Отношение учителей к ЕГЭ как показателю уровня подготовки выпускников и особенности контроля знаний учащихся

1126

Аннотация

В статье на основе анкетного опроса 2156 учителей рассматривается спе- цифика их отношения к Единому государственному экзамену как инструменту итоговой аттестации, дается характеристика особенностей осуществления учителями различных способов контроля знаний учащихся. Своеобразие отно- шения учителей к ЕГЭ и организации контроля знаний учащихся анализируется относительно влияния различных социальных и профессиональных факторов: тип школы, в которой работает учитель, тип программы, по которой он преподает, уровень образования и квалификации, педагогический стаж, наличие опыта подготовки школьников к ЕГЭ.

Общая информация

Ключевые слова: единый государственный экзамен, итоговая аттестация, уровень подготовки ученика, цели контроля знаний учащихся, типы контролирующих заданий, барьеры , возникающие при контроле знаний учащихся

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Собкин В.С., Белова О.В. Отношение учителей к ЕГЭ как показателю уровня подготовки выпускников и особенности контроля знаний учащихся // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 1. С. 42–53.

Фрагмент статьи

На протяжении последних лет большое внимание уделяется обсуждению тем, связанных с процессом модернизации школьного образования, в том числе вопросу, касающемуся использования Единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ затрагивает вопросы, связанные не только с целями, содержанием и формами организации образовательного процесса, но и вопросы устранения социального неравенства в доступе к получению высшего образования, чем и вызван интерес к данной проблематике. В одной из наших работ были рассмотрены основные направления, в рамках которых анализируются эффекты ЕГЭ. Среди них основные функции ЕГЭ, ЕГЭ и учебная деятельность, ЕГЭ как объективный измеритель качества школьного образования, ЕГЭ и финансирование образования, ЕГЭ и институциональные изменения в сфере образования, ЕГЭ и информационная безопасность [1]. Таким образом, в ходе обсуждения ЕГЭ затрагивается широкий круг вопросов (педагогических, культурологических, экономических и др.), выходящих за пределы понимания ЕГЭ лишь как метода итоговой аттестации школьников.

Литература

  1. Собкин В.С. Отношение учителей к Единому государственному экзамену (по материалам социологического исследования) // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIII. Вып. XXIII. М., 2009.
  2. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Мониторинг социальных последствий информатизации: что изменилось в школе за три года? М., 2008.
  3. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Коломиец Ю.О., Лиханов И.В., Иванова А.И. ЕГЭ-2009 в контексте социологического исследования // Образовательная политика. 2010. № 3 (41).
  4. Собкин В.С., Писарский П.С., Коломиец Ю.О. Учительство как социально-профессиональная группа. М., 1996.
  5. Собкин В.С., Равлюк С.В. Учитель об образовании: опыт социологического исследования профессиональной позиции // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XV / Под ред. В.С. Собкина. М., 2004.

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Белова Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, e-mail: obelava@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2293
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1126
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3