Психологические аспекты восприятия современными студентами теории толпы Г. Тарда

204

Аннотация

В статье противопоставляются два аспекта актуальности социальных теорий — научный и общественный. Констатируется, что парадигма «психологического контагия», рассматривавшая с конца XIX до середины XX века толпу как иррациональное и деструктивное образование, по мере развития социально-психологического знания утратила научную актуальность. Вместе с тем утверждается, что она многом сохранила актуальность общественную, так как по-прежнему способна снабжать заинтересованных лиц простыми, понятными, но при этом весьма примерными сведениями о психологической природе стихийных объединений. Описываются результаты экспертного опроса студентов по содержанию теории толпы, разработанной Тардом. Определяется совокупность ключевых положений, разделяемых современными студентами. Анализируются уточнения и критические замечания, высказанные респондентами в адрес составляющих этой теории. На материале результатов исследования постулируется ряд принципиальных различий между научной и общественной актуальностью социальной теории.

Общая информация

Ключевые слова: толпа, теория толпы Тарда, критика теорий толпы, «психологический контагий», восприятие современными студентами, научная и общественная актуальность

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Горбатов Д.С., Михайлова И.В. Психологические аспекты восприятия современными студентами теории толпы Г. Тарда // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 29. № 1. С. 36–43.

Фрагмент статьи

Выдающийся французский социальный психолог, философ и криминолог, основоположник субъективно-психологического направления в социологии Жан-Габриэль де Тард (1843–1904) знаменит как создатель одной из первых теорий стихийных объединений. Данной проблематике он посвятил три работы, быстро получившие общеевропейскую известность.

Литература

  1. Безсонов Д. Д. Массовые преступления в общем и военно-уголовном праве: Диссертация. СПб.: Типо-лит. К. Л. Пентковского, 1907. 480 с.
  2. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921. 432 с.
  3. Вагнер В. А. Биология и психология толпы // Образование. 1905. № 9. С. 143–184.
  4. Войтоловский Л. Н. Роль чувства в коллективной психологии (опыт психофизиологического исследования толпы). Киев: Лито-тип. т‑ва И. Н. Кушнерев и К0, 1904. 47 с.
  5. Горбатов Д. С., Большаков С. Н. Психология толпы: теории стадного инстинкта начала ХХ века // Психологический журнал. 2017. T. 38, № 1. С. 98–106.
  6. Д‑ов И. (Добровольский И. И.) Психология «преступной» толпы // Русская мысль. 1894. № 12. С. 130–158.
  7. Кандинский В. Х. Общепонятные психологические этюды. М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1881. 235 с.
  8. Каптерев П. Ф. О подражательности в психологическом и педагогическом отношениях // Образование. 1893. № 7–8. С. 1–41.
  9. Лебон Г. Психология масс // Психология народов и масс. СПб.: изд. Ф. Павленкова, 1896. С. 149–329.
  10. Михайловский Н. К. Еще о толпе // Сочинения в 6 т. Т. 2. СПб.: Русское богатство, 1896. С. 404–466.
  11. Тард Г. Преступления толпы. Казань: Типо-лит. Императ. ун-та, 1893. 44 с.
  12. Тард Г. Общественное мнение и толпа. М.: Тов‑во А. И. Мамонтова, 1902. 202 с.
  13. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы / сост. и предисл. B. C. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2009. 391 с.
  14. Aubry P. La contagion du meurte. Étude d’anthropologie criminelle. Paris: Félix Alcan, 1888. 184 p. (In French).
  15. Drury J., Stott C. Contextualising the crowd in contemporary social science. Contemporary Social Science, 2011, 6 (3), pp. 275–288. doi: 10.1080/21582041.2011.625626.
  16. McClelland J. S. The crowd and the mob: From Plato to Canetti. London: Unwin Hyman, 1989. 356 p.
  17. McPhail C. The myth of the madding crowd. New York: Aldine de Gruyter, 1991. 265 p.
  18. Reicher S. The psychology of crowd dynamics. In: Hogg M. A., Tindale R. S. (eds.). Blackwell handbook of social psychology: Group processes. Oxford: Blackwell, 2001, pp. 182–208.
  19. Spears R., Postmes T. Group identity, social influence and collective action online: Extensions and applications of the SIDE model. In: Sundar S. S. (ed.). The handbook of psychology of communication technology. Oxford: Blackwell, 2015, pp. 23–46.
  20. Stott C., Drury J. Contemporary understanding of riots: Classical crowd psychology, ideology and the social identity approach. Public Understanding of Science, 2016, 26 (1), pp. 2–14. doi: 10.1177/0963662516639872.

Информация об авторах

Горбатов Дмитрий Сергеевич, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры Менеджмента массовых коммуникаций факультета Прикладных коммуникаций, Сакт-Петербургский Государственный Университет, профессор кафедры прикладной социальной психологии и конфликтологии, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: gorbatov.rus@gmail.com

Михайлова Ирина Вячеславовна, старший лаборант отдела образовательных программ, Управление образовательных программ, Санкт-Петербургский государственный университет, e-mail: i.mikhaylova@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 566
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 204
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0