Социосфера
2011. № 3. С. 25–28
ISSN: 2078-7081
Современные подходы к профессиональной подготовке будущих учителей в условиях колледжа
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: pedagogy, training of teachers, college, psychodidaktika
Рубрика издания: Психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Величко Е.В. Современные подходы к профессиональной подготовке будущих учителей в условиях колледжа // Социосфера. 2011. № 3. С. 25–28.
Полный текст
Подготовка учителя, способного к самостоятельному обучению и развитию собственной научнообоснованной практики, – главная цель педагогического образования многих современных стран. В настоящее время и в мире, и в России на смену учебнодисциплинарной модели образования приходит личностноориентированная модель. В центре теоретической модели личностноориентированного образования – развитие личности студента как человека культуры, как субъекта деятельности, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности [2, с. 36].
Преподавание – сложная профессия, требующая комплекса знаний и компетенций. Содержание учебных программ должно включать изучение предметов, а также профессиональные знания, совмещенные с практикой. Кроме того, такие программы должны иметь существенную исследовательскую компоненту.
Вместе с тем и само начальное педагогическое образование (Initial Teacker Training) в условиях колледжа рассматривается как первый важный шаг в формировании будущего учителя.
Требования, предъявляемые к современному учителю, предполагают у него наличие глубокого знания предмета преподавания, владение передовыми педагогическими методами и его способность к построению рефлексивной практики, позволяющей адаптировать его профессиональную деятельность как к потребностям каждого отдельного ребенка, так и к группе учащихся в целом. Так, совместно принятая рекомендация на уровне министров образования стран ЕС указывает на необходимость наличия у будущих педагогов по завершении начального педагогического образования таких важных умений, как:
-
способность формировать в ходе обучения универсальные (и переносимые) (transversal) учебные компетенции учащихся;
-
умение формировать безопасную и привлекательную образовательную среду;
-
способность эффективно преподавать в гетерогенных классах с учащимися из разных социальных и культурных сред в широком спектре их способностей и потребностей;
-
способность строить свою профессиональную деятельность во взаимодействии с коллегами, родителями учащихся и социальным окружением школы;
-
способность к построению нового знания и инноваций как следствие участия в рефлексивной практике и научных исследованиях;
-
способность к самостоятельному обучению в процессе собственного профессионального развития [4, с.15]. В контексте общей образовательной стратегии современного профессионального образования в РФ организация учебной деятельности педагогического колледжа направлена на обеспечение комплексного процесса развивающего образования будущих учителей начальных классов, включающего в себя индивидуализацию обучения, воспитания, социализации, то есть комплексного использования психологических и дидактических теорий обучения.
Будущие учителя должны владеть научно обоснованными знаниями, которые делают их компетентными и автономными в принятии педагогических решений, позволяют эффективно адаптировать методы преподавания к конкретным ситуациям в классе. Принципиален подход к педагогическому образованию как образованию доказательному, то есть основанному на комплексном научном подходе. Возникшая еще столетия назад проблема продуктивного использования в реальном учебном процессе психологических и дидактических концепций обучения и усвоения имеет определенное решение при условии разработки и снабжения этих концепций и процесса обучения механизмами взаимодействия, которые позволят реализовывать соединение психологических и дидактических теорий и переводить научное педагогическое и психологическое знание в практическую плоскость. Таким механизмом является отрасль психологопедагогического знания – психодидактика. В результате ее внедрения в содержание профессиональной подготовки будущего учителя в педагогическом колледже.
Психологизация дидактики и учебного процесса является актуальным вопросом сегодняшнего дня психологопедагогических наук и педагогической практики. В то же время механизм такого взаимодействия не разработан. Однако его можно обнаружить внутри уже имеющихся психологических и дидактических концепций.
Такое взаимодействие должно найти свое методологическое оформление в виде становления пограничного между психологией обучения и дидактикой научного направления, называемого нами психодидактикой. Психодидактика – это область педагогики, в рамках которой конструируются содержание, формы и методы обучения на основе интеграции психологических, дидактических, методических и предметных (соответственно определенному учебному предмету) знаний с приоритетом использования психических закономерностей развития личности [3, с. 6].
В образовательной среде педагогического колледжа можно выделить три основных компонента:
-
пространственнопредметный (архитектурные особенности зданий, оборудование, особая атрибутика);
-
социальный (особая, присущая данному типу культуры «форма студенческопреподавательской общности»);
-
психодидактический (соответствующее содержание образовательного процесса, осваиваемые студентом колледжа способы действий). Психодидактический компонент подготовки будущего учителя в колледже представляет собой динамический, интериоризированный личностью процесс педагогического взаимодействия, адекватный как индивидуальнообразовательному потенциалу студента, так и системе социальных ценностей, требований и целей, который обеспечивает овладение способами познания мира, профессии и себя для самореализации в жизни и профессиональной деятельности [1, с.14]. В контексте данного определения индивидуализация подготовки будущего учителя в педагогическом вузе характеризуется реципрокностью внешней и внутренней ее составляющих. Внешняя индивидуализация – это направленное воздействие внешнего образовательного пространства, включающего адаптацию содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особенностям студента, оказание педагогической поддержки с целью развития его индивидуальности. Внутренняя индивидуализация – это направленность студента на развертывание и реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование индивидуальнопрофессионального стиля деятельности.
Практическое внедрение психодидактического подхода требует выполнения ряда следующих условий:
1) проведения психологической экспертизы психологических закономерностей обучения и развития (которые используются при построении данной учебной программы, учебнометодического материала, учебного процесса) и психологического портрета того, каким должен быть будущий педагог и сам его преподаватель. Использование преподавателем колледжа этих закономерностей, при этом, не отдавая себе отчета в их содержании и не рефлексируя их, приводит к стереотипам в построении учебного материала, в его преподавании, в собственном поведении в различных педагогических ситуациях и во взаимоотношениях с разными по развитию личности студентами.
2) преподаватель колледжа должен иметь соответствующий минимум психологических знаний и умений.
3) создания экспериментальных учебных программ, построенных на психологических закономерностях развития и обучения будущих педагогов. В качестве базовых могут быть выбраны различные психологические представления, теории обучения и развития (в зависимости от цели обучения, возраста и интересов будущих учителей, интересов самого преподавателя колледжа и его руководства и др. условий), но необходима их экспериментальная проверка на предмет определения их действительной эффективности и воспроизводимости другими преподавателями, в других условиях.
4) использования в качестве исходной предпосылки определения содержания и методов обучения психологических знаний о структуре способностей и личности студента колледжабудущего педагога, их возрастной и иной динамики в ходе профессионального обучения и развития, включая социализацию. Развитие студента – будущего педагога должно обеспечиваться развитием всех сфер его сознания; в противном случае возникает дисгармония, дисбаланс в развитии сфер сознания, что приводит к психологическим проблемам в развитии, в общении и вообще в социализации личности студента колледжа.
5) понимания характера и роли образовательной среды педагогического колледжа, в которой происходит обучение. Будет ли она способствовать развитию и проявлению индивидуальности личности студента – будущего педагога или будет ограничивать эти проявления? Будет ли она способствовать одностороннему развитию студента или позволит ему комплексно развивать и другие свои способности?
При использовании такого подхода к обучению при построении образовательных технологий приоритет переходит к психологии развития и обучения, и поэтому его следует обозначить как психологодидактический, или психодидактический подход.
Таким образом, для психодидактического подхода характерно приоритетное использование психологических основ развивающего образования в качестве исходного основания для построения как образовательной среды, так и модели социализирующей деятельности.
Доминирующая роль в педагогической организации образовательных технологий принадлежит проектированию психодидактического компонента, который призван адекватно преобразовывать взаимодействие субъекта образовательного процесса с пространственнопредметным и социальным компонентами образовательной среды.
-
Через психодидактический компонент преподаватель колледжа организует контакты субъекта с содержанием образования. Эти контакты регулируются психодидактическими принципами организации совместной продуктивной деятельности субъектов образовательного процесса.
-
Через психодидактический компонент преподаватель колледжа формирует психодидактические принципы организации стимулов, регулирующих организацию контактов субъекта образовательного процесса с пространственнопредметным компонентом образовательной среды.
-
Через психодидактический компонент преподаватель колледжа формирует психодидактические принципы взаимодействий, регулирующих педагогическую организацию контактов субъекта с социальным компонентом образовательной среды.
Литература
- Алексеев Н. А. Личностноориентированное обучение; вопросы теории и практики: монография. – Тюмень: издво Тюменского государственного университета. Изде 3е доп. и перераб. – 2008. – 216 с.
- Бурлакова Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы: монография. – Шуя: издво ШГПУ, 2008. – 179 с.
- Решетникова О. А., Рубцов В. В. Ключевая роль в обновленной системе образования // Школьный психолог. – № 10. – 2010. – С. 6.
- Царев С. А. Формирование готовности будущего учителя к конструктивному взаимодействию: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Оренбург, 2002. – 185 c.: 61 0213/19451.
- Черный А. Г. Психодидактика и творческое развитие личности // Возрастная и педагогическая психология. – СПб: СПб ГУ, 2010. – С. 102.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2666
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 571
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0