Гость как особый статус «Другого»

1067

Аннотация

В статье анализируется особый статус «Гостя» как разновидности «Другого», основанный на культурно-специфических особенностях личностных репрезентаций взаимодействия «Я-Другой». Результаты контент-анализа позволяют декодировать содержание социальной практики гостеприимства, а контекст-анализ обеспечивает выявление ее смысловых векторов (эмоциональный, референтный, поддерживающий, симметричности, субъектности, жертвенности и т.д.). Предложена социально-психологическая аналитика социальной практики гостеприимства с учетом различных перспектив видения: хозяина, гостя, ингруппы хозяина и ингруппы гостя. Прикладной аспект исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в качестве своеобразной смысловой матрицы при разработке программ обучения и тренингов по межличностному взаимодействию и межкультурной коммуникации представителей различных этнических групп.

Общая информация

Ключевые слова: репрезентация взаимодействия «Я-Другой», гость как вариант «Другого», смысловые контексты, социальная практика гостеприимства, качественная методология, контент-анализ, контекст-анализ

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рягузова Е.В. Гость как особый статус «Другого» // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 1. С. 5–13.

Фрагмент статьи

Важность интерперсональных отно­шений для конструирования образа «Я», «не-Я» и «Другого» признается всеми исследователями, независимо от их взглядов и интерпретации термина «отношение» (Э. Берн, Р. Лэйнг, Дж.Г. Мид, В.Н. Мясищев, Н. Пезешкиан, К. Род­жерс, Г.С. Салливан, Э. Эриксон и др. [2; 4; 5; 6; 7; 8; 12; 15].

Литература

  1. Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 4 (2). Творчество Франсуа Рабле и на­родная культура средневековья и ренессанса. М., 2010.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1998.
  3. Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова А.М. Психология и праздник: Празд­ник в жизни человека. М., 2003.
  4. Лэйнг Р.Д. «Я» и Другие. М., 2002.
  5. Мид Дж.Г. Избранное: сб. переводов. М., 2009.
  6. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж, 1995.
  7. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг разрешения конфлик­тов. СПб., 2001.
  8. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. М., 2007.
  9. Рягузова Е.В. Модель личностных репрезентаций взаимодействия «Я-Другой» // Акмеология. 2011. № 3.
  10. Рягузова Е.В. Репутация личности: риски и опасности // Социальная психология и общество. 2014. № 3.
  11. Рягузова Е.В. Изнанка социальной репутации // Психология обучения. 2014. № 11.
  12. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии СПб., 1999.
  13. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Ученые записки Педагогического института СГУ. Серия «Психология. Педагогика». 2010. № 2.
  14. Старовойтенко Е.Б. Модель персонологии в парадигме «жизни» // Мир психо­логии. 2010. № 1.
  15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.
  16. Chauvin P.-M. La sociologie des reputations. Une definition et cing questions // Communications. 2013. № 93.
  17. MacCannell D. Staged authenticity: arrangements of social space in tourist settings // American Sociological Review. 1973. № 79.

Информация об авторах

Рягузова Елена Владимировна, доктор психологических наук, Заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: rjaguzova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2076
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1067
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2