Социальная психология и общество
2016. Том 7. № 1. С. 88–107
doi:10.17759/sps.2016070107
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
К вопросу о педагогическом авторитете
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: академическая успешность, учащиеся основной школы, педагог как референтный взрослый, авторитет учителя, причины конфликтов подростка с учителем, социальный статус ученика среди одноклассников, уровень обеспеченности семьи подростка
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070107
Для цитаты: Собкин В.С., Калашникова Е.А. К вопросу о педагогическом авторитете // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 1. С. 88–107. DOI: 10.17759/sps.2016070107
Фрагмент статьи
Среди многочисленных работ М.Ю. Кондратьева одно из центральных мест занимают исследования, посвященные изучению педагогического авторитета [1; 2; 3; 4]. Возможно, его интерес к этой проблеме был связан с собственными жизненными обстоятельствами, когда в семнадцатилетнем возрасте он попал тюрьму, а затем в колонию для несовершеннолетних правонарушителей за уличную драку. Понятно, что после колонии жизнь Кондратьева могла сложиться совершенно иначе, если бы не встреча с авторитетными взрослыми, сыгравшими важную роль в становлении и развитии замечательного отечественного психолога. То, что тематика педагогического авторитета была для него личностно значимой, проявляется в частности, в тонком понимании различных граней этого социально-психологического феномена.
Литература
- Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета // Подписная научно-популярная се- рия «Педагогика и психология». № 4. М.: Знание, 1988. 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер.).
- Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учите- ля // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 99—103.
- Кондратьев М.Ю., Кравчино Е.О. Социально-психологическая специфика авто- ритета педагога в глазах разностатусных и разновозрастных воспитанников закры- тых образовательных учреждений для реальных и «социальных» сирот // Социаль- ная психология и общество. 2012. № 3. С. 48—57.
- Кондратьев М.Ю. Социально-психологические особенности взаимоотноше- ний подростков и педагогов в условиях детских домов и школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот // Социальная психология и общество. 2012. № 2. С. 143—153.
- Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М.: Министерство образования РФ, 1992. 159 с.
- Собкин В.С., Писарский П.С. Ценностные ориентации старшеклассников начала 90-х. Кросскультурное сопоставление (Москва—Амстердам) // Ценностно-норма- тивные ориентации современного старшеклассника. Труды по социологии образо- вания. Т. 1. Вып. 2. М., 1993. С. 6—63.
- Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 320 с.
- Собкин В., Равлюк С. Учитель: десять лет спустя // Первое сентября. 2001. № 62 (1044).
- Собкин В.С. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре // Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIII. М: Центр социологии образования РАО, 2003. С. 193—207.
- Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Т. X. Вып. XVII / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. 359 c.
- Собкин В.С., Калашникова Е.А. Социология школьной отметки // Труды по со- циологии образования. Т. ХV. Вып. ХХVI. М.: Институт социологии образования РАО, 2011. С. 46—75.
- Собкин В.С., Иванов И.Д., Калашникова Е.А. Учитель глазами современного под- ростка // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. С. 179—191.
- Калашникова Е.А. Социально-психологические особенности отношения уча-
- щихся основной школы к учебной деятельности: дис. … канд. психол. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 2015.
- Собкин В.С., Адамчук Д.В., Жуков И. Д., Янбекова Д.В. Мотивационно-целевые аспекты деятельности учителя // Педагогика. 2014. № 9. С. 69—80.
- Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный российский педагог: эскиз к социологи- ческому портрету. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2015. 60 с.
- Собкин В.С., Адамчук Д.В. Какие перемены нужны современному образованию. О профессиональном самочувствии школьного учителя // Учительская газета. 2015. № 16. С. 8—9.
- Собкин В.С., Адамчук Д.В., Курнешова Л.Е. Социально-ролевые отношения «учитель—ученик» // Педагогика. 2015. № 8. С. 22—31.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2533
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 1508
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2