Трансформация образа объекта деятельности как фактор деформации профессионального взаимодействия педагога

432

Аннотация

В статье исследуются проблемы соответствия представлений субъекта реальному объекту в педагогической деятельности. Рассматриваются факторы, способствующие их сближению, среди которых знания, опыт, мастерство учителя, уровень самосознания, способность разделять объектив- ные и ситуативные компоненты образа и др. Расхождение образа с реальным объектом нередко происходит из-за избытка информации, в результате чего образ в сознании субъекта приобретает фрагментарный или «клиповый» характер. Механизмы каузальной атрибуции, стереотипизации, проекции, децентрации, идентификации и эмпатии также могут приближать или отдалять образ от реальности. Неадекватность восприятия объекта педагогом ведет к формированию профессиональных деформаций в сфере взаимодействия, что проявляется в предвзятом отношении, профессиональном цинизме, деперсонализации, монологизме, симптомах «эмоционального дефицита» и «эмоционально-нравственной дезориентации», эффекте «упоения властью» и др.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональные представления , субъект и объект педагогической деятельности, становление профессионала, профессиогенез, адекватность представлений, профессиональные деформации

Рубрика издания: Исследования в области образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рогов Е.И. Трансформация образа объекта деятельности как фактор деформации профессионального взаимодействия педагога // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Том 24. № 2. С. 104–113.

Фрагмент статьи

Развитие профессионализма личности нельзя представить вне тесного взаимодействия с объектом ее деятельности. Целенаправленное его изменение составляет смысл всего  процесса  труда. По мере познания объекта деятельности, его образ в сознании профессионала постоянно  изменяется, уточняется, становится более дифференцированным, прогнозируемым.

Литература

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. 303 с.
  2. Арефьев Р. С. Формирование готовности к самопроектированию коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук. Сочи: СГУ, 2004. 190 с.
  3. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение//Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 326 с.
  5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 346 с.
  6. Буданов А. В.  Работа  с  сотрудниками  ОВД  по  профилактике  профессиональной  деформации.  М.:  ГУВД г. Москвы, 1992. 62 с.
  7. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во Московского университета, 1984. 200 с.
  8. Вербова К. В., Кондратьева С. В. Психология труда и личности учителя. Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 1991. 81 с.
  9. Владимирова М. Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ. М.: Наука, 2010. 315 с.
  10. Вершловский С. Г. Социально-педагогические проблемы послевузовского образования молодых учителей // Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. науч. трудов / под ред. Ю. Н. Кулюткина. М.: АПН СССР, 1990. 102 с.
  11. Елфимова Н. В. Причины деформации межличностного взаимодействия в образовательной среде // Фундаментальные исследования. 2012. № 11 (97). С. 1368–1372 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rae. ru/fs/pdf/2012/11–6/30800.pdf (дата обращения: 18.04.2015).
  12. Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991. 159 с.
  13. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. 224 с.
  14. Кравченко А. И. Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2008. 400 с.
  15. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного бу- дущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57–65.
  16. Майорова Т. Е. Формирование конфликтной компетентности педагогов, имеющих профессиональную деформа- цию: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 23 c.
  17. Meдведев В. С.   Профессиональная   деформация   личности   как   проблема   органов   внутренних   дел   // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. Вып. № 1 (3). С. 15–17.
  18. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических услови- ях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28–38.
  19. Москвина Н. Б. Педагогическое обеспечение трансформации риска личностно-профессиональных деформаций учителей в ресурс развития. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2005. 346 с.

  20. Ученые записки СПбГИПСР. Выпуск 2. Том 24. 2015
  21. Панферов В. Н. К проблеме форм проявления психического // Интегративный подход в психологии: сб. научных статей. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 5–14.
  22. Песков В. П. Особенности структуры представлений и ее формирование у детей школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2005. 22 с.
  23. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
  24. Резник Л. И. Индивидуальное семантическое пространство как ведущий компонент социально-перцептивных способностей (на материале учителей физкультуры): автореф. дис. … канд. психол. наук. Ульяновск: УПИ, 1992. 20 с.
  25. Рогов Е. И. Особенности представлений психологов об объекте своей деятельности//Известия Южного феде- рального университета. Серия: Педагогические науки. 2008. № 3. С. 145–162.
  26. Розов Г. А. Понимание классным руководителем личности старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Киев: Научно-исследовательский институт психологии УССР, 1981. 24 с.
  27. Серкин В. П. Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.
  28. Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.
  29. Смоленская Е. Н. О системе психокоррекционной работы с учителями // Проблемы обновления содержания об- щего образования. Ростов н/Д., 1992. Вып. 3. С. 57–59.
  30. Трунов Д. Г. Основы психотерапии: современные направления неклинической психотерапии: Учеб. пособие. Пермь: ПГНИУ, 2011. 144 с.
  31. Улыбина Е. В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь: СГПИ, 1993. Разд. 2. С. 75–76.
  32. Шпалинский В. В.  Психолого-педагогические  основы  изучения  личности  и  коллектива:  Учеб.  пособие. Днепропетровск: Днепропетровский гос. ун-т, 1991. 91 с.
  33. Щепанская Т. Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. VI, № 1 (21). С. 139–161.

Информация об авторах

Рогов Евгений Иванович, доктор педагогических наук, Зав.кафедрой организационной и прикладной психологии, Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: profrogov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 890
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 432
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0