Жизнестойкость в контексте жизненного пути личности родителей детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

380

Аннотация

В данной работе представлено краткое описание психологических особенностей жизненного пути личности родителей детей с расстройством аутистического спектра (РАС): особенности структурирования субъективного «прошлого», «настоящего» и «будущего» в жизненном пути родителем ребенка с РАС. В исследовательской работе представлен сравнительный анализ категории жизнестойкости личности родителей детей с РАС и родителей детей нормального развития. Дан обзор ключевых работ, освещающих проблематику взаимосвязи структуры жизненного пути и жизнестойкости личности. Методологическим основанием концепции жизненного пути личности в нашей работе является жизненного мира и психологического времени личности К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Кроник, Е.И. Головахи, жизнестойкости Д.А. Леонтьева. Концепция жизнестойкости, представленная в данной статье, опирается на понятийный аппарат С. Мадди, (в адаптированной методике «Жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Рассказовой Е.И.) дифференцирующего жизнестойкость по категориям вовлеченности, контроля и принятия риска. Представлены результаты сравнительного анализа данных жизнестойкости личности родителей детей с аутизмом и родителей детей нормального развития. Выделены эмпирические выводы по проведенному исследованию жизненного пути и жизнестойкости личности обеих групп родителей.

Общая информация

Ключевые слова: жизненный путь, жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, расстройство аутистического спектра

Рубрика издания: Педагогика и психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Крамар Е.С. Жизнестойкость в контексте жизненного пути личности родителей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2016. № 4. С. 62–66. URL: https://psyjournals.ru/journals/science_and_education/archive/2016_n4/Kramar (дата обращения: 12.12.2024)

Фрагмент статьи

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения рождаемости аутистического ребенка в семьях, что является мощным стрессовым фактором для родителей и своевременное оказание им психологической помощи существенно влияет не только на улучшение психического состояния родителей, но и на перспективу развития ребенка с РАС. В большинстве случаев, дети-аутисты появляются в семьях, для взрослых членов которых социализация также требовала и требует значительных усилий и связана с эмоциональными перегрузками, растерянностью и неосведомленностью в воспитании и развитии ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Литература

  1. Абульханова К. А., Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.:Алетейя, 2001. – 293 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Изд-во «Мысль», 1991. – 299 с.
  3. Жуков Д.Е. Центральные личностные функции у родителей детей с синдромом РДА / Жуков Д.Е. // Биопсихосоц. парадигма медицины и её влияние на развитие психоневрологич. науки и практики: Мат-лы науч.-практ. конф. молодых ученых. - СПб.: Изд. НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2004. - 244 с.
  4. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологічний час і життєвий шлях особи. – Філос. думка, 1983, № 1. с 59—61.
  5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности /Е.И.Головаха //Психология личности в трудах отечественных психологов. "Питер", 200. С - 256-269.
  6. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987. – 224 с.
  7. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. – М.: Смысл, 2003. – 284 с.
  8. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости / Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. - М.: Смысл, 2006. 63 с.
  9. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –394с.
  10. Проект «Аутизм в России» [сайт]. URL: http://www.autisminrussia.ru/html/project.htm (дата обращения: 14.06.2016).
  11. Begum, M. Conversations with children with disabilities and their mothers. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.dulwichcentre.com.au. - The International Journal of Narrative Therapy and Community Work, № 3, 2007.

Информация об авторах

Крамар Екатерина Сергеевна, магистр психологии, Таврическая академия КФУ им. В.И. Вернадского, Россия, e-mail: katyakramar@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 674
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 380
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0