Развитиe социальных связей и отношений в виртуальных сообществах

540

Аннотация

In this article the standpoint of the author on the processes of development of social intercourse and social relations in virtual communities is being revealed and processes themselves are being considered and analyzed.

Общая информация

Ключевые слова: virtual community, social network, social intercourse, Internet, community member

Рубрика издания: Социология и демография

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гревцов В.Е. Развитиe социальных связей и отношений в виртуальных сообществах // Социосфера. 2010. № 1. С. 59–61.

Полный текст

Проблематика развития социальных структур является очень важным аспектом в изучении виртуальных сообществ, поскольку основана на мотивации участия в социаль­ных структурах виртуальных сетевых сообществ миллионов жителей планеты. Феномен коллективного разума участников сообществ предусматривает превышающую интересы индивида мотивацию, которая и является одной из основ развития виртуального сообще­ства, как глобального явления современного информационного общества.

Объясняя вопрос беспрецедентного роста и развития виртуальных сообществ, не­обходимо учитывать причины, имеющие отношение к особенностям человека как субъ­екта осуществляемых в информационной среде социальных отношений.

Говоря о мотивации пользователей сети Интернет, необходимо отметить работу О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабанина и А. Е. Войскунского, которые показали, что в основе деятель­ности пользователей сети Интернет лежит деловая, познавательная, коммуникативная, рекреационная, игровая, аффилиативная мотивация, а также мотивация сотрудничества, самореализации и самоутверждения. Данные результаты могут говорить о том, что Ин­тернет в своем развитии прошел путь от узкой профессиональной среды общения про­граммистов к среде свободного общения, реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы [1].

Сейчас виртуальные сообщества стали уже привычным инструментом в социаль­ном взаимодействии людей. Соседи используют почтовую рассылку и электронные до­ски объявлений для того, чтобы взаимодействовать и обмениваться информацией между собой, учащиеся используют виртуальные социальные сети для общения и обмена ин­формацией вне своих учебных заведений и т. д. Социальные группы, которым ближе физическое взаимодействие, могут использовать виртуальные сообщества для того, чтобы обеспечивать информацией их участников и оставаться на связи в промежутках между встречами в реальной жизни. Также распространены виртуальные сообщества, состоящие из людей, которые рассредоточены территориально и редко (или никогда) не встречаются лицом к лицу. Такие виртуальные сообщества формируются, как правило, на основе общего интереса к той или иной теме.

Ряд исследователей, обсуждая причины, способствующие тому, что виртуальные миры так быстро стали составной частью повседневности, приходят к выводу о стремле­нии человека превысить определенные ему природой возможности [2]. Сложность совре­менных телекоммуникационных систем превышает что-либо ранее созданное в истории человечества, а массовость их использования и темпы роста числа пользователей говорят о том, что в современном информационном обществе достижения науки и технологий стали частью повседневности.

Виртуальные сообщества являются неотъемлемой частью современной социальной структуры и активно изучаются, например, при помощи метода анализа социальных се­тей (Social network analysis, SNA). Если сравнивать этот метод с рядом традиционных методов социологического исследования, то можно увидеть, что предметом анализа в SNA выступают не характеристики отдельных личностей, а структура их взаимосвязей в рамках того или иного виртуального сообщества.

Н. Дубова в своей работе «Социальная сеть знаний» отмечает, что оценить значи­мость происходящего в социальной сети для достижения определенных целей, напри­мер, для развития социальных связей между членами сообщества, помогает категориза­ция связей между узлами сети. Такие связи могут быть прямыми или косвенными, силь­ными или слабыми, односторонними или двусторонними. Прямая связь в социальной сети – это непосредственные отношения между двумя людьми [3].

Друзья или родственники, часто общающиеся в социальной сети, постоянно обме­ниваются информацией. Однако источником развития для них, скорее всего, будет на­лаживание связей за пределами своих связей (например, обсуждение интересующего во­проса с участниками тематического виртуального сообщества).

Условно связь между людьми социальных сетей можно разделить на три группы:

  1. Дружеское общение между знакомыми людьми. Они добавляют друг друга в дру­зья, при этом в специальном разделе «Друзья» отображаются добавленные на вашу страничку пользователи.
  2. Связи между участниками группы. Социальные сети дают возможность людям об­щаться не только вдвоем, но и целыми группами.
  3. Связи между людьми, имеющими определённую информацию в профиле. С по­мощью социальной сети можно искать новых людей. Благодаря тому, что профили пользователей располагают огромной информацией, это дает хорошую возмож­ность искать людей по конкретным параметрам. Таким образом, можно отыскать тех, кто учился с вами в одной школе, классе, университете, кто живет в том же городе, районе и просто людей с похожими интересами.

Для лучшего понимания специфики функционирования сетевых сооб­ществ очень ва­жен вопрос их устойчивости. В настоящее время в общественных науках вопрос устойчи­вости сетевых сообществ является одним из наименее исследованных. При этом практика не раз показывала, что самые благополучные и устойчивые в виртуальном пространстве те сообщества, в которых происходит эффективное управление процессами социальных взаимодействий.

Виртуальные сообщества могут создаваться целенаправленно или возникать стихий­но. Первые, как правило, более устойчивы, так как их создатели различными способами удерживают пользователей вокруг информационного ресурса (постоянное обновление ин­формационного содержания, конкурсы, подарки и т. п.). Немаловажным для успешного функционирования сообщества является и привлечение новых участников сообщества. Поэтому увеличение численности участников виртуального сетевого сообщества для по­давляющего числа ресурсов является стратегической  задачей.

Таким образом, сформировавшиеся и успешно функционирующие виртуальные сообщества должны принимать меры по обеспечению устойчивости своей социальной структуры. Эти меры должны носить как организационный, так и технический характер, при безусловном приоритете мер социальной организации функционирования виртуаль­ных сообществ.

Информатизация общества привела к значительным переменам в сфере коммуни­каций. Появились и достаточно широко распространились новые средства коммуника­ции – Интернет и цифровая связь. Все это создает предпосылки для существенной пере­стройки социальных механизмов – контроля, репутации, управления и самоорганизации [4]. Уже сегодня возникают новые формы социальных общностей (в т. ч. виртуальные сообщества практики).

Виртуальные социальные общности являются объективными по своей природе, и на них действуют существующие в физическом мире законы развития общества. Особую роль в этом процессе занимает глобальная сеть Интернет, которая является не только сред­ством массовой коммуникации, но и образует принципиально новую область социального взаимодействия, которая влечет за собой изменения в реальной жизни индивида.

Сеть Интернет, предоставляя человеку неограниченные возможности общения в ре­альном времени, превратилась из простого множества связанных сетью компьютеров в сообщество пользователей сети, сообщество людей, соотносящих свое поведение с определенными правилами и законами виртуального пространства. Как и любое другое общество, сообщество пользователей сети Интернет представляет собой социальную среду, где индивидуум в результате социализации может стать личностью и где личность может пройти как путь социализации, так и ресоциализации.

Литература

  1. Арестова, О. Н. Мотивация пользователей Интернета / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. [Электронный ресурс] // Ассоциация РЕЛАРН. URL: http://www.relarn.ru:8080/human/motivation.txt (дата обращения: 10.12.2009)
  2. Biocca, F.Chapter 1: The vision of virtual reality. / F. Biocca, P. Levy / In: Biocca F. (eds). Communication in the age of virtual reality. – Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1995. PP. 3–14.
  3. Дубова, Н. Социальная сеть знаний / Н. Дубова [Электронный ресурс] // Открытые си­стемы. URL: http://www.osp.ru/text/print/302/380634.html (дата обращения: 19.12.2009).
  4. Плотинский, Ю. М. Развитие социального интернета / Ю. М. Плотинский. – Веб 2.0 [Электронный ресурс] // URL: http://soc-inform4.narod.ru/lectures.html#d6 (дата обраще­ния: 05.10.2009).

Информация об авторах

Гревцов В.Е., Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2600
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 540
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0