Вовлеченность в профессиональную среду и ее значение для непрерывного образования

1435

Аннотация

В статье представлен анализ существующих определений феномена профессиональной среды и разнообразных подходов к пониманию ее компонентов. Уделено внимание рассмотрению таких социально-психологических составляющих профессиональной среды, как профессиональная культура, профессиональные группы и сообщества. На основе теоретического анализа в статье предложено авторское понимание функций профессиональной среды, представлена и разработанная авторами модель динамики вовлеченности в профессиональную среду, описаны ее этапы. Вовлеченность в профессиональную среду рассматривается как устойчивое состояние активного взаимодействия субъекта с профессиональной средой, проявляющееся в поведенческой активности как внутри среды, так и за ее пределами в качестве представителя этой профессиональной среды. Акцентирована многоаспектность и актуальность изучения взаимовлияния профессиональной среды и профессионального образования. Приведены аргументы в пользу сближения образовательной и профессиональной среды. В статье впервые обоснована необходимость изучения взаимосвязи вовлеченности в профессиональную среду и вовлеченности в непрерывное образование как условия успешной адаптации и развития современного профессионала.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная среда, профессиональное сообщество, непрерывное образование, выбор профессии, динамика вовлеченности, этапы вовлеченности, поливариативная карьера

Рубрика издания: Теоретические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080201

Для цитаты: Литвинова Е.Ю., Киселева Н.В. Вовлеченность в профессиональную среду и ее значение для непрерывного образования // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 5–20. DOI: 10.17759/sps.2017080201

Полный текст

 

В последние годы в исследованиях, посвященных психологии карьеры и профессионального развития, все чаще звучит тема приверженности профессии и собственному профессиональному пути, в противовес более популярной ранее теме приверженности организации, ее ценностям и культуре. Профессионалы демонстрируют высокий уровень принадлежности профессиональной среде, а в поисках профессиональной оценки и признания все чаще отдают предпочтение не организационному, а профессиональному сообществу. Карьерные ожидания работники связывают в большей степени с таким уровнем своего профессионального и индивидуального развития, при котором они будут востребованы многими организациями и получат возможность выбора. Образованные люди, стремящиеся сделать карьеру, все больше ориентируются не на приверженность конкретной организации, а на приобретение такого набора профессиональных и личных компетенций, который позволит им быть успешными в профессии, конкурентоспособными на рынке труда. Вместе с тем управление собственным профессиональным развитием предполагает не только совершенствование имеющихся компетенций, но и анализ перспектив своей деятельности, предвосхищение тех знаний умений и навыков, которые могут потребоваться уже в ближайшее время.

Феномен профессиональной среды еще не получил достаточно глубокого анализа в современной психологической литературе. Более того, само понятие размыто и понимается неоднозначно. Профессиональная среда определяется то как сфера профессиональной деятельности [26], то как профессиональная принадлежность [7], то как синоним организационной среды [2], то как часть профессионального самосознания и источник формирования личности профессионала [4; 5] и т. п. Нам близок подход, развиваемый С.А. Дружиловым, который утверждает, что неотъемлемой частью личности профессионала является «... представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу» [5, с. 33].

Феномены, составляющие профессиональную среду, также разнообразны. Интересно, что такой компонент профессиональной среды, как профессиональное сообщество, его роль в становлении профессионала, чаще привлекает внимание исследователей, чем сам феномен профессиональной среды [9; 27; 30; 31]. Размышляя о профессии, Е.А. Климов обращал внимание на преемственность как важнейшую роль профессионального сообщества: профессия это «. мысленно представляемая референтная группа, к которой принадлежат не только здравствующие специалисты, но и те профессионалы, которые внесли существенный вклад в дело в прошлом» [8]. А.Г. Шмелев и А.С. Науменко видят роль профессионального сообщества в интеграции профессионалов и регулировании в области соблюдения профессиональной этики [32].

Другие исследователи делают акцент на роли профессионального сообщества в формировании профессиональной идентичности [19], в развитии индивидуального профессионализма [5], в мотивации студентов и молодых специалистов к профессиональному развитию [33], в стимулировании профессиональной вовлечености [35].

Мы будем понимать под профессиональной средой (ПС) совокупность субъектов профессиональной деятельности, условий, в которых она осуществляется, и их взаимодействия и взаимовлияния. Профессиональная среда обеспечивает осознание субъектом собственной профессиональной принадлежности, принятие профессиональных установок, вхождение в профессиональную культуру, профессиональный рост и развитие. Компонентами ПС являются: профессионалы как носители компетенций, новички (студенты и молодые специалисты), профессиональные группы и сообщества, вузы, кафедры, организации и др.

К функциям профессиональной среды традиционно относят только адаптационную и рассматривают ее в основном по отношению к студентам, молодым специалистам. Нами были выделены дополнительно следующие функции

•    Адаптационная (ПС — носитель профессиональных норм, ценностей, установок, которые необходимо усвоить, принять, чтобы успешно осуществлять профессиональную деятельность).

•  Мотивационная (принадлежность, реальная или предполагаемая ПС — источник мотивации, как положительной, так и отрицательной, пребывания в профессии).

• Коммуникативная (обмен профессиональной информацией, взаимодействие с другими профессионалами как внутри среды, так и за ее пределами).

•  Обучающая, развивающая (ПС — важнейший источник инноваций, новых приемов, методов, технологий).

•    Регулирующая (ПС способна обеспечить поддержку и контроль необходимого профессионального уровня субъекта профессии, поддержать профессиональную репутацию).

•      Эмоциональная (эмоциональная поддержка).

•      Синергетическая (организация совместных проектов).

•     Накопления и трансляции профессиональных знаний (преемственность профессиональных знаний, умений, навыков и опыта).

Профессиональная среда всегда отличалась несколько размытыми организационными и даже территориальными рамками. Представители профессий могли встречаться, обмениваться опытом, устраивать дискуссии и обсуждения, которые не были четко регламентированы, но при этом могли оказать существенное влияние на профессиональное развитие. Особенность сегодняшней ситуации в том, что она становится все менее ограниченной рамками одного вуза, одной организации, одной отрасли производства или профессионального образования, одной страны. Более того, все возрастающее количество междисциплинарных связей и проектов убедительно свидетельствует о том, что современная профессиональная среда не ограничивается и рамками одной профессии. Сейчас профессионал, стремясь повысить свои профессиональные компетенции, зачастую обращается к знаниям, традиционно относившимся к другим профессиональным сферам. Так, врач, имеющий медицинское и высшее экономическое образование, самостоятельно изучает психологию, чтобы стать более эффективным как врач и руководитель.

Современные средства коммуникации способствуют выстраиванию междисциплинарных связей и стремлению профессионала развить свои профессиональные компетенции в смежных профессиональных сферах. Развитие IT-технологий создало возможность обмена информацией и взаимодействия с профессионалами и педагогами практически по всему миру, широкого доступа к профессиональной литературе, возможность обучения очень многим профессиям с любой ступени. Все это, на наш взгляд, привело к качественным изменениям профессиональной среды.

Профессиональная среда в современном мире представляет собой богатый источник роста профессионализма ее субъектов, она несет информацию о востребованных компетенциях и возможных перспективах их развития, о взаимосвязях в профессиональном мире, о новых профессиях. В силу этого она обладает большим образовательным потенциалом, мотивирует к поиску дополнительных путей повышения квалификации и обучения новым знаниям.

Вовлеченность в профессиональную среду — важная часть развития профессионала, поскольку именно она обеспечивает преемственность в рамках профессии. При этом мы имеем дело с двумя одновременно протекающими процессами: вовлечении со стороны профессиональной среды и вовлеченностью со стороны субъекта, каждый из которых на разных этапах развития профессионализма может играть свою роль. Так, привлекательность профессиональной среды может стать стимулом для выбора, освоения и углубления в профессии. С другой стороны, стремление развиваться профессионально ведет к поиску соответствующей среды, которая бы этому способствовала. Таким образом, степень вовлеченности в профессиональную среду может варьироваться в зависимости от особенностей самой среды в данный момент, от степени ее привлекательности для субъекта, от профессионального уровня и индивидуальных особенностей самого субъекта, что выражается в этапах развития вовлеченности.

В литературе, как научной, так и популярной, достаточно широко обсуждается проблема вовлеченности персонала как важного условия эффективной работы сотрудников организации. Чаще всего вовлеченность рассматривают как концентрацию работника на задаче; готовность интеллектуально и эмоционально работать столько, сколько нужно для ее решения; удовлетворенность своей ролью, приверженность организации, ее целям и ценностям [10; 14; 21; 30]. Некоторые авторы настаивают на том, что вовлеченность персонала — это, в первую очередь, личная заинтересованность и поглощенность деятельностью, готовность приложить все усилия для ее успешного завершения. Вовлеченный сотрудник полон энтузиазма, он проакти­вен и готов взять на себя всю ответственность за результат [34; 36].

Анализируются как эмоционально­мотивационная составляющая вовлечен­ности, так и поведенческая, а именно, количество физической и психологической энергии, которую человек длительно посвящает работе [3]. Исследуются факторы, способствующие и препятствующие во­влеченности, создаются психологические портреты вовлеченного сотрудника [28].

Вместе с тем, вовлеченность в профессиональную среду в контексте вовле­ченности персонала зачастую вообще не упоминается, хотя многие организации, особенно наукоемкие, обращают внимание на то, чтобы их сотрудники выходили за организационные рамки, проводят для представителей профессионального сообщества семинары, конференции, мастер классы. Вовлеченность в профессиональную среду позволяет субъекту находиться в курсе актуальных тенденций своей профессиональной сферы, осознавать существующие в ней взаимосвязи, понимать необходимые зоны профессионального роста, учитывать особенности взаимовлияния и взаимопроникновения и взаимосвязи со смежными профессиональными сферами.

 

Рис. 1. Этапы развития вовлеченности в профессиональную среду

 

На наш взгляд, проблема вовлеченно­сти в профессиональную среду, наряду с вовлеченностью в организацию, может занять достойное место в социально-психологических исследованиях. Мы будем рассматривать вовлеченность в профессиональную среду как устойчивое состояние активного взаимодействия субъекта с профессиональной средой, проявляющееся в поведенческой активности как внутри среды, так и за ее пределами в качестве представителя этой профессиональной среды. Вовлеченность в профессиональную среду сопровождается эмоционально окрашенным чувством принадлежности ей и приверженностью субъекта целям и ценностям профессии.

Поскольку вовлеченность в ПС процесс динамичный, мы предлагаем выделить следующие его этапы (рис. 1).

1.   Предварительный этап — вовле­ченность только начинает формироваться. Человек осуществляет процесс выбора своей профессии, которая становится для него привлекательной. Формируется намерение стать представителем данной профессии и присоединиться к профессиональной среде. В некоторых случаях выбор профессии определяется знакомством с профессиональной средой, привлекательностью ее субъектов. На этом этапе субъект не является частью профессиональной среды.

2.   Обучение и начальное развитие профессиональных компетенций, ориентация в профессиональной среде — как правило, этот этап связан с началом профессионального обучения, знакомством с профессиональным языком, нормами и правилами, приспособлением к требованиям и условиям труда, ассимиляцией накопленного образовательного опыта. У человека формируются базовые профессиональные компетенции, приобретается новая социальная роль, например, студента, обучающегося определенной профессии. Данный этап заканчивается формированием психологической готовности и желанием заниматься выбранной профессиональной деятельностью.

3.   Приобщение к профессиональной среде, адаптация к профессиональной деятельности — на этом этапе человек начинает ощущать себя частью профессиональной среды, разделяет ценности и традиции профессионального сообщества, демонстрирует поведение, соответствующее требованиям среды. Формируется профессиональная идентичность, развиваются представления о профессиональной карьере, происходит развитие базовых и формирование специфических компетенций. Данный этап заканчивается адаптацией к профессиональной деятельности и осознанием себя представителем определенной профессии.

4.   Погружение в профессиональную среду — в этот период происходит повышение осознанности профессиональной деятельности, развитие мастерства, возникает ощущение профессиональной успешности, у человека появляются профессиональная позиция, осознание своих профессиональных возможностей и ограничений, формируется опыт взаимодействия с внешним окружением как представителя профессиональной среды (и признание его профессионального статуса внешним окружением). У человека происходит выбор профессиональной стратегии и способов ее реализации. Кроме того, именно на этом этапе возникает осознание необходимости развития профессиональных компетен­ций, осуществляются поиск и построение возможных путей дальнейшего профессионального роста и совершенствования. Если на предыдущем этапе направление и содержание обучения преимущественно задавались извне, то сейчас субъект начинает осознавать и строить собственную образовательную траекторию. Этот этап сопровождается углублением и ростом постоянства контактов человека с профессиональной средой.

5.   Интеграция в профессиональной среде — на этом этапе человек испытывает удовлетворенность своей профессией, вносит творческий вклад в изменение профессиональной среды, ощущает свою профессиональную значимость, у него актуализируется потребность передачи накопленного опыта. Развиваются коммуникации, возникает признание внутри профессионального сообщества. На стадии интеграции потребность в постоянном, непрерывном образовании становится базовой для развития профессионализма и поддержания высокого профессионального мастерства.

На всех этапах своего развития — во­влеченность в профессиональную среду отражает процесс взаимодействия человека с ней. Временны:е, возрастные рамки прохождения этапов вовлеченности индивидуальны, зависят от профессиональной принадлежности и особенностей субъектов труда.

Вовлеченность в профессиональную среду представляет собой непрерывный, целостный, системный, структурированный процесс взаимодействия профессионала с его профессиональным окружением. Вовлеченный профессионал испытывает интерес к профессиональной деятельности, посвящает силы, время, энергию, ресурсы эффективному выполнению своей профессиональной деятельности, профессиональному росту и развитию, связан с профессиональным сообществом, следит за изменениями и инновациями в своей сфере. Таким образом, вовлеченность в профессиональную среду предполагает, с одной стороны, совершенствование и обновление тех компетенций, которые позволяют эффективно выполнять профессиональную деятельность, с другой стороны, возможность быть проактивным, понимание направления развития, осознание тех компетенций, которые нужно формировать в ближайшем будущем, чтобы оставаться востребованным и конкурентоспособным.

В этой связи трудно переоценить роль непрерывного образования (continuingeducation, lifelonglearning, ongoingeducation, lifewidelearning) для поддержания и развития профессионализма. Оно становится неотъемлемой составляющей жизни современного профессионала, различные его виды и формы все более востребованы у представителей самых разных профессий, а сам феномен непрерывного образования популярен у исследователей различных научных областей [17; 18; 19]. Начиная с этапа интеграции в профессиональную среду, субъект все больше вовлекается в процесс непрерывного образования. Таким образом, можно предположить, что рост вовлечен­ности в профессиональную среду приводит к росту вовлеченности в непрерывное образование, тогда как вовлеченность в непрерывное образование позволяет лучше адаптироваться в профессиональной среде. Вовлеченность субъекта в непрерывное образование способствует расширению для него границ профессионального сообщества, более глубокому пониманию профессиональных норм и ценностей, удовлетворению профессиональных потребностей в кругу значимых людей (референтных групп). Вовлечен­ность в данном случае выступает энергетическим (эмоционально-мотивацион­ным) аспектом деятельности.

Традиционно непрерывное образование рассматривается как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая постоянно с целью улучшения знаний и навыков и профессиональной компетентности. В более широком контексте непрерывное образование представляет собой процесс получения любых новых знаний и навыков, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющихся условиях жизни современного человека. Развитие системы непрерывного образования, с этой точки зрения, предполагает создание условий для успешной социализации личности, определение целей и задач образовательных институтов, исследование особенностей взаимоотношений обучающего и обучаемого, стимулирования мотивации к непрерывному образованию и т. д. Показателен тот факт, что в России существует большое разнообразие потребностей в профессиональном образовании, молодежь с самого начала нацелена на длительные траектории получения образования [15].

В «Образовательной стратегии ЮНЕСКО 2014—2021» обучение на протяжении жизни выступает основным и «организующим принципом всех форм обучения». В основе этого принципа лежит убеждение, что система образования должна содействовать пожизненному обучению, созданию формальных, неформальных и неофициальных возможностей для обучения людей всех возрастов. Предполагается, что в образовательном процессе есть необходимость акцентировать внимание не столько на передаче знаний и приобретении конкретных навыков, сколько на формировании более широких компетенций, способствующих раскрытию потенциала обучающихся. Как отмечает И.П. Печеранский, «... одним из мегатрендов нового века, наряду с демографическими изменениями и глобализацией, является непрерывное образование» [20, с. 15].

Поскольку субъектами образовательного процесса зачастую являются взрослые профессионалы, образование становится способом получения желаемых знаний, навыков путем осознанного выбора программ и технологий обучения. Исследование непрерывного образования как «образования для взрослых» предполагает фокусировку на возрастных особенностях, уровне осознанности целей получения образования и ориентированности на результат. Большинство взрослых субъектов непрерывного образования осознают связь между уровнем профессионализма и необходимостью повышать квалификацию, между собственной эффективностью и ростом профессиональных компетенций.

Таким образом, необходимость установления тесных связей между профессиональной средой и непрерывным профессиональным образованием приобретает особую остроту. Именно профессиональная среда во многом определяет содержание профессионального образования. В настоящее время предпринят ряд попыток привести образовательный процесс в соответствие с требованиями профессиональной среды [1; 6; 13; 22, 23; 25; 29]. Однако эти попытки ограничиваются вузами и не затрагивают всей системы непрерывного образования. Сближение, установление связей между профессиональной средой и непрерывным образованием, с одной стороны, способствовало бы большей «заточенности» учебных программ под конкретные профессиональные цели и задачи, а с другой стороны, обеспечило бы возможность более осознанного и целенаправленного управления субъектом собственным образованием.

Подчеркивая функциональную специфику получаемых знаний, ряд авторов, отмечают, что важнейшая задача такого образования — обеспечение непрерывного обновления профессиональных знаний и навыков. Причем в этом виде непрерывное образования совпадает с дополнительным профессиональным образованием, поскольку также включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку, и в этом случае дополнительное образование должно соотноситься с основным [15]. Чаще всего речь идет о непрерывном профессиональном образовании, которое рассматривается как получение дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с профилем профессиональной деятельности обучаемого.

Мы согласны с тем, что «... непрерывное профессиональное образование делает акцент на постоянстве процесса обучения в профессиональной сфере, но никак не связывает его с характером базового образования» [15, с. 27].

И хотя это отличие существенно, поскольку содержит разные представления о профессиональной карьере, нам представляется, что как углубление в профессию, так и выход за рамки непосредственно профессиональных компе­тенций, а также расширение их рамок имеют непосредственное отношение к непрерывному образованию. Различия в том, что в одном случае — это линейное продвижение в профессиональной среде, в другом — освоение смежных областей, расширение функциональных обязанностей, иногда выход за рамки традиционных представлений. Таким образом, мы имеем дело с традиционной (линейной) и поливариативной профессиональными карьерами. Непрерывное образование в контексте вовлеченности в профессиональную среду предполагает акцентирование внимания не на соответствии профессиональной готовности человека требованиям конкретного предприятия, а на логике собственного профессионального развития и собственных профессиональных запросов.

В этом случае непрерывное образование способствует успешному освоению новых знаний, умений и навыков, помогающих лучше адаптироваться в постоянно меняющихся условиях, и приобретению необходимых профессиональных компетенций, позволяющих быть конкурентоспособным на рынке труда.

Мы допускаем, что идеи, изложенные в статье, нуждаются в дополнительном анализе и проверке. Однако проблема изучения взаимовлияния профессиональной среды и непрерывного образования заслуживает этого и имеет, на наш взгляд, серьезные перспективы [11; 12; 24]. Современная ситуация настойчиво предлагает, если не сказать навязывает, необходимость быть в курсе происходящих изменений, развивать профессиональную компетентность, чтобы оставаться востребованным. Однако зачастую субъект не имеет преставления о конкретном направлении, в котором он должен действовать, конкретных шагах, которые ему необходимо предпринять. Обилие обновляющейся информации, интенсификация коммуникативного и информационного потока могут дезориентировать, вызывать стресс и демотивировать человека. Доступность огромного массива знаний поднимает проблему их дифференцирования, выбора необходимых. Именно в этом контексте так важно, чтобы система непрерывного образования, находясь в единстве с профессиональной средой, могла помочь субъекту управлять собственным профессиональным ростом, предоставляя информацию и возможность развивать необходимые компетенции. На наш взгляд, серьезные перспективы прикладного использования имеет исследование и разработка способов управления вовле­ченностью в профессиональную среду, которые позволят скорректировать сбои и потери на этапах вовлеченности, начиная от затруднения в выборе профессии и заканчивая профессиональным выгоранием и стагнацией.

 

 

 

 

 

Литература

  1. Горбатко Е.С. Управление процессами интеграции основного высшего и дополнительного образования на основе компетентностного подхода: дисс. канд. эконом. наук. М., 2014. 161 с.
  2. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. 2011. № 3 (39). С. 8—18.
  3. Долженко Р.А. Удовлетворенность, лояльность, вовлеченность персонала: уточнение и конкретизация понятий // Вестник АГАУ. 2014. № 9 (119). С. 157—162.
  4. Дружилов С.А. Влияние профессиональной группы и профессионального сообщества на становление и сохранение индивидуального профессионализма [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49885 (дата обращения: 03.02.2017).
  5. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2005. № 12. С. 30—43.
  6. Ермакова Л.И. К вопросу о концептуальных основах развития региональных моделей системы непрерывного образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 1. С. 240—246.
  7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 240 с.
  8. Климов Е.А. Путь в профессионализм (психологический взгляд). М.: Флинта, 2003. 320 с.
  9. Кондратьев М.Ю. К портрету отечественного профессионального психологического сообщества: блестки реальности на официальном фраке // Социальная психология и общество. М.: Изд-во: МГППУ. 2015. Т. 6. № 3. С. 174—188.
  10. Липатов С.М. Вовлеченность работника в организацию» или «увлеченность работой»: соотношение понятий [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1. С. 104—110. // Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-rabotnika-v-organizatsiyu-iliuvlechennost-rabotoy-sootnoshenie-ponyatiy (дата обращения: 03.02.2017).
  11. Литвинова Е.Ю. Киселева Н.В. Структурная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 5—17. doi: 10.17759/sps.2016070301
  12. Литвинова Е.Ю. Поливариативная карьера: перспективы изучения // Современная зарубежная психология. 2013. № 2. С. 118—129.
  13. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально- культурной сфере: автореф. д-ра пед. наук. Тамбов., 2008. 34 с.
  14. Мандрикова Е.Ю., Горбунова А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 4. С. 2—22. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-uvlechennosti-rabotoy-lichnostnyh-resursov-i-udovletvorennosti-trudom-sotrudnikov (дата обращения: 03.02.2017).
  15. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / Под ред. А.Е. Карпухиной. Сер. «Мониторинг. Образование. Кадры». М.: МАКС Пресс, 2006. 340 с.
  16. Муратова Е.И., Федоров И.В. Модель адаптации студентов к профессиональной среде // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 91—97.
  17. Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально- экономических неравенств / Под ред. Ю.В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.
  18. Непрерывное образование и потребность в нем / Под ред. Г.А. Ключарева. М.: Наука, 2005. 153 с.
  19. Непрерывное образование: актуальное состояние, проблемы и перспективы / Под ред. Ю.В. Братчиковой. Екатеринбург: УГПУ, 2013. 132 с.
  20. Печеранский И.П. Отчет «Future work skills 2020»: задачи для непрерывного образования (философско-педагогические заметки) // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1(13). С. 14—22 doi: 10.15393/j5.art.2016.3046
  21. Пряжников Н.С. Ценность труда и увлеченность работой [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1. С. 111—119 // Научная библиотека КиберЛенинка.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennost-truda-i-uvlechennost-rabotoy (дата обращения: 03.02.2017).
  22. Пушкарёв Ю.В., Пушкарёва Е.А. Философия непрерывного образования в контексте развития глобальной культуры // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 60—67. doi: http:// dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1603.06
  23. Родичев Н.Ф. Непрерывность общего образования и постиндустриализации общества // Организационная среда XXI века: Статьи и доклады III Международной научно- практической конференции / Под ред. Н.В. Тихомировой. М.: МЭСИ, 2012. С. 117—122.
  24. Сафьян Н.В. Вовлеченность обучающегося в непрерывное образование как социально-психологический феномен // Молодые ученые — столичному образованию: тезисы городской научно-практической конференции. МГППУ XIV. М: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 160—162.
  25. Таюрский А.И. Инновации в области непрерывного образования (на примере института проблем непрерывного образования РАО) // Развитие непрерывного образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1. / Под ред. Е.Н. Беловой. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2009. 280 с.
  26. Фомина С.Н. Подготовка специалистов социальной сферы к конструктивному решению конфликтов в профессиональной среде // Ученые записки Российского государственного социального университета. М.: Изд-во РГСУ, 2010. № 6. С. 70—73.
  27. Хеллевиг Й. Вовлеченность персонала в России. Предварительная электронная версия. Helsinki, RussiaAdvisoryGroupOy, 2012. 119 с.
  28. Числова В.А. Профессиональное сообщество как модель повышения профессиональной компетенции педагогов для работы в инклюзивной среде // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск: Мир науки, культуры, образования, 2015. № 4(53). С. 116—118.
  29. Чуланова О.Л. Формирование системы непрерывного профессионального образования в инновационной организации на основе компетентностного подхода // Проблемы экономики. Организации и управления в России и мире: материалы международной научно-практической конференции. Прага: WORD PRESS s r.o., 2013. С. 530—537.
  30. Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой: Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. М.: Когито-центр, 2015. 137 с.
  31. Шмелев А.Г. Коммуникация, кооперация и конкуренция в самоорганизующихся профессиональных интернет-сообществах // Образовательная политика. М.: ФИРО, 2010. № 9—10(47). С. 27—46.
  32. Шмелев А.Г., Науменко А.С. Интернет-сообщество психодиагностов как инструмент профессиональной интеграции и охраны профессиональной тайны // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Психология. Челябинск: Изд-во ЮУУНИУ, 2009. № 30(163). С. 31—45.
  33. Toom A., Pietarinen J., Soini T., Pyhältö How does the learning environment in teacher education cultivate first year student teachers’ sense of professional agency in the professional community? // Teaching and Teacher Education. 2017. № 63. P. 126—136.
  34. Timperley H.S. Continuing Professional Development // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). 2015. P. 796—802.
  35. Kirk J. Message From the Chairperson: Focus on Professional Involvement // Journal of Renal Nutrition. November 2015. Vol. 25. № 6, P. 518. DOI: https://doi.org/10.1053/j.jrn.2015.08.004
  36. Schaufeli W., Bakker A. Defining and measuring work engagement: Bringing clarity to the concept // Work engagement: A handbook of essential theory and research / In A. Bakker, M. Leiter (eds.). New York: Psychology Press, 2010. P. 5—24.

Информация об авторах

Литвинова Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: elen-litvinova@ya.ru

Киселева Надежда Владимировна, аспирантка кафедры психологии управления, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: 2133940@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2364
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1435
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3