Становление ролевой позиции тьютора в школе как индикатор социальных ожиданий от обучения детей в частной школе (на примере Хорошколы)

511

Аннотация

В социуме меняется отношение к детству, усиливается ценность индивидуального развития ребенка. Повышается запрос на построение и сопровожде¬ние индивидуальной образовательной траектории. Это формирует запрос на новые профессиональные функции, в том числе сопровождение индивидуального образовательного маршрута, делегированного профессии тьютора. Исследова¬ние направлено на выявление социальных ролей тьютора на первом году фор¬мирования образовательного сообщества частной школы. Гипотеза исследова¬ния: в ситуации процесса активного формирования социальной общности новой школы тьютор, через интеракции с родителями, учителями и администраци¬ей, принимает на себя ряд неформальных функций, связанных с индивидуальной работой с учеником сверх образовательных задач. Применялась качественная стратегия исследования, обусловленная необходимостью глубинного анализа и выявления причинно-следственных связей и скрытых смыслов в системе социальный интеракций. В выборку (21 человек) вошли представители различных социальных ролей: тьюторы — 8 человек; родители учеников — 5 человек; представители администрации — 3 человека; руководители потока/учителя предметники — 3 человека; психологи — 2 человека. Сбор данных осуществлялся методом глубинного полуформализованного интервью по разработанной исследовательской программе (40 изначальных вопросов). Выявлено, что ролевой набор и функционал тьютора в новой школе не является данностью, свойственной рассматриваемой профессии, а выступает продуктом контекстов и интеракций, формирующих содержание уникального института в условиях формирующихся коммуникаций, событий и жизненного уклада школы. На конец первого цикла жизни образовательного сообщества школы сформировался целый спектр ролей у тьютора, что актуализирует задачу профессионального самоопределения тьютора в системе социальных интеракций.

Общая информация

Ключевые слова: социальная позиция, социальные отношения, социальный интеракционизм, профессиональная роль, тьютор, школа, образовательные запросы, персонализация образования, цифроизация жизни и школы

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100108

Для цитаты: Крайнова П.О., Обухов А.С. Становление ролевой позиции тьютора в школе как индикатор социальных ожиданий от обучения детей в частной школе (на примере Хорошколы) // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 1. С. 134–151. DOI: 10.17759/sps.2019100108

Литература

 

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 416 с.
  2. Архипова С.Н. Инклюзия: от специального образования к общему // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии / Под ред. О.Н. Ертановой, М.М. Гордон. М.: МГППУ, 2011. С. 37—38.
  3. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я.Ю. Старцева при участии В.А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 416 с.
  4. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 2010. № 9. С. 6—8.
  5. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: Изд-во «НексПринт», 2010. 84 с.
  6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
  7. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология / Под редакцией Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 173—179.
  8. Блумер Г. Символический интеракционизм / Пер. А. Корбута. М.: Элементарные формы, 2017. 346 с.
  9. Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пер. Н. Шматко. М.: Просвещение, 2017. 346 с.
  10. Гедгафова Л.М. Опыт тьюторского обучения в университетах Оксфорда и Кембриджа // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. № 1. С. 119—124.
  11. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
  12. Гордон Э.Е., Гордон Э.Н. Столетия тьюторства. История альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Пер. с англ. под науч. ред. С.Ф. Сироткина, Д.Ю. Гребенкина. Ижевск: ERGO, 2008. 351 с.
  13. Гусев В.А. Консервативные идеологии // Социологические исследования. 1994. № 11. С. 129—135.
  14. Зыбарева Н.Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования [Электронный ресурс]. URL: https://thetutor.ru/biblioteka/tyutorstvo-v-inklyuzivnom-obrazovanii/tyutorskoe-soprovozhdenie-inklyuzivnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 25.11.2018)
  15. Индикаторы образования: 2017: статистический сборник: Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина и др. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 320 с.
  16. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства [Электронный ресурс]: учеб.-практ. издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» / Сост. А.В. Медведева, И.Б. Клюбина. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. URL: https:// www.dvfu.ru/schools/school_of_education/e-publications/2014/medvedeva-av_ istoricheskie-istoki-i-teoret-osnovy-tutorstva.pdf (дата обращения: 25.11.2018)
  17. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010. 88 с.
  18. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.
  19. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». М.; Тверь: «СФК-офис», 2012. 246 с.
  20. Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в России // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 163—180.
  21. Колосова Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. М: Чистые пруды, 2008. 32 с.
  22. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
  23. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726- р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/ ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 25.11.2018)
  24. Кули Ч. Социальная самость. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 172—179.
  25. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, 2000. 320 с.
  26. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT; Хранитель, 2006. 873 с.
  27. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 430 с.
  28. Михайлова Я.Я., Сивак Е.В. «Научное родительство»? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 8—25.
  29. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 640 с.
  30. Обухова Л.Ф., Котляр И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 5—19.
  31. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 5—10.
  32. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 3. С. 1—11. doi:10.17759/psyedu.2015070301
  33. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок // Экономика образования. 2009. № 2. С. 95—100.
  34. Проскуровская И.Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства // Философия. Социология. Политология. 2009. № 2. С. 71—81.
  35. Родители в системе дополнительного образования детей: ожидания, стратегии поведения, информированность. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. 56 с.
  36. Саралиева З.Х., Балабанов С.С. Дети как жизненная ценность россиян // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 8 / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 390—403.
  37. Соколова Е.И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4. С. 1—6.
  38. Старостина Ю.А. Феномен форсирования развития дошкольников в современной российской семье: дисс. … канд. психол. наук. 19.00.13. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2017. 199 с.
  39. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.: Алетейя, 2000. 288 c.
  40. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 7—24. doi:10.17759/cpp.2015230402
  41. Тьютор [Электронный ресурс] // Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Редакция 2018. URL: https://classinform.ru/eksd/kvalifikatcionnye-harakteristiki-dolzhnostei-rabotnikov/ v-sfere-obrazovaniia/dolzhnosti-pedagogicheskikh-rabotnikov/tiutor-obj1144.html (дата обращения: 25.11.2018).
  42. Удинховен У., Вазир Р. Новое детство: как изменились условия и потребности жизни детей. М.: Университетская книга, 2010. 200 с.
  43. Фрумин И.Д., Поляруш П.П. Частно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта // Вопросы образования. 2008. № 2 С. 73—107.
  44. Чириков И. Метафора «договорного порядка» как исследовательская перспектива в социологии организаций. М.: ГУ ВШЭ, 2009. 44 с.
  45. DeMause L. The History of Childhood. Northvale, New Jersey: Jason Aronson, 1995. 450 р.
  46. Hall P. Interactionism and the Study of Social Organization // The Sociological Quarterly. 1987. Vol. 28, № 1. Р. 1—22.
  47. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago: University of Chicago Press, 1934. 401 p.
  48. Schoonmaker S. Kids in Context: The Sociological Study of Children and Childhoods // Contemporary Sociology. 2006. Vol. 35. Iss. 6. Nov. P. 579—580.
  49. Scott W.R. Organizations: rational, natural and open systems. Prentice Hall, Upper Saddle River, New Jersey. 2005. 430 p.
  50. Strauss A., Schatzman L., Ehrlich D., Bucher R., Sabshin M. The Hospital and its Negotiated Order // The Hospital in Modern Society / E. Freidson (ed.). N.Y.: FreePress, 1963. Р. 147—169.
  51. Williams G. Socrates in Stellenbosch and Tutorials in Oxford. Paper presented at the Tutorial Education: History, Pedagogy, and Evolutionconference [Электронный ресурс]. Lawrence University, 2007. URL: http://www.gavinwilliams.org/wp-content/uploads/2014/01/2007-socrates-at-stellenbosch.pdf (дата обращения 25.11.2018).

 

 

Информация об авторах

Крайнова Полина Олеговна, тьютор, ЧОУ «Хорошеская школа», Москва, Россия, e-mail: p.kraynova@horoshkola.ru

Обухов Алексей Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономикии», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7215-3901, e-mail: aobuhov@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1224
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 511
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0