Образовательные достижения учащихся в школах с высокой численностью детей-мигрантов

85

Аннотация

Представлены результаты изучения связи образовательных достижений учащихся и численности детей-мигрантов, обучающихся совместно с ними. Представленный обзор исследований, проведенных на различных этнокультурных и национальных выборках, показывает неоднозначность данной связи. Авторы проанализировали статистические данные о соотношении детей иностранных граждан в регионе, а также о численности общеобразовательных организаций с различным соотношением детей иностранных граждан по отношению к школьникам, имеющим российское гражданство. Выделенные показатели были соотнесены с оценкой качества образования, для чего был использован сводный показатель оценки регионов России по качеству образования, представленный Рособрнадзором, а также с индексом социально-экономического положения регионов. Анализ данных по 85 регионам Российской Федерации показал, что соотношение количества обучающихся мигрантов (иностранных граждан) в России и обучающихся, имеющих российское гражданство, в общеобразовательных организациях не связано с качеством образования в регионе при учете социально-экономического положения региона. По результатам обсуждения и соотнесения с данными мировых исследований делается вывод о том, что концентрация детей-мигрантов в образовательном учреждении не должна выступать в качестве значимого маркера образовательной политики в данной области.

Общая информация

Ключевые слова: мигранты, дети, образовательные достижения, академическая успешность, социально-экономический статус

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270504

Финансирование. Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания ФГБОУ ВО МГППУ на 2022 г. «Научно-методическая разработка и апробация системы выявления особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан и необходимого психолого-педагогического сопровождения процессов их обучения, социальной и культурной адаптации».

Получена: 01.06.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю. Образовательные достижения учащихся в школах с высокой численностью детей-мигрантов // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 46–56. DOI: 10.17759/pse.2022270504

Полный текст

Введение

Изучение факторов, оказывающих влияние на образовательные достижения учащихся, неизменно представляет интерес как для исследователей, так и для практиков. Показано, что образовательные результаты могут определяться характеристиками самих учащихся, как психологическими (мотивацией, резильентностью и пр.), так и социально-демографическими (доступ к раннему образованию и пр.), их взаимодействием с референтными лицами [12; 18]. Также накоплен достаточно большой массив данных, показывающих, что социально-экономические характеристики школы и региона проживания могут рассматриваться в качестве детерминант образовательных достижений [3]. В контексте актуализации проблем психолого-педагогического сопровождения учащихся — детей иностранных граждан — особый интерес представляет рассмотрение численности детей-мигрантов в образовательной организации как фактора, оказывающего влияние на образовательные результаты учащихся. В настоящей статье мы сфокусируемся на образовательных достижениях учащихся — представителей принимающего общества, обучающихся в образовательных организациях с высокой численностью детей-мигрантов.

Результаты аналогичных исследований, проведенных на различных этнокультурных и национальных выборках, неоднозначны.

В ряде исследований связи концентрации детей-мигрантов и образовательных достижений учащихся не обнаружено. По данным отчета системы образования Великобритании, отсутствует взаимосвязь между долей учащихся с английским языком как вторым (EAL) среди обучающихся региона и общим уровнем успеваемости учащихся [15]. В норвежском исследовании [11] обнаружено, что этнический состав школы не оказывает влияние на образовательные достижения школьников, принадлежащих к этническому большинству, и к мигрантам второго поколения.

Также можно обнаружить данные о том, что концентрация детей-мигрантов положительно связана с академической успешностью принимающего населения.

Во Франции [8] было обнаружено, что концентрация иностранцев в школе увеличивает вероятность их обучения на академическом треке в старших классах средней школы. Это демонстрирует положительное влияние концентрации мигрантов в школе на учащихся-мигрантов второго поколения.

В Испании в 2003-2009 гг. с использованием данных PISA было проведено масштабное исследование влияния увеличения количества детей-мигрантов в школах на академическую успешность [19]. Было изучено влияние концентрации детей-мигрантов в школах на изменения в показателях качества обучения, в том числе на количество детей, остающихся в школе на второй год. Результаты показали, что увеличение числа детей-мигрантов не повышает количество детей, остающихся на второй год, а даже несколько его снижает.

В норвежском исследовании [14] изучалось влияние концентрации детей-мигрантов в школах на получение полного среднего образования (в Норвегии оно не обязательно). Контролируя влияние типа образовательной организации, особенности семей и прочее, исследователи обнаружили, что учащиеся в когортах с большим количеством сверстников-мигрантов в одной школе демонстрируют более высокую вероятность получить полное образование.

При этом присутствуют исследования, в которых обнаруживается, что академическая успешность школьников негативно связана с ростом количества совместно обучающихся детей-мигрантов.

В Нидерландах проводили исследование учащихся начальной школы, изучая влияние концентрации детей-мигрантов в классе на академические достижения детей из принимающего общества [9]. Авторы обнаружили, что, несмотря на то, что количество одноклассников-мигрантов, которые уже несколько лет находятся в Нидерландах, не оказывает влияния на достижения местных учащихся, существует негативное влияние концентрации в классе детей-мигрантов, которые находятся в стране в течение короткого периода. Величина эффекта, однако, невелика и статистически значима только для успеваемости в области голландского языка.

В Испании [10] было показано, что концентрация в школах школьников-мигрантов, не являющихся выходцами из Латинской Америки (т.е. у которых испанский не является родным языком), отрицательно связана с результатами тестов учащихся по математике, однако данный эффект незначителен. Авторы исследования объясняют такие результаты следующим образом: дети-мигранты чаще обучаются совместно с учениками из социально неблагополучных групп, в связи с чем причиной более худших результатов школьников, обучающихся совместно с мигрантами, является их социально-экономический статус.

Предположение о том, что социально-экономический статус является первичным фактором, а «мигрантский» или «иноязычный» бэкграунд учеников выступает в качестве т.н. «ложной корреляции», соответствует данным международной программы оценки образовательных достижений учащихся PISA [13].

По данным PISA в странах ОЭСР 15-летние учащиеся, посещающие школы с высокой концентрацией мигрантов1, как правило, хуже успевают в школе, чем учащиеся, посещающие школы, где нет учеников-мигрантов. Но эта разница отражает тот факт, что многие студенты-мигранты находятся в неблагоприятном социально-экономическом положении. Средняя разница в успеваемости по математике по ОЭСР между учащимися, посещающими школы с высокой долей мигрантов, по сравнению с учащимися, посещающими школы, в которых нет таких учащихся, составляет 18 баллов, что эквивалентно примерно шести месяцам обучения. Но после учета социально-экономического положения учащихся и школ разница уменьшилась до 5 баллов. Если не учитывать социально-экономические различия, то в 14 из 35 стран/экономик с сопоставимыми данными учащиеся школ с высокой концентрацией учащихся-мигрантов отстают по математике.

Однако после учета этих различий число стран/экономик, в которых эти учащиеся отстают, снижается до семи. Причем в большинстве из них различия в успеваемости настолько малы, что они фактически незначительны. Таким образом, данные PISA показывают, что не концентрация учащихся-иммигрантов в школе, а скорее концентрация социально-экономических неблагоприятных условий в школе препятствует успеваемости школьников.

Несмотря на высокую степень достоверности данных PISA, они имеют ограничение, заключающееся в том, что построены на анализе среза только 15-летних учащихся. Можно ли распространять эти выводы на все уровни обучения — вопрос дискуссионный. Также степень учета национально-культурной специфики международной программы оценки образовательных достижений учащихся PISA может вносить свои коррективы в результаты по отдельным странам. В связи с этим гипотеза о превалировании социально-экономических неблагоприятных условий над миграционным опытом требует своего дополнительного подтверждения на российской выборке. Наличие противоречий в результатах международных исследований также свидетельствует об актуальности постановки данного вопроса.

В России исследований проблемы влияния численности учащихся-мигрантов на образовательные достижения ранее не проводилось. Единственные известные данные представлены в репрезентативном исследовании школ Санкт-Петербурга [7], в котором было изучено влияние гендера, этничности и миграционного статуса на образовательные успехи и планы учащихся 8—10-х классов. Обнаружено, что школьники, имеющие опыт миграции, учатся лучше детей-петербуржцев, при этом первое поколение получает большее преимущество, чем второе (повышение оценки в 0,059 и 0,044 раза соответственно).

Наше исследование было направлено на проверку предположения о том, что численность учащихся-мигрантов не оказывает влияние на качество образования учащихся-представителей принимающего общества, однако значимыми являются социально-экономические характеристики.

Выборка и методы исследования

В качестве маркера численности детей-мигрантов были использованы сведения из формы федерального статистического наблюдения Минпросвещения России [6]. Мы использовали данные о том, сколько в общеобразовательных организациях каждого региона Российской Федерации по состоянию на 20 сентября 2021 г. обучалось детей и сколько из них имеет иностранное гражданство. Исходя из этого для каждого региона России было вычислено соотношение обучающихся детей иностранных граждан в регионе.

Также мы использовали данные результатов проведенного Минпросвещения России в IV квартале 2021 года мониторинга соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан Российской Федерации, представленные в Аналитическом отчете ФГБОУ ВО МГППУ «Подходы к установлению соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан Российской Федерации, оптимальному для социальной, языковой и культурной адаптации обучающихся иностранных граждан» [1]. В данном отчете по каждому региону России представлена численность общеобразовательных организаций со следующим количеством обучающихся иностранных граждан по отношению к обучающимся, имеющих российское гражданство в общеобразовательных организациях: менее 1%; от 1 до 3%; от 3—10%; от 10—20%; от 20—50%; свыше 50%. По каждому соотношению в анализ была включена численность для каждого из 85 регионов Российской Федерации за исключением соотношения менее 1%: в связи с ошибками заполнения эти данные валидны только для 35 регионов.

Критерием оценки качества образования выступили данные оценки регионов России по качеству образования, представленные Рособрнадзором [4]. Мы использовали данные четырех показателей, относящихся к направлению «Результаты обучения»: 1) достижение минимального уровня подготовки, 2) достижение высокого уровня подготовки, 3) образовательное равенство и 4) функциональная грамотность. В целях исследования была вычислена интегральная оценка качества образования в области результатов обучения в школе (среднее арифметическое). Итоговый показатель отражает оценку региона в области результатов обучения в школе, по данным Рособрнадзора.

В качестве контролируемой переменной был использован «Рейтинг социально-экономического положения регионов за 2020 г.», составленный экспертами агентства «РИА рейтинг» по данным Минфина России, Федерального казначейства и Росстата [5]. Методика основана на агрегировании различных показателей, характеризующих социально-экономическое положение регионов. Необходимость учета социально-экономического положения регионов была обусловлена нашей гипотезой и связана с тем, что данный показатель тесно связан с качеством системы образования и должен быть учтен при расчете влияния соотношения детей иностранных граждан.

Используя вышеописанные данные, мы анализировали взаимосвязь соотношения обучающихся детей иностранных граждан в регионе, числа общеобразовательных организаций с разным соотношением количества обучающихся иностранных граждан в общеобразовательных организациях в регионе и оценки качества образования в области результатов обучения в школе. При построении регрессионной модели в качестве контрольной переменной мы использовали числовые данные (интегральный рейтинг) из «Рейтинга социально-экономического положения регионов за 2020 г.».

Результаты исследования

В соответствии со сведениями Минпросвещения России [6], на начало 2021—2022 учебного года в общеобразовательных организациях страны обучались всего 17317521 школьников, из них имеющих иностранное гражданство — 124057 человек (из них имеют два и более гражданства — 4047 человек), обучающихся лиц без гражданства — 2277 человек. Следовательно, общее соотношение численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан Российской Федерации составляет 0,7%.

Для выявления связи между исследуемыми переменными был проведен статистический анализ с вычислением коэффициента корреляции Пирсона (результаты представлены в табл. 1). Согласно данным, наблюдается слабая позитивная связь между соотношением обучающихся детей иностранных граждан в регионе и оценкой региона по качеству образования, отражающей результаты обучения в школе.

Количество образовательных организаций с соотношением количества обучающихся иностранных граждан в регионе 1—3%, 3—10% и 10—20% также демонстрирует позитивную связь с качеством образования региона.

Схожая с соотношением детей иностранных граждан по силе и достоверности корреляционная связь наблюдается между баллами Рейтинга социально-экономического положения регионов и оценкой региона по качеству образования.

Таким образом, регионы, в которых в большей степени представлены обучающиеся иностранные граждане, где более представлены образовательные организации с соотношением количества обучающихся иностранных граждан от 1% до 20%, согласно оценке Рособрнадзора, демонстрируют более высокие результаты обучения в школе.

Следует обратить внимание, что как с оценкой регионов по качеству образования Рособрнадзора, так и с соотношением обучающихся иностранных граждан в общеобразовательных организациях также значимо связаны показатели социально-экономического развития региона. Чем выше данный показатель, тем более высокие показатели в области результатов обучения в школе демонстрирует регион по оценке Рособрнадзора, а также в нем больше представлены обучающиеся иностранные граждане.

Для проверки взаимосвязи данных переменных мы использовали многомерный регрессионный анализ, где зависимой переменной являлась оценка регионов по качеству образования Рособрнадзора.

Независимыми переменными выступили:

а) соотношение количества обучающихся иностранных граждан в общеобразовательных организациях с общим количеством обучающихся в регионе;

б) индекс социально-экономического развития региона.

Данные о численности образовательных организаций с разным соотношением количества обучающихся иностранных граждан в регионе не были использованы в регрессионном анализе для предотвращения мультиколлинеарности.

Первоначально в регрессионную модель было введено в качестве предиктора соотношение количества обучающихся иностранных граждан в общеобразовательных организациях с общим количеством обучающихся в регионе.

Модель оказалась значимой (p≤0.01). Соотношение количества обучающихся иностранных граждан в общеобразовательных организациях с общим количеством обучающихся в регионе выступило как предиктор качества образования в регионе (p≤0.01).

На втором шаге в модель был введен индекс социально-экономического развития региона. Объем объясненной дисперсии модели увеличился, ее значимость также возросла (p≤0.001), а связь соотношения обучающихся иностранных граждан и оценки качества образования исчезла.

В результате предиктором оценки региона по качеству образования регионов Российской Федерации по качеству образования Рособрнадзора (в части результатов обучения в школе) стал индекс социально-экономического развития региона.

Обсуждение результатов

В целом результаты показывают наличие связи между соотношением обучающихся-мигрантов и качеством образования, причем связи позитивной. Данная связь находит отражение и в численности образовательных организаций в регионе с соотношением детей иностранных граждан от 3 до 50%. Отсутствие данной связи для школ, где детей-мигрантов более 20%, скорее всего связано с их незначительным количеством в большинстве регионов.

Как показывает статистический анализ, причиной прямой связи численности мигрантов и качества обучения является не влияние детей-мигрантов, а стремление их родителей к экономическому благополучию и логика планирования миграции. Родители детей-мигрантов, очевидно, планируют миграцию преимущественно в наиболее экономически развитые субъекты Российской Федерации. Эти же регионы предсказуемо демонстрируют более высокую оценку качества школьного образования. Причем наличие детей-мигрантов на результаты региона в области обучения в школе не оказывает никакого влияния.

Полученные нами результаты соответствуют данным PISA, демонстрирующим, что именно концентрация социально-экономических неблагоприятных условий в школе препятствует успеваемости школьников, а концентрация учащихся-иммигрантов в школе сама по себе не имеет значения.

Можно сказать, что негативным фактором является концентрация социально-экономического неравенства в локальной образовательной среде, а не концентрация мигрантов сама по себе. Исследования показывают, что по сравнению со своими сверстниками-коренными жителями учащиеся-мигранты чаще посещают городские школы и школы с более высокой концентрацией учащихся с низким социально-экономическим статусом и более высоким соотношением учащихся и учителей [19].

Это согласуется и с локальными исследованиями отдельных стран. Так, в Португалии обнаружено [20], что влияние социального состава школы более важно для успеваемости учащихся, чем влияние этнического состава школы, а также что учащиеся из португалоговорящих африканских стран больше, чем другие ученики, выигрывают в плане роста успеваемости, когда посещают школы с более высоким социально-экономическим уровнем обучающихся. В Нидерландах показано, что концентрация одноклассников-мигрантов с низким уровнем образования родителей негативно влияет на успеваемость местных жителей по языку, в то время как такого влияния не обнаружено для детей-мигрантов с высоким уровнем образования родителей [9].

Boado [8] вносит важную методологическую коррективу в данный вопрос. Если предположить, что распределение школьников-мигрантов по социальным пространствам является случайным процессом, то результаты подтверждают негативное влияние их концентрации на успеваемость. Если, напротив, считать это результатом предшествующих механизмов сортировки учащихся по школьным округам, то имеющиеся данные свидетельствуют о том, что концентрация детей-мигрантов не оказывает статистически значимого влияния на успеваемость одноклассников.

Анализируя вопросы расселения мигрантов в России, социологи отмечают, что «если квалифицированные мигранты, рассматриваемые обществом как потенциальные граждане, за редкими исключениями расселены равномерно по городу, сообразуясь с этническими квотами для домов и районов, временные мигранты в основном живут отдельно — в старых районах, а также в специальных мигрантских общежитиях, вынесенных на городскую периферию» [2, с. 499].

Таким образом, территориальная сегрегация семей мигрантов неизбежно обеспечивает их неравную сортировку по образовательным учреждениям. Причем ребенок из семьи мигрантов, по всей видимости, с большей вероятностью будет учиться в школе с низкими образовательными результатами.

Таблица 1

Корреляции между социально-экономическим положением регионов, соотношением
детей иностранных граждан, числом образовательных организаций (ОО) с разным
соотношением детей иностранных граждан и оценкой качества образования в регионе

Оценка региона по качеству образования: результаты обучения в школе

Рейтинг социально-экономического положения регионов

Рейтинг социально-экономического положения регионов

0.367**

1

Соотношение детей иностранных граждан в регионе

0.324**

0.535**

Общее число ОО с соотношением количества обучающихся иностранных граждан 1—3%

0.281*

0.603**

Общее число ОО с соотношением количества обучающихся иностранных граждан 3—10%

0.336**

0.447**

Общее число ОО с соотношением количества обучающихся иностранных граждан 10—20%

0.292**

0.423**

Общее число ОО с соотношением количества обучающихся иностранных граждан 20—50%

0.050

0.269*

Общее число ОО с соотношением количества обучающихся иностранных граждан более 50%

-0.251

-0.001

Примечания. * p≤0.05; ** p≤0.01.

Таблица 2

Соотношение детей иностранных граждан и социально-экономическое
развитие региона как предикторы оценки региона по качеству образования
(результаты обучения в школе)

β

Шаг 1.

Соотношение количества обучающихся иностранных граждан в общеобразовательных организациях с общим количеством обучающихся в регионе.

R2

F

0.10

9.60**

0.32**

Шаг 2.

Соотношение количества обучающихся иностранных граждан в общеобразовательных организациях с общим количеством обучающихся в регионе.

Индекс социально-экономического развития региона.

R2

∆R2

F

0.16

0.06

7.58***

0.18

0.27*

Примечания. * p≤0.05; ** p≤0.01; *** p≤0.001.

Выводы

Соотношение количества обучающихся-мигрантов (иностранных граждан) в России и обучающихся, имеющих российское гражданство, в общеобразовательных организациях не связано с качеством образования в регионе при учете социально-экономического положения региона.

Данный результат соответствует основным тенденциям международных исследований и позволяет утверждать, что численность учащихся-мигрантов в образовательном учреждении не может рассматриваться как фактор образовательных достижений учащихся-представителей принимающего общества, в качестве такого фактора следует рассматривать социально-экономическое положение семьи.

Важно также учитывать, что концентрация детей-мигрантов в школах является результатом концентрации неблагоприятных условий, т.е. следствием, а не причиной снижения успеваемости.

Таким образом, можно заключить, что концентрация детей-мигрантов в образовательном учреждении не должна выступать в качестве значимого маркера образовательной политики в данной области.

1 Школы, в которых среди учеников более 25% детей-мигрантов.

Литература

  1. Аналитический отчет «Подходы к установлению соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан Российской Федерации, оптимальному для социальной, языковой и культурной адаптации обучающихся иностранных граждан». М.: МГППУ, 2022. (неопубл.).
  2. Варшавер Е.А., Рочева А.Л., Иванова Н.С., Андреева А.С. Расселение мигрантов в глобальных городах и его детерминанты: Париж, Сингапур, Сидней и Москва в сравнении. Часть I // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 479—504. DOI:10.14515/monitoring.2019.6.25
  3. Ибрагимова З.Ф., Франц М.В. Неравенство возможностей в школьном образовании: роль территориальных факторов // Социологический журнал. 2021. Том 27. № 4. С. 72—98. DOI:10.19181/socjour.2021.27.4.8646
  4. Показатель оценки регионов России по качеству образования Федеральной службы по надзору в сфере образования [Электронный ресурс]. URL: https://maps-oko.fioco.ru/ (дата обращения: 10.02.2022).
  5. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2020 года [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг». URL: https://riarating.ru/regions/20210531/630201367.html (дата обращения: 10.02.2022).
  6. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2021/22 учебного года [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. Банк документов. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/4ffd0f26c72d69ad2716e7b024af7eeb/ (дата обращения: 10.02.2022).
  7. Тенишева К.А., Александров Д.А. Неравенство в образовательных успехах и планах школьников: роль миграции, этничности и социального статуса // Образование и социальная дифференциация: колл. моногр. / отв. ред. М. Карной, И.Д. Фрумин, Н.Н. Кармаева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2017.
  8. Boado H.C. Immigrant concentration in schools: Peer pressures in place? // European Sociological Review. 2007. Vol. 23. Iss. 3. P. 341—356. DOI:10.1093/esr/jcm008
  9. Bossavie L. The effect of immigration on natives’school achievement : does length of stay in the host country matter? // Policy Research Working Paper Series 8492, The World Bank. 2018. URL: https://ideas.repec.org/p/wbk/wbrwps/8492.html
  10. Cebolla-Boado H., Fernández-Reino M. Migrant Concentration in Schools and Students’ Performance: Does It Matter When Migrants Speak the Same Language as Nonmigrant Students? // American Behavioral Scientist. 2021. Vol. 65. Iss. 9. P. 1206—1221. DOI:10.1177/0002764221996776
  11. Fekjær S.N., Birkelund G.E. Does the ethnic composition of upper secondary schools influence educational achievement and attainment? A multilevel analysis of the Norwegian case // European Sociological Review. 2007. Vol. 23. Iss. 3. P. 309—323. DOI:10.1093/esr/jcm003
  12. Gamazo A., Martínez-Abad F. An Exploration of Factors Linked to Academic Performance in PISA 2018 Through Data Mining Techniques // Front. Psychol. 2022. 11:575167. DOI:10.3389/fpsyg.2020.575167
  13. Helping immigrant students succeed at school and beyond. Organisation for Economic Cooperation and Development, Paris, 2015. URL: https://www.oecd.org/education/Helping-immigrant-students-to-succeed-at-school-and-beyond.pdf
  14. Hermansen A.S., Birkelund G.E. The impact of immigrant classmates on educational outcomes // Social Forces. 2015. Vol. 94. Iss. 2. P. 615—646. DOI:10.1093/sf/sov073
  15. International migration and the education sector — what does the current evidence show? Office for national statistics. UK. 2019. URL: https://www.ons.gov.uk/releases/internationalmigrationandtheeduca tionsectorwhatdoesthecurrentevidenceshow (дата обращения: 10.02.2022).
  16. Masud S., Mufarrih S.H., Qureshi N.Q., Khan F., Khan S., Khan M.N. Academic Performance in Adolescent Students: The Role of Parenting Styles and Socio-Demographic Factors — A Cross Sectional Study From Peshawar, Pakistan // Front. Psychol. 2019. 10:2497. DOI:10.3389/fpsyg.2019.02497
  17. Pedraja-Chaparro F., Santín D., Simancas R. The impact of immigrant concentration in schools on grade retention in Spain: a difference-in-differences approach // Applied Economics. 2016. Vol. 48. Iss. 21. P. 1978—1990. DOI:10.1080/00036846.2015.1111989
  18. Potochnick S., Mooney M. The decade of immigrant dispersion and growth: A cohort analysis of children of immigrants’ educational experiences, 1990—2002 // International Migration Review. 2015. Vol. 49. Iss. 4. P. 1001—1041. DOI:10.1111/imre.12111
  19. Seabra T., Carvalho H., Ávila P. The effect of school´s ethnic composition on Mathematics results of students with immigrant origin in primary school // Portuguese Journal of Social Science. 2019. Vol. 18. Iss. 1. P. 9—26.

Информация об авторах

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Чибисова Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8174-6001, e-mail: marina_jurievna@mail.ru