49. Малинецкий Г.Г. Математические основы синергетики: Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 312 с.
  50. Вольтерра В.Математическая теория борьбы за существование.– М.:Наука,1976.–286 с.
  51. Зайцев, В.Ф. Биоритмы творчества. – Л.: 1989. – 32 с.
  52. Малинецкий Г.Г., Курдюмов С.П. Синергетика, прогноз и управление риском // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – С. 378-405.
  53. Блисс Г.А. Лекции по вариационному исчислению. – М.: ИЛ, 1950. – 348 с.
  54. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Собр. соч. т. III. – М.-Л. 1948, АПН РСФСР. – С. 306- 314.

Информация об авторах

Фирстов Виктор Егорович, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры компьютерной алгебры и теории чисел, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: firstov1951@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 782
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 290
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0