Материнские установки и эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста

400

Аннотация

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. Автор анализирует, как те или иные материнские установки влияют на самооценку, уровень притязаний, эмоциональную экспрессию 3–4‑летних детей. Показано, что запрет на проявление эмоций, отсутствие внимания к детским переживаниям, взаимоуважения между взрослым и ребенком, диалога, нежелание объяснять происходящие события негативно сказываются на эмоционально-личностном состоянии дошкольника.

Общая информация

Ключевые слова: эмоции, материнские установки, дошкольный возраст, когнитивный эмоциональный компонент, идентификация эмоций, экспрессия, самооценка, уровень притязаний

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Феоктистова Н.В. Материнские установки и эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 29. № 1. С. 44–48.

Фрагмент статьи

Младший дошкольный возраст — особое время в жизни ребенка. Это сензитивный период для становления многих психических структур. Помимо физического и познавательного развития в 3–4 года происходят изменения и в эмоциональной сфере. Младший дошкольный возраст — особое время в жизни ребенка. Это сензитивный период для становления многих психических структур. Помимо физического и познавательного развития в 3–4 года происходят изменения и в эмоциональной сфере.

Литература

  1. Божович А. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. 3‑е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.
  2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2005. 512 с.
  3. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78–85.
  4. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. 2‑е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 376 с.
  5. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. И. Изотовой, Е. В. Никифоровой. М., 2004. 288 с.
  6. Ильина М. Н. Развитие ребенка от первого дня жизни до шести лет (Тесты и развивающие упражнения). СПб., 2001. 160 с.
  7. Искра Н. Н. Распознавание эмоций на лицах детей раннего возраста: автореф. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 23 с.
  8. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие. М., 2009. 288 с.
  9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей. М., 2004. 192 с.
  10. Листик Е. М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: дис. … канд. психол. наук. М., 2003. 170 с.
  11. Орехова О. А. Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста: авто-реф. … канд. психол. наук. СПб., 2007. 26 с.
  12. Прусакова О. А. Генезис понимания эмоций: дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 168 с.
  13. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / под ред. М. В. Гамезо. М.: Педагогическое Общество России, 2001. 485 с.
  14. Феоктистова Н. В. Материнские установки женщин и особенности развития детей младшего дошкольного возраста: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2011. 163 с.
  15. Bonis M. de, Lioussine D. Emotions, expressions faciales et primitives iconiques. In: Colletta J.-M., Tcherkassof A. (eds.). Emotions, interactions et développement. Actes du Colloque international de Grenoble. Grenoble: Editions Jérôme Millon, 2001, pp. 69–73 (in French).

Информация об авторах

Феоктистова Наталия Ввладимировна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей, возрастной и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, e-mail: psiholog.sp@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 723
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 400
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1