Социальная психология и общество
2015. Том 6. № 1. С. 60–67
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Специфика взаимосвязи умственных способностей и конфликтной компетентности дошкольников в различных образовательных средах
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: умственные и коммуникативные способности, социальное познание, конфликтная компетентность, дошкольная образовательная среда, образовательная программа, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление
Рубрика издания: Экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Денисенкова Н.С., Выроцкова В.В. Специфика взаимосвязи умственных способностей и конфликтной компетентности дошкольников в различных образовательных средах // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 1. С. 60–67.
Полный текст
К постановке проблемы
Идея воспитания средой была реализована еще в начале XX в. в опыте немецких (Э. Нигермайер, Ю. Циммер и др.), французских (Б. Бло, Л. Порше, П. Ферра и др.), американских (Р. Уолтер, С. Уотсон, Б. Хоскен и др.) школ [8]. Отечественная психология по данной проблеме уходит своими корнями в труды Л.С. Выготского 30-х гг. прошлого столетия, когда была сформулирована идея о том, что обучение детей определяет характер их психического развития [3]. По сей день остаются актуальными такие вопросы, как качество образовательной среды (и критерии оценки) [6; 10; 11]; влияние образовательной программы на когнитивное и социальное развитие дошкольников [9; 12]; проблема раннего развития [1; 3]; длительность периода дошкольного обучения детей [1; 2; 3]; профессиональная подготовка воспитателей [4]; гендерные, этнические и другие индивидуальные особенности личности воспитанников и воспитателей [9; 12].
Под образовательной средой, согласно определению В.А. Ясвина, понимают систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном пространственно-предметном окружении [8, c. 14]. Как следствие образовательная среда особенно зависима от социальных условий, культурно-исторических норм и ценностей.
В современном мире, ориентированном на успешность, на получение быстрого видимого результата, проблема качественного образования встает особенно остро, что требует постоянного пересмотра актуальности существующих программ. Зачастую образовательные системы просто не успевают обновляться согласно требованиям извне и перестают отвечать быстро меняющимся потребностям общества.
В настоящее время широко известным стал термин «развивающая образовательная среда» и, как отмечает В.В. Рубцов, «вопрос о тех характеристиках, которые являются основными и достаточными для организации развивающего образования в школе, остается одним из наиболее актуальных и в начале нового тысячелетия» [6, c. 6].
Программа эмпирического
исследования
Целью нашего исследования стало определение характера взаимосвязи между умственными способностями и конфликтной компетентностью в дошкольном возрасте в контексте различных образовательных сред.
В качестве основной гипотезы выступило предположение о том, что между умственными способностями и конфликтной компетентностью в дошкольном возрасте существует взаимосвязь, специфика проявления которой определяется особенностями образовательной среды.
Основная гипотеза требует конкретизации путем выдвижения частных гипотез-следствий. Так, согласно первой из них, чем ниже уровень развития умственных способностей, тем ниже уровень сформированности навыков конфликтной компетентности в старшем дошкольном возрасте; а согласно второй, образовательная среда и, прежде всего, образовательная программа определяют характер проявления конфликтной компетентности и имеют значение при формировании связи между уровнем развития умственных способностей и уровнем сформированности навыков конфликтной компетентности.
Исследование проводилось в период с 2011 по 2013 г. на базе подготовительных групп ГБОУ д/c № 2523 «Академия детства» и ГБОУ д/c № 1602 г. Москвы. В исследовании принял участие 41 ребенок (22 мальчика и 19 девочек) в возрасте 5—6 лет.
В качестве методов, направленных на выявление уровня развития умственных способностей, использовались стандартизированные методики для оценки общего уровня умственного развития детей 5—6 лет: («Эталоны» (О.М. Дьяченко) и «Перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская), направленные на определение уровня развития восприятия; «Систематизация» (Р.И. Бардина), направленная на определение уровня развития образного мышления; «Схематизация» (А.И. Булычева), ориентированная на определение уровня развития словесно-логического мышления [4]. Для вы
явления сформированности конфликтной компетентности старшего дошкольника нами была использована экспериментальная методика «Доска кооперации» (модифицированный вариант М. Мадсена), направленная на изучение стратегий конфликтного поведения [5; 7].
Этапы исследования,
его результаты и их обсуждение
Первый этап эмпирического исследования показал уровень развития интеллектуальных способностей дошкольников в разных образовательных средах. Большая часть детей показывает средний результат — 16 детей (69,6%) в ДОУ № 1602, 9 детей (50,0%) в ДОУ № 2523. В обоих детских садах только два ребенка продемонстрировали результат ниже среднего уровня (8,7% от всей выборки — в ДОУ № 1602 и 11,1% — в ДОУ № 2523). Не было зафиксировано ни одного ребенка с низким уровнем. Однако стоит отметить, что в ДОУ № 2523 5 детей (27,8%) показали высокие результаты умственного развития, а в другом детском саду не было ни одного показателя высокого интеллектуального развития. Уровень интеллектуальных способностей выше среднего, в свою очередь, показали 5 детей (21,7%) из ДОУ № 1602 и 2 ребенка (11,1%) из ДОУ № 2523 (рис. 1).
Рис. 1. Уровень развития интеллектуальных способностей у детей из обследуемых групп
Обобщая вышеизложенные данные, отметим, что в исследуемых детских садах, отличающихся различным характером образовательной среды, количество детей, соответствующих возрастной норме по своему умственному развитию либо превышающих ее, составило 91,3% (21 ребенок ДОУ № 1602) и 88,9% (16 детей ДОУ № 2523).
Отмечая определенные отличия в программах, следует подчеркнуть следующее. В ДОУ № 2523, где дополнительные усилия были направлены на интеллектуальное развитие детей, фиксировались более высокие показатели их умственного развития. В детском саду же, в котором реализовывалась дополнительная программа «Диалектика», принципиальный разрыв между детьми, опережающими развитие и отстающими, отсутствовал. При этом в данном детском саду также не были зафиксированы откровенно низкие показатели. По-види- мому, благодаря дополнительной программе «Диалектика», умственное развитие ребенка не являлось процессом однонаправленным, а характеризовалось, прежде всего, расширением спектра интеллектуальных способностей.
На втором этапе исследования, направленном на изучение сформирован- ности конфликтной компетентности старших дошкольников, была использована экспериментальная методика «Доска кооперации», направленная на изучение стратегий конфликтного поведения дошкольников.
Индивидуальная и совместная деятельность дошкольников проявляется, в первую очередь, через игровую деятельность. В этих обстоятельствах настоящая методика адекватна для проведения именно в детском саду, так как она нацелена на изучение сформированности конфликтной компетентности в ведущей для дошкольников деятельности — игровой.
В целях исследования данная методика была использована в модифицированном варианте как ситуационно-поведенческий тест, направленный на исследование особенностей конфликтного взаимодействия дошкольников в группе сверстников. «Доска кооперации Мадсена» создает ситуацию для четырех испытуемых, каждый из которых может выполнить задание (перечеркнуть круг в своем углу доски) только в том случае, когда остальные 3 партнера его поддержат. С помощью этой методики провоцируется ситуация конфликта, что позволяет психологу произвести анализ конфликтной компетентности ребенка, определив, какие стратегии разрешения конфликта он использует (приспособление, избегание, компромисс, соперничество, сотрудничество).
По результатам проведенной методики были получены следующие показатели по группам. В обеих группах превалирующая стратегия, которую использовало большинство детей — соперничество: 43,5% (10 детей ДОУ № 1602) и 38,9% (7 детей ДОУ № 2523). Это во многом объясняется тем, что в старшем дошкольном возрасте фиксируется достаточно выраженный соревновательный момент. Практически равное количество детей выбирали стратегию сотрудничества и приспособления: сотрудничество — 30,4% против 27,8% (7 детей ДОУ № 1602 и 5 детей ДОУ № 2523 — соответственно); приспособление — 26,1% против 27,8% (6 детей ДОУ № 1602 и 5 детей ДОУ № 2523 — соответственно). Лишь один ребенок проявил стремление к разрешению конфликтной ситуации посредством реализации стратегии избегания (ДОУ № 2523) и никто из детей не продемонстрировал желание прибегнуть к компромиссу (рис. 2).
Рис. 2. Стратегии конфликтного поведения в исследуемых группах
Несмотря на отсутствие статистически значимых различий, необходимо отметить реально качественные различия в поведении в конфликтной ситуации детей, принадлежащих к разным образовательным средам. В ДОУ № 1602, где использовалась дополнительная программа «Диалектика», дети проявляли наибольшую вариативность попыток разрешения проблемной ситуации. Было очевидно, что им в экспериментальной ситуации был интересен сам факт определения очередности, а не только результат. В ДОУ № 2523 чаще наблюдалось снижение интереса к игре после получения результата или при осознании невозможности создать благоприятное для себя разрешение ситуации. Дети начинали крутиться, отвлекаться, «выпадая» из ситуации игры, не дожидаясь выполнения задания всеми участниками группы. Можно сделать вывод, что в детском саду, занятом реализацией программы «Диалектика», дети были нацелены на коммуникацию со сверстниками, на разрешение проблемной ситуации внутри группы, на проявление умений найти компромиссные варианты и договориться. В то же время в саду с усиленной образовательной программой дети в основном были нацелены на собственный выигрыш. Здесь реже звучали предложения к совместному решению, призывы к договоренностям. Если же компромиссные предложения здесь все же возникали, они были скорее направлены на подтверждение статуса дифференциации («она старше»), очередности («ты в прошлый раз был первый»), девочки ожидали уступок со стороны мальчиков («девочкам надо уступать»).
Таким образом, в целом характер поведения в конфликтной ситуации у дошкольников из двух обследованных групп принципиально не различается. Однако следует отметить, что в ДОУ № 1602 с программой «Диалектика» 73,9% детей принимали активное участие в разрешении проблемной ситуации, тогда как в ДОУ № 2523 соответствующий показатель — 66,7%. Кроме того, дети из ДОУ № 1602 активно демонстрировали попытки вариативных способов разрешения спорных ситуаций через компромиссные решения.
Следовательно, получила подтверждение гипотеза, согласно которой образовательная среда и, в частности, конкретная образовательная программа, во многом определяют специфику проявления конфликтной компетентности в дошкольном возрасте, а также наличие взаимосвязи между уровнем развития интеллектуальных способностей и уровнем сформированности навыков конфликтной компетентности.
Для определения взаимосвязи между показателями уровня интеллекта и сформированности конфликтной компетентности мы использовали качественный и количественный методы. Для статистической обработки эмпирических данных использовалась программа SPSS Statistics (ver. 21).
Анализ полученных эмпирических данных посредством непараметрического критерия Манна-Уитни показал статистически значимые различия между общим уровнем интеллекта дошкольников в таких выбираемых ими стратегиях конфликтного поведения, как сотрудничество и приспособление (р<0,05). Другими словами, дети с невысоким уровнем интеллектуальных способностей в конфликтной ситуации чаще занимают пассивную позицию: не предлагают конструктивного разрешения ситуации ни для общей пользы, ни для себя. Оставаясь «внутри» ситуации, эти дети ожидают ее разрешения извне, благодаря усилиям других. Дети же с более высокими показателями интеллектуальных способностей активно выстраивают свои действия для получения общезначимого результата, задавая направление для изменения ситуации, предлагая возможные варианты выхода из сложившихся неблагоприятных обстоятельств.
В результате получила свое подтверждение гипотеза, согласно которой, чем ниже уровень развития умственных способностей, тем ниже уровень сфор- мированности навыков конфликтной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Благодаря проведенному детальному количественному анализу отдельно по группам двух детских садов, обнаружилась другая взаимосвязь, причиной которой, по-видимому, являются образовательные программы, используемые в данных ДОУ. В детском саду № 2523 были зафиксированы статистически значимые различия между показателями словеснологического мышления и способом поведения в конфликтной ситуации (р<0,05) В детском саду, реализующем программу «Диалектика», нацеленную на развитие творческого мышления, были выявлены статистически значимые различия между показателями наглядно-образного мышления и способом поведения в конфликтной ситуации (р<0,05).
Таким образом, в обеих группах при более высоких показателях умственного развития ребенок занимает более активную позицию в конфликте, стараясь разрешить ситуацию либо в свою пользу, либо в пользу группы, но в любом случае активно участвует в коммуникации и поиске решения. Только в одном случае решающим фактором, влияющим на поведенческую активность, выступает словесно-логическое мышление, а в другом — наглядно-образное. Дети с более низкими показателями умственных способностей чаще всего занимают позицию приспособления. Иначе говоря, несмотря на то, что ситуация для них оказывается значимой, они ждут решения проблемы от других, сами не предпринимая активных действий и не предлагая конструктивных решений.
Для наиболее адекватной интерпретации полученной эмпирики следует специально отметить, что большинство дошкольников в рамках заданной игровой ситуации активно проявляет стремление выиграть, что вполне объяснимо в связи с появляющимся к 5—6 годам соревновательным моментом, который во многом определяет поведение дошкольников. Именно поэтому большинство детей демонстрируют нацеленность на выигрыш во что бы то ни стало, вне зависимости от степени конфликтности ситуации. Однако после проведения дополнительного инструктажа о необходимости сотрудничества в поведении детей, как правило, наблюдались легко фиксируемые существенные изменения в поведении. Следует также подчеркнуть, что определенные личностные характеристики или столь же определенные позиции дошкольников в группе сверстников значимым образом влияли на стратегию их поведения в конфликтной ситуации.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, прежде всего, следует констатировать тот факт, что подтвердилась основная гипотеза, согласно которой между умственными способностями и конфликтной компетентностью в дошкольном возрасте существует взаимосвязь: чем ниже уровень умственных способностей, тем хуже развита конфликтная компетентность у ребенка.
Получило подтверждение предположение о том, что образовательная программа качественно влияет на характер взаимосвязи между уровнем развития умственных способностей и уровнем сформированности навыков конфликтной компетентности. При этом эмпирически выявлено, что в ДОУ с образовательной программой, нацеленной на интеллектуальное развитие, у дошкольников проявляется взаимосвязь между словесно-логическим мышлением и выбором активных стратегий в конфликтных ситуациях, а в ДОУ с дополнительной программой развития диалектического мышления характерна выраженная взаимосвязь между наглядно-образным мышлением и выбором активных стратегий в конфликте.
Литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2009.
- Венгер Л.А. Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном возрасте. М., 1986.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1983.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М., 2002.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.
- Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002.
- Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликтов. СПб., 2003.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
- Burger K. How does early childhood care and education affect cognitive development? An international review of the effects of early interventions for children from different social backgrounds // Early Childhood Research Quarterly. 2010. Vol. 25. № 2.
- Fulignia A. and etc. Activity settings and daily routines in preschool classrooms // Early Childhood Research Quarterly. 2012. Vol. 27. №.2.
- Vitielloa V. and etc. Variation in children's classroom engagement throughout a day in preschool // Early Childhood Research Quarterly. 2012. Vol. 27. № 2.
- Yamamoto Y. What makes a high-quality preschool? // Early Childhood Research Quarterly. 2012. Vol. 27. № 2.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3166
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 1058
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0