О мотивации подростков — пользователей социальных сетей

2889

Аннотация

Статья посвящена изложению результатов исследования мотивации подростков — пользователей виртуального коммуникативного пространства — социальной сети в Интернете. В исследовании было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между деятельностью подростков в социальной сети в Интернете и их мотивационными особенностями. Выявлено, что виды деятельности подростков в социальной сети и типы их мотивации выстроены в соответствии с определенной иерархией; что у подростков, различающихся по деятельностным характеристикам в социальной сети, существуют значимые различия в выраженности мотиваций и перспективе времени. Показано, что на основе фиксируемых различий можно создавать психологические мотивационные портреты подростков, занимающихся с разной интенсивностью различными видами деятельности в социальной сети.

Общая информация

Ключевые слова: социальные сети, деятельность , мотивация, социальное взаимодействие, подростки, временная перспектива, метод мотивационной индукции

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2015060307

Для цитаты: Федоров В.В., Милеев И.Д. О мотивации подростков — пользователей социальных сетей // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 3. С. 98–108. DOI: 10.17759/sps.2015060307

Полный текст

К постановке проблемы

В последние годы участились разговоры о том, что подростки с каждым годом стали все больше проводить времени в сети Интернет. Более 80% школьников с 7 по 11 класс используют Интернет для общения с одноклассниками [2]. Также все чаще встречаются жалобы родителей на то, что их дети проводят в Интернете слишком много времени. У них пропадает интерес к любой другой деятельности, что очень тревожит родителей. Также частое посещение Интернета, как правило, негативно сказывается на успеваемости подростков в учебных заведениях.

Было проведено множество исследований на выявление Интернет-зависи- мости, а также поиск психологических и социально-психологических особенностей «зависимых» пользователей Интернета. Все чаще стали появляться научные работы, раскрывающие те или иные социальные и социально-психологические особенности личностных проявлений пользователей Интернета.

Как было описано М. Кастельсом, виртуальное сообщество обладает теми же характеристиками, что и традиционное, но с некоторыми отличиями. Так, сетевое сообщество не привязано к территории, а его члены могут взаимодействовать, находясь на огромном расстоянии друг от друга. Сетевое сообщество характеризуется «ростом индивидуализма во всех его проявлениях» [3, с. 155]. Создание социальных сетей основывается на личных интересах, ценностях, склонностях и проектах всего сообщества. Также отличительной чертой социальных сообществ является обязательная публичность. Данная характеристика является важнейшей и для членов- участников сетевого сообщества. Необходимость быть полезными членами сети и объявления собственных ценностей, стратегий и проектов делают публичность обязательным условием существования сетей в целом и каждого члена сети в отдельности. Как писал М. Кас­тельс, «в Интернете вам лучше будет позаботиться о том, чтобы все знали, что вы собака, а не кошка, или же вы окажетесь погруженными в интимный мир кошек. Ибо в Интернете вы будете тем, кем или чем вы себя назовете, поскольку именно на основе этого ожидания со временем создается сеть социального взаимодействия» [3, с. 157]. Другими словами, для сетевых сообществ характерна самопрезентация и «самоименование».

Исследования виртуального сообщества столько же актуальны, как и исследования традиционного сообщества. Самым большим, разноплановым и интересным виртуальным сообществом является виртуальное сообщество в социальной сети.

Первые виртуальные социальные сети появились в начале XXI в., самой известной из них был «Facebook». Позже появилась самая популярная в России и странах СНГ социальная сеть — «Вконтакте».

Социальная сеть является социальной средой, особенно востребованной и популярной среди подростков. Нельзя исключать возможность того, что деятельность и время, проводимые в социальной сети, могут влиять на различные сферы жизнедеятельности подростков.

Программа исследования

Основным предположением, проверяемым в рамках данного исследования, являлось то, что существует взаимосвязь между деятельностью в социальной сети в Интернете и мотивационными особенностями подростков.

Общая гипотеза конкретизируется двумя частными.

Согласно первой из них, существует взаимосвязь между объемом деятельности подростков в социальной сети в Интернете и их мотивацией.

Согласно второй частной гипотезе, существуют значимые различия в выраженности мотивации у подростков, которые проводят различное количество времени в рамках разных видов деятельности в социальной сети.

Для проверки этих предположений было необходимо решить ряд задач: 1) определить количество времени и частоту той или иной деятельности, в рамках которой подростки проводят время в социальной сети; 2) определить объем деятельности подростков в социальной сети; 3) измерить выраженность различных видов мотиваций у подростков; 4) зафиксировать взаимосвязь между объемом деятельности подростков в социальной сети Интернет и их мотивацией; 5) выявить значимые различия в выраженности мотивации у подростков, которые проводят различное время в рамках разных видов деятельности в социальной сети.

В настоящем исследовании в качестве испытуемых выступили учащиеся 8 класса ГБОУ Лицея № 1586 и 7 и 8 гимназических классов ГБОУ СОШ № 1750; выборка составила 113 человек.

В ходе исследования применялись следующие методики.

1.  Авторская анкета «Деятельность в социальной сети», направленная на определение времени, частоты и объема различных видов деятельности подростков в социальной сети.

2.   «Метод мотивационной индукции» (ММИ), созданный и описанный Ж. Нюттеном [7], использовался нами для определения мотивации и временной перспективы подростков.

Обследование проводилось в ученических классах, вместо третьего-пятого уроков сразу по двум методикам: сначала подросткам выдавались бланки методики «ММИ», после их заполнения выдавалась анкета «Деятельность в социальной сети». На заполнение бланков, испытуемым требовалось в среднем 40 минут. При этом подростки неоднократно жаловались на однообразность незаконченных предложений в методике «ММИ», но процент испорченных бланков был минимален (4 из 113). Кроме того не рассматривались результаты испытуемых, которые не зарегистрированы в социальной сети (7 из 113). Всего учитывались результаты 102 испытуемых.

Для обработки полученных эмпирических данных использовались корреляционный метод Спирмена и критерий U Манна-Уитни.

Виды деятельности и время
препровождения подростков
в социальной сети

1.    Большинство подростков проводят от 1 до 4 часов в день в социальной сети (40,2%). Менее одного часа в день в социальной сети проводят 31,4% испытуемых, более 4 часов — 28,4% испытуемых. Таким образом, полученные результаты демонстрируют тот факт, что социальная сеть занимает значимое место в жизнедеятельности 2/3 подростков.

2.    Результаты исследования говорят о том, что 52% подростков, включая компьютер, первым делом заходят в социальную сеть. Это может говорить о существовании более чем у половины подростков навязчивой потребности «при включении компьютера зайти в социальную сеть».

3.  Для 33,3% испытуемых деятельность в социальной сети является основной деятельностью в Интернете.

4.    Только для 11,8 % подростков актуальна замена общения в реальной жизни виртуальным общением с помощью социальной сети. Это говорит о том, что для большинства подростков невозможна замена вербального межличностного взаимодействия общением виртуальным.

5.  На вопрос «Как Вы думаете, кардинально бы изменилась Ваша жизнь, если бы социальные сети перестали существовать?» 45,1% испытуемых ответили «да». Это лишний раз подтверждает то, что социальные сети играют важную роль в жизнедеятельности подростков.

6.   С помощью авторской анкеты «Деятельность в социальной сети» была выявлена частота реализации подростками различных видов деятельности в социальной сети (табл.). Частота каждого вида деятельности могла варьироваться от 1 до 5 (где 1 — никогда, 2 — очень редко, 3 — редко, 4 — иногда, 5 — часто).

Самой часто используемой деятельностью в социальной сети является «прослушивание музыки» (ср. частота 4,43), далее — «переписка со знакомыми» (4,39) и т.д. Самой редко встречающейся деятельностью является «проведение времени за различными флеш-играми» (2,09).

Но прослушивание музыки редко является деятельностью как таковой (т.е. редко когда является активным взаимодействием субъекта с объектом). Другими словами, во время прослушивания музыки можно заниматься любой другой деятельностью, даже несвязанной с социальной сетью. Исходя из данного предположения, основной деятельностью в социальной сети у подростков является следующая по списку в таблице — «переписка со знакомыми и друзьями».

Таблица

Средние частоты деятельности подростков в социальной сети

7.    Все виды деятельности в социальной сети были объединены в две группы: «Виды деятельности, направленные на социальное взаимодействие» и «Виды деятельности, не предполагающие социальное взаимодействие». Первая группа включала в себя «Переписку со знакомыми и друзьями», «Общение в группе со знакомыми людьми», «Общение в группе с незнакомыми людьми» и «Знакомство и поиск друзей». Вторая же группа включала «Прослушивание музыки», «Просмотр фотографий», «Просмотр фильмов», «Проведение времени за различными флеш-играми», «Чтение гороскопов, стихов, цитат и т.д.» и «Поиск новостей».

Сравним средние частоты в двух группах видов деятельности. Для видов деятельности, не предполагающих социальное взаимодействие, среднее значение частоты — 3,24, а для видов деятельности, направленных на социальное взаимодействие, — 3,12. Из этого можно
сделать вывод, что средние частоты деятельности, направленной на социальное взаимодействие, и деятельности, не предполагающей социальное взаимодействие, у подростков примерно равны.

Мотивация и временная
перспектива подростков

1.  В ходе исследования выраженности основных видов мотивации, были получены следующие результаты (рис.).

Рис. Процентное соотношение выраженности мотиваций у подростков

•   Наиболее ярко выраженная мотивация у подростков — мотивация, направленная на социальные контакты различного типа (Собщ.). Данная мотивация в среднем составляет 29,5 % от всех мотивационных объектов, представленных подростками. Например, «Я сделаю все, чтобы помочь своим родителям», «Я бы ничего не пожалел для того, чтобы мои друзья всегда были со мной», «Я хочу, чтобы мои одноклассники лучше ко мне относились» и т.д.

•    Ярко выражена мотивация, связанная с каким-либо родом деятельности (Roohi.), которая составляет в среднем 27,9 % от всех мотиваций подростков. Например, «Я все сделаю для того, чтобы закончить год без троек», «Я мечтаю стать чемпионом по стрельбе из лука» и т.д.

•   Также ярко выражена мотивация, направленная на тот или иной аспект личности самого субъекта (8общ.). В среднем данная мотивация составляет 26,4% от всех мотиваций подростков. Например, «Я очень хочу осуществить все свои мечты», «Я всеми силами стремлюсь стать достойным человеком», «Я буду очень рад (рада), если разрешат делать то, что я хочу» и т.д.

Остальные виды мотиваций менее ярко выражены.

•  Мотивация, связанная с отдыхом и путешествиями (L). В среднем данная мотивация составляет 8% от всех мотиваций подростков. Например, «Я бы так хотела поехать с друзьями этим летом в Питер», «Я мечтаю побывать во всех странах мира», «Я очень хочу этим летом отдохнуть у бабушки на даче» и т.д.

•   Мотивация к обладанию материальными ценностями (P общ.). В мотивацию (P общ.) также входит мотивация к смене места жительства (Ро6щ.). В среднем мотивация составляет 7,75% от всех мотиваций подростков. Например, «Я хочу новый телефон», «Я мечтаю жить в Америке», «Я мечтаю о домике на море» и т.д.

•   Также встречались мотивации, которые относились либо к самому тесту, либо их невозможно было отнести ни к одному из видов мотиваций из наших категорий. В среднем 0,45% мотивацион­ных объектов мы отнесли в «другое».

Полученные результаты говорят о том, что для подростков наиболее характерна мотивация социального взаимодействия. Также в подростковом возрасте характерна мотивация, направленная на различного рода деятельность, в основном на деятельность, связанную с учебой (R3). Мотивация, направленная на тот или иной аспект личности (8общ.), также характерна для подросткового возраста.

2. В ходе исследования выраженности основных видов временной направленности мотиваций подростков были получены следующие результаты.

• Наиболее ярко выражены мотиваци­онные объекты, которые невозможно определить на временной шкале (tl). В среднем, таких мотивационных объектов 37,4%. Например, «Я мечтаю побывать на матче Ливерпуля», «Я бы очень хотела увидеть солиста группы Linkin Park» и т.д. Другими словами, это те мотивационные объекты, которые могут актуализироваться как завтра, так и в далеком будущем.

• Также часто встречаются мотиваци­онные объекты, которые относятся ко всему периоду предстоящей жизни или которые попросту нельзя точнее локализовать во времени (tL). В среднем встречается 28,4% таких мотивационных объектов. Например, «Я мечтаю прожить жизнь достойно» или «Я очень хочу, чтобы ничего не менялось». Другими словами, это те мотивационные объекты, которые «растянуты на всю жизнь».

• Остальные виды временной направленности мотиваций у подростков встречаются реже. Стоит выделить такие направленности, как направленность на «время обучения в школе» (tE2). Сюда входят все мотивации, направленные на время обучения в школе, в основном связанные с желанием удачно сдать экзамены ЕГЭ и ГИА; направленность на «взрослую жизнь» (tA) — чаще всего встречаются мотивации, связанные с работой, со «строительством» семейной жизни и помощи родителям; направленность на ближайшее будущее (tBB) — те мотивацион­ные объекты, которые имеют место быть в течение дня, недели, месяца, года («Я хочу этим летом поехать на море», «Я мечтаю купить билеты на воскресный концерт любимой группы» и т.д.); направленность на время, связанное с поступлением в вуз и учебой (tE3) и др.

О взаимосвязи объема
деятельности в социальной сети
и мотивации подростков

На основе параметров анкеты «Деятельность в социальной сети» мы смогли выделить новую переменную — «объем деятельности». Объем деятельности — это частота данного вида деятельности в социальной сети за количество времени, проводимое в ней в течение дня.

Vд = f * t, где:

Vд — объем вида деятельности;

f — частота вида деятельности (от 1 до 5);

t — время, проводимое в социальной сети в день (1 — менее 1 часа в день; 2 — от 1 до 4 часов в день; 3 — более 4 часов в день).

Было выделено три вида объема деятельности:

1.    «объем деятельности, направленной на социальное взаимодействие»;

2.    «объем деятельности, не предполагающей социальное взаимодействие»;

3.    «общий объем деятельности», включающий в себя два первых.

В ходе исследования были выявлены три значимые положительные взаимосвязи мотивации, направленной на тот или иной аспект личности подростка (8общ.): 1) с общим объемом деятельности в социальной сети (r=0,272); 2) с объёмом деятельности, направленной на социальное взаимодействие (r=0,249); 3) с объемом деятельности, не предполагающей социальное взаимодействие (r=0,250). В связи с этим напрашивается вывод: чем чаще и интенсивнее подросток реализует различные виды деятельности в социальной сети, тем более выражена у него мотивация, направленная на тот или иной аспект своей личности. Наиболее частые ответы, которые нами характеризовались как мотивации, направленные на тот или иной аспект личности подростка (S/SR): «Я надеюсь, что в жизни у меня все сложится», «Я стремлюсь добиться своих целей», «Я мечтаю о том, что стану достойным человеком», «Я хочу стать счастливой» и т.д. Также часто встречались ответы, направленные на самозащиту личности (Spre): «Я не хочу умирать», «Я стараюсь избежать конфликтов», «Я бы не хотела конца света» и т.д. Также довольно часто встречались мотивации, направленные на личностную автономию (Sout): «Я не желаю, чтобы мной командовали», «Я мечтаю жить своей жизнью» и т.д. Довольно любопытен тот факт, что у 20% респондентов встречалась мотивация к полету и умению летать, которую мы отнесли к мотивациям, направленным на получение способностей и специальных умений (Sapt): «Я бы ничего не пожалел для того, чтобы научиться летать», «Я хочу летать».

Как известно, основная деятельность подростков, связанная с межличностным общением со сверстниками и значимыми взрослыми, направлена на формирование «чувства взрослости». Для данного возраста наиболее характерна предрасположенность к девиантному поведению и проявлениям неустойчивости психики. Социальная сеть является наиболее благоприятной средой для подростков, так как они могут постоянно общаться со сверстниками (как знакомыми, так и незнакомыми), со взрослыми, обсуждать свои проблемы и проблемы общества, делиться своими опасениями, самореализовываться за счет различной деятельности (флэш-игры, общение в группах, общение с друзьями и т.д.). При этом очевидно, что социальная сеть является той средой, где стимулируются самовыражение и самопрезентация. Чем больше времени подросток проводит в социальной сети и в ее рамках, чем с большей интенсивностью включается в различные виды деятельности, тем с большей уверенностью можно говорить о том, что именно социальная сеть выступает в роли той среды, деятельностью в которой подросток компенсирует недостатки личностного саморазвития, а также удовлетворяет потребность в безопасности и личностной автономии.

Кроме того, у подростков зафиксировано наличие обратной взаимосвязи (r=-0,159) между общим объемом деятельности в социальной сети и мотивацией к деятельности, направленной на хобби (R4). Чаще всего хобби — это кружки рисования, музыки и спортивные секции (примеры высказываний: «Я очень хочу, чтобы моя команда победила на соревнованиях в этом году», «Я мечтаю не «завалить» экзамен по фортепиано», «Я хочу взять первое место по стрельбе из лука» и т.д.). Вероятно, для подростков, чья мотивация направлена на достижение каких-либо заметных успехов в сфере своих хобби, деятельность в социальной сети не так важна, и скорее всего у них просто нет возможности проводить много времени в социальной сети, так как помимо обучения в школе и выполнения домашних заданий у них еще существуют хобби, которые занимают существенную часть их свободного времени.

В то же время отсутствие данной мотивации (R4), как правило, характерно для подростков, которые демонстрируют высокий показатель объема деятельности в социальной сети, не предполагающей социальное взаимодействие (r=-,191). Это не означает, что подростки, отличающиеся выраженной мотивацией, направленной на хобби, в принципе не общаются в социальной сети, но означает, что подростки, с выраженной мотивацией, направленной на хобби, имеют относительно низкий показатель объема деятельности в социальной сети, не связанной с общением. По-видимому, подростки удовлетворяют свои потребности, не связанные с общением, прежде всего, на занятиях и в кружках, относящихся к их хобби.

Помимо этого, выявлена тенденция к обратной взаимосвязи (r=-0,171) между объемом деятельности в социальной сети, не предполагающей социальное взаимодействие, и мотивацией подростков, направленной на время обучения в средней и старшей школе (tE2). Другими словами, чем больше у подростков объем деятельности, не предполагающей социальное взаимодействие в социальной сети, тем меньше у них выражена мотивация, связанная со временем обучения в средней и старшей школе (например: «Я хочу хорошо сдать ЕГЭ и ГИА»). В данном случае, возможно, правы родители подростков и учителя, которые обеспокоены тем, что их подопечный слишком много времени проводит в социальной сети и совершенно не задумывается об учебе, что социальная сеть «расхолаживает» и т.д. Но стоит отметить, что данная тенденция характерна только для объема деятельности в социальной сети, не связанной с межличностным взаимодействием, т.е. для таких видов деятельности, как прослушивание музыки, просмотр фильмов и фото, чтение гороскопов и цитат, поиск новостей, проведение времени за различными флеш-играми и т.д.

Особенности мотивации
подростков, реализующих
различные виды деятельности
в социальной сети с различной
частотой

Если выше мы обсуждали то, как объем деятельности, т.е. совокупность интенсивности всех видов деятельности в социальной сети за суточный интервал времени, взаимосвязан с различными видами мотиваций подростков, то сейчас рассмотрим результаты того, как различаются мотивации подростков с различной частотой включенности в разные виды деятельности в социальной сети.

Для поиска достоверных различий в мотивациях подростков, включенных в различные виды деятельности с различной частотой, был использован критерий Манна-Уитни, в результате чего были зафиксированы 80 значимых различий, которые подтверждают справедливость второй частной гипотезы. Остановимся подробнее на некоторых из них.

На основе полученных результатов можно утверждать, что у подростков, которые часто знакомятся и ищут друзей в социальной сети, существует более ярко выраженная мотивация, связанная со временем обучения в высшем учебном заведении (tE3), чем у тех, которые знакомятся и ищут друзей не столь активно. Это говорит о том, что подростки ищут новые знакомства, например, со студентами, чтобы больше узнать о своей будущей учебной деятельности, или для подражания взрослым.

Также интересны результаты, демонстрирующие тот факт, что подростки, которые редко переписываются в социальной сети с друзьями, имеют более высокий показатель мотивации деятельности вообще (Ro6w), чем подростки, которые переписываются часто или хотя бы со средней интенсивностью. Данные результаты говорят о том, что для этих подростков более важна деятельность, нежели коммуникация. Известное всем выражение «не говори, а делай» наиболее подходит для них.

Приведем результаты сравнения мотивации подростков, включенных в различные виды деятельности с разной частотой, не направленные на социальное взаимодействие. Например, подростки, которые редко смотрят фильмы в социальной сети, практически не проявляют мотивацию, направленную на отдых (L), в отличие от тех, кто смотрит фильмы либо умеренно, либо очень часто. Такие же показатели характеризуют и подростков, которые ищут посты новостей (читают новостную ленту) и просматривают фотографии. Возможно, в данном случае социальная сеть является для подростков средством удовлетворения эмоциональных и информационных потребностей, связанных с отдыхом.

Несмотря на то, что бланк методики ММИ содержал 30 незаконченных предложений, количество мотивационных объектов у испытуемых могло быть каким угодно, так как допускалось, чтобы на один мотивационный индуктор приводилось любое количество объектов. Поэтому нами был введен показатель общей мотивации (Мобщ.), который является суммой всех мотивационных объектов у конкретного испытуемого: в социальных связях (Собщ.), в отдыхе (L), в мотивации, направленной на тот или иной аспект личности (8общ.), временной перспективе, направленной на прошлое (tP) и ближайшее будущее (tBB) и т.д.

Приведем несколько значимых различий с показателем общей мотивации (Мобщ.). Например, более высоким показателем общей мотивации (Мобщ.) обладают подростки, которые просматривают фотографии часто, чем те, которые просматривают их редко, а также те подростки, которые проводят время за флэш-играми со средней периодичностью, чем те, которые играют редко или часто. Таким образом, потребностно-мо- тивационная сфера насыщеннее у тех подростков, которые чаще просматривают фотографии и со средней периодичностью проводят время за флэш-играми.

По результатам исследования могут быть сформулированы следующие выводы.

Выводы

1.   Виды деятельностей подростков в социальной сети и типы мотивации подростков выстроены в соответствии с определенной иерархией.

2.  В рамках проверки справедливости первой частной гипотезы, согласно которой существует взаимосвязь между объемом деятельности подростков в социальной сети в Интернете и их мотивацией, с помощью корреляционного анализа были выявлены следующие тенденции и значимые взаимосвязи:

•   общего объема деятельности в социальной сети: 1) с выраженностью мотива­ционных характеристик подростков, направленных на тот или иной аспект личности (8общ), — прямая взаимосвязь; 2 мотивацией в деятельности, направленной на хобби (R4), — обратная взаимосвязь; 3) мотивацией, направленной на время обучения в средней и старшей школе (tE2), — обратная взаимосвязь;

•   объема деятельности, направленной на социальное взаимодействие, с выраженностью мотиваций подростков, направленных на тот или иной аспект личности (8общ), — прямая взаимосвязь;

•  объема деятельности, не предполагающей социальное взаимодействие: 1) с выраженностью мотиваций подростков, направленных на тот или иной аспект личности (8общ), — прямая взаимосвязь; 2) мотивацией деятельности, направленной на хобби (R4), — обратная взаимосвязь; 3) мотивацией, направленной на время обучения в средней и старшей школе (tE2), — обратная взаимосвязь.

3.   В рамках проверки справедливости второй частной гипотезы, согласно которой существуют значимые различия в выраженности мотивации у подростков, которые проводят различное количество времени за разными видами деятельности в социальной сети, были получены результаты, говорящие о том, что у подростков, которые проводят различное количество времени за одним видом деятельности (в рамках всех видов деятельности, проводимых в социальной сети), существуют значимые различия в выраженности мотиваций и перспективе времени.

4.   На основании вышеизложенных выводов можно прийти к заключению о том, что общая гипотеза, согласно которой существует взаимосвязь между деятельностью подростков в социальной сети и их мотивацией и временной перспективой, получила подтверждение.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2009. 355 с.
  2. Вачкова С.Н. Особенности сетевых форм коммуникации современных школьни­ков // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 4. С.135—144.
  3. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева; под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 40 с.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. 342 c.
  7. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 607 с.
  8. Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-историчес­кий подход: дисс. ... докт. психол. наук. М., 2010. 545 с.

Информация об авторах

Федоров Валерий Владимирович, старший преподаватель, кафедра социальной психологии развития, факультет «Социальная психология», старший научный сотрудник, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8289-3775, e-mail: val.vl.fed@yandex.ru

Милеев Иван Дмитриевич, социальный педагог, ГБОУ ЦВР им. А.С. Макаренко (Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение города Москвы Центр Внешкольной Работы им. Антона Семеновича Макаренко), e-mail: Mileev_Ivan@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5418
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 2889
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2