Современные подходы к профессиональной подготовке будущих учителей в условиях колледжа

570

Аннотация

Psychologisation of didactics and learning process is a key issue today, psychological-educational sciences and pedagogical practices. At the same time, the mechanism of this interaction has not been developed. However, it can be found within existing psychological and didactic concepts. Such interaction should find its methodological design in the form of establishing the boundary between the psychology of learning and didactics of scientific direction, we call it psychodidaktika.

Общая информация

Ключевые слова: pedagogy, training of teachers, college, psychodidaktika

Рубрика издания: Психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Величко Е.В. Современные подходы к профессиональной подготовке будущих учителей в условиях колледжа // Социосфера. 2011. № 3. С. 25–28.

Полный текст

Подготовка учителя, способного к самостоятельному обучению и развитию собственной научно­обоснованной практики, – главная цель педагогического обра­зования многих современных стран. В настоящее время и в мире, и в России на сме­ну учебно­дисциплинарной модели образования приходит личностно­ориентированная модель. В центре теоретической модели личностно­ориентированного образования – развитие личности студента как человека культу­ры, как субъекта деятельности, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности [2, с. 36].

Преподавание – сложная профессия, требующая комплекса знаний и компе­тенций. Содержание учебных программ должно включать изучение предметов, а также профессиональные знания, совмещенные с практикой. Кроме того, такие про­граммы должны иметь существенную исследовательскую компоненту.

Вместе с тем и само начальное педагогическое образование (Initial Teacker Training) в условиях колледжа рассматривается как первый важный шаг в формиро­вании будущего учителя.

Требования, предъявляемые к современному учителю, предполагают у него наличие глубокого знания предмета преподавания, владение передовыми педагоги­ческими методами и его способность к построению рефлексивной практики, позво­ляющей адаптировать его профессиональную деятельность как к потребностям каж­дого отдельного ребенка, так и к группе учащихся в целом. Так, совместно принятая рекомендация на уровне министров образования стран ЕС указывает на необходи­мость наличия у будущих педагогов по завершении начального педагогического об­разования таких важных умений, как:

  • способность формировать в ходе обучения универсальные (и переносимые) (transversal) учебные компетенции учащихся;
  • умение формировать безопасную и привлекательную образовательную среду;
  • способность эффективно преподавать в гетерогенных классах с учащимися из разных социальных и культурных сред в широком спектре их способностей и потребностей;
  • способность строить свою профессиональную деятельность во взаимодействии с коллегами, родителями учащихся и социальным окружением школы;
  • способность к построению нового знания и инноваций как следствие участия в рефлексивной практике и научных исследованиях;
  • способность к самостоятельному обучению в процессе собственного профес­сионального развития [4, с.15]. В контексте общей образовательной стратегии современного профессиональ­ного образования в РФ организация учебной деятельности педагогического коллед­жа направлена на обеспечение комплексного процесса развивающего образования будущих учителей начальных классов, включающего в себя индивидуализацию обу­чения, воспитания, социализации, то есть комплексного использования психологи­ческих и дидактических теорий обучения.

Будущие учителя должны владеть научно обоснованными знаниями, которые делают их компетентными и автономными в принятии педагогических решений, по­зволяют эффективно адаптировать методы преподавания к конкретным ситуациям в классе. Принципиален подход к педагогическому образованию как образованию до­казательному, то есть основанному на комплексном научном подходе. Возникшая еще столетия назад проблема продуктивного использования в реальном учебном процессе психологических и дидактических концепций обучения и усвоения имеет определенное решение при условии разработки и снабжения этих концепций и про­цесса обучения механизмами взаимодействия, которые позволят реализовывать со­единение психологических и дидактических теорий и переводить научное педагоги­ческое и психологическое знание в практическую плоскость. Таким механизмом яв­ляется отрасль психолого­педагогического знания – психодидактика. В результате ее внедрения в содержание профессиональной подготовки будущего учителя в педаго­гическом колледже.

Психологизация дидактики и учебного процесса является актуальным вопро­сом сегодняшнего дня психолого­педагогических наук и педагогической практики. В то же время механизм такого взаимодействия не разработан. Однако его можно об­наружить внутри уже имеющихся психологических и дидактических концепций.

Такое взаимодействие должно найти свое методологическое оформление в виде становления пограничного между психологией обучения и дидактикой научно­го направления, называемого нами психодидактикой. Психодидактика – это область педагогики, в рамках которой конструируются содержание, формы и методы обуче­ния на основе интеграции психологических, дидактических, методических и пред­метных (соответственно определенному учебному предмету) знаний с приоритетом использования психических закономерностей развития личности [3, с. 6].

В образовательной среде педагогического колледжа можно выделить три ос­новных компонента:

  • пространственно­предметный (архитектурные особенности зданий, оборудо­вание, особая атрибутика);
  • социальный (особая, присущая данному типу культуры «форма студенческо­преподавательской общности»);
  • психодидактический (соответствующее содержание образовательного процес­са, осваиваемые студентом колледжа способы действий). Психодидактический компонент подготовки будущего учителя в колледже пред­ставляет собой динамический, интериоризированный личностью процесс педагогиче­ского взаимодействия, адекватный как индивидуально­образовательному потенциалу студента, так и системе социальных ценностей, требований и целей, который обеспечи­вает овладение способами познания мира, профессии и себя для самореализации в жизни и профессиональной деятельности [1, с.14]. В контексте данного определения индивидуализация подготовки будущего учителя в педагогическом вузе характеризует­ся реципрокностью внешней и внутренней ее составляющих. Внешняя индивидуализа­ция – это направленное воздействие внешнего образовательного пространства, вклю­чающего адаптацию содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особен­ностям студента, оказание педагогической поддержки с целью развития его индивиду­альности. Внутренняя индивидуализация – это направленность студента на разверты­вание и реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование индивидуально­профессионального стиля деятельности.

Практическое внедрение психодидактического подхода требует выполнения ряда следующих условий:

1) проведения психологической экспертизы психологических закономерно­стей обучения и развития (которые используются при построении данной учебной программы, учебно­методического материала, учебного процесса) и психологиче­ского портрета того, каким должен быть будущий педагог и сам его преподаватель. Использование преподавателем колледжа этих закономерностей, при этом, не отда­вая себе отчета в их содержании и не рефлексируя их, приводит к стереотипам в по­строении учебного материала, в его преподавании, в собственном поведении в раз­личных педагогических ситуациях и во взаимоотношениях с разными по развитию личности студентами.

2) преподаватель колледжа должен иметь соответствующий минимум психо­логических знаний и умений.

3) создания экспериментальных учебных программ, построенных на психоло­гических закономерностях развития и обучения будущих педагогов. В качестве базо­вых могут быть выбраны различные психологические представления, теории обуче­ния и развития (в зависимости от цели обучения, возраста и интересов будущих учи­телей, интересов самого преподавателя колледжа и его руководства и др. условий), но необходима их экспериментальная проверка на предмет определения их действи­тельной эффективности и воспроизводимости другими преподавателями, в других условиях.

4) использования в качестве исходной предпосылки определения содержания и методов обучения психологических знаний о структуре способностей и личности студента колледжа­будущего педагога, их возрастной и иной динамики в ходе про­фессионального обучения и развития, включая социализацию. Развитие студента – будущего педагога должно обеспечиваться развитием всех сфер его сознания; в про­тивном случае возникает дисгармония, дисбаланс в развитии сфер сознания, что приводит к психологическим проблемам в развитии, в общении и вообще в социали­зации личности студента колледжа.

5) понимания характера и роли образовательной среды педагогического кол­леджа, в которой происходит обучение. Будет ли она способствовать развитию и проявлению индивидуальности личности студента – будущего педагога или будет ограничивать эти проявления? Будет ли она способствовать одностороннему разви­тию студента или позволит ему комплексно развивать и другие свои способности?

При использовании такого подхода к обучению при построении образова­тельных технологий приоритет переходит к психологии развития и обучения, и по­этому его следует обозначить как психолого­дидактический, или психодидактиче­ский подход.

Таким образом, для психодидактического подхода характерно приоритетное использование психологических основ развивающего образования в качестве исход­ного основания для построения как образовательной среды, так и модели социали­зирующей деятельности.

Доминирующая роль в педагогической организации образовательных техно­логий принадлежит проектированию психодидактического компонента, который призван адекватно преобразовывать взаимодействие субъекта образовательного процесса с пространственно­предметным и социальным компонентами образова­тельной среды.

  1. Через психодидактический компонент преподаватель колледжа организует контакты субъекта с содержанием образования. Эти контакты регулируются психо­дидактическими принципами организации совместной продуктивной деятельности субъектов образовательного процесса.
  2. Через психодидактический компонент преподаватель колледжа формирует психодидактические принципы организации стимулов, регулирующих организацию контактов субъекта образовательного процесса с пространственно­предметным ком­понентом образовательной среды.
  3. Через психодидактический компонент преподаватель колледжа формирует психодидактические принципы взаимодействий, регулирующих педагогическую ор­ганизацию контактов субъекта с социальным компонентом образовательной среды.

Литература

  1. Алексеев Н. А. Личностно­ориентированное обучение; вопросы теории и практики: моногра­фия. – Тюмень: изд­во Тюменского государственного университета. Изд­е 3­е доп. и перераб. – 2008. – 216 с.
  2. Бурлакова Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы: монография. – Шуя: изд­во ШГПУ, 2008. – 179 с.
  3. Решетникова О. А., Рубцов В. В. Ключевая роль в обновленной системе образования // Школьный психолог. – № 10. – 2010. – С. 6.
  4. Царев С. А. Формирование готовности будущего учителя к конструктивному взаимодействию: дис­сертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Оренбург, 2002. – 185 c.: 61 02­13/1945­1.
  5. Черный А. Г. Психодидактика и творческое развитие личности // Возрастная и педагогическая психология. – СПб: СПб ГУ, 2010. – С. 102.

Информация об авторах

Величко Е.В., Уральский политехнический колледж Новоуральского технологического института Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Новоуральск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2650
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 570
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0