Профессионализм служащих как основной фактор, влияющий на эффективность государственной администрации в Республике Болгария

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 12 мин. чтения

Резюме

This article aims to support the thesis that the professionalism of staff employed in Public Service in the Republic of Bulgaria should be put forth as a major factor for Administration’s effectiveness. It is recommended staff professionalism to be identified as a main priority of the Bulgarian government. Upgrading of training in public administration, career development opportunities and introducing of a code for employee ethic and integrity will contribute for the improvement of public service in general and for its successful integration in the European Administrative Space.

Общая информация

Ключевые слова: public service, staff, professionalism

Рубрика издания: Политология

Тип материала: научная статья

Опубликована

Для цитаты: Черкезов, В. (2011). Профессионализм служащих как основной фактор, влияющий на эффективность государственной администрации в Республике Болгария. Социосфера, (3), 64–70. URL: https://psyjournals.ru/journals/sociosphera/archive/2011_n3/46849 (дата обращения: 05.12.2025)

Полный текст

После наступления демократических перемен в Республике Болгария в 1989 г. будущее эффективное функционирование новой государственной администрации стало зависеть и продолжает быть неразрывно связанным с качественным составом ее служащих. Новые социальные, экономические и политические условия потребо­вали такой реформации в рядах государственной администрации, чтобы она начала оказывать положительное воздействие на развитие демократических процессов в стране. Работа служащих администрации должна была становиться все более ре­зультативной с точки зрения предоставления публичных услуг и оказания содейст­вия органам государственного управления при осуществлении их полномочий.

Эффективность государственной администрации прежде всего зависит от эф­фективности работы ее служащих [Тълкуването на думата, 2000]. Получение положительных результатов их деятельности связано с уровнем их профессионализма. Достижение уровня, который был бы соизмерим с уровнем служащих государственной администрации стран с де­мократическим устройством, было поставлено как требование и условие успешного присоединения Республики Болгария к Европейскому союзу. Период до 2007 г. был насыщенным с точки зрения введения и реализации множества реформ в системе болгарской государственной администрации. Часть этих реформ была направлена на повышение профессионализма служащих государственной администрации.

Прослеживание интенсивности реформ в болгарской государственной адми­нистрации показывает, что здесь можно выделить три периода:

с 1991 г. по 1997 г. – в течение этого периода, на основе новой принятой Конституции Республики Болгария [Конституция на Република], создавались органы государственного управления, но не проводились серьезные изменения в структуре и в функциониро­вании государственной администрации. Уровень профессионализма служащих госу­дарственной администрации не повысился. Отсутствовала стройная система обуче­ния служащих для работы в государственной администрации. Не работала демокра­тическая система их карьерного роста. Существовали архаические правила морали и этики служащего, оставшиеся в наследство от бюрократического административного аппарата, работающего в Народной Республике Болгария в годы социалистического управления (с 1944 г. до 1991 г.).

с 1998 г. по 2007 г. – этот период определяется как «процесс, предшест­вующий присоединению» Республики Болгария к Европейскому союзу. Он характе­ризуется выполнением множества критериев, ведущих к серьезным реформам в сис­теме болгарской государственной администрации. На основе Стратегии создания современной государственной административной системы Республики Болгария [Стратегия за изграждане], принятой Советом министров в 1998 г., и в соответствии с программой прави­тельства «Болгария 2001» были предприняты действия по созданию новой админи­стративной структуры. Был утвержден и подкреплен гарантиями статус государст­венного служащего. Успешная реализация стратегии была осуществлена путем принятия таких новых основных законов, как: Закон об администрации [Закон за администрацията] и Закон о государственном служащем [Закон за държавния]. В 2002 г. была принята новая Стратегия модер­низации государственной администрации – от присоединения к интеграции [Стратегия за модернизиране]. Ее успешная реализация значительно укрепила потенциал государственной службы. Нормативная, функциональная и организационная оптимизация административных структур была достигнута путем принятия мер и проведения работ в следующих сферах: законодательные рамки; институциональные рамки; управление занятостью и вознаграждением служащих; управление человеческими ресурсами; обучение и карьерный рост служащих; управленческая практика и культура. Существенное зна­чение для повышения профессионализма служащих государственной администра­ции в этот период имела реализация двух стратегических документов: Стратегия обучения служащих в администрации от 2002 г. [Стратегията за обучение] (актуализирована в марте 2006 г.) и Стратегия управления человеческими ресурсами в государственной админи­страции, 2006 – 2013 г. [Стратегия за управление].

после 2007 г. – этот период сопровождался «интегрированием болгар­ской государственной администрации в европейское административное пространст­во». Это явилось новым вызовом для эффективной работы болгарской государст­венной администрации после принятия Республики Болгария в качестве полно­правного члена в Европейский союз. К 2011 г. данный период отличается значитель­ной реструктуризацией существующих административных структур, объединением некоторых из них, закрытием администраций, а также сокращением большого ко­личества служащих. Реализация принятых к этому моменту стратегических доку­ментов, связанных с повышением эффективности работы государственной админи­страции и ее служащих, приостановлена. Правительство Республики Болгария с 2009 г. выдвинуло семь приоритетов для выполнения во время срока своего управ­ления. Оно назвало себя «Правительством европейского развития Болгарии». В сво­ей управленческой программе Правительство не подчеркивает в качестве приорите­та «повышение административного потенциала служащих государственной ад­министрации». Это предполагает, что управляющие будут рассчитывать на сущест­вующий профессионализм служащих администрации, которым последние обладают на данный момент, не предпринимая дополнительных мер для его повышения.

Как сообщается в докладе Министерства финансов, к 1 июня 2011 г. всего в го­сударственной администрации Республики Болгария заняты 106 150 человек, при этом 61 528 из них работают в министерствах, агентствах и муниципалитетах. Для сравнения, 10 лет тому назад эта численность составляла соответственно 88 071 и 42 897 человек.

Необходимо иметь в виду, что упомянутые служащие заняты только в струк­турах центральной и территориальной администрации исполнительной власти и что не идет речь обо всех «бюджетных служащих», работающих в государственной администрации. К служащим государственной администрации следовало бы при­числить и служащих Министерства внутренних дел /МВД/ – их численность со­ставляет 58 170 человек, Государственного агентства «Национальная безопасность» /ДАНС/ – о них нет официально объявленных данных, военнослужащих Болгар­ской армии, Вооруженных сил, структур, находящихся в подчинении министра обороны – около 29 000 человек, но эти данные также не являются официальны­ми, военнослужащих Национальной службы разведки и Национальной службы ох­раны Президента Республики Болгария – их число не объявлено публично, а также судей, прокуроров, следователей и служащих в органах судебной власти, чья чис­ленность также не обнародована.

Таким образом, прогнозная численность «бюджетных служащих» из перечис­ленных ведомств значительно превышает официально объявленное в докладе Ми­нистерства финансов от 1 июня 2011 г. количество служащих в государственной ад­министрации – 106 150. Можно предположить, что численность всех «бюджетных служащих» в Республике Болгария к 1 июня 2011 г. составляет приблизительно око­ло 210 000, при этом население Республики Болгария насчитывает 7 351 234 чело­век. Указанные статистические данные показывают, что соотношение между «бюд­жетными служащими» и численностью населения составляет 1:35.

В целях ограничения числа служащих, работающих в центральной и террито­риальных службах исполнительной власти, Совет министров принял 1 июня 2011 г. Решение, в котором одобряются предложенные министром финансов изменения в Законе об администрации. Эти меры не предусматривают ограничение 44 622 слу­жащих в муниципальных администрациях, чья численность определяется муници­пальными советами.

Правительству рекомендуется предпринять организационно­правовые меры по значительному ограничению количества «бюджетных служащих», сфокусировав при этом усилия на повышении «профессионализма» занятых в государственной администрации.

В структуры болгарской государственной администрации назначаются два ос­новных вида служащих:

  • государственные служащие – которые находятся в государственно­служебных правоотношениях с органами государственного управления. Специаль­ные законы регламентируют статус государственных служащих МВД [Закон за Министреството], государст­венных служащих ДАНС [Закон за Държавна], военнослужащих [Закон за отбраната], судей, следователей и прокуро­ров [Закон за съдебната]. В рамках болгарской доктрины ведется полемика относительно статуса этих служащих. Некоторые авторы защищают тезис, гласящий, что «если они находятся в государственно­служебных правоотношениях, занимают государственную должность и несут особую государственную службу, то им следует иметь ста­тус государственных служащих» [Вж. Димитров Д, 2010]. В этой связи выдвинуто предложение о том, чтобы положение всех государственных служащих, включая и служащих админист­раций из сферы безопасности и общественного порядка, было регламентировано одним общим Законом о государственной службе [Вж. Арабаджийски Н, 2010];
  • лица, работающие на основе трудовых правоотношений – статус таких служащих в государственной администрации регламентируется Кодексом труда от 1986 г. [Кодекс на труда]. Правовой режим для лиц, работающих на основе трудовых правоотно­шений в МВР, Министерстве обороны /МО/, ДАНС, для служащих судебных инстан­ций, а также лесников и егерей, улаживается на условиях и в порядке Кодекса труда и специальных законов для этих администраций.

Профессионализм всех служащих как фактор эффективности болгарской го­сударственной администрации должен стать одним из основных приоритетов прави­тельства. Он напрямую зависит от повышения «административного потенциала» служащих. А для этого требуется эффективное управление человеческими ресурсами в государственной администрации, реализованное путем создания:

  • системы обучения;
  • системы карьерного роста;
  • системы морально­этических норм и правил.

Исследователи системы обучения в сфере публичной администрации делают акцент на том, что в Республике Болгария она традиционно включает следующие три подсистемы:

  • подсистема профессионального образования кандидатов в служащие и назначенных служащих публичной администрации;
  • подсистема профессиональной подготовки служащих публичной адми­нистрации;
  • подсистема обучения без отрыва от работы служащих публичной адми­нистрации [Вж. Арабаджийски Н, 2005].

Профессиональное образование в сфере публичной администрации включает получение образовательно­квалификационных степеней «профессиональный бака­лавр», «бакалавр», «магистр» и образовательной и научной степени «доктор». Ре­зультаты современных исследований в этой области показывают, что образователь­ные программы в сфере публичной администрации непрерывно совершенствуются [Вж. Арабаджийски Н, 2009]. Предложения в этой области могут быть направлены, главным образом, на уси­ление «практического обучения», которое было бы связано с серьезной интердисци­плинарностью теории публичной администрации.

Профессиональная подготовка в сфере публичной администрации проводится Институтом публичной администрации при Министерстве образования, молодежи и науки. Существует стремление к централизованному проведению такой подготовки и, тем самым, оказанию содействия профессиональному и служебному развитию служащих. Профессиональное развитие состоит в расширении знаний, в развитии навыков и изменении настроя при выполнении служащими своих служебных обя­занностей. Служебное развитие связано с возможностью повышения ранга, если идет речь о государственных служащих, или продвижение в должности, или с мо­бильностью без иерархического продвижения, из одной административной структу­ры в другую структуру иного уровня. Целью такой подготовки является формирова­ние у служащих административных и управленческих знаний и развитие соответст­вующих навыков. Для новых служащих предусматривается также и вводное обуче­ние, включающее первоначальную общую и первоначальную специализированную подготовку.

Обучение без отрыва от работы осуществляется по учебным программам по направлениям работы, утвержденным органами управления администраций. Обу­чение поручается руководящим работникам из администрации. Наблюдения пока­зывают, что эта подсистема весьма слабо развита и что подобное обучение осуществ­ляется только в МВР и МО. Подобное обучение является полезным и носит преиму­щественно практический и прикладной характер. При его проведении служащих знакомят с новостями в нормативном устройстве и в технологии осуществления кон­кретных административных видов деятельности. Обучение без отрыва от работы ре­комендуется ввести и в других структурах государственной администрации.

Каждая из указанных подсистем системы обучения в сфере публичной адми­нистрации непрерывно усовершенствуется. Поэтому необходимо объединить усилия академического состава университетов, предлагающих обучение по программам в сфере публичной администрации, ученых­исследователей из научно­исследовательских структур, проводящих изучение организации и функционирова­ния публичной администрации, а также известных специалистов­практиков в облас­ти публичной администрации.

Одной из ключевых проблем, которую необходимо поставить для решения пе­ред соответствующими органами государственного управления, является необходи­мость в условиях и предпосылках к управлению карьерой служащих государствен­ной администрации. Наличие системы карьерного роста в государственной админи­страции служит мощным мотиватором для профессионального стремления и инди­видуального развития каждого ее служащего. Основным методом оценки служащих в государственной администрации является аттестация. Оценка работы служащих государственной администрации имеет существенное значение как для эффектив­ной и результативной работы администрации, так и для карьерного развития госу­дарственных служащих и лиц, работающих в ней на основе трудовых правоотноше­ний. Аттестация служащих болгарской государственной администрации проводится на основе периодической оценки выполнения работы с помощью системы, введен­ной в Республике Болгария Постановлением Совета министров в 2002 г. [Вж. Наредба за]. Для установления качества и потенциальных возможностей служащих, оценивающие их руководители используют юридически регламентированные механизмы аттестации. В нормативных документах описаны принципы и правила аттестации. Целью атте­стации является как определение уровня профессиональной квалификации служа­щих, так и определение режима вознаграждения. Можно внести следующие реко­мендации в отношении усовершенствования системы карьерного роста служащих государственной администрации:

  • преодоление «субъективизма» оценивающих руководителей при аттестации служащих;
  • преодоление «политических назначений» при объявлении конкурсных долж­ностей;
  • соответствие между вознаграждениями и реально достигнутыми служащими результатами.

В административной практике болгарской государственной администрации по­сле 2000 г. выявилась необходимость в создании и соблюдении ее служащими опре­деленных этических норм и правил поведения. Моральные ценности государственных служащих и лиц, работающих на основе трудовых правоотношений, представляют со­бой существенную необходимость и условие для эффективного функционирования государственной администрации. Почти во всех странах – членах Европейского союз уже приняты этические кодексы и кодексы поведения государственных служащих. Основное предназначение этих кодексов, которые не являются нормативными актами по смыслу действующей правовой системы, состоит в следующем:

  • мотивация и направление поведения служащих;
  • создание общественного доверия к администрации;
  • предотвращение злоупотребления государственной службой.

Болгарский Кодекс поведения государственных служащих первоначально был утвержден приказом министра государственной администрации от 29.12.2000 г. В 2004 г. Совет министров принял новый Кодекс служащих государственной адми­нистрации [Кодекс на служителите]. Он расширил охват в отношении всех служащих государственной администрации и включил этические правила, касающиеся: взаимоотношений с гражданами, профессионального поведения, конфликтов интересов, взаимоотноше­ний с коллегами и личного поведения служащих государственной администрации.

С учетом специфики работы служащих МВР с полицейскими полномочиями, государственных служащих из МВР и судебных служащих из системы судебной вла­сти были разработаны и приняты Этический кодекс служащих МВР с полицейскими полномочиями [Етичен кодекс на], Этический кодекс поведения государственных служащих МВР [Етичен кодекс за] и Этический кодекс служащих судебной администрации [Етичен кодекс на, а].

Наблюдения за введением этических кодексов в структурах болгарской госу­дарственной администрации показывают, что они воспринимаются служащими ско­рее как «рекомендуемые документы». Чтобы внесенные в этические кодексы пра­вила стали работать, необходимо, чтобы их соблюдение было в интересах руководи­телей и не затрагивало бы их в неблагоприятном аспекте. Здесь очень важной явля­ется рекомендация более ясного описания санкций, полагающихся за невыполнение описанных в кодексах правил, и особенно – твердая решимость их соблюдать.

Профессионализм служащих болгарской государственной администрации яв­ляется основным фактором ее эффективного функционирования. Повышение про­фессионализма путем фокусирования усилий управляющих на совершенствовании систем обучения, карьерного роста и внедрении морально­этических норм будет способствовать целостному развитию государственной администрации. Таким обра­зом, будет повышено качество и результативность работы администрации и достиг­нута более высокая эффективность ее служащих.

Литература

  1. Тълкуването на думата «ефикасен» (от френски език «efficace») в българския език означава «кой­то дава добри резултати; резултатен; успешен», а думата «ефективен» (от френски и латински език «effectif») означава «който довежда до резултат; действен» – вж. Речник на чуждите думи в българския език. – С., 2000. – с. 277.
  2. Конституция на Република България – обн. ДВ. бр. 56 / 1991 г. с посл. изм. и доп.
  3. Стратегия за изграждане на модерна държавна административна система на Република България – приета с Решение № 36 от 9 февруари 1998 г. на Министерски съвет на Република България.
  4. Закон за администрацията – обн. ДВ. бр. 130 / 1998 г. с посл. изм. и доп.
  5. Закон за държавния служител – обн. ДВ. бр. 67 / 1999 г. с посл. изм. и доп.
  6. Стратегия за модернизиране на държавната администрация от присъединяване към интегри­ране – приета с Решение № 465 от 9 юли 2002 г. на Министерски съвет на Република България.
  7. Стратегията за обучение на служителите в администрацията ­приета с Решение № 85 от 14 февруари 2002 г. на Министерски съвет на Република България.
  8. Стратегия за управление на човешките ресурси в държавната администрация – одобрена на заседание на Министерския съвет на Република България на 20.07.2006 г.
  9. Закон за Министреството на вътрешните работи – обн. ДВ. бр. 17 / 2006 г. с посл. изм. и доп.
  10. Закон за Държавна агенция «Национална сигурност» – обн. ДВ. бр. 109 / 2007 г. с посл. изм. и доп.
  11. Закон за отбраната и въоръжените сили на Република България – обн. ДВ. бр. 35 / 2009 г. с посл. изм. и доп.
  12. Закон за съдебната власт – обн. ДВ. бр. 64 / 2007 г. с посл. изм. и доп.
  13. Вж. Димитров Д. Държавнослужебно право на Република България. Сиела. – С., 2010. – с. 291, 299.
  14. Вж. Арабаджийски Н. Организация на публичната администрация в Република България. НБУ. – С., 2010. – с. 98.
  15. Кодекс на труда – обн. ДВ. бр. 26 / 1986 г. с посл. изм. и доп.
  16. Вж. Арабаджийски Н. Основи на публичната администрация. Обща част. Сиела. – С., 2005. – с. 151.
  17. Вж. Арабаджийски Н. Развитие и перспективи на програмите по публична администрация в Ре­публика България. Годишник на Центъра по публична администрация на НБУ. – Том 4. – 2009.
  18. Вж. Наредба за условията и реда за атестиране на служителите в държавната администрация – обн. ДВ. бр. 54 /2 002 г. с посл. изм. и доп.
  19. Кодекс на служителите в държавната администрация – обн. ДВ. бр. 53 / 2004 г.
  20. Етичен кодекс на служителите от МВР с полицейски правомощия – въведен със Заповед рег. № I­231/24.10.2003 г. на министъра на вътрешните работи.
  21. Етичен кодекс за поведението на държавните служители в МВР – утвърден със Заповед рег. № Iз­2013/8.11.2006 г. на министъра на вътрешните работи.
  22. Етичен кодекс на служителите в съдебната администрация – приет от Висш съдебен съвет с решение по протокол №51/10.12.2008 г.

Информация об авторах

В. Черкезов, Юго-западный университет им. Неофита Рильского, Благоевград, Болгария

Метрики

 Просмотров web

За все время: 2505
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 6

 Скачиваний PDF

За все время: 490
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 2995
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 6