Паттерны глазодвигательной активности учащихся с дислексией при чтении текстов различного визуального формата

125

Аннотация

Представленное в настоящей статье исследование посвящено проблемам дислексии. Анализируются пространственно-временные параметры глазодвигательной активности учащихся с дислексией при чтении вслух текстов различного визуального формата. Делается сравнение с контрольной выборкой. Авторы приходят к выводу, что оптимальными являются текст с выделенными слогами, а также текст на черном фоне. Для чтения иллюстрированного текста, напротив, детям с нарушением требуется больше времени и ресурсов.

Общая информация

Ключевые слова: движения глаз, дислексия, чтение, саккады

Рубрика издания: Исследования в области дефектологического образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Скуратова К.А., Штарева А.С. Паттерны глазодвигательной активности учащихся с дислексией при чтении текстов различного визуального формата // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 30. № 2. С. 119–125.

Фрагмент статьи

Дислексия — расстройство, связанное с нарушением формирования навыков чтения, при сохранном интеллекте и отсутствии сенсорных патологий. Распространенность его среди детей школьного возраста, например, в США составляет от 6 % до 17 %, соотношение мальчиков/девочек с дислексией приблизительно 1,5:1.

Литература

  1. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. 263 с.
  2. Biscaldi M., Fischer B., Aiple F. Saccadic eye movements of dyslexic and normal reading children. Perception, 1994, 23 (1), pp. 45–64. doi: 10.1068/p230045.
  3. Bradford J. Designing web pages for dyslexic readers. Available at: http://www.dyslexia-parent.com/mag35.html (accessed 20.10.2018).
  4. Chapman C. The most popular fonts used by designers. Available at: https://www.webdesignerdepot.com/2011/08/themost-popular-fonts-used-by-designers (accessed 20.10.2018).
  5. Coltheart M., Rastle K., Perry C., et al. DRC: A dual route cascaded model of visual word recognition and reading aloud. Psychological Review, 2001, 108 (1), pp. 204–256. doi: 10.1037/0033–295X.108.1.204.
  6. Haslum M. N., Miles T. R. Motor performance and dyslexia in a national cohort of 10 year old children. Dyslexia, 2007, 13 (4), pp. 257–275. doi: 10.1002/dys.350.
  7. Holmqvist Olander M., Wennås Brante E., Nyström M. The effect of illustration on improving text comprehension in dyslexic adults. Dyslexia, 2017, 23 (1), pp. 42–65. doi: 10.1002/dys.1545.
  8. Hutzler F., Kronbichler M., Jacobs A. M., et al. Perhaps correlational but not causal: No effect of dyslexic readers’ magnocellular system on their eye movements during reading. Neuropsychologia, 2006, 44 (4), pp. 637–648. doi: 10.1016/j. neuropsychologia.2005.06.006.
  9. Hyönä J., Olson R. K. Eye fixation patterns among dyslexic and normal readers: Effects of word length and word frequency. Journal of Experimental Psychology. Learning, Memory, and Cognition, 1995, 21 (6), pp. 1430–1440. doi: 10.1037/0278–7393.21.6.1430.
  10. Kriss I., Evans B. J. W. The relationship between dyslexia and Meares–Irlen Syndrome. Journal of Research in Reading, 2005, 28 (3), pp. 350–364. doi: 10.1111/j.1467–9817.2005.00274.x.
  11. Levie W. H., Lentz R. Effects of text illustrations: A review of research. Educational Communication and Technology, 1982, 30 (4), pp. 195–232. doi: 10.1007/BF02765184.
  12. Liberman A. M., Mattingly I. G. A specialization for speech perception. Science, 1989, 243 (4890), pp. 489–494. doi: 10.1126/science.2643163.
  13. Paulesu, E., Démonet, J. F., Fazio, F., et al. Dyslexia: Cultural diversity and biological unity. Science, 2001, 291 (5511), pp. 2165–2167. doi: 10.1126/science.1057179.
  14. Pennington B. F. Diagnosing learning disorders: A neuropsychological framework. New York: Guilford Publications Inc., 2009. 355 p
  15. Prado C., Dubois M., Valodois S. The eye movements of dyslexic children during reading and visual search: Impact of the visual attention span. Vision Research, 2007, (47), pp. 2521–2530.
  16. Rainger P. A dyslexic perspective on e‑Content accessibility. Available at: http://www.techdis.ac.uk/seven/papers/dyslexia. html (accessed 20.10.2018).
  17. Rello L., Baeza-Yates R. Good fonts for dyslexia. Proc. of the 15th International ACM SIGACCESS Conference on Computers and Accessibility. New York: ACM, 2013 (ASSETS ‘13), p. 14. doi: 10.1145/2513383.2513447.
  18. Rello L., Kanvinde G., Baeza-Yates R. Layout guidelines for web text and a web service to improve accessibility for dyslexics. Proc. of the International Cross-Disciplinary Conference on Web Accessibility. New York: ACM, 2012 (W4A ‘12), pp. 36:1–36:9. doi: 10.1145/2207016.2207048.
  19. Stein J., Walsh V. To see but not to read: The magnocellular theory of dyslexia. Trends in Neuroscience, 1997, 20 (4), pp. 147–152. doi: 10.1016/S0166–2236 (96)01005–3.
  20. Tallal P. Auditory temporal perception, phonics, and reading disabilities in children. Brain and Language, 1980, 9 (2), pp. 182–198. doi: 10.1016/0093–934X (80)90139‑X.
  21. Wolf M., Bowers P. G. The double-deficit hypothesis for the developmental dyslexia. Journal of Educational Psychology, 1999, 91 (3), pp. 415–438. doi: 10.1037/0022–0663.91.3.415.

Информация об авторах

Скуратова Ксения Андреевна, магистрант факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: st013890@student.spbu.ru

Штарева Александра Сергеевна, студентка, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Институт дефектологического образования и реабилитации, e-mail: aleksandra.shtareva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 398
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 125
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0