Социальная психология и общество
2011. Том 2. № 4. С. 15–26
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Надежда как условие психологической безопасности личности и общества
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: онтологические функции надежды, компоненты надежды, эмоциональный вид надежды, когнитивно-мотивационно-поведенческий вид надежды, сферы и объекты надежды, отношение к жизни
Рубрика издания: Теоретические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Лабунская В.А. Надежда как условие психологической безопасности личности и общества // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 4. С. 15–26.
Полный текст
Традиционно вопросы психологической безопасности рассматриваются в контексте противодействия деструктивным, экстремистским воздействиям на человека. На наш взгляд, проблема психологической безопасности личности и общества может быть поставлена более широко, затрагивая различные контексты обыденной жизни, которые не всегда могут быть отнесены к экстремальным, экстремистским, но при этом оказывать самое существенное влияние на человека, вплоть до его психологического уничижения и даже уничтожения. К таким ситуациям обыденной жизни можно отнести как ситуации потери надежды, или безнадежности, так и ситуации, переполненные надеждами. Все зависит от того, о каких видах надежды идет речь, в каком направлении они регулируют поведение человека и определяют его выбор в ситуациях, угрожающих его жизни, его психологическому благополучию. Теоретические выводы, что надежда является универсальным, глобальным, общечеловеческим феноменом, придающим жизни смысл, можно считать достаточными для понимания и признания регулирующей силы надежды [2; 3; 4; 7; 8]. В то же время эти выводы требуют осмысления с позиций социальной психологии, учитывающей жизненный путь личности и общества, превалирующие этно-культурные ценности, степень позитивности-негативности оценок жизненных событий, отношения к жизни, представления современного россиянина о функциях надежды и ее видах.
Таким образом, цель настоящей статьи заключается в том, чтобы рассмотреть с позиций социальной психологии феномен надежды и продемонстрировать его неоднозначную связь с практической психологией безопасности личности и общества.
Начнем с того, что в истории философии, религии, психологии существуют различные определения надежды и ее функций. Они достаточно подробно представлены в ряде работ [2; 4; 7; 12; 15], как и дискуссии о функциях надежды в жизни человека: «надежда — это зло или добро?». До сегодняшнего дня в философско-психологической литературе сохраняются две магистральные трактовки смысла надежды в жизни человека. Наиболее значимыми, подчеркивающими бытийный, онтологический смысл надежды являются концепции, в которых надежда наделяется жизнеспособствующей силой, выступает фундаментом человеческого существования, наделяется функцией противостояния бытию [2; 3; 9; 17; 21]. В концентрированном виде эта смысловая направленность надежды представлена в названии книги С. Е. Вершинина «Жизнь — это надежда» [4].
Чаще всего в работах поднимается проблема надежды в связи с различного рода историческими потрясениями и обобщающими негативными оценками бытия человека, разочарования, страха. Для современного общества, как отмечает О. Ф. Больнов, является характерным исчезновение «романтического духа», спровоцированное огромным количеством потрясений. В результате «каждое жизненное отношение», «каждый жизненный смысл» оказались иллюзорными. «И мир с ранее неизвестной угрозой выступил по отношению к человеку как чуждый и опасный…. Человек осознал себя в некой безнадежной потерянности, повсюду обреченный на проникающее в него разрушение…..» [3, с. 139]. Такие явления, как страх, отчаянье, скука, отвращение, становятся «носителями решающего метафизического опыта», а надежда в этом бытийном состоянии выполняет функцию преодоления. Развивая данную мысль, О. Ф. Больнов подчеркивает, что именно надежда «выдвинута в качестве условия возможности человеческой жизни как таковой» [там же, с. 141]. В подобных трактовках надежда сопряжена с верой и доверием к бытию и интерпретируется как доверие к будущему, а присутствие надежды в жизни человека и отношение к ней как к ценности рассматривается в качестве «несущей связи» человека с его бытием [там же, c. 143].
Особое место в понимании бытийной роли надежды занимает работа Э. Блоха [2]. Он строит свои рассуждения на основе новой модели человека — «надеющийся» человек. Надежде приписывается антиромантический, т. е. практически-деятельный характер. Иными словами, практически-деятельная надежда противопоставляется вероятностно-пассивной надежде, иррациональная надежда — рациональной, осознаваемая — неосознаваемой. Богатство и разнообразие надежд связывается с богатством человеческого бытия, пережитого опыта. О принципе «надежды» писал в своих работах Э. Фромм [21], указывая, что надежда отражает общую установку — абсолютную ценность будущего, подчеркивая, что надежда — это показатель состояния бытия, «момент жизненной структуры». Он наделял надежду функцией преобразования бытия, его изменения в направлении большей жизненности, осознанности и т. д. [21, с. 305]. Вместе с тем, Э. Фромм считал, что надежда обладает свойством парадоксальности, отмечая, что она «…и не пассивное ожидание, но и не лишенное реализма подстегивание обстоятельств, которые не могут наступить» [21, с. 302], и указывал на существование особого вида надежды — «пассивной надежды», которая является замаскированной формой безнадежности.
Следовательно, отношение к самой надежде и оценка временных этапов жизни человеком могут актуализировать такую функцию надежды, как «несущая связь» человека с его бытием, преобразование бытия, а могут придавать надежде, в зависимости от ее вида, и иные функции. В этой связи не менее важными для понимания надежды, с социально-психологической точки зрения, являются концепции, утверждающие, что надежда — это жизнепрепятствующая сила, самообман, удлиняющий мучения людей, «тормоз» личностного роста, замедляющий или делающий невозможным процесс саморазвития и самосовершенствования [6; 16; 22]. О возможных дисфункциях надежды, особенно иллюзорной, мистической, революционной и мессианской, пишет К. Муздыбаев [14], поэтому необходимо помнить, что существуют различные виды надежды и критерии их выделения. Так, в связи с феноменом «утраты надежды» обсуждаются такие ее типы, как «общая надежда» и «фундаментальная надежда», которая рассматривается как «личностная экзистенция, добродетель, выражение согласия с самим собой, которое конституирует бытие» (цит. по : [3, с. 140]).
Сложившиеся представления о надежде включают различные компоненты надежды, придавая ей тем самым определенный вид: 1) надежда — это эмоциональное состояние, страсть; 2) надежда — это рационально-гносеологическое отношение к ценностям, стремление к познанию бытия. В этих определениях усилен когнитивный компонент надежды, приближающий ее к такому виду, как «рациональная надежда»; 3) надежда — это планирование человеческой деятельности и преодоление барьеров и препятствий, возникающих на пути достижения цели (усилен мотивационно-поведенческий компонент надежды) [4; 5; 7; 15; 23]. Онтологический подход к надежде интегрирует все ее компоненты, заставляет рассматривать ее «как системное духовное качество, репрезентирующее одновременно и чувственную, и рациональную, и деятельностную стороны мироотношения человека» [1, c. 23].
Кроме этих двух обозначенных выше подходов к рассмотрению надежды и ее функций в жизни человека выделяются также те, в которых надежда и отчаяние рассматриваются как два взаимосвязанных и равноценных пути к подлинному существованию человека, к преобразованию его жизни [3; 6; 9; 19].
Таким образом, анализируя надежду в контексте психологии безопасности личности и общества, можно наметить несколько векторов интерпретации ее функций в жизни человека. Если не касаться религиозных трактовок смысла надежды, но учитывать их моральнонравственный потенциал, приписываемую надежде функцию «инобытия» [8, c. 29], то одним из важнейших направлений становится рассмотрение надежды как общечеловеческой ценности, способствующей преодолению трудностей; иным является определение вида надежды и наделения его жизнеутверждающими или жизнепрепятствующими функциями.
Проблема социальной психологии надежды, которая одновременно является проблемой психологии безопасности личности и общества, заключается в том, что в ней постоянно подчеркивается значимость надежды в жизни людей, ее онтологический статус, но не исследуется вопрос, как на обыденном уровне относятся россияне (другие народы) к надежде, какова ее ценность, значимость в современном взаимодействии человека с миром. Констатация в философско-психологических работах диаметрально противоположных функций надежды в жизни человека ставит задачу изучения представлений о надежде и ее функциях у современного человека, живущего в ситуации перманентного социально-экономического кризиса, в ситуации угроз и вызовов. Постановка данной проблемы обусловлена также необходимостью эмпирической проверки на основе изучения представлений о надежде и ее функциях у людей, живущих в обществе «стабильной нестабильности», утверждения экзистенционально-ориентированных философов, что в ситуации переживания отчужденности, страха, безнадежности, т. е. в ситуации кризиса, в опасных для жизни ситуациях надежда помогает человеку выжить. Как писал Э. Фромм, в критических ситуациях надежда определяет их восприятие как вызов, а не как угрозу. Исходя из этого восприятия, человек начинает творчески осмысливать свое бытие и стремится к преодолению сложностей [21].
Кроме вышесказанного, для постановки проблемы представлений о надежде и ее функциях в жизни человека являются важными выводы работ, в которых констатируется, что надежда — это одна из наиболее константных черт национального характера русских [18; 20], что наряду с временной открытостью, активностью, неприятием капитуляции, верой в реальность существенной характеристикой надежды выступает терпение [14].
С целью изучения обыденных представлений о надежде и ее функциях в жизни человека нами было выполнено исследование, в котором приняли участие 400 человек. С помощью методики «Представление о надежде и отношение к ней», разработанной И. С. Мансуровой [13], были получены данные о преобладающих видах надежды, ее функциях в представлениях участников исследования. Для того чтобы уменьшить влияние заданных исследователем вопросов на ответы респондентов, были применены следующие методические приемы: ассоциации, незаконченные предложения, свободные определения. Участникам исследования предлагалось перечислить все ассоциации, которые у них вызывает слово «надежда»; назвать противоположные надежде явления; указать, какую роль играет надежда в жизни человека, для чего она нужна; определить, как человек оценивает свою жизнь, если он надеется, если у него нет надежды; сказать, что в жизни участника исследования больше всего дает ему надежду и что может лишить его надежды; подумать над тем, на что он надеется в разных сферах жизни (на работе, в институте, дома, в семье, в отношениях с людьми и т. д.); составить список надежд, закончив предложение «Я надеюсь…»; вспомнить и описать ситуации, события, которые вселили надежду, оправдали ожидания, открыли новые перспективы; вспомнить и описать события, которые привели к переживанию сильного разочарования, вселили чувство безнадежности.
Все ответы участников исследования были подвергнуты контент-анализу и разделены на следующие категории: значимость надежды в жизни человека (функции), характеристики надежды (определения), ведущие сферы (объекты) надежды. Качественный и количественный анализ (частотный анализ и процедура квартилирования содержательных единиц, образующих каждую категорию) показал, что все респонденты (независимо от их возраста, социального положения), имеют представления, что такое надежда (определение), какую роль она играет в жизни человека (функции), в каких сферах жизнедеятельности и на что они надеются. Обыденные представления о надежде включают ее определения как состояния, ожидания, отношения к жизни. Большинство участников исследования отождествляют надежду с жизнью, придают ей значение «внутреннего стержня», смысла жизни, считают, что надежда — это то, что нельзя у человека отобрать. По мнению участников исследования, надежда сопряжена с наличием препятствия на пути к цели, с трудной жизненной ситуацией. Но лишь около 30 % из них связывают надежду с собственной преобразовательной активностью, направленной на достижения.
Интересным является факт, что только треть участников исследования наделяет надежду амбивалентными функциями: «надежда иногда помогает выжить, а иногда мешает жить, увеличивает боль, когда она не сбывается». Подчеркивая амбивалентность функций надежды, некоторые участники исследования указывали, что нужно не надеяться на что-то или кого-то, а быть ответственным за свою жизнь, опираться на опыт и разум. В обыденных представлениях о надежде практически не отражен ее мотивационно-поведенческий компонент, но фиксируется такая функция надежды, как преодоление трудностей.
В обыденные представления о надежде включены сферы и «объекты» надежды, среди которых одно из первых мест (80 % респондентов) занимает надежда на поддержку других людей в межличностном взаимодействии, на понимание, надежда быть любимым, нужным, уважаемым. Вместе с тем 20 % участников исследования, кроме надежды на позитивные межличностные отношения, указывают на надежды в области профессиональной сферы. Они надеются, что смогут себя реализовать, добиться успеха, продвинуться по карьерной лестнице.
Таким образом, в представлениях участников исследования надежда выполняет позитивные функции и сконцентрирована главным образом в сфере межличностных отношений. Акцент на эмоциональных и когнитивных функциях надежды и редукция мотивационнорегулятивной функции надежды свидетельствуют о сдвиге в сторону такого вида надежды, как «эмоциональная», «пассивная» надежда. Следовательно, в опасных для жизни ситуациях человек будет надеяться, что близкие люди, друзья помогут ему преодолеть возникшие трудности, защитят его, демонстрируя при этом, чаще всего, «пассивную» надежду, ведущую к разочарованию, к переживанию в связи с ним спектра негативных эмоций, снижающих психологическую безопасность личности. Исследователи [6; 15; 17; 21], рассматривающие различные виды и функции надежды, подчеркивают, что у человека должна быть уверенность в достижении им поставленных целей, он должен уметь оценивать прошлые успехи и прогнозировать будущие, двигаться планомерно к намеченной цели, преодолевать трудности, контролировать и управлять обстоятельствами собственной жизни, быть готовым к действию, к преобразованию реальности. Ядром «активной надежды» является ориентация на будущее, сопряженная с преобразовательной активностью субъекта, направленной на позитивно значимый для личности объект, отсутствующий в настоящее время, но достижение которого имеет определенную долю вероятности.
С целью определения преобладающих видов надежды (пассивной-активной, эмоциональной-рациональной) не в представлениях респондентов, а на основе психодиагностических процедур нами был применен набор методов, созданный И. С. Мансуровой [12] и отражающий наши представления о надежде как сложном социально-психологическом, духовно-ментально-эмоциональном образовании, включающем эмоциональный компонент, когнитивный и мотивационно-поведенческий. В этот набор вошли шкала безнадежности А. Бека (в модификации А. Горбаткова [5]); шкала диспозиционной надежды С. Снайдера [23]; опросник диагностики надежды на успех и боязни неудачи А. Реана. В качестве показателя надежды как личностного контроля времени мы использовали индекс «личностный контроль времени» из шкалы Ж. Ньюттена (в модификации К. Муздыбаева) [14]. Все эти методики были направлены на то, чтобы диагностировать выраженность компонентов, входящих в структуру надежды [11].
В качестве методик, направленных на изучение отношения к жизни (восприятие и оценка прошлого, настоящего, будущего и жизненной удовлетворенности), мы применили шкалу аттитюдов ко времени Ж. Ньюттена (в модификации К. Муздыбаева) и опросник «Индекс жизненной удовлетворенности», адаптированный Н. В. Паниной.
С целью выявления взаимосвязей между показателями выраженности эмоционального компонента надежды и когнитивного, мотивационно-поведенческого был осуществлен корреляционный анализ эмпирических коррелятов, а затем факторный анализ по методу выделения главных компонентов. В результате варимакс-вращения были извлечены два фактора, в совокупности объясняющих 73 % дисперсии. В первый фактор с большим факторным весом вошли различные показатели выраженности мотивационно-поведенческого компонента надежды («настойчивость в достижении цели», «способность находить пути достижения цели», «стремление к достижению», «личностный контроль времени») и когнитивного компонента («обобщенное ожидание достижения цели). Во второй фактор вошли показатели выраженности эмоционального компонента надежды («восприятие будущего как «исполненного надежд — безнадежного», «эмоциональное отношение к будущему», «эмоциональное состояние надежды»), кроме этого, этот фактор вошел с отрицательным факторным значением показатель «эмоциональное состояние безнадежности».
Исходя из структуры каждого фактора и его содержания, первый фактор указывает на существование «когнитивномотивационно-поведенческой надежды», второй фактор соответствует «эмоциональному виду надежды». Таким образом, мы обнаружили два вида надежды: 1) «эмоциональный вид надежды»; 2) «рациональный вид надежды», в структуре которого имеют высокий уровень выраженности когнитивный и мотивационно-поведенческий компоненты. Дальнейший анализ соотношения выраженности этих двух видов надежды у каждого участника исследования показал, что существенно преобладает «эмоциональный вид надежды». При этом высокую и среднюю степень выраженности состояния надежды имеют 100 % респондентов, но у 57 % одновременно наблюдается высокий уровень выраженности состояния безнадежности. Эти данные свидетельствуют об амбивалентном характере «эмоционального вида надежды» у значительного числа участников исследования. Сочетание состояния надежды с безнадежностью приводит к столкновению позитивных и негативных представлений о своей жизни в будущем, уверенности-неуверенности в достижении желаемых целей, в непосредственном контроле обстоятельств жизни, в планировании своей жизни на отдаленную перспективу. Амбивалентность переживаний, обусловленная сочетанием выраженности как состояния надежды, так и безнадежности в «эмоциональном виде надежды», понижает стремление к преодолению трудностей, к преобразованию бытия (главные позитивные функции надежды), снижает психологическую безопасность человека.
«Рациональный вид надежды», представленный у 20 % участников исследования, также не обеспечивает в полной мере выполнения позитивных функций надежды в жизни человека. Обладатели «рационального вида надежды» могут находить различные пути достижения поставленных перед собой целей, двигаться к ним планомерно и осознанно, но в то же время они сомневаются в успехе, чувствуют себя неуверенными и т. д.
Несмотря на то что для «эмоционального вида надежды» является характерным сочетание состояния надежды и безнадежности, обладатели этого вида надежды отличаются от тех, у которых превалирует «рациональный вид надежды», более позитивным отношением к настоящему времени жизни (t = = 3,10). Будущее видится «представителям эмоционального вида надежды» более насыщенным позитивными событиями (t = 5,54), чем прошлое и настоящее. Иными словами, «представители эмоционального вида надежды» демонстрируют оптимистическое восприятие будущей жизни, полагают, что она будет лучше. Но если учесть, что в структуре «эмоционального вида надежды» незначительно выражены когнитивный и мотивационно-поведенческий компоненты (пассивная надежда), такое отношение к будущему может привести к разочарованию, к усилению безнадежности, следовательно, к актуализации негативных эмоций и к снижению уровня психологической безопасности человека.
«Представители рационального вида стников исследования отличает низкая надежды», в структуре которого преобладает выраженность когнитивного и мотивационно-поведенческого компонентов, относятся к прошлому времени более позитивно, чем к настоящему и будущему (t = 5,10). Они тревожатся, что не смогут в полной мере влиять на свое будущее, нести ответственность за события своей жизни.
В процессе анализа данных мы выделили группу участников исследования, которые негативно относятся к различным временным этапам своей жизни.
Среди них есть как те, у кого высокий уровень выраженности безнадежности, так и те, у кого достаточно высоко выражена надежда. Условно мы назвали первую подгруппу «негативно относящиеся к жизни — переживающие состояние безнадежности». Представители этой подгруппы не только негативно оценивают свою жизнь, но и воспринимают свое прошлое, настоящее и будущее как трудное и лишенное всякого смысла. Они считают, что не могут контролировать обстоятельства своей жизни, уверены, что все происходящее в их жизни — результат воздействия внешних факторов, а не их собственных усилий. Представителей этой подгруппы отличает твердая убежденность в том, что жизнь принесла им больше разочарований, чем большинству других людей, и могла бы быть счастливее, чем есть. В глазах представителей данной подгруппы будущее выглядит бесперспективным, мрачным, лишенным стабильности, определенности и возможности достижения желаемого.
Вторую подгруппу мы определили как «негативно относящиеся к жизни — надеющиеся». Данную подгруппу участепень жизненной удовлетворенности, негативное восприятие своей жизни и высокая выраженность компонентов надежды. Они воспринимают настоящее время как мрачное, небезопасное, скучное, бедное событиями и трудное. Оглядываясь на свою жизнь, представители данной подгруппы сожалеют об упущенных возможностях, нереализованных надеждах и неоправданных ожиданиях. Вместе с тем они надеются на будущее, которое видят более счастливым, наполненным приятными событиями. Представителям этой подгруппы присущи настойчивость в достижении цели, способность находить разные пути достижения поставленных перед собой задач, а также уверенность в том, что продуктивность их деятельности зависит в основном от собственной целеустремленности.
Полученные данные, с одной стороны, свидетельствуют, что состояние надежды-безнадежности сопряжено с тем, как человек воспринимает и оценивает свою собственную жизнь, а с другой — что безнадежность не обязательно является следствием неудовлетворенности жизнью, а надежду не всегда подпитывает позитивная, оптимистическая оценка жизненного пути. Сочетание негативного отношения к жизни и надежды, включающей не только ярко выраженный эмоциональный компонент, но и когнитивный, мотивационно-поведенческий, свидетельствует о том, что надежда может «противостоять» бытию, выполнять функцию преобразования бытия.
Таким образом, в контексте психологии безопасности личности и общества обращение к феномену «надежды» превращается в обращение к «человеку надеющемуся», к его опыту надежды и пе-тается с негативным отношением к своей реживаниям, связанным с ним. На основе теоретического анализа и полученных данных можно сделать вывод, что преобладание «эмоционального вида надежды», выявленное как в процессе изучения представлений о надежде и ее функциях в жизни человека, так и с помощью психодиагностических и математических процедур, ведет к снижению психологической безопасности человека, особенно в тех случаях, когда высокая степень выраженности безнадежности сочежизни.
Гармонизация всех компонентов надежды, развитие когнитивных и мотивационно-поведенческих компонентов в структуре надежды, актуализация позитивных функций надежды, конкретизация представлений о надежде и ее сферах могут стать одной из задач специальных социальных технологий, способствующих повышению психологической безопасности личности и общества.
Литература
- Андрусенко В. А. Объективные основания надежды (мировоззренческий аспект) // Вестн. Оренбургск. гос. ун-та. 1999. № 3.
- Блох Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
- Больнов О. Ф. Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциализма. Введение // Философская мысль. 2001. № 2.
- Вершинин С. Е. Жизнь — это надежда. Введение в философию Эрнста Блоха. Екатеринбург, 2000.
- Горбатков А. А. Исследование факторной структуры шкалы безнадежности А. Бека // Психологический вестник РГУ. 2003. № 1.
- Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек. М., 1990.
- Капитон В. П. Надежда (опыт постановки философской проблемы) // Осмысление духовной целостности. Екатеринбург, 1992.
- Клеман О. Свидетели надежды в кризисном мире // Православная община. 1994. № 2. (20).
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
- Лабунская В. А. Социально-психологический подход к изучению надежды и представления о ее функциях в жизни человека // Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире. Саратов, 2009.
- Лабунская В. А., Мансурова И. С. Оценка жизненных событий и диспозиция надежды-безнадежности // Северо-Кавказский психологический вестник. 2004. № 2.
- Мансурова И. С. К проблеме надежды/безнадежности в контексте жизненного пути личности // Северо-Кавказский психологический вестник. 2005. № 3.
- Мансурова И. С. Эмпирический анализ отношения к надежде на различных жизненных этапах // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. «Психология». 2006. № 6.
- Муздыбаев К. Измерение надежды // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 4.
- Муздыбаев К. Феноменология надежды // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3.
- Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Т. 1. М., 1990.
- Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
- Сикевич З. В. «Образ» прошлого и настоящего в символическом сознании россиян // Социологические исследования. 1999. № 1.
- Тиллих П. Бытие, небытие и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 1.
- Фонд «общественное мнение». Российское общество: ценности и приоритеты // Политические исследования. 1993. № 6.
- Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. М., 2005.
- Шопенгауер А. Мир как воля и представление. Т. 1. М., 1992.
- Snyder C. R. Hope and optimism // Encyclopedia of human behavior. San-Diego, 1994. V. 2.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5227
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 1512
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3