Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте теории Л. С. Выготского

587

Аннотация

В статье рассматривается значение теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского для современной практики образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализации идей инклюзивного образования. Особое внимание уделяется положению о социальной сущности дефективности и компенсации дефектов развития, которые являются теоретико-методологическими основаниями гуманистической, личностно ориентированной, парадигмы социальной интеграции инвалидов, социальной модели инвалидности. Выделены главные принципы нормоцентрической и гуманистической парадигмы социальной интеграции инвалидов.

Общая информация

Ключевые слова: дефектология, инвалид , личностно ориентированная парадигма, модель инвалидности, нормоцентрическая парадигма, сенсорные нарушения, социальная интеграция

Рубрика издания: Исследования в области социальной работы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Волкова И.П. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте теории Л. С. Выготского // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. Том 27. № 1. С. 86–91.

Фрагмент статьи

Модернизация системы отечественного об- разования, смена образовательной парадигмы лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, распространение практики  инклюзивного образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и  индивидуальных  возможностей  (ст.  2, п. 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») обусловливают необходимость переосмысления традиционных ценностных оснований и организационно-содержательных принципов.

Литература

  1. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Психология развития как феномен культуры. Психология отечества. Избр. психол. тр. в 70-ти т. М. — Воронеж: ИПП «Модэк», 1996. С. 358–377.
  2. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. С. 196–218.
  3. Выготский Л. С. Слепой ребенок // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. 656 с. С. 130–150.
  4. Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. 656 с. С. 22–60.
  5. Волкова И. П. Социальная интеграция инвалидов по зрению: психологические аспекты. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 203 с.
  6. Защиринская О. В. Специальная психология в исследованиях Л. С. Выготского // Основы дефектологии. СПб.:
  7. «Лань», 2003. 656 с. С. 632–648.
  8. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: КАРО, 2006. 212 с.
  9. Лифанова Т. М. Жизнь и творчество Л. С. Выготского // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. 656 с. С. 3–20.
  10. Назарова Л. М. Общие вопросы теории специальной педагогики // Специальная педагогика. М.: Академия, 2000. 394 с. С. 5–26.
  11. Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский и проблема социокультурной детерминации психики // Психология развития как феномен культуры. Психология отечества. Избр. психол. тр. в 70-ти т. М. — Воронеж, 1996. С. 5–23.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 1416
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 587
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2