Базовый побудительный механизм социальной активности личности

925

Аннотация

Обосновано применение системно-диахронического подхода к исследованию социальной активности личности. Социальная активность, с точки зрения системно-диахронического подхода, должна быть рассмотрена как разноуровневое образование, включающее когнитивные, эмоционально-оценочные, мотивационные и социально-психологические явления, объединенные в актах взаимодействия личности и социальной среды, претерпевающих качественные изменения во времени. Описание прошлого, настоящего и будущего состояния системы «личность—социальная группа», выделение элементов системы, прогрессивно или регрессивно трансформирующихся, — необходимые условия системно-диахронического анализа социальной активности. Раскрыт базовый побудительный механизм социальной активности личности — диахроническое рассогласование в системе «личность—социальная среда», а также частные когнитивные, эмоционально-оценочные, мотивационные и социально-психологические механизмы социальной активности личности и группы.

Общая информация

Ключевые слова: социальная активность, личность, системно-диахронический подход, базовый побудительный механизм, диахроническое рассогласование, психологические механизмы

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100101

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00298).

Для цитаты: Григорьева М.В. Базовый побудительный механизм социальной активности личности // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 1. С. 5–17. DOI: 10.17759/sps.2019100101

Литература

 

  1. Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 5—18.
  2. Абульханова К.А., Кольцова В.А. Интеграция методологических принципов отечественной психологии на рубеже веков // Человек и мир. 2017. Т. 1. № 1. С. 6—52.
  3. Белан Е.А. Ситуационные предикторы активности личности. Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 140 с.
  4. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально- психологические факторы ее развития: на примере студентов — будущих педагогов- психологов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2004. 23 с.
  5. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. Т. 2. 432 с.
  6. Григорьев А.В. Отношение к социальной активности во взаимосвязи с субъектными характеристиками личности, направленностью реализуемой активности и социально-психологической адаптацией: дисс. … канд. психол. наук. Саратов, 2014. 178 с.
  7. Григорьев А.В. Субъектные характеристики личности в зависимости от степени проявления социальной активности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=7166 (дата обращения: 02.05.2018).
  8. Григорьева М.В. Диахронический подход к исследованию социально- психологической адаптации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. № 1. С. 54—58.
  9. Григорьева М.В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации: дисс. … д-ра психол. наук. Саратов. 2010. 521 с.
  10. Гудкова Т.В., Матвеева Н.С., Матвеев К.А. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 52—57.
  11. Джиоева О.Ф., Маргиева З.Г. Социальная активность как фактор социализации личности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2010. № 2. С. 120—125.
  12. Кириленко Н.П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения: значение, структура, возрастные особенности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 4. С. 471—476.
  13. Логвинов И.Н. Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34). URL: http://scientific-notes.ru/en/undefined (дата обращения: 25.04.2018).
  14. Лунев Ю.А., Чернышев А.С. Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии. Курск: Издательство Курского государственного педагогического университета, 1999. 136 с. : ил., табл.
  15. Малышев И.В. Особенности социально-психологических и индивидуальных адаптационных характеристик личности подростков разных субкультур // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 3. С. 308—313.
  16. Марцинковская Т.Д. Социальное пространство: теоретико-эмпирический анализ [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.04.2018).
  17. Осипова Л.Б., Панфилова Е.А. Молодежная политика как фактор социального развития молодежи // Вестник Вятского государственного университета. 2014. № 15. С. 28—33.
  18. Погодина А.В., Есаулова К.С. Социально смелая личность в реальном общении и интернет-коммуникации: анализ представлений людей разного возраста // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 1. С. 38—55. doi:10.17759/ sps.2017080103
  19. Разумовский О.С. Диахрония [Электронный ресурс]. URL: http://www.chronos. msu.ru/TERMS/razumovsky_diakhronia.htm (дата обращения: 03.07.2018).
  20. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: ЁЁ Медиа, 2012. 66 с.
  21. Соколова Е.С. Структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 2. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/2/Sokolova/ (дата обращения: 02.05.2018).
  22. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 164—176.
  23. Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2009. 619 с.
  24. Шамионов Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 27. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.04.2018).
  25. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психология социальной активности молодежи: проблемы и риски. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. 384 с.: ил.

 

Информация об авторах

Григорьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2541-2186, e-mail: grigoryevamv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2089
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 925
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0