Социальные мотивы использования социальных сетей: анализ групп пользователей

913

Аннотация

В статье описаны различные социальные мотивы использования социальных сетей (поддержание и развитие отношений, принадлежность к группе и самопрезентация). Результаты исследования показали, что пользователи социальных сетей (n=579) могут быть разделены на четыре различных профиля в зависимости от выраженности у них той или иной мотивации использования социальных сетей (1 — умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию; 2 — ориентация на поддержание социальных отношений; 3 — низкая социальная мотивация; 4 — высокая социальная мотивация). Сравнение пользователей из разных профилей по их личностным чертам и поведению в сети показало, что пользователи с высокой социальной мотивацией демонстрируют наиболее высокий уровень экстраверсии, доброжелательности и открытости опыту по сравнению с индивидами из других профилей. Пользователи из профиля «ориентация на поддержание социальных отношений» не отличаются от пользователей с низкой социальной мотивацией по уровню доброжелательности и открытости опыту, а пользователи из профиля «умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию» — от пользователей с высокой мотивацией по уровню нейротизма и открытости опыту. В целом респонденты из профиля с высокой социальной мотивацией демонстрируют наиболее интенсивное использование социальных сетей (далее — СС) по всем параметрам поведения. Меньше всего различий в поведении в СС наблюдается между респондентами из профилей «ориентация на поддержание социальных отношений» и «низкая социальная мотивация», а также «умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию» и «высокая социальная мотивация».

Общая информация

Ключевые слова: социальные сети, мотивация, профили, большая пятерка

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100407

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-29-02225 «Методы выявления личностных предикторов эффективности профилактики депрессии на основе анализа больших массивов данных»).

Для цитаты: Припорова Е.А., Агадуллина Е.Р. Социальные мотивы использования социальных сетей: анализ групп пользователей // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 4. С. 96–111. DOI: 10.17759/sps.2019100407

Полный текст

Первый проект социальной сети (СС) под названием SixDegrees.com появился в 1997 году. С тех пор количество СС значительно выросло, и на сегодняшний день их насчитывается более сотни. Количество пользователей СС во всем мире в 2018 году достигло 3,196 млрд. человек, что на 13% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди жителей России почти половина населения (47% или 67,8 млн человек) зарегистрирована в СС и проводит в них более двух часов ежедневно [4]. При этом вопрос о мотивации использования СС все еще не до конца прояснен, хотя его значение в анализе и понимании поведения индивида в сети не вызывает сомнения. В своих работах разные исследователи описывают от 2 до 9 мотивов использования СС [11], к которым часто относятся социальные (например, поддержание и развитие отношений), информационные (например, поиск необходимой информации), инструментальные (например, помощь в обучении) и гедонистические мотивы (например, просмотр фильмов или использование приложения для онлайн игр). Признавая факт существования многообразных мотивов использования СС, большинство исследователей сходятся на том, что именно социальные мотивы играют ключевую роль в онлайн-поведении. Исследование, проведенное с участием российских подростков, показало, что при использовании «ВКонтакте» социальные мотивы являются ведущими у 80% респондентов, на втором месте стоит широкий выбор функциональных возможностей, которые сопряжены с развлекательным мотивом (прослушивание музыки, просмотр фильмов) — 67% респондентов [3]. Социальными являются мотивы, связанные с взаимодействием и воздействием на других людей, среди которых авторы выделяют мотивы «Поддержание и развитие отношений», «Принадлежность к группе» и «Самопрезентация».

Поддержание
и развитие отношений

В большинстве исследований, посвященных мотивации использования СС, авторы выделяют мотив поддержания существующих и развития новых отношений, подчеркивая его первостепенное значение в онлайн-поведении для пользователей из США [13], Тайваня [6], Австралии [9] и России [3].

Поддержание и развитие отношений через СС позволяет индивидам развивать свой социальный капитал, который можно рассматривать как фактические или потенциальные ресурсы, накопленные через отношения между людьми в сети [12]. R.D. Putnam описал две формы социального капитала: «связывающий» (bonding social capital), который описывает желание поддерживать сильные связи с небольшой группой близких людей, и «соединяющий» (bridging social capital), который связан с поддержанием слабых связей с большим количеством различных людей и желанием увеличивать их количество (знакомиться и развивать отношения с новыми людьми) [22]. В контексте исследований CC авторами было предложено ввести третью форму социального капитала — «поддерживающий» (maintained social capital), который предполагает сохранение и поддержание социальных связей в течение жизни (например, при смене статуса со школьника на студента отношения с бывшими одноклассниками, даже теми, кто переехал в другой город/страну, могут поддерживаться при помощи СС) [13]. Исследования показывают, что развитие социального капитала предоставляет человеку различные выгоды, от эмоциональной поддержки и увеличения самоуважения [15] до информационных и экономических выгод [14], а использование СС значительно упрощает задачу развития и поддержания социального капитала. Связь использования СС с развитием различных форм социального капитала имеет культурную, возрастную и гендерную специфику. Так, результаты недавнего мета-анализа показали, что представители западных стран в большей степени ориентированы на развитие «соединяющего» социального капитала, чем представители восточных стран, при этом культурных различий для «связывающего» социального капитала выявлено не было [18]. Согласно данным, полученным на выборке из России, подростки в большей степени склонны использовать СС для поддержания имеющихся контактов («связывающий» и «поддерживающий» социальные капиталы), в то время как люди среднего возраста (45— 60 лет) заинтересованы, прежде всего, в расширении онлайн-аудитории («соединяющий» социальный капитал) [2]. Кроме того, было показано, что мужчины чаще, чем женщины, используют СС для развития как «связывающего», так и «соединяющего» социального капитала [18].

Мотив поддержания и развития отношений достаточно часто выражен у людей, демонстрирующих высокие баллы по шкале «Экстраверсия» [1], которая, в свою очередь, связана с такими особенностями поведения в сети, как активное использование личных сообщений/ча- тов, обновление статуса, размещение информации о себе и поиск информации о других людях [18].

Принадлежность к группе

Потребность в принадлежности как внутреннее стремление присоединяться к другим и получать социальное признание [20] является основной движущей силой формирования и поддержания взаимоотношений [8], а также одним из главных мотивов использования СС [7; 20; 24]. Многие люди тяжело переживают социальную изоляцию и испытывают сильную потребность в социальной поддержке и групповом признании. СС предоставляют различным пользователям возможность найти любые референтные группы (даже по самым узким и редким сферам интересов) и поддерживать с ними взаимодействие, что часто бывает физически невозможно в реальной жизни. Кроме того, формат СС часто способствует снижению психологических барьеров межличностного общения для людей, испытывающих проблемы с реальным взаимодействием из-за чрезмерной застенчивости, неуверенности или высокого уровня интровер­сии. Использование СС становится для многих пользователей важным инструментом поддержания психологического благополучия [20] и получения социальной поддержки и признания. Психологи показали, что использование СС способствует осознанию подростками чувства принадлежности, включенности и вовле­ченности [10], так как, присоединяясь к различным сообществам, они получают возможность быть признанными другими членами группы и тем самым преодолеть чувство социальной разобщенности [11], а позитивная обратная связь от пользователей референтных групп также способствует увеличению чувства самоэффек­тивности и самооценки пользователя [25].

Исследования показали, что потребность в принадлежности в наибольшей степени выражена у людей с высокими показателями по шкалам «Доброжелательность» и «Нейротизм» [24], а выраженный мотив принадлежности к группе связан с активным использованием в СС функции обмена сообщениями [10] и поиском информации [24].

Самопрезентация

Данный мотив тесно соотносится с описанным выше и связан с возможностью формирования и поддержания собственного имиджа и репутации через самопрезентацию в СС [20; 24]. Сайты СС предоставляют людям уникальную возможность для самопрезентации [16], любой человек может указать в своем профиле желаемую информацию о себе, например, описать свои интересы и предпочтения, а также публично выражать свои мысли и чувства или делиться фотографиями, и так как информация в профиле и на страницах СС предоставляется самими пользователями, они могут самопрезентироваться избирательно и управлять впечатлением о себе, подчеркивая свои позитивные характеристики и преуменьшая или замалчивая негативные [27]. При этом люди среднего возраста чаще склонны представлять себя через текстовые сообщения с описанием социоролевых характеристик (образование, сфера деятельности и пр.), а подростки —посредством визуального контента (фотографии, видео) и описания сферы личных интересов [2].

Исследователи считают, что селфи («фотография самого себя, сделанная преимущественно с помощью смартфона или вебкамеры и размещенная в СС» [21]) является одним из самых распространенных способов реализации мотива самопрезентации в СС [17; 23; 26]. Важным аспектом использования фотографий в самопрезентации является возможность их тщательного отбора и редактирования, что приводит к размещению только тех фотографий, которые подчеркивают физическую и социальную привлекательность пользователей [19].

Самопрезентация в СС позволяет пользователям «скомпенсировать» социальную идентичность в случае, если они оценивают ее негативно (имеют низкую групповую самооценку и/или считают, что другие оценивают группу отрицательно). Так, в CC индивид имеет возможность дистанцироваться от «нежелательной» социальной группы (например, не указывать в персональном профиле принадлежность к ней), тем самым исключив данную идентичность из самопрезентации, и искать «компенсации» за счет виртуального присоединения к более статусным группам, позволяющим поддерживать позитивную социальную идентичность и групповую самооценку [7]. Этот аспект еще раз подчеркивает близость данного мотива к реализации мотивации принадлежности, описанной выше.Мотив самопрезентации является доминирующим в использовании СС у людей с низким показателем по шкале «Сознательность», а также у пользователей с высоким значением по шкале «Нейротизм» [24]. Люди с ярко выраженным мотивом самопрезентации чаще других пользователей используют на своих страницах и профилях фотографии-селфи [17], обновляют статус и размещают информацию о себе [18].

Описанные выше социальные мотивы использования СС чаще всего анализируются независимо друг от друга. Исследователи пренебрегают тем фактом, что среди пользователей существуют подгруппы людей с различной выраженностью социальных мотивов и что именно эти особенности могут определять поведение пользователей в СС. Настоящая статья ставит целью частично заполнить этот пробел и выяснить, как различные сочетания выраженности социальных мотивов связаны с особенностями поведения пользователей в СС.

Программа исследования

Для реализации цели исследования был проведен опрос пользователей СС («ВКонтакте»). Мы предположили, что пользователи могут оценивать социальные мотивы использования СС независимо друг от друга, следовательно, выраженность у них различных социальных мотивов может быть представлена в более широком перечне сочетаний, чем просто группа в целом с высоким и низким уровнями социальной мотивации (Гипотеза 1). Кроме того, было выдвинуто предположение, что разное сочетание выраженности социальных мотивов будет связано с различиями в личностных чертах пользователей (Гипотеза 2) и их поведением в СС (Гипотеза 3).

Выборка. В исследовании приняли участие 579 студентов российских вузов, из которых 80,5% (n=466) составили женщины, средний возраст респондентов —19,5 лет, стандартное отклонение — 2,73. Преимущественно респондентами стали студенты 1 и 2 курсов бакалавриата (89,6%), которые являются активными пользователями СС «ВКонтакте» (более 80% испытуемых проводят в данной сети от трех часов в день).

Методики.

Для оценки Социальных мотивов использования CC было использовано 9 утверждений, оцениваемых по шкале от 1 — «абсолютно не согласен» до 7 — «абсолютно согласен» (Приложение 1). Для исследования каждого мотива использовалось по три суждения: мотив «Поддержание и развитие отношений» (например, утверждение «Я использую СС, потому что они позволяют мне поддерживать отношения с близкими людьми») (а-Кронбаха=0.72); мотив «Принадлежность к группе» (например, «Я использую CC, потому что они позволяют мне быть таким же, как мои сверстники») (α-Кронбаха=0.75); мотив «Самопрезентация» (например, «Я использую CC, потому что они позволяют мне продемонстрировать другим людям мои мысли, чувства, интересы») (α-Кронбаха=0.75). Результаты конфирматорного факторного анализа подтверждают, что используемые для измерения социальных мотивов суждения составляют три взаимосвязанных, но различных социальных мотива. Модель с тремя социальными мотивами (поддержание и развитие отношений, самопрезентация и принадлежность к группе) демонстрирует хорошее соответствие эмпирическим данным (X2=51.030*, df=23, RMSEA=0.043 [90% CI: 0.027; 0.059], CFI=0.959, TLI=0.935, SRMR=0.002).

Параметры использования CC измерялись при помощи вопросов о среднем времени, проводимом в СС в течение дня («Сколько минут в среднем в день вы проводите в сети “ВКонтакте?”»); о количестве друзей в CC («Сколько друзей у вас в CC “ВКонтакте?”»). В вопросе о количестве друзей респондентам требовалось выбрать один из 8 вариантов ответов: 0) 10 или меньше; 1) от 11 до 50; 2) от 51 до 100; 3) от 101 до 150; 4) от 151 до 200; 5) от 201 до 250; 6) от 251 до 300; 7) от 301 до 400; 8) более 400 [13].

Оценка поведения в СС проводилась при помощи вопроса «Как часто вы совершаете перечисленные действия в СС?». Респондентам требовалось оценить частоту каждого из 12 действий (например, просмотр профилей других пользователей, комментирование фотографий и т.д.) по шкале от 1 — «практически никогда» до 7 — «очень часто» (см. табл.).

Таблица

Результаты сравнения респондентов из разных профилей

Примечание. Для попарных сравнений использовался апостериорный тест Тьюки (Tukey’s
HSD test). M — среднее, SD — стандартное отклонение

Личностные черты респондентов оценивались при помощи версии методики Большой пятерки, адаптированной на русский язык С. Щебетенко [5]. Методика включает в себя 44 фразы, описывающие каждую из черт (например, «Я считаю себя тем, кто работает осно- вательно/полон энергии/обычно молчалив и т.д.») и оцениваемые по шкале от 1 — «абсолютно не согласен» до 5 — «абсолютно согласен». Все шкалы продемонстрировали хорошую согласованность: Экстраверсия (α-Кронбаха=0.82), Доброжелательность (α-Кронбаха=0.72), Сознательность (α-Кронбаха=0.79), Нейротизм (α-Кронбаха=0.84), Открытость опыту (α-Кронбаха=0.83).

Результаты исследования
и обсуждение

Социальные мотивы использования СС

Для определения групп людей с разной выраженностью социальных мотивов был использован кластерный анализ. На первом этапе при помощи иерархического кластерного анализа было определено оптимальное количество кластеров для имеющейся выборки (4 кластера). На следующем этапе при помощи кластерного анализа (метод k-среднего) респонденты были разделены на 4 профиля в зависимости от выраженности у них различных социальных мотивов (рис.).

Рис. Профили по результатам кластеризации социальных мотивов использования

В первый профиль «Умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию» (n=123) попали респонденты, не слишком заинтересованные в использовании СС для поддержания и развития отношений (почти -1 стандартное отклонение от среднего по шкале), но, скорее, использующие СС для самопрезентации, демонстрации и подтверждения своей социальной идентичности.

Во второй профиль «Ориентация на поддержание социальных отношений» (n=155) попали респонденты, использующие СС, прежде всего, как средство поддержания коммуникации с близкими и знакомыми людьми, а также поиска новых друзей. Данные респонденты совсем не заинтересованы в том, чтобы как-то самопрезентироваться в СС, а, скорее, используют СС как инструмент для общения.

Третий профиль «Низкая социальная мотивация» оказался наиболее малочисленным (n=49), в него попали люди с низкой выраженностью всех социальных мотивов.

Наиболее многочисленным оказался четвертый профиль «Высокая социальная мотивация» (n=252), респонденты из которого имеют показатели выше среднего по всем видам социальной мотивации использования СС.

Полученные результаты наглядно подтверждают тот факт, что существуют три различных социальных мотива использования СС, и они могут как независимо, так и совместно реализовываться пользователями, образовывая отдельные профили, что подтверждает гипотезу 1.

Личностные различия респондентов из разных профилей

Результаты сравнения респондентов в профилях при помощи апостериорного критерия Тьюки (Tukey’s HSD test) представлены в табл. Как видно из таблицы, вне зависимости от принадлежности 102 к профилю респонденты демонстрируют схожий уровень Сознательности, что может свидетельствовать о том, что данная черта не связана с особенностями социальной мотивации пользователей.

Наибольшее количество различий выявлено между индивидами из третьего (низкая социальная мотивация) и четвертого (высокая социальная мотивация) профилей. В частности, у людей с высокой социальной мотивацией выше уровень экс­траверсии, доброжелательности, нейротиз- ма и открытости опыту, чем у индивидов с низкой социальной мотивацией. Этот результат означает, что люди, имеющие высокие показатели по разным социальным мотивам использования СС, в большей степени общительны, занимают активную коммуникативную позицию, дружелюбны, эмоциональны и тревожны. По уровню доброжелательности и открытости опыту респонденты из профиля «ориентация на поддержание социальных отношений» не отличаются от респондентов с низкой мотивацией и при этом значимо отличаются от людей с высокой социальной мотивацией. А респонденты из профиля «умеренная ориентация на принадлежность и само- презентацию» не отличаются от пользователей с высокой мотивацией по уровню нейротизма и открытости опыту и значимо отличаются от индивидов с низкой социальной мотивацией использования СС. В совокупности эти данные подтверждают полученные ранее результаты о том, что экстраверсия явно связана с социальной мотивацией использования СС [1], а выраженный мотив самопрезентации в СС может быть связан с высоким уровнем ней- ротизма и низким уровнем сознательности [24]. Воспроизводимость полученных ранее данных на российской выборке может служить сигналом о том, что существуют устойчивые паттерны в связи личности пользователей с их мотивацией использования СС. В целом тот факт, что между профилями существуют различия в степени выраженности различных личностных черт у пользователей, подтверждает гипотезу 2 и демонстрирует, что полученные профили содержательно различны.

Параметры использования СС у людей с разной социальной мотивацией Сравнительный анализ показал, что нет значимых различий между суточным временем в СС у людей из разных профилей. В среднем все респонденты тратят на использование СС более 3 часов в день. При этом в соответствии с результатами, полученными в предыдущих исследованиях, максимальное количество «друзей» наблюдается у респондентов из четвертого профиля (высокая социальная мотивация), а минимальное — из третьего (низкая социальная мотивация). В целом респонденты из профиля с высокой социальной мотивацией демонстрируют наиболее интенсивное использование СС по всем параметрам поведения.

Меньше всего различий в поведении в СС наблюдается между респондентами из второго (ориентация на поддержание социальных отношений) и третьего (низкая социальная мотивация) профилей, а также из первого (умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию) и четвертого (высокая социальная мотивация) профилей. В частности, в указанных парах респонденты с одинаковой частотой просматривают чужие профили в сети, комментируют чужие статусы и записи, обновляют свой собственный статус, размещают и комментируют фотографии, делают перепостинг на своей стене.

Данный результат говорит о том, что пользователи, которые преимущественно используют СС как инструмент общения с близкими и друзьями, по своему поведению в сети в большей степени похожи на людей, которые, в принципе, демонстрируют низкую социальную мотивацию. Другими словами, несмотря на то, что отношения с другими людьми — мотив социальный, в ситуации, когда пользователь рассматривает СС исключительно как технический инструмент общения (такой же как, например, телефон), его поведение в сети не сильно отличается от тех пользователей, которые демонстрируют низкую социальную мотивацию и могут использовать сети для других целей, таких как развлечение или поиск информации. Те же пользователи, чьи мотивы использования СС в большей степени были направлены на самопрезентацию (профиль 1), не сильно отличались по своему поведению в сети от пользователей с высокой социальной мотивацией. Данные пользователи чаще, чем индивиды, ориентированные на поддержание социальных отношений (профиль 2), демонстрируют в сети поведение, направленное на других людей (например, комментируют чужие статусы и фотографии). Описанные результаты в целом подтверждают гипотезу 3.

 

Заключение

Результаты нашего исследования показали, что социальная мотивация использования СС может отличаться, и сочетание социальных мотивов связано с различными личностными чертами и поведением в сети. Выявленные в статье профили пользователей с разной социальной мотивацией использования СС в целом подтверждают полученные ранее на международных выборках результаты. Действительно, люди с высоким уровнем социальной мотивации в большей степени демонстрируют активное поведение в СС, чем люди с низкой социальной мотивацией. При этом пользователи, которые рассматривают СС преимущественно как инструмент поддержания отношений с близкими и знакомыми людьми, не очень сильно отличаются по поведению в сети от тех, кто демонстрирует низкую социальную мотивацию.

Полученные в исследовании результаты имеют ряд ограничений. Прежде всего, поведение пользователей в СС оценивалось на основе самоотчета. Известно, что данные самоотчета могут не в полной мере отражать реальное поведение пользователей из-за целого ряда факторов (например, респондентам может быть объективно сложно оценить частоту совершения тех или иных действий в сети, или они могут занижать частоту совершения каких-то действий из-за социальной желательности). Использование объективных данных о поведении в СС могло бы дать более точный результат о различиях в поведении пользователей в разных профилях. Во-вторых, для получения более широкой и точной картины различий в социальной мотивации пользователей продуктивно было бы повторить полученные результаты на большей выборке, так как увеличение респондентов может, с одной стороны, показать устойчивость выявленных профилей, а с другой стороны, выявить дополнительные профили, которые невозможно было валидизировать на имеющейся выборке. В-третьих, полученные результаты дают основание предположить, что мотив поддержания и развития отношений может также восприниматься индивидами как инструментальный. В связи с этим в качестве развития данного направления исследований важно было бы провести анализ не только социальной мотивации, но и других мотивов использования СС для того, чтобы лучше понять их взаимодействия и пересечения и роль этих взаимодействий в различиях поведения в СС.

Приложение 1

Методика оценки социальной мотивации использования социальных сетей

Инструкция:

Прочитайте утверждения и оцените степень своего согласия с ними по шкале от 1 — «абсолютно не согласен/а» до 7 — «абсолютно согласен/а».

Я использую социальные сети, потому что они позволяют...

1.      поддерживать отношения с близкими людьми

2.      поддерживать отношения с людьми, с которыми иначе контакт был бы потерян

3.      познакомиться с новыми людьми

4.      продемонстрировать другим людям мои мысли, чувства, интересы и т.д.

5.      другим людям увидеть меня с лучшей стороны

6.      рассказывать другим людям то, что я считаю важным, чтобы они обо мне знали

7.      мне быть таким/ой же, как мои сверстники

8.      поддерживать отношения с единомышленниками

9.      присоединяться к группам, которые мне интересны

Ключ:

Поддержание и развитие отношений: 1—3

Самопрезентация: 4—6

Принадлежность к группе: 7—9

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-29-02225 «Методы выявления личностных предикторов эффективности профилактики депрессии на основе анализа больших массивов данных»).

Литература

 

Информация об авторах

Припорова Елена Александровна, старший преподаватель кафедры организационной психологии факультета менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Россия, e-mail: epriporova@hse.ru

Агадуллина Елена Рафиковна, кандидат психологических наук, доцент, департамент психологии факультета социальных наук, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1505-1412, e-mail: eagadullina@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1628
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 913
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3