Психологическое сопровождение интеллектуально успешных подростков с разным интрагрупповым статусом

409

Аннотация

В статье приводятся данные исследования социально-психологических и личностных характеристик интеллектуально успешных подростков с различным интрагрупповым статусом и рекомендации по их психологическому сопровождению. Под интеллектуально успешными подростками понимаются подростки, показавшие высокие результаты при участии в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах. В качестве показателя интрагруппового статуса используется интегральный статус индивида в контактном сообществе (школьном классе). Исследовались такие характеристики, как временная ориентация (опросник временной перспективы (ZTPI) Ф. Зимбардо), временная перспектива будущего (метод мотивационной индукции (ММИ) Ж. Нюттена), направленность личности (ориентационный опросник Б. Басса), социальные представления об успешности (метод П. Вержеса). Показано, что интеллектуально успешные подростки с разным интрагрупповым статусом отличаются спецификой социально-психологических и личностных характеристик. В статье приводятся рекомендации для широкого круга специалистов, работающих с подростками.

Общая информация

Ключевые слова: интеллектуально успешные подростки, групповой статус, интенциональность, психологическое сопровождение

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100213

Для цитаты: Кондратьев М.Д. Психологическое сопровождение интеллектуально успешных подростков с разным интрагрупповым статусом // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 175–183. DOI: 10.17759/sps.2019100213

Литература

  1. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
  2. Кондратьев М.Д. Особенности временной перспективы одаренных подростков и их сверстников // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Т. 9. № 1. С. 106—114. doi:10.17759/psyedu.2017090111
  3. Кондратьев М.Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 116—130. doi:10.17759/ sps.2017080208
  4. Кондратьев М.Ю. Методический алгоритм определения интегрального внутригруппового статуса члена контактного сообщества // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 3. С. 125—142.
  5. Неймарк М.С., Толстых Н.Н. Направленность личности: взгляд из 2012 года // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2013. № 1. С. 5—13.
  6. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 c.
  7. Толстых Н.Н., Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности личности разностатусных подростков // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 90—104.
  8. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 28—38. doi:10.17759/jmfp.2018070203
  9. Grize J-B., Verges P., Silem A. Salaries face aux nouvelles technologies: Versuneapproche sociologique des representations sociales. Lyon: CNRS, 1987. 223 p.

Информация об авторах

Кондратьев Михаил Дмитриевич, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии ИОН, РАНХиГС, Москва, Россия, e-mail: mdkondr@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1003
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 409
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0