Центр «Доверие» в Саянах

481

Общая информация

Рубрика издания: Письма наших читателей

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Центр «Доверие» в Саянах // Синдром Дауна XXI век. 2010. № 1. С. 56.

Полный текст

Наш центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции носит имя «Доверие». Он находится в Нижнеудинске – маленьком городе с большой историей (в 2009 году ему исполнилось 365 лет). Город расположен на равном удалении от Красноярска и Иркутска (8–10 часов езды на скором поезде). В Нижнеудинске есть интернат для детей-сирот с легкой умственной отсталостью областного подчинения. Наш же центр является единственным местом на весь Нижнеудинский район, куда могут обратиться за помощью родители детей с раз­личными диагнозами и проблемами.

В настоящее время центр «Доверие» посещают 205 детей, из них 8 человек с синдромом Дауна, 6 – с ДЦП, 14 – с умственной отсталостью разной степени, 24 ребенка с диаг­нозом «общее недоразвитие речи» 1–3-го уровня, 27 – с фо­нетико-фонематическим недоразвитием речи, 126 – с хрони­ческими соматическими заболеваниями. В штате центра представлены педагогические и медицинские кадры: дефек­тологи, логопеды, психологи, социальный педагог, инструкто­ры лечебной физкультуры, массажисты, фельдшер, детский психиатр. Миссия центра «Доверие» заключается в органи­зации комплексного сопровождения детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Организация учебно-воспитательного процесса в центре от­личается от других образовательных учреждений наличием на каждого воспитанника, находящегося на комплексном со­провождении, индивидуально-ориентированной коррекцион­но-развивающей программы, которая корректируется конси­лиумом специалистов по мере необходимости.

Одно из интересных, но сложных направлений деятель­ности специалистов центра – воспитание и обучение детей с синдромом Дауна. Целенаправленная работа с этими деть­ми ведется в центре пятый год, а в апреле 2009 года началось наше сотрудничество с Институтом развития образования Иркутской области в рамках педагогической площадки «Ин­клюзивное воспитание и обучение детей с синдромом Дауна в условиях ППМС-центра». Мы уверены, что в рамках этой экспериментальной педагогической площадки будут апроби­рованы инновационные технологии и методы воспитания и обучения детей с особенностями развития, расширятся воз­можности повышения квалификации кадрового потенциала центра. Обобщение опыта позволит коллективу выйти на но­вый уровень развития.

Сейчас для детей с синдромом Дауна от 0 до 3 лет акцент делается на психолого-педагогическом сопровождении роди­телей и проведении 5–6 курсов массажа, от 3 до 6 лет – на формировании навыков самообслуживания, социальной адаптации в среде сверстников, включении в игровую дея­тельность, от 6 до 9 лет – на подготовке к обучению в школе, от 10 до 23 лет – на профессиональной ориентации и реше­нии вопросов трудоустройства. Совместная работа педаго­гов, медиков и родителей направлена на максимальную реа­лизацию физиологического и психологического потенциала ребенка, создает предпосылки для его успешной адаптации в обществе.

Для всестороннего развития детей организована работа специалистов дополнительного образования. На базе центра функционируют кружки лепки, настольного тенниса, вязания, экологического воспитания, аппликации. Также дети с синд­ромом Дауна посещают студии резьбы по дереву, гончарного дела на базе Дома народного творчества.

Трудностей в нашей работе хватает, и самая главная из них – «кризис компетентности». Так, например, у нас недо­статочно знаний по вопросу полового воспитания детей с синдромом Дауна, а это острая проблема. Назову другие трудности:

  • не разработан мониторинг здоровья детей с синдромом Дауна, который учитывает их генетические особенности;
  • не решены пока вопросы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна в массовых образовательных учреждениях;
  • остается открытой проблема ранней профессиональной подготовки и трудоустройства подростков с синдромом Дауна, а также множество других вопросов. Эта информация носит обзорный характер; остались за кадром все наши споры, сомнения, победы и неудачи, и ко­нечно, опыт наших соратников – родителей малышей, кото­рые объединились вокруг нас, чтобы помочь своим детям, имеющим огромный потенциал развития. Коллектив центра предполагает, что поднятые в статье проблемы существуют и в других регионах и мы сможем через данную публикацию найти единомышленников.

Т. В. Станиславчик, директор центра психолого-педагогической реабилитации
и коррекции «Доверие», г. Нижнеудинск, Иркутская область

Метрики

Просмотров

Всего: 1219
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 481
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0