Круглый стол «Социальный и культурный контекст: вызовы социальной психологии» и традиция круглых столов социальных психологов московских вузов

614

Аннотация

В статье представлен отчет о работе Восемнадцатого круглого стола заведующих кафедрами и преподавателей кафедр социальной психологии и кафедр, ведущих подготовку по социально-психологическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона, посвященного теме «Социальный и культурный контекст: вызовы социальной психологии». Восемнадцатый круглый стол продолжает традицию регулярных Круглых столов по актуальным проблемам социально-психологической науки и преподавания социально-психологических дисциплин, которые проводятся с 2008 г. по инициативе кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова на базе разных кафедр социальной психологии вузов Москвы и Московского региона. Если ранее Круглые столы, по большей части, проходили в кругу заведующих кафедрами, то в 2017 г. состав участников был существенно расширен, и теперь Круглые столы будут объединять всё социально-психологическое сообщество ученых и преподавателей вузов Москвы и Московского региона. Статья состоит из двух частей: краткого описания истории зарождения традиции регулярных Круглых столов, посвященных социально-психологической тематике, и их хронологии, а также содержательного отчета о последней встрече 18 апреля 2017 г. на базе факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Общая информация

Ключевые слова: социальная психология, круглый стол, научная дискуссия, сообщество социальных психологов

Рубрика издания: Научная жизнь

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080210

Для цитаты: Голынчик Е.О., Соловьева О.В., Малышева Н.Г. Круглый стол «Социальный и культурный контекст: вызовы социальной психологии» и традиция круглых столов социальных психологов московских вузов // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 146–156. DOI: 10.17759/sps.2017080210

Полный текст

 
 

Восемнадцатый круглый стол заведующих кафедрами и преподавателей кафедр социальной психологии и кафедр, ведущих подготовку по социально-психологическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона продолжает традицию проведения подобных круглых столов, зародившуюся 9 лет назад, в год 100-летия социальной психологии.

Первый круглый стол состоялся 28 октября 2008 г. Инициатором его проведения и организатором выступила кафедра социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, пригласившая руководителей других социально-психологических кафедр для совместного обсуждения актуальных проблем как в области учебно-методической работы, преподавания социально­психологических дисциплин, так и для налаживания научного сотрудничества между кафедрами и координации научных исследований. Открывали заседание Первого круглого стола декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.П. Зинченко и заведующий кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ Т.Г. Стефаненко. Основатель кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ и создатель системы социальной психологии как научной и учебной дисциплины в нашей стране Г.М. Андреева активно поддержала идею взаимодействия и координации усилий кафедр социальной психологии, тепло приветствовала участников и выступила с докладом на тему о современном статусе и проблемах социальной психологии как науки.

Инициатива кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ нашла отклик у всех собравшихся на Первом круглом столе руководителей кафедр социальной психологии и социально-психологических дисциплин, и было принято решение о проведении подобных встреч на регулярной основе.

Круглые столы заведующих кафедрами социальной психологии и кафедрами, ведущими подготовку по социально-психологическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона стали проводиться дважды в год на базе разных кафедр социальной психологии. Эти мероприятия являлись площадкой для обмена информацией о направлениях и проблемах научной работы кафедр социальной психологии, а также для обсуждения актуальных проблем, связанных с разработкой учебных программ социально-психологических дисциплин, методическим оснащением учебного процесса кафедр, обсуждения задач и сложностей, связанных с переходом на двухступенчатую модель образовательного процесса (бакалавриат и магистратура). Ведущими Круглых столов выступали заведующие кафедрами социальной психологии и кафедрами, осуществляющими подготовку по социально-психологическим дисциплинам, а также отдельные сотрудники этих кафедр в зависимости от тематики конкретного мероприятия. До 2017 года Круглые столы проводились в кругу заведующих кафедрами социальной психологии и социально-психологических дисциплин.

Председателем организационного комитета и ведущим большинства Круглых столов является Т.Г. Стефаненко, заведующий кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор. Постоянными членами организационного комитета также выступают О.В. Соловьева, доцент кафедры социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, с 2006 по 2012 гг. заместитель заведующего кафедрой по научной работе, и Е.О. Голынчик, старший научный сотрудник кафедры социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, куратор Круглых столов.

Также в разные годы в организационный комитет отдельных Круглых столов входили заведующие кафедрами социальной психологии и деканы психологических факультетов, на базе которых проводилось очередное заседание. Это М.Ю. Кондратьев (1956—2015), декан факультета социальной психологии МГППУ, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО; Е.П. Белинская, заведовавшая кафедрой социальной психологии факультета социальной психологии и педагогики Института психологии имени Л.С. Вы­готского РГГУ, доктор психологических наук, профессор; О.Б. Крушельницкая, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ, кандидат психологических наук, доцент; Е.А. Петрова, заведующая кафедрой социальной психологии факультета психологии РГСУ, доктор психологических наук, профессор; Ю.Л. Сорокина, заведовавшая кафедрой социальной психологии факультета психологии Института гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО и ИТ), кандидат психологических наук, доцент; В.А. Штроо, заведующий кафедрой организационной психологии департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, профессор.

В рамках первых Круглых столов особое внимание было уделено представлению кафедр социальной психологии: на каждом из них проходили презентации отдельных кафедр их заведующими, знакомившими участников с историей кафедр, программами подготовки студентов, направлениями научных исследований, основными публикациями.

Второй круглый стол (факультет психологии МГУ, 18 марта 2009 г.) был посвящен обсуждению проекта бакалавриата по психологии и подведению итогов первых мероприятий в рамках межка­федрального сотрудничества в связи со 100-летием социальной психологии. На Круглом столе были представлены и обсуждались результаты опроса участников по определению направлений дальнейшего сотрудничества кафедр, а также обобщенная информация о кафедрах по результатам анкетирования участников.

На Третьем и Четвертом круглых столах (факультет социальной психологии МГППУ, 30 октября 2009 г. и 6 апреля 2010 г.) обсуждались вопросы, связанные с созданием Ассоциации социальных психологов России и научного журнала «Социальная психология и общество», а также проходила дискуссия по актуальным проблемам социальной психологии малых групп.

Начиная с Пятого, Круглые столы стали тематическими: их названия, отражали содержание обсуждавшихся на них научных исследований в конкретных областях социальной психологии. Некоторые из них, после успешного опыта Третьего круглого стола на факультете социальной психологии МГППУ, проводились в рамках научных конференций. Вместе с тем, учебно-методические проблемы также включались в программы этих встреч.

Перечислим темы и основную направленность прошедших Круглых столов.

Пятый круглый стол «Социальная психология: новые горизонты» (факультет психологии МГУ, 7 декабря 2010 г.) был приурочен к 85-летию Г.М. Андре­евой, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, академика РАО, заслуженного профессора МГУ, доктора философских наук, профессора и создателя кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ, заведующего этой кафедрой в 1972—1989 гг. На нем прозвучали доклады о новых направлениях исследований в социальной психологии, а также состоялась презентация книги «Константа в неопределенном и меняющемся мире» (редактор-составитель Т.Д. Марцинковская), изданной факультетом психологии МГУ в связи с 85-летием Г.М. Андреевой.

Шестой круглый стол «Лидерство в современной социальной психологии: Проблемы или перспективы?» (Институт психологии имени Л.С. Выготско­го РГГУ, 21 марта 2011 г.) состоялся в рамках международной научно-практической конференции «Современные проблемы психологии лидерства», посвященной памяти доктора психологических наук, профессора Р.Л. Кричевского (1936—2005), создателя кафедры социальной психологии в Институте психологии имени Л.С. Выготского РГГУ.

Седьмой круглый стол «Группа и организация: Интеграция или дифференциация?» (факультет социальной психологии МГППУ, 25 октября 2011 г.) прошел в рамках Второй Всероссийской конференции «Социальная психология малых групп», посвященной памяти академика РАО, профессора А.В. Петровского (1924—2006).

Восьмой круглый стол был посвящен теме «Проблемы адаптации и межкультурной коммуникации в современном мегаполисе» (факультет психологии ИГУМО и ИТ, 28 марта 2012 г.). На нем обсуждались копинг-ресурсы и проблемы адаптации мигрантов в Москве, психология межкультурной коммуникации в образовании и в современном бизнесе, а также психология этнокультурного образования и интеграции детей-мигрантов в образовательный процесс.

Девятый круглый стол «Социальная психология: взгляд из прошлого в будущее» (факультет психологии МГУ, 23 октября 2012 г.) был приурочен к юбилею кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ. На нем выпускники кафедры разных лет рассказали о своих достижениях в науке и практике и выразили пожелание сохранять направленность социально-психологического образования на овладение студентами фундаментальными знаниями, которые дают «угол зрения», способ профессионально-психологического рассмотрения и анализа социальной действительности и обеспечивают способность выпускника самостоятельно разрабатывать и осваивать новые технологии профессиональной деятельности в изменяющейся реальности.

Десятый круглый стол был посвящен теме «Психология юмора в теории и практике социальной психологии» (факультет психологии РГСУ, 3 апреля 2013 г.). На нем обсуждались социально-психологические аспекты юмора, возможности юмора в преодолении предубеждений, а также роль юмора в самой психологической науке.

Одиннадцатый круглый стол «Социально-психологические проблемы обучения и воспитания на новом этапе развития образования» (факультет социальной психологии МГППУ, 16 октября 2013 г.) состоялся в рамках Международной научно-практической конференции «Социальная психология в образовательном пространстве». На нем обсуждались социальный контекст современного образования; возможности социальной психологии в повышении эффективности образования; развитие социально-психологической компетентности педагогов и администрации образовательных учреждений, а также школьников и студентов; оптимизация взаимодействия школьного психолога с другими участниками образовательного и воспитательного процесса.

Двенадцатый круглый стол «Психолог в современном мире» (факультет психологии МГУ, 22 апреля 2014 г.) состоялся в рамках конференции «Ломоносовские чтения» и был посвящен проблемам профессионального и ценностного самоопределения психологов в условиях транзитивного общества и его вызовов.

Тринадцатый круглый стол «Общение преподавателя и студента: психологические проблемы и современные тенденции» (факультет психологии МГУ, 18 ноября 2014 г.) был тематически связан с Международной конференцией «Психология общения и доверия: методология, теория и практика» и был приурочен ко дню рождения Л.А. Петровской (1937—2006), члена-корреспондента РАО, профессора кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ, разрабатывавшей проблематику педагогического общения как субъект-субъектного и диалогического процесса. Круглый стол был посвящен социально-психологическому анализу ситуации взаимодействия преподавателя и студента в контексте новых экономических и социокультурных реалий, в частности, реалий рынка образовательных услуг и новых коммуникационных технологий.

Четырнадцатый круглый стол «Социальная психология как система знания» (факультет психологии МГУ, 16 июня 2015 г.) проводился в память основателя кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ академика РАО, профессора Г.М. Андреевой (1924—2014) и был приурочен ко дню ее рождения. Он начался с открытия мемориальной доски на аудитории, в которой проходил, и был посвящен системе социальной психологии, которую Г.М. Андреева выстраивала как систему научного знания и как учебный предмет. На Круглом столе обсуждались вопросы, связанные с развитием социальной психологии как научной дисциплины и как области знания, — это современные представления о предмете и методологии социальной психологии, о ее междисциплинарном и научном статусе, о ее границах, а также о соотношении академической, прикладной и практической социальной психологии.

На Пятнадцатом круглом столе «Социальные эмоции: детерминанты, механизмы, влияние на поведение» (факультет психологии МГУ, 15 декабря 2015 г.) проходила дискуссия по материалам монографии академика РАО, профессора кафедры социальной психологии А.И. Донцова «Феномен зависти: Homo invidens?». В фокусе обсуждения была проблема социальных эмоций (на примере зависти и удивления) — методологии, методов и концептуальных подходов к их изучению, результатов социально­психологических и междисциплинарных исследований.

Шестнадцатый круглый стол был посвящен теме «Социальная психология бизнеса» (департамент психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, 19 марта 2016 г.). На нем обсуждались проблемы формирования социальной идентичности бизнес-психологов в процессе обучения, организационные коммуникации в норме и патологии, социально-психологические механизмы бренд-коммуникации, стратегии принятия решений потребителями.

Семнадцатый круглый стол «Коллективные переживания социальных проблем в российском обществе: вызовы современности» (факультет психологии МГУ, 13 декабря 2016 г.) был приурочен к 50-летию факультета психологии МГУ, на нем обсуждались результаты исследований, проведенных на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ, а также в Институте психологии РАН. В фокусе этих исследований — феномен коллективных переживаний социальных проблем, рассматриваемый в нескольких контекстах: это контексты разных социальных групп, территориальных общностей (на примере сельского социума), социальных институтов (на примере средств массовой информации). Кроме этого, поднимался вопрос о перспективах последующих круглых столов и изменении их формата. Было принято решение продолжить традицию проведения Круглых столов на базе факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, но при этом расширить состав их участников, пригласив к участию не только заведующих кафедрами, но и преподавателей кафедр социальной психологии и социально-психологических дисциплин вузов Москвы и Московского региона.

Таким образом, Восемнадцатый круглый стол, которому посвящена данная статья, стал первым Круглым столом с расширенным составом участников. Перейдем к содержательному отчету о его работе.

Прошедший Круглый стол состоялся 18 апреля 2017 г. на факультете психологии МГУ в рамках научной конференции «Ломоносовские чтения» и был посвящен обсуждению фундаментальных исследований, объединенных темой «Социальный и культурный контекст: вызовы социальной психологии». В рамках этой темы были представлены доклады сразу по нескольким направлениям исследований в современной социальной психологии, а также на стыке социальной психологии с другими отраслями психологической науки. В работе Круглого стола приняли участие более 30 человек, среди которых — 4 заведующих и 2 заместителя заведующих кафедрами социальной психологии и кафедрами, ведущими подготовку по социально-психологическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона.

Одно из направлений, представленных на Круглом столе, было посвящено поиску возможностей междисциплинарных исследований на стыке социальной психологии, общей психологии и психофизиологии. В рамках этого направления были сделаны два доклада о результатах исследований роли социального контекста в протекании перцептивных процессов, выполненные с использованием новейшего оборудования (стационарного айтрекера SMI RED500 и его штатного программного обеспечения).

Авторами первого доклада «Гендер­ные особенности восприятия эмоциональных выражений лица человека» были кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии восприятия факультета психологи МГУ Е.Г. Лунякова и кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ Н.Г. Малышева. Рассказ о собственном исследовании был предварён аналитическим обзором основных направлений исследований движения глаз (по материалам Европейской конференции по изучению движения глаз, состоявшейся в Вене в 2015 г.). Было отмечено, что социальный контекст является частой дополнительной переменной в исследованиях данного направления, но редко оказывается в основном фокусе внимания, а также, что изучение гендер­ных особенностей зрительного восприятия открывает новые возможности как для психологии восприятия, так и для социальной психологии. Исследование, проведенное совместно с магистранткой Бакинского филиала МГУ Дж. Ганизаде, было посвящено изучению восприятия мужчинами и женщинами эмоциональной экспрессии по фотографиям нормальных, тэтчеризованных и инвертированных лиц. Предварительные выводы подтверждают, что мужчины и женщины имеют различающиеся стратегии распознавания эмоций, а данные, касающиеся распознавания таких эмоций, как страх и отвращение, позволяют заметить, что эти стратегии могут быть связаны с особенностями гендерных ролей в обществе.

Второй доклад в рамках этого направления — «Холистические и аналитические механизмы восприятия как индикатор этнокультурной идентичности» был представлен младшим научным сотрудником лаборатории психологии восприятия факультета психологии МГУ А.И. Ковалёвым. В докладе были отражены первые результаты исследования особенностей восприятия фокальных объектов жителями разных регионов России, а также Китая и США. В частности, анализировалась ориентация участников исследования на преимущественное использование холистических или аналитических стратегий восприятия. Автор доклада высказал предположение о возможности использования данных о предпочитаемых стратегиях в качестве одного из индикаторов региональной и этнокультурной идентичности участников исследования, а также их принадлежности к индивидуалистическому или кол­лективистическому типу культуры. Хотя первые результаты продолжающегося исследования не демонстрируют наличия четких взаимосвязей, перспективы этого подхода вызвали оживленную дискуссию участников Круглого стола, в ходе которой уточнялись возможные направления дальнейших исследований взаимосвязи стратегий зрительного восприятия и различных аспектов идентичности.

Другим направлением исследований, обсуждавшимся на Круглом столе, стало изучение гендерных представлений современной молодежи в контексте социальных изменений в российском обществе. Вектор для обсуждения был задан докладом «Психосемантический анализ гендерных представлений современной молодежи», вынесенным на обсуждение кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ О.А. Тихомандрицкой и кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником лаборатории психологии общения и психосемантики факультета психологии МГУ О.В. Митиной. В докладе изобретательно анализировались результаты масштабного исследования изменений в представлениях современной молодежи о характеристиках маскулинности и феминности, выполненного с использованием метода семантического дифференциала. Объектами оценки с помощью семантического дифференциала выступали 18 персонажей: «я сам», «мой отец», «моя мать», «близкий мне человек противоположного пола», а также женские («типичная женщина», «мой идеал женщины», «идеал женщины с точки зрения нашего общества», «успешная женщина», «счастливая женщина», «типичная женщина 20 лет назад», «типичная женщина через 20 лет») и аналогичные мужские персонажи.

Исследование показало, что фемин­ные и маскулинные качества становятся все менее полярными. По мнению О.А. Тихомандрицкой, это может означать, что потребность в жестком противопоставлении полов в нашем обществе уменьшается. «Личный идеал женщины» конструируется по-прежнему с помощью феминных характеристик как у мужчин, так и у женщин. Однако «идеал женщины в нашем обществе» женщинам представляется прежде всего маскулинным, а мужчинам традиционно феминным. Маскулинные характеристики становятся все более предпочтительными как для мужчин, так и для женщин, а их наличие, по мнению респондентов, гарантирует успех и даже счастье. Особенно эта тенденция проявляется у женщин в отношении оценки женских персонажей. Мужчины в большинстве случаев хотели бы видеть женщин по-прежнему фемин­ными, но и они признают, что в будущем женщины будут в первую очередь обладать маскулинными характеристиками.

О.В. Митина на основе математического анализа ассоциаций респондентов выделила четыре универсальные категории восприятия гендерных ролей мужчинами и женщинами (организационно-деловые качества, маскулинные качества, внешние феминные качества и внутренние феминные качества) и показала, что профили типичных, идеальных, счастливых и успешных персонажей у мужчин и у женщин по выраженности этих четырех категорий в большинстве случаев совпадают. В идеале женщины должны обладать в полной мере внутренними и внешними феминными качествами, а мужчины — внутренними и внешними маскулинными качествами. Внутренние 153 феминные качества представляются более привлекательными, чем внешние, и их могут ожидать и от мужчин. Внешние маскулинные (организационно-деловые) качества представляются более привлекательными, чем внутренние, и их могут ожидать и от женщин.

Третье направление в работе Круглого стола было представлено обсуждением исследований феномена лидерства в разных социальных контекстах современного общества. Первый из докладов «Мотивация общественной активности лидеров в студенческой среде» был сделан кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ И.Г. Кокуриной. В нем анализировались результаты исследования, проведенного докладчиком совместно с выпускницей факультета психологии МГУ И.В. Чепукалиной в 2009-2010 гг. на выборке из 10-ти студенческих групп экономического факультета и факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ (157 респондентов). Использовались методика социометрии Я. Морено и методика изучения мотивации трудовой деятельности И.Г. Кокуриной «Словарь». Принадлежность респондента к страте лидеров устанавливалась при выполнении двух условий: 1. Попадание в страту популярных в группе по каждому из 4-х социометрических критериев, отражающих разные формы общественной активности студента в малой группе. 2. Предпочтение лидера представителями самой страты популярных в конкретной группе. Выборка из 10-ти групп на основе специальной статистической процедуры была превращена в выборку из 3-х страт — популярных, средних и непопулярных. Мотивация оценивалась с помощью построения для каждой страты мотивационных профилей из 6-ти смыслообразующих мотивов — преобразования, коммуникации, прагматики, кооперации, конкуренции и достижения. Из 29-ти человек, попавших в страту популярных, всего трое оказались в статусе лидеров.

Мотивация студенческих лидеров отличается от мотивации других страт самыми большими значениями мотивов кооперации и достижения при самых низких значениях утилитарно-прагматического мотива. Дополнительные исследования мотивации лидеров в других группах и в последующие годы подтвердили ее парадоксальный характер — готовность лидеров что-то делать ради других и для других сочетается у них со стремлением к самореализации и самоутверждению, с желанием преодолевать преграды для достижения поставленных перед собой целей.

Второй доклад этого блока «Лидеры военного времени: восприятие эффективности руководителей подчиненными в условиях острого экономического и политического кризиса» сделал кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ А.Н. Онучин. Он рассказал о результатах многоэтапного исследования с использованием многочисленных опросных методик, проведенного в 2015 г. компанией «ЭКОПСИ Консалтинг» на выборке из более чем 5-ти тысяч человек, которую составили сотрудники предприятий горно-металлургической компании «Ме­тинвест Холдинг» на территории Украины. В докладе была поднята актуальная и чрезвычайно значимая тема трансформаций представлений об эффективных лидерах на предприятии под влиянием реалий военного времени. Автор доклада сравнивал данные, собранные на предприятиях холдинга, находящихся в разной степени близости к зоне вооруженного конфликта. Результаты позволили выявить качества эффективных лидеров военного времени: альтруистичный, сверхответственный, изобретательный, быстро обучаемый, мобилизующий, человечный и авторитетный профессионал. Проведенный анализ показал, что только последнее качество соответствует мифам о лидерах военного времени, в то время как некоторые другие выявленные качества являются даже противоположными ожидаемым. Также докладчик описал типологию лидеров военного времени с разной степенью выраженности перечисленных качеств (Герой, Кризис-менеджер, Заботливый, Решатель проблем, Амбициозный) и сравнил представленность выделенных типов лидеров на предприятиях, находящихся в зоне и вне зоны вооруженного конфликта.

Завершающий доклад Восемнадцатого круглого стола «Язык и эстетика в социальном познании», сделанный кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ Д.А. Хорошиловым, был посвящен методологическим проблемам современной социальной психологии и побудил слушателей вместе с автором поразмышлять над возможными путями их решения. Анализируя «лингвистический поворот», произошедший в социальной психологии в конце прошлого-начале нынешнего столетия, докладчик выделил ограничения эпистемологии и методологии социального конструкционизма при проведении исследований в современном социальном контексте и предположил, что на смену лингвистической парадигме придет эстетическая парадигма, в которой для построения объяснительных моделей в социальной психологии будут использоваться эстетические категории из философии искусства. В качестве примера, который можно рассматривать как выполненное в эстетической парадигме исследование личностных и институционально-ситуационных детерминантов агрессии, докладчик привел сравнительный анализ перформанса М. Абрамович и экспериментов С. Аша, С. Милграма и Ф. Зимбардо.

Таким образом, Восемнадцатый круглый стол «Социальный и культурный контекст: вызовы социальной психологии», впервые проходивший в расширенном составе, позволил участникам на материале интересных докладов содержательно обсудить методологию, результаты и перспективы социально­психологических и междисциплинарных исследований роли социального и культурного контекстов. Эти контексты были рассмотрены как определяющие перцептивные процессы, гендерные представления, лидерские позиции, а также как задающие саму методологию исследований, проводимых в современной социальной психологии.

За прошедшие 9 лет регулярные Круглые столы заведующих кафедрами, а теперь и преподавателей кафедр социальной психологии и кафедр, ведущих подготовку по социально-психологическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона стали эффективным инструментом координации усилий и постоянно действующей площадкой для научных дискуссий в профессиональном кругу. Важно также, что Круглые столы способствуют укреплению профессиональной идентичности их участников и консолидации профессионального сообщества социальных психологов.

 

 

Информация об авторах

Голынчик Елена Олеговна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: elena_golynchik@mail.ru

Соловьева Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: olga_solovyova@inbox.ru

Малышева Наталья Георгиевна, кандидат психологических наук, заместитель заведующего кафедрой по научной работе, доцент кафедры социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: tasha.malysheva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1698
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 614
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6