Социальная психология и общество
2016. Том 7. № 1. С. 23–44
doi:10.17759/sps.2016070103
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Междисциплинарные связи социальной, возрастной и педагогической психологии: ресурсы развития
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: образовательная технология, социальная психология развития, модель психического, коллектив, группа, развивающее обучение, групповые формы учебной деятельности
Рубрика издания: Теоретические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070103
Для цитаты: Степанова В.В., Толстых Н.Н. Междисциплинарные связи социальной, возрастной и педагогической психологии: ресурсы развития // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 1. С. 23–44. DOI: 10.17759/sps.2016070103
Фрагмент статьи
М.Ю. Кондратьев конкретизирует продуктивность междисциплинарных связей между социальной, возрастной и педагогической психологией на ряде примеров, связывающих разработки А.В. Петровского с некоторыми элементами теорий развития и развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Не будем пересказывать эти фрагменты книги, отметив лишь, что в них не упоминается, казалось бы, на поверхности лежащая в этом контексте проблема места и роли коллективной деятельности в процессе обучения.
Литература
- Айдарова Л.И., Цукерман Г.А. Опыт построения коллективно-распределенной учебной деятельности в начальной школе // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: Тезисы докладов Всесоюзной конференции 24— 26 октября 1978. М., 1978.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 c.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Данилова В.Л. К проблеме коллективно-распределенной деятельности в реше- нии задач «на соображение» // Категории, принципы и методы психологии. Пси- хические процессы. Ч. 2: Тезисы научных сообщений психологов к IV Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983.
- Закон 273 — ФЗ «Об образовании в РФ» от 21.12.2012. Российская газета. 2012. № 5976, 31 декабря.
- Кондратьев М.Ю. Отечественное профессиональное психологическое сообще- ство. Штрихи к портрету поколения: персоналии, события, проблемы. М.: Генезис, 2015. 176 c.
- Кравцов Г.Г. Психологические особенности учебной деятельности младших под- ростков: дис. … канд. психол. наук. М., 1977.
- Назарова Н.П. Овладение смысловой стороной знака как условие развития пись- менной речи младшего школьника: дис. … канд. психол. Наук. М., 2003. 201 с.
- Перре-Клермо А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991. 248 с.
- Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совмест- ной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. С. 43—53.
- Путляева Л.В., Сверчкова Р.Т. Особенности познавательной деятельности в ситу- ациях непосредственного общения // Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А.Б. Грушинский. М.: Наука, 1982. С. 170—212.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе об- учения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психоло- гии. 1980. № 4. С. 79—89.
- Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. С. 9—19.
- Савостьянов А.Н., Степанова В.В., Левин Е.А., Таможников С.С., Головко Т.А., Шилова В.С. ЭЭГ реакции у детей и взрослых в условиях выполнения речедвига- тельных заданий // Общетеоретические и типологические проблемы языкознания: сб. науч. статей / Отв. ред. У.М. Трофимова. Бийск: Алтайская государственная ака- демия образования имени В.М. Шукшина, 2014. С. 240—246.
- Сергиенко Е.А. Институционализация и ее последствия для развития социаль- ного познания // Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / Под ред. А.В. Махнача, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Инсти- тут психологии РАН», 2015. С. 120—154.
- Сергиенко Е.А. Развитие модели психического как ментальный механизм ста- новление субъекта // Субъект, личность, психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 113—146.
- Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.
- Смирнова Е.О. Современная детская субкультура и ее последствия // Консульта- тивная психология и психотерапия. 2015. № 4 (88). С. 25—35.
- Степанова В.В. Введение в каллиграфию. Владивосток: изд-во ПИПКРО, 1996. 96 c.
- Степанова В.В. Введение в учебную деятельность. Владивосток: изд-во ПИП- КРО, 1995. 136 с.
- Степанова В.В. Рисунок и творчество. Владивосток: изд-во ПИПКРО, 1996. 118 с.
- Степанова В.В. Становление письменной речи. Краткие методические рекомен- дации к программе «Росток». Смоленск; Москва: Универсум, 2003. 128 с.
- Степанова В.В. Школа развития индивидуальности (программа «Росток»). Смо- ленск; Москва: Универсум, 2003. 136 с.
- Степанова В.В., Толстых А.В. Психолого-педагогические основы дошкольного и начального школьного образования (взгляд из 1996 года). Самара: Центр эстетиче- ского воспитания РАО, 1997. 48 с.
- Степанова В.В., Толстых Н.Н. Первый год в школе развития индивидуально- сти // Прикладная психология. 2000. № 4. С. 37—44.
- Степанова В.В., Толстых Н.Н. Путь к слову // Мир психологии. 2014. № 2 (78). С. 110—120.
- Степанова В.В., Толстых Н.Н. Роль коллективной деятельности и коллектив- ных представлений в развитии интеллекта, личности и индивидуальности младшего школьника // Социальная психология в образовательном пространстве: Научные материалы I Международной научно-практической конференции (16—17 октября 2013 г.). М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 81—84.
- Степанова В.В., Толстых Н.Н., Назарова Н.П., Петреев Е.Ю., Степанов Р.Д. Пер- вый год в школе развития индивидуальности // Организация деятельности экспе- риментальных площадок. Вып. 5 / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2001. С. 160—175.
- Таможников С.С., Левин Е.А., Степанова В.В., Савостьянов А.В. Межиндивиду- альные различия в поведенческих стратегиях школьников младшего возраста в ус- ловиях распознания звуковых стимулов и парадигмы «стоп-сигнал» // Сибирский научный медицинский журнал. 2014. Т. 3. № 5. С. 27—36.
- Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-историче- ский подход: дис. … докт. психол наук. М., 2010. 545 с.
- Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Смоленск; Москва: Универсум, 2010. 312 с.
- Толстых Н.Н., Белова О.В. Опыт использования рисуночных методик для меж- группового сравнения // Психологическая диагностика. 2004. № 4. С. 3—25.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 6 октября 2009 №373. URL: http://минобрнауки.рф/% D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/ 922/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/748/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9D%D0%9E%D0%9E.pdf (дата обращения 22.02.2016 г.)
- Фундаментальное ядро содержания образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 79 с.
- Цукерман Г.А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распреде- ленной форме: автореф. … канд. психол. наук. М., 1980.
- Цукерман Г.А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности: сб. науч. трудов / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. С. 32—43.
- Tamozhnikov S.S., Levin E.A., Stepanova V.V., Savostyanov A.N. EEG dynamics differ- ences in behavioral strategies of younger schoolchildren in recognition of audio signals and in a visual stop-signal paradigm // at the Joint Meeting of European Brain and Be- havior Society, Italy, Verona, 2015. Р. 14.
- Savostyanov A.N., Levin E.A., Tamozhnikov S.S., Stepanova V.V. (2015) Behavioral and neurophysiological correlates of executive control development in junior schoolchil- dren // International Convention of Psychological Science, Amsterdam, The Nether- lands. 2015. 12—14 March, Poster Session I — Board: I- 023; Abstract ID: 33772.
- Savostyanov A.N., Tamozhnikov S.S., Levin E.A., Astakhova T.N., Shilova V.S., Stepa- nova V.V. The method of assessment of attention systems, behavioral control and speech comprehension in younger students by EEG-related computer games // Biomedical En- gineering and Computational Technologies (SIBIRCON), International Conference. No- vosibirsk, Russia. 2015. pp. 175—176.
- Savostyanov A.N., Tamozhnikov S.S., Levin E.A.,. Stepanova V.V. Voluntary behavioral control development associated with aging in junior schoolchildren: EEG and event-re- lated potentials study. IACAPAP Congress, South Africa, Durban, 2014. P. 57—58.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4002
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 928
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0