Совесть как функциональный оргна: осмысление феномена «совесть» — важнейшей категории логотерапии В. Франкла

326

Аннотация

Автор размышляет о содержательном наполнении известного высказывания В. Франкла о совести как органе смысла. Раскрывается концепция функционального органа по А. А. Ухтомскому. Проводятся аналогии биологических органов и органов, не проявленных морфологически. Совесть традиционно описывается как категория морального сознания. Между тем она может быть рассмотрена в качестве функционального органа, который сонастраивает ежедневные конкретные деяния человека с системой его ценностей, представлениями о высших принципах и правилах жизни, в контексте более высокого начала. Функцией совести и выражением ее вовне являются императивы нравственности. Совесть не является органом, порождающим смыслы в прямом смысле этого слова, но познается и расшифровывается ими. Смыслы помогают обнаружить связи с законами морали и объединяют в человеке реальное и трансцендентное.

Общая информация

Ключевые слова: совесть, логотерапия, В. Франкл, функциональный орган, мораль, смысл, трансцендентное, психологическое консультирование

Рубрика издания: Дискуссионный клуб

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Смолова Л.В. Совесть как функциональный оргна: осмысление феномена «совесть» — важнейшей категории логотерапии В. Франкла // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 30. № 2. С. 135–144.

Фрагмент статьи

Появление логотерапии, созданной великим австрийским психологом В. Франклом, стало для классической психологии настоящим событием. Она не похожа ни на одно направление: в центре рассмотрения находится смысл как движущая сила человеческого поведения и существования в целом.

Литература

  1. Акопян Г. А. Свобода совести: философско-антропологическое измерение: дис. … канд. филос. наук. Армавир, 2009.
  2. Барсукова С. А. Концептуальное поле феномена «совесть» в психологии // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 1. С. 36–44.
  3. Баттиани А., Штукарева С. Логотерапия: теоретические основы и практические примеры. М.: Новый Акрополь, 2016. 272 с.
  4. Болгарчук Р. Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных. М., 2009.
  5. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  6. Велихов Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного исследования // Вопросы философии. 1988. № 11. С. 3–30.
  7. Воловикова М. И., Мустафина Л. Ш. Представления о совести в российском менталитете. М.: Ин-т психологии РАН, 2016. 144 с.
  8. Вышеславцев Б. П. Значение сердца в религии // Путь. 1925. № 1. С. 70–81.
  9. Гуттманн Д. Логотерапия для профессиональной помощи. Социальная работа, наполненная смыслом. М.: Новый Акрополь, 2016. С. 264.
  10. Замалиева С. А. Человек все решает сам. Логотерапия и экзистенциальная антропология Виктора Франкла. СПб.: Университетская книга, 2012. 142 с.
  11. Зинченко В. П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 79–97.
  12. Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 85–98.
  13. Ильин Е. П. Психология совести. Вина, стыд, раскаяние. СПб.: Питер, 2016. 370 с.
  14. Лукас Э. Учебник логотерапии. Представление о человеке и методы. М.: Новый Акрополь, 2017. 256 с.
  15. Конт-Спонвиль А. Философский словарь. М., 2012.
  16. Корниенко А. Ф. Природа и психологические механизмы совести // Филология и культура. 2014. № 1 (35). С. 322–332.
  17. Куличенко Т. В., Леонтьев Д. А. Подсознательный Бог: психотерапия и религия // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 172–173.
  18. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с
  19. Леонтьев А. Н. Философия психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 228 с.
  20. Личностный потенциал: структура и динамика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.
  21. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. С. 103–112.
  22. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. СПб.: Азбука-классика, 2008. 256 с.
  23. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 679 с.
  24. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., Российское педагогическое агентство, 1999. 374 с.
  25. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  26. Ухтомский А. А. Интуиция совести. СПб., 1996.
  27. Ухтомский А. А. Собрание сочинений в 10 томах. М., 1950. Т. 1.
  28. Феофан Затворник Начертание христианского нравоучения. 2‑е изд. М.: Правило веры, 2010. 686 с.
  29. Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель-пресс; Эксмо-пресс, 2000. 368 с.
  30. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 366 с.
  31. Совесть. Христианская психология и антропология [сайт]. Режим доступа: http://www.xpa-spb.ru/slov/2-17.html (дата обращения: 05.11.2018).

Информация об авторах

Смолова Лидия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры консультативной психологии и психологии здоровья, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: lidia_smolova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 773
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 326
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0